Типы рациональности в классической, неклассической и постнеклассической психологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Типы рациональности в классической, неклассической и постнеклассической психологии



 

Картина мира в классической науке, характеризуется, прежде всего, детерминистскими представлениями о причинно‑следственных связях. С XVII–XVIII столетия идея Бога, заменена натурреалистическим подходом, в рамках которого на первое место выдвинулся естественный, а не божественный источник жизни природы, а предметом изучения выступила природа, изначально состоящая из объектов. По словам В. С. Степина, первой в истории науки парадигмальной теорией, где изучаемая реальность получила объяснения с помощью научных законов, была ньютоновская механика. Эта механика в сочетании с предшествующей ей философией Р. Декарта стала основой научной картины мира. Классическую научную картину мира называют ньютоно‑картезианской парадигмой.

Для научной картины мира в классической науке характерен также атомизм, т. е. философско‑мировоззренческое положение о том, что целое равно простой сумме его частей. Пространственная среда в классической научной картине мира – трехмерное евклидово пространство, однородное по своим свойствам в любой своей точке.

Для классической психологии характерны детерминистические представления о психике. Детерминизм характерен для ассоцианизма, психоанализа, бихевиоризма. Атомистические представления о строении психики заметны в ассоцианизме и психологии поведения, также в отечественной рефлексологии В. М. Бехтерева. Для классической психологии идеалом научности поначалу стала физиология («физиологическая психология» В. Вундта).

БЕХТЕРЕВ Владимир Михайлович (1857 – 1927), русский невролог, психиатр и психолог, основатель научной школы. Фундаментальные труды по анатомии, физиологии и патологии нервной системы. Исследования лечебного применения гипноза, в том числе при алкоголизме. Труды по половому воспитанию, поведению ребенка раннего возраста, социальной психологии. Исследовал личность на основе комплексного изучения мозга физиологическими, анатомическими и психологическими методами. Основатель рефлексологии. Организатор и руководитель Психоневрологического института (1908; ныне им. Бехтерева) и Института по изучению мозга и психической деятельности (1918).

 

ВУНДТ (Wundt) Вильгельм (16 августа 1832, Некарау, Баден, Германия – 31 августа 1920, Гроссботен, Германия), немецкий психолог и философ, основатель современной экспериментальной психологии.

Вл. Соловьев. «Вундт» (статья из «Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона», 1890–1907).

Вундт – (Вильгельм Макс Wundt) – знаменитый немецкий психолог и физиолог, один из основателей экспериментальной психологии (называемой также психофизикой и физиологической психологией), родился в 1832 году в Баденском великом герцогстве, изучал медицину в Тюбингене, Берлине и Гейдельберге, где и выступил приват‑доцентом физиологии, а в 1864 г. сделался профессором. Затем он перешел в Цюрих, откуда был приглашен в Лейпциг для занятия кафедры философии. Психофизика, которой посвящены важнейшие ученые работы В., имеет своей задачей определить точнейшим образом, путем экспериментов, соотношение между изменением элементарных психических состояний и соответствующим изменением физиологических раздражений. Постоянство и правильность этого соотношения, при невозможности вывести физическое бытие из психического, или наоборот, навели В. на философский взгляд (высказанный им еще в раннем его сочинении о душе человека и животных), что психические и физические процессы суть две стороны одного и того же действительного бытия, которое изнутри является как душа, а извне как тело. Это в сущности есть взгляд Спинозы, который в основном духовном бытии – мышлении, и основном телесном – протяжении, видел лишь два параллельных атрибута одной и той же субстанции. К сожалению, В. не остановился на развитии этого взгляда, а присоединил к нему в дальнейших своих философских трудах и другие разнородные точки зрения. В его капитальном философском сочинении «System der Philosophic» мы находим следующи е основные мысли: 1) упомянутый спинозичесий взгляд: элементарным данным истинного познания В. признает представление, которое есть вместе с тем и предмет представления (Vorstellungsobject), т. е. такой модус действительного бытия, в котором атрибут мышления неразрывно связан с атрибутом протяжения; 2) спинозист В. оказывается вместе с тем кантианцем. Нашему познанию ничто не доступно, кроме наших собственных субъективных состояний; существование внешнего мира есть лишь заключени е ума; а не что‑нибудь данное. По‑кантовски строится Вундтом и вся трехчастная или трехстепенная система познания: сначала чувственное или восприятельное познание (Wahrnehmungserkenntniss), в котором В., по следам Канта, различает материальное содержание, данное в ощущениях, и форму, представляемую пространством и временем; этою низшей ступенью познания ограничивается практическая жизнь; вторая средняя ступень – рассудочное познание (Verstandeserkenntniss), свойственное отдельным наукам, которые обрабатывают материал восприятий, следуя двум основным законам мышления: расчленяя данные комплексы явлений на отдельные части и определяя зависимость этих частей друг от друга; наконец, на третьей и высшей ступени – в разумном познании (Vernunfterkenntniss) наше мышление переходит за пределы всякого опыта, пытаясь завершить его в двух направлениях – абсолютной целости (Tolalitat) и абсолютной (элементарной) единичности; отсюда происходят космологические, онтологические и психические идеи, которые В. частью признает, как гипотезы, долженствующие всегда остаться гипотезами (абсолютное всеобъемлющее существо), частью же осуждает, как пустые фикции (душа в смысле субстанции). 3) Этот ультракантианский элемент в миросозерцании В. переходит иногда в позитивистический эмпиризм: философия признается лишь как общий свод отдельных научных знаний, согласованных между собою (освобожденных от противоречий); забывая допущенное им различие между формой и материей познания, В. объявляет, что нельзя ничего знать, кроме того, что дано в реальном опыте. 4) В заключение ко всему этому присоединяется в системе В. весьма заметный гегельянский элемент: отрицается идея субстанции, пребывающего субъекта, признаются только процессы; действительным бытием, в конце концов, оказывается только духовная деятельность, частью индивидуальная, частью коллективная, создающая духовные продукты безотносительной ценности, каковы: наука, искусство, религия, в особенности же государство. Указанные разнородные элементы не сведены в системе В. к внутреннему единству; никакой центральной мысли мы здесь не находим. Выгодное впечатление производит только высокий этический дух, веющий над всеми рассуждениями автора: бескорыстное служение общи м духовным целям человечества составляет для В. единственное истинное благо. Значение В., как философа, весьма относительно: в ряду современных (довольно многочисленных) авторов философских систем В. бесспорно занимает одно из первых мест. Заслуживает внимания последний труд В. – большая весьма обстоятельная и (сравнительно) хорошо написанная статья о гипнотизме и внушении, в издаваемом им сборнике философских этюдов. Признавая факты гипнотического внушения автор старается освободить их от всяких мнимых, как ему кажется, мистических объяснений, от всякой связи с так называемым оккультизмом, к которому он относится безусловно отрицательно; в заключение он предостерегает от практических занятий гипнотизмом, как физически и психически вредных, и советует предоставить эти опыты исключительно врачам‑специали стам, для терапевтических целей.

Сочинения Вундта: «Beitrage zur Theorie der Sinneswahrnehmungen» (Лейпц., 1862); «Vorlesungen uber die Menschen – und Thierseele» (Лейпц., 1863; русск., перев. Е. Кемни‑ца, Спб., 1865); «Lehrbuch d. Physiologie d.Menschen» (1865, 4 изд., 1878): «Die physika‑lischen Axiome und ihre Beziehung zum Causalprincip» (Эрланген, 1866); «Untersuchungen zur Mechanik d. Nerven und Nervencentren» (1871); «Grundzuge der physiologischen Psychologie» (Лейпц., 1873–74; 3‑е изд. 1887; франц. перев. Е. Ronvier, Пар., 1887; русск. перев. Кандинскаго, Москва, 1880); «Ueber die Aufgabe der Philosophie in der Gegenwart» (Лейпц., 1874; русск., перевод в «Знании», 1876, 10); «Einfluss der Philosophie auf die Erfahrungswissenschaften» (Лейпц., 1876); «Der Spiritismus» (Лейпц., 1879); «Logik» (Штуг., 1880– 83); «Essays» (Лейпц., 1885): «Ethik» (Штутг., 1886, русск., перев. в «Русск. Богат.», 1887 – 88); «System der Philosophie» (Лейпц., 1889); «Philosophische Studien» (с 1881 – сборник статей Вундта и его учеников).

Неклассическое естествознание (конец XIX – середина XX вв.) способствовало значительному расширению исследуемых объектов, являющихся основой больших сложноорганизованных систем. Неклассический тип рациональности учитывает характер связей между знаниями об объекте и характером средств и операций деятельности. Изучаемый объект рассматривается как включенный в деятельность исследователя.

В неклассической науке картина мира лишается представлений о механическом характере детерминации. Возникает представление о вероятностном характере причинно‑следственных связей. Пространственная среда признается неоднородной по своим свойствам. Законы имеют относительный (релятивистский) характер и могут рассматриваться лишь как частный случай по отношению к более общей системе законов.

 

РЕЛЯТИВИЗМ (от лат. relativus – относительный), признание относительности, условности и субъективности познания, отрицание абсолютных этических норм и правил. В познании релятивизм нередко ведет к а гностицизму.

Для неклассической картины мира характерны холистические

представления об объектах научного исследования, т. е. представления о том, что целое не равно арифметической сумме его частей.

 

ХОЛИЗМ (от греч. holos – весь, целый) («философия целостности»), идеалистическое учение, рассматривающее мир как результат творческой эволюции, которая направляется нематериальным «фактор ом целостности»; основоположник – Я. Смэтс.

Идеал неклассической науки во многом задан принципом дополнительности.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНОСТИ ПРИНЦИП, сформулированный Н. Бором принцип, согласно которому при экспериментальном исследовании микрообъекта могут быть получены точные данные либо о его энергиях и импульсах, либо о поведении в пространстве и времени. Эти 2 взаимоисключающие картины: энергетически‑импульсная и пространственно‑временная, получаемые при взаимодействии микрообъекта с соответствующими измерительными приборами, «дополняют» друг друга. Дополнительный принцип сыграл важную роль при формировании квантовой механики.

Научным признается результат, не имеющий опоры на непосредственные данные органов чувств. В неклассической науке признаются также научными результаты, не имеющие прямой эмпирической основы, в том числе и результаты мысленных экспериментов.

Неклассическая психология:

– включает в познавательную ситуацию и исследователя и испытуемого;

– признает дополнительность описания психических явлений, например функционализм и структурализм;

– признает научными выводы при описании единичного случая;

– признает модели созданные априори (трехмерная модель интеллекта Д. Гилфорда (1954)).

 

АПРИОРИ (от лат. apriori – из предшествующего), понятие логики и теории познания, характеризующее знание, предшествующее опыту и независимое от него; введено в средневековой схоластике в противоположность апостериори. В философии И. Канта априорное знание (пространство и время как формы созерцания, категории) – условие опытного знания, придающее ему оформленный, всеобщий и необходимый характер.

Д. Б. Эльконин первым в 1981 г. назвал теорию Л. С. Выготского неклассической психологией сознания в связи с рассмотрением ею социального не как воздействующего фактора или условия, а как источника развития личности. А. Г. Асмолов развил далее метафору перехода от культуры полезности к культуре достоинства как направление в построении психологической теории, предполагающему существование избыточности, непредсказуемости, изменчивости в обществе и аксиологически включающей нравственный императив личностного развития (как преобразования культуры в мир личности и порождения культуры).

Постнеклассическая наука формируется в последней трети ХХ в., в ходе четвертой научной революции. Представленное понимание постнеклассического этапа в развитии науки опирается на новый идеал рациональности, который был обоснован в философии постпозитивизма. Наиболее ярким представителем этого направления выступил П. Фейерабенд, родившийся в Вене американский философ (1924 – 1994), который ввел представление об иррациональных критериях развития науки.

На первый план выдвигаются междисциплинарные исследования и проблемно ориентированные формы исследовательской деятельности. Сложные приборные комплексы обсуживаются большими коллективами (по типу организации крупных промышленных производств). Разрабатываются фрагменты целостной общенаучной картины мира. К числу наиболее сложных и перспективных исследований относят исследование исторически развивающихся систем, формирующих все новые уровни своей организации. Новые системы проходят через стадию неустойчивого равновесия (точки бифуркации). Небольшие случайные воздействия могут привести к изменению направления развития и появлению новых структур.

 

БИФУРКАЦИЯ (от лат. bifurcus – раздвоенный).

По мнению И. Пригожина бифуркационные процессы свидетельствуют об усложнении системы. Перед человечеством возникает проблема выбора линии развития из множества путей эволюции системы. Выбор при этом является необратимым и не может быть однозначно рассчитан.

 

ПРИГОЖИН Илья Романович (25 января 1917, Москва – 28 мая 2003, Брюссель), бельгийский физик и физико – химик русского происхождения, лауреат Нобелевской премии по химии 1977 «за работы по термодинамике необратимых процессов, особенно за теорию диссипативных структур». В Бельгию был привезен родителями из России в раннем детстве.

Термин «самоорганизующаяся система» был введен в 1947 г. Эшби в его «Принципах самоорганизации динамической системы». В этом понятии фокусировались ряд проблем теоретической кибернетики в 50‑е гг. XX в. Потом понятие «самоорганизующаяся система» вошло в биологию, социологию; возникли представления о самообучающихся и саморазвивающихся системах.

На место попперовского приближения к истине посредством конкурирующих теорий выдвинут принцип плюрализма как сосуществования разных теорий, ни одна из которых не может иметь статуса более истинной. В частности, потому, что любая теория не учитывает не укладывающейся в ее русло фактологии. Кроме того, этот принцип означает право выбора за исследователем, какой методологии ему придерживаться.

Вместо принципов верификации и фальсификации гипотез П. Фейерабендом был выдвинут принцип контриндукции, или противоиндукции, предполагающий возможность объяснения накопленных в рамках одной теоретико‑эмпирической школы фактов с позиций другой, конкурирующей теории; поиск альтернативных объяснений в прошлом; изменение смысловых контекстов вместо отбрасывания не соответствующих фактам теорий. В условиях неопределенности и наслоения смыслов скорее можно ожидать творчества и прорывов в новых направлениях.

Так же, Фейерабендом было предложено привлекать такие «вне‑научные средства», как мифологические, религиозные или дилетантские построения. Это совершенно несовместимо с попперовским подходом, по которому наука не занимается любыми гипотезами и построения научных теорий профессионалом в корне отличаются от «догадок» дилетанта. По отношению к психологии, которую, как писал А. В. Юревич, захлестнула волна иррационализма, этот принцип как раз можно считать реализованным.

И так, в постнеклассической картине мира постепенно уходят на задний план и идея истинности познания (отсюда упрек постпозитивизма в иррационализме), и идеалы «ценностно нейтрального» исследования; аксиологический фактор начинает входить в состав объясняющих положений; вненаучные средства (миф, религия, игра) уже не противопоставляются собственно научному теоретико‑эмпирическому познанию. Если в классическом типе рациональности за скобки выносится все, что относится к субъекту и средствам его деятельности, а в неклассическом типе рациональности реализуется установка на относительность истинности знаний с точки зрения изменения свойств объекта изучения средствами и формами познавательной деятельности, то постнеклассический тип рациональности требует учета не только средств и процедур познания, но и ценностно‑целевых установок субъекта познавательной деятельности, а значит, и его личностных характеристик.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 520; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.72.78 (0.026 с.)