Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Типы рациональности в классической, неклассической и постнеклассической психологии
Картина мира в классической науке, характеризуется, прежде всего, детерминистскими представлениями о причинно‑следственных связях. С XVII–XVIII столетия идея Бога, заменена натурреалистическим подходом, в рамках которого на первое место выдвинулся естественный, а не божественный источник жизни природы, а предметом изучения выступила природа, изначально состоящая из объектов. По словам В. С. Степина, первой в истории науки парадигмальной теорией, где изучаемая реальность получила объяснения с помощью научных законов, была ньютоновская механика. Эта механика в сочетании с предшествующей ей философией Р. Декарта стала основой научной картины мира. Классическую научную картину мира называют ньютоно‑картезианской парадигмой. Для научной картины мира в классической науке характерен также атомизм, т. е. философско‑мировоззренческое положение о том, что целое равно простой сумме его частей. Пространственная среда в классической научной картине мира – трехмерное евклидово пространство, однородное по своим свойствам в любой своей точке. Для классической психологии характерны детерминистические представления о психике. Детерминизм характерен для ассоцианизма, психоанализа, бихевиоризма. Атомистические представления о строении психики заметны в ассоцианизме и психологии поведения, также в отечественной рефлексологии В. М. Бехтерева. Для классической психологии идеалом научности поначалу стала физиология («физиологическая психология» В. Вундта). БЕХТЕРЕВ Владимир Михайлович (1857 – 1927), русский невролог, психиатр и психолог, основатель научной школы. Фундаментальные труды по анатомии, физиологии и патологии нервной системы. Исследования лечебного применения гипноза, в том числе при алкоголизме. Труды по половому воспитанию, поведению ребенка раннего возраста, социальной психологии. Исследовал личность на основе комплексного изучения мозга физиологическими, анатомическими и психологическими методами. Основатель рефлексологии. Организатор и руководитель Психоневрологического института (1908; ныне им. Бехтерева) и Института по изучению мозга и психической деятельности (1918).
ВУНДТ (Wundt) Вильгельм (16 августа 1832, Некарау, Баден, Германия – 31 августа 1920, Гроссботен, Германия), немецкий психолог и философ, основатель современной экспериментальной психологии.
Вл. Соловьев. «Вундт» (статья из «Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона», 1890–1907). Вундт – (Вильгельм Макс Wundt) – знаменитый немецкий психолог и физиолог, один из основателей экспериментальной психологии (называемой также психофизикой и физиологической психологией), родился в 1832 году в Баденском великом герцогстве, изучал медицину в Тюбингене, Берлине и Гейдельберге, где и выступил приват‑доцентом физиологии, а в 1864 г. сделался профессором. Затем он перешел в Цюрих, откуда был приглашен в Лейпциг для занятия кафедры философии. Психофизика, которой посвящены важнейшие ученые работы В., имеет своей задачей определить точнейшим образом, путем экспериментов, соотношение между изменением элементарных психических состояний и соответствующим изменением физиологических раздражений. Постоянство и правильность этого соотношения, при невозможности вывести физическое бытие из психического, или наоборот, навели В. на философский взгляд (высказанный им еще в раннем его сочинении о душе человека и животных), что психические и физические процессы суть две стороны одного и того же действительного бытия, которое изнутри является как душа, а извне как тело. Это в сущности есть взгляд Спинозы, который в основном духовном бытии – мышлении, и основном телесном – протяжении, видел лишь два параллельных атрибута одной и той же субстанции. К сожалению, В. не остановился на развитии этого взгляда, а присоединил к нему в дальнейших своих философских трудах и другие разнородные точки зрения. В его капитальном философском сочинении «System der Philosophic» мы находим следующи е основные мысли: 1) упомянутый спинозичесий взгляд: элементарным данным истинного познания В. признает представление, которое есть вместе с тем и предмет представления (Vorstellungsobject), т. е. такой модус действительного бытия, в котором атрибут мышления неразрывно связан с атрибутом протяжения; 2) спинозист В. оказывается вместе с тем кантианцем. Нашему познанию ничто не доступно, кроме наших собственных субъективных состояний; существование внешнего мира есть лишь заключени е ума; а не что‑нибудь данное. По‑кантовски строится Вундтом и вся трехчастная или трехстепенная система познания: сначала чувственное или восприятельное познание (Wahrnehmungserkenntniss), в котором В., по следам Канта, различает материальное содержание, данное в ощущениях, и форму, представляемую пространством и временем; этою низшей ступенью познания ограничивается практическая жизнь; вторая средняя ступень – рассудочное познание (Verstandeserkenntniss), свойственное отдельным наукам, которые обрабатывают материал восприятий, следуя двум основным законам мышления: расчленяя данные комплексы явлений на отдельные части и определяя зависимость этих частей друг от друга; наконец, на третьей и высшей ступени – в разумном познании (Vernunfterkenntniss) наше мышление переходит за пределы всякого опыта, пытаясь завершить его в двух направлениях – абсолютной целости (Tolalitat) и абсолютной (элементарной) единичности; отсюда происходят космологические, онтологические и психические идеи, которые В. частью признает, как гипотезы, долженствующие всегда остаться гипотезами (абсолютное всеобъемлющее существо), частью же осуждает, как пустые фикции (душа в смысле субстанции). 3) Этот ультракантианский элемент в миросозерцании В. переходит иногда в позитивистический эмпиризм: философия признается лишь как общий свод отдельных научных знаний, согласованных между собою (освобожденных от противоречий); забывая допущенное им различие между формой и материей познания, В. объявляет, что нельзя ничего знать, кроме того, что дано в реальном опыте. 4) В заключение ко всему этому присоединяется в системе В. весьма заметный гегельянский элемент: отрицается идея субстанции, пребывающего субъекта, признаются только процессы; действительным бытием, в конце концов, оказывается только духовная деятельность, частью индивидуальная, частью коллективная, создающая духовные продукты безотносительной ценности, каковы: наука, искусство, религия, в особенности же государство. Указанные разнородные элементы не сведены в системе В. к внутреннему единству; никакой центральной мысли мы здесь не находим. Выгодное впечатление производит только высокий этический дух, веющий над всеми рассуждениями автора: бескорыстное служение общи м духовным целям человечества составляет для В. единственное истинное благо. Значение В., как философа, весьма относительно: в ряду современных (довольно многочисленных) авторов философских систем В. бесспорно занимает одно из первых мест. Заслуживает внимания последний труд В. – большая весьма обстоятельная и (сравнительно) хорошо написанная статья о гипнотизме и внушении, в издаваемом им сборнике философских этюдов. Признавая факты гипнотического внушения автор старается освободить их от всяких мнимых, как ему кажется, мистических объяснений, от всякой связи с так называемым оккультизмом, к которому он относится безусловно отрицательно; в заключение он предостерегает от практических занятий гипнотизмом, как физически и психически вредных, и советует предоставить эти опыты исключительно врачам‑специали стам, для терапевтических целей.
Сочинения Вундта: «Beitrage zur Theorie der Sinneswahrnehmungen» (Лейпц., 1862); «Vorlesungen uber die Menschen – und Thierseele» (Лейпц., 1863; русск., перев. Е. Кемни‑ца, Спб., 1865); «Lehrbuch d. Physiologie d.Menschen» (1865, 4 изд., 1878): «Die physika‑lischen Axiome und ihre Beziehung zum Causalprincip» (Эрланген, 1866); «Untersuchungen zur Mechanik d. Nerven und Nervencentren» (1871); «Grundzuge der physiologischen Psychologie» (Лейпц., 1873–74; 3‑е изд. 1887; франц. перев. Е. Ronvier, Пар., 1887; русск. перев. Кандинскаго, Москва, 1880); «Ueber die Aufgabe der Philosophie in der Gegenwart» (Лейпц., 1874; русск., перевод в «Знании», 1876, 10); «Einfluss der Philosophie auf die Erfahrungswissenschaften» (Лейпц., 1876); «Der Spiritismus» (Лейпц., 1879); «Logik» (Штуг., 1880– 83); «Essays» (Лейпц., 1885): «Ethik» (Штутг., 1886, русск., перев. в «Русск. Богат.», 1887 – 88); «System der Philosophie» (Лейпц., 1889); «Philosophische Studien» (с 1881 – сборник статей Вундта и его учеников).
Неклассическое естествознание (конец XIX – середина XX вв.) способствовало значительному расширению исследуемых объектов, являющихся основой больших сложноорганизованных систем. Неклассический тип рациональности учитывает характер связей между знаниями об объекте и характером средств и операций деятельности. Изучаемый объект рассматривается как включенный в деятельность исследователя. В неклассической науке картина мира лишается представлений о механическом характере детерминации. Возникает представление о вероятностном характере причинно‑следственных связей. Пространственная среда признается неоднородной по своим свойствам. Законы имеют относительный (релятивистский) характер и могут рассматриваться лишь как частный случай по отношению к более общей системе законов.
РЕЛЯТИВИЗМ (от лат. relativus – относительный), признание относительности, условности и субъективности познания, отрицание абсолютных этических норм и правил. В познании релятивизм нередко ведет к а гностицизму. Для неклассической картины мира характерны холистические представления об объектах научного исследования, т. е. представления о том, что целое не равно арифметической сумме его частей.
ХОЛИЗМ (от греч. holos – весь, целый) («философия целостности»), идеалистическое учение, рассматривающее мир как результат творческой эволюции, которая направляется нематериальным «фактор ом целостности»; основоположник – Я. Смэтс. Идеал неклассической науки во многом задан принципом дополнительности.
ДОПОЛНИТЕЛЬНОСТИ ПРИНЦИП, сформулированный Н. Бором принцип, согласно которому при экспериментальном исследовании микрообъекта могут быть получены точные данные либо о его энергиях и импульсах, либо о поведении в пространстве и времени. Эти 2 взаимоисключающие картины: энергетически‑импульсная и пространственно‑временная, получаемые при взаимодействии микрообъекта с соответствующими измерительными приборами, «дополняют» друг друга. Дополнительный принцип сыграл важную роль при формировании квантовой механики.
Научным признается результат, не имеющий опоры на непосредственные данные органов чувств. В неклассической науке признаются также научными результаты, не имеющие прямой эмпирической основы, в том числе и результаты мысленных экспериментов. Неклассическая психология: – включает в познавательную ситуацию и исследователя и испытуемого; – признает дополнительность описания психических явлений, например функционализм и структурализм; – признает научными выводы при описании единичного случая; – признает модели созданные априори (трехмерная модель интеллекта Д. Гилфорда (1954)).
АПРИОРИ (от лат. apriori – из предшествующего), понятие логики и теории познания, характеризующее знание, предшествующее опыту и независимое от него; введено в средневековой схоластике в противоположность апостериори. В философии И. Канта априорное знание (пространство и время как формы созерцания, категории) – условие опытного знания, придающее ему оформленный, всеобщий и необходимый характер. Д. Б. Эльконин первым в 1981 г. назвал теорию Л. С. Выготского неклассической психологией сознания в связи с рассмотрением ею социального не как воздействующего фактора или условия, а как источника развития личности. А. Г. Асмолов развил далее метафору перехода от культуры полезности к культуре достоинства как направление в построении психологической теории, предполагающему существование избыточности, непредсказуемости, изменчивости в обществе и аксиологически включающей нравственный императив личностного развития (как преобразования культуры в мир личности и порождения культуры). Постнеклассическая наука формируется в последней трети ХХ в., в ходе четвертой научной революции. Представленное понимание постнеклассического этапа в развитии науки опирается на новый идеал рациональности, который был обоснован в философии постпозитивизма. Наиболее ярким представителем этого направления выступил П. Фейерабенд, родившийся в Вене американский философ (1924 – 1994), который ввел представление об иррациональных критериях развития науки. На первый план выдвигаются междисциплинарные исследования и проблемно ориентированные формы исследовательской деятельности. Сложные приборные комплексы обсуживаются большими коллективами (по типу организации крупных промышленных производств). Разрабатываются фрагменты целостной общенаучной картины мира. К числу наиболее сложных и перспективных исследований относят исследование исторически развивающихся систем, формирующих все новые уровни своей организации. Новые системы проходят через стадию неустойчивого равновесия (точки бифуркации). Небольшие случайные воздействия могут привести к изменению направления развития и появлению новых структур.
БИФУРКАЦИЯ (от лат. bifurcus – раздвоенный). По мнению И. Пригожина бифуркационные процессы свидетельствуют об усложнении системы. Перед человечеством возникает проблема выбора линии развития из множества путей эволюции системы. Выбор при этом является необратимым и не может быть однозначно рассчитан.
ПРИГОЖИН Илья Романович (25 января 1917, Москва – 28 мая 2003, Брюссель), бельгийский физик и физико – химик русского происхождения, лауреат Нобелевской премии по химии 1977 «за работы по термодинамике необратимых процессов, особенно за теорию диссипативных структур». В Бельгию был привезен родителями из России в раннем детстве. Термин «самоорганизующаяся система» был введен в 1947 г. Эшби в его «Принципах самоорганизации динамической системы». В этом понятии фокусировались ряд проблем теоретической кибернетики в 50‑е гг. XX в. Потом понятие «самоорганизующаяся система» вошло в биологию, социологию; возникли представления о самообучающихся и саморазвивающихся системах. На место попперовского приближения к истине посредством конкурирующих теорий выдвинут принцип плюрализма как сосуществования разных теорий, ни одна из которых не может иметь статуса более истинной. В частности, потому, что любая теория не учитывает не укладывающейся в ее русло фактологии. Кроме того, этот принцип означает право выбора за исследователем, какой методологии ему придерживаться. Вместо принципов верификации и фальсификации гипотез П. Фейерабендом был выдвинут принцип контриндукции, или противоиндукции, предполагающий возможность объяснения накопленных в рамках одной теоретико‑эмпирической школы фактов с позиций другой, конкурирующей теории; поиск альтернативных объяснений в прошлом; изменение смысловых контекстов вместо отбрасывания не соответствующих фактам теорий. В условиях неопределенности и наслоения смыслов скорее можно ожидать творчества и прорывов в новых направлениях. Так же, Фейерабендом было предложено привлекать такие «вне‑научные средства», как мифологические, религиозные или дилетантские построения. Это совершенно несовместимо с попперовским подходом, по которому наука не занимается любыми гипотезами и построения научных теорий профессионалом в корне отличаются от «догадок» дилетанта. По отношению к психологии, которую, как писал А. В. Юревич, захлестнула волна иррационализма, этот принцип как раз можно считать реализованным. И так, в постнеклассической картине мира постепенно уходят на задний план и идея истинности познания (отсюда упрек постпозитивизма в иррационализме), и идеалы «ценностно нейтрального» исследования; аксиологический фактор начинает входить в состав объясняющих положений; вненаучные средства (миф, религия, игра) уже не противопоставляются собственно научному теоретико‑эмпирическому познанию. Если в классическом типе рациональности за скобки выносится все, что относится к субъекту и средствам его деятельности, а в неклассическом типе рациональности реализуется установка на относительность истинности знаний с точки зрения изменения свойств объекта изучения средствами и формами познавательной деятельности, то постнеклассический тип рациональности требует учета не только средств и процедур познания, но и ценностно‑целевых установок субъекта познавательной деятельности, а значит, и его личностных характеристик.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 520; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.72.78 (0.026 с.) |