Наука и структура методологического знания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Наука и структура методологического знания



 

Наука – это сфера человеческой деятельности, результатом которой является новое знание о действительности, отвечающее критерию истинности. Практичность, полезность, эффективность научного знания считаются производными от его истинности. Кроме того, термин наука относят ко всей совокупности знаний, полученных на сегодняшний день научным методом. Результатом научной деятельности может быть описание реальности, объяснение предсказания процессов и явлений, которые выражаются в виде текста, структурной схемы, графической зависимости, формулы и т. д. идеалом научного поиска считается открытие законов – теоретическое объяснение действительности. Научное познание, однако, не исчерпывается теориями. Все виды научных знаний можно условно упорядочить на шкале «эмпирическое – теоретическое знание»:

– единичный факт,

– эмпирическое обобщение,

– модель,

– закономерность,

– закон,

– теория.

Наука как система знаний и как результат человеческой деятельности характеризуется полнотой. Достоверностью, систематичностью. Джорж К. Хоманс заметил, что «науку делает наукой ее цель, а не ее результаты: если исследование нацелено на выявление более или менее общих связей между явлениями природы, когда проверка истинности связи заключена, в конечном счете, в самих данных, тогда это наука».

ХОМАНС (Homans) Джордж Каспар (р. 1910), американский социолог, сторонник необихевиоризма, представитель теории социального обмена, создатель теории малых групп. Интеграция интерпретируется Хомансом как обмен подкреплениями и наказаниями. В этой связи он формулирует следующие универсальные гипотезы, которые объясняют взаимосвязь поощрения или наказания и частоту определенных действий): гипотеза успеха, гипотеза ценности, гипотеза лишения – насыщения, гипотеза привлекательности и гипотеза фрустрации – агрессии. Основные работы: «Человеческая группа» (1960), «Социальное поведение: его элементарные формы» (1961).

Основными отличиями науки от обыденного познания являются следующие:

1. Наука имеет дело с особым набором объектов реальности не сводимых к объектам обыденного опыта.

2. Научное исследование нуждается в особой системе специальных орудий, которые, непосредственно воздействуя на изучаемый объект, позволяют выявить возможные его состояния в условиях, контролируемых субъектом.

3. Наука формирует специфические способы обоснования истинности знания – экспериментальный контроль за получаемым знанием, выводимость одних знаний из других, истинность которых уже доказана.

4. Системность и обоснованность научного знания.

5. Различия в методах познавательной деятельности между научным и обыденным познанием. Наука – это, прежде всего исследование, и как человеческая деятельность характеризуется методом. Метод – это путь познания, способ, посредством которого познается наука; это совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности, которая должна быть признана научным сообществом в качестве обязательной нормы, регулирующей проведение исследования.

6. Определенная система целостной ориентации и условных установок, специфических для науки. Высшая ценность науки – объективная истина. Основание научного знания обеспечивают целостность предметной области.

Структура методологического знания может быть представлена четырьмя уровнями:

1. Философская методология.

2. Общенаучные принципы и формы познания.

3. Конкретно‑научная методология.

4. Методики и техники исследования.

МЕТОДОЛОГИЯ (от метод и logos – слово, учение), учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности; методология науки – учение о принципах построения, формах и способах научного познания.

Рассмотрим структуру методологического знания.

1. На уровне философской методологии представлены философские знания, находящиеся в основе получения научных знаний. Философская методология анализирует наиболее общие принципы познания и категориального строя науки в целом. Основная функция философской методологии заключается в определении условий и границ возможности научного знания; определении общих тенденций развития; мировоззренческая интерпретация результатов науки с точки зрения той или иной картины мира.

2. К общенаучной методологии относят универсальные принципы, формы, средства научного познания применимые к широкому кругу наук. Например, концепции системного научного анализа; структурно‑уровневый подход; кибернетические принципы описания сложных систем и др.

СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ, совокупность методологических средств, используемых для подготовки и обоснования решений по сложным проблемам политического, военного, социального, экономического, научного и технического характера. Опирается на системный подход, а также на ряд математических дисциплин и современных методов управления. Основная процедура – построение обобщенной модели, отображающей взаимосвязи реальной ситуации; техническая основа системного анализа – вычислительные машины и информационные системы. С 1950‑х гг. применяется в экономике, сфере управления, при решении проблем освоения космоса и др. Термин «системный анализ» иногда употребляется как синоним системного подхода.

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД, направление методологии научного познания и социальной практики, в основе которого лежит рассмотрение объектов как систем; ориентирует исследование на раскрытие целостности объекта, на выявление многообразных типов связей в нем и сведение их в единую теоретическую картину. Принципы системного подхода нашли применение в биологии, экологии, психологии, кибернетике, технике, экономике, управлении и др.

КИБЕРНЕТИКА (от греч. kybernetike – искусство управления), наука об управлении, связи и переработке информации. Основной объект исследования – т. н. кибернетические системы, рассматриваемые абстрактно, вне зависимости от их материальной природы. Примеры кибернетических систем – автоматические регуляторы в технике, ЭВМ, человеческий мозг, биологические популяции, человеческое общество. Каждая такая система представляет собой множество взаимосвязанных объектов (элементов системы), способных воспринимать, запоминать и перерабатывать информацию, а также обмениваться ею.

Современная кибернетика состоит из ряда разделов, представляющих собой самостоятельные научные направления. Теоретическое ядро кибернетики составляют информации теория, теория алгоритмов, теория автоматов, исследование операций, теория оптимального управления, теория распознавания образов. Кибернетика разрабатывает общие принципы создания систем управления и систем для автоматизации умственного труда.

3. На уровне конкретно‑научной методологии разрабатываются проблемы аналогичные общенаучной методологии для конкретных наук. Этот процесс протекает в рамках научных школ, как в отношении теории, так и в отношении эмпирической деятельности.

ШКОЛА, (лат. schola, от греч. schole) Направление в науке, литературе, искусстве и т. п., связанное единством основных взглядов, общностью или преемственностью принципов и методов.

4. На уровне методик и техник исследования представлена исследовательская практика, описание способов получения эмпирических данных, эксперименты.

ЭМПИРИЧЕСКИЙ, (от греч. empeiria – опыт) основанный на опыте.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 178; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.137.164 (0.006 с.)