Социальный конструктивизм в психологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социальный конструктивизм в психологии



 

В социальном конструктивизме предполагается, что система представлений о мире, существующая в любой культуре зафиксирована в языке. Овладевая речью, личность наследует соответствующую систему понятий. На основе этой системы аморфный опыт личности структурируется, обретает четкую форму.

 

АМОРФНЫЙ – бесформенный (от греч. а – не, morphe – форма).

Одно из основных положений социального конструктивизма заключается в том, что главным в человеческом языке признается его вариативность. В отличие от «языка» животных, понятных всем представителям рода и являющегося общим для всех особей этого рода, язык рода человеческого не наследуется биологически, а существует в контексте культуры общества.

ЯЗЫК (естественный язык), хранящаяся в сознании человека сложная система правил, в соответствии с которыми происходит речевая деятельность, т. е. порождение и понимание текстов. Всякий текст является (материальным) объектом, передающим (нематериальный) смысл. Смысл возникает в сознании человека, но, как известно, не может быть непосредственно доступен другому человеку: не существует способа проникнуть в мысли других людей, поскольку они не материальны, т. е. не могут быть восприняты ни одним из наших органов чувств. Язык как раз и является средством «материализации» мыслей: превращаясь в тексты, получая материальную «оболочку» (или языковую субстанцию), мысли становятся доступны для восприятия и могут быть поняты другим человеком. Таким образом, можно сказать, в самом общем виде, что язык – это способ воплощения нематериальных мыслей в материальную субстанцию, их «кодирования» с помощью материальных символов (или «знаков»), а также способ «декодирования» мыслей по этой субстанции. Полное описание любого языка включает, однако, два компонента: грамматику, учитывающую общие правила построения единиц всех уровней, и словарь, в котором описываются индивидуальные свойства слов – их лексическое значение и индивидуальные особенности поведения в тексте в сочетании с другими словами. Вся эта гигантская информация хранится в сознании носителей языка и используется для построения и понимания текстов.

Помимо уровневой организации и линейности естественный язык обладает еще одним фундаментальным свойством: он непрерывно изменяется во времени. Речь каждого человека на протяжении его жизни не остается неизменной, но основные изменения происходят при передаче языка от детей к родителям, в ходе которого система языка может усваиваться с искажениями. Все такие изменения, однако, носят постепенный характер и становятся заметными набольших временных интервала х. Обычно должно пройти не менее 200 – 400 лет, чтобы изменения в произношении звуков, значении отдельных слов и употреблении грамматических форм начали накапливаться и сделали язык предков частично или полностью непонятным потомкам. Разумеется, какие‑то события в истории народа могут ускорять изменения языка (обычно это войны, завоевания, мощный приток иноэтнических элементов и другие внешние воздействия на язык), а могут и замедлять этот процесс (например, этническая изоляция и отсутствие внешних контактов); но в любом случае полностью остановить изменения языка невозможно.

Согласно социальному конструктивизму речь является механизмом активного формирования образа мира. В процессе обсуждения объекту могут быть приписаны различные языковые понятия в зависимости от ситуации и от процесса восприятия субъектом. При этом к конструктам предъявляется ряд требований:

1) возможность логических операций над ними как языковыми выражениями;

2) множественности связей между конструктами в рамках некоего целого;

3) устойчивости, как постоянства значений в различных контекстах;

4) экстраполируемости, как возможности максимально широкого использования, помимо породивших их ситуаций;

5) согласованности выражения конструктов с установленными закономерностями;

6) простоты, которая отражается на параметрах теории, в которую они входят.

Обсуждая происходящие события, обмениваясь мнениями, люди и создают тот мир, в котором они живут, конструируя при этом общий образ мира, на основе системы речевых понятий. Создание альтернативных языковых описаний людей и событий, рассматривается как способ изменения, конструирования образа мира и личности.

В социальном конструктивизме показано, что в результате культурных воздействий возможны изменения глубинных свойств личности. В противовес рассматриваемому подходу, в рамках биологизаторских концепций структура и функционирование общества полностью определяются индивидом. И выступают как процесс развертывания биогенетической программы. В то время как, в теории социального конструктивизма структура и функционирование личности полностью определяется культурой и социумом.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 344; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.72.78 (0.007 с.)