Уровни анализа деятельности по А. Н. Леонтьеву 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Уровни анализа деятельности по А. Н. Леонтьеву



 

1. Мотив – деятельность.

2. Цель – действие.

3. Условие – операция.

4. Психофизиологическая функция.

Модификация единиц анализа деятельности для изучения исполнительской деятельности В. П. Зинченко (1976)

1. Мотив – деятельность.

2. Цель – действие.

3. Функциональное свойство – операция.

4. Предметное свойство – функциональный блок.

Существенное отличие данной схемы от предложенной А. Н. Леонтьевым заключается в том, что условия выполнения действия разделены на функциональные и предметные. Операции отвечают функциональным свойствам объектов. Предметным свойствам ситуации отвечают функциональные блоки.

В. П. Зинченко отмечает, что операция может быть раскрыта как структура состоящая из функциональных блоков. При перекрытии или совпадении функциональных или предметных свойств операции и функциональные блоки могут переходить друг в друга или совпадать.

 

Основные содержательные характеристики деятельности

 

Основными содержательными характеристиками деятельности в психологии являются предметность, субъективность, осознанность, целенаправленность, социальность.

Предметность человеческой деятельности подробно проанализирована А. Н. Леонтьевым (1975). По А. Н. Леонтьеву, в самом понятии «деятельность» имплицитно содержится понятие ее предмета, а научное исследование деятельности требует открытия ее предмета. Предмет деятельности при этом выступает двояко: первично – как независимо существующий объект.

Подчиняющий себе деятельность человека; вторично – как образ предмета, т. е. как результат психического отражения.

Мотив А. Н. Леонтьев понимает как предмет, на который направлена потребность, т. е. как на предмет деятельности. Таким образом, главное, что отличает одну деятельность от другой – ее предмет.

Субъективность как понятие имеет различные трактовки в психологии. Общее в этих трактовках, то, что под субъектом понимается человек как тот, кто осуществляет свои действия и свою деятельность, личность как субъект деятельности. Субъективностью также называют осознание человеком себя как носителя своих психологических качеств, а также как носителя сознания и самосознания.

Осознанность, как содержательная характеристика деятельности. А. Н. Леонтьев отмечает, что человек в деятельности осознает не все ее уровни. В сознании отражается только целевой уровень. Операции не осознаются в силу того, что они являются автоматизированными и в их осознании нет функциональной необходимости. Мотивы деятельности могут быть осознаны, но в обычных условиях они не представлены в сознании. Методологический принцип, который стоит за этими утверждениями, получил название принципа единства сознания и деятельности.

Данный принцип был впервые сформулирован С. Л. Рубинштейном (1922, 1934). По С. Л. Рубинштейну всякое действие человека и всякий его поступок представляет собой единство внешнего и внутреннего, субъективного и объективного.

Целенаправленность, представлена по А. Н. Леонтьеву как мотивы‑цели и мотивы‑смыслы. Первые осознаются в ходе самой деятельности, вторые могут быть осознаны, но в особых условиях, прежде всего при рефлексивной позиции самого субъекта. Побудителями действий, согласно представлениям А. Н. Леонтьева являются цели. Задача – цель, заданная в определенных условиях.

Социальность деятельности человека впервые сформулировано Л. С. Выготским в 1930 г. Социальность деятельности человека проявляется в том, что она проявляется опосредованной культурно‑историческими формами и, по выражению Л. С. Выготского, возникает дважды, вначале как совместная и потом как индивидуальная.

 

 

Категория «общение»

 

Методологическое значение категории общения состоит в том, что различные ее трактовки задают определенное понимание социального происхождения психики. От содержания категории «общение» зависит понимание той социальной реальности, в которой человек проявляет себя как личность, также понимание того, каким образом человек себя проявляет.

При психологическом подходе общение определяется как специфическая форма деятельности и как самостоятельный процесс взаимодействия, необходимый для реализации других видов деятельности человека. Психологический анализ общения раскрывает механизмы его осуществления. Потребность в общении рассматривается как важнейшая социальная потребность, без реализации которой замедляется, а иногда и прекращается формирование личности.

В психологии потребность в общении рассматривается как следствие взаимодействия личности и социокультурной среды, причем последняя служит одновременно и источником данной потребности. В психологии рассматривается в двух основных аспектах: как освоение личностью социокультурных ценностей и как ее самореализацию в качестве творческой, уникальной индивидуальности в ходе социального взаимодействия с другими людьми. Первый из этих аспектов впервые стал предметом анализа в культурно‑исторической теории Л. С. Выготского, который подробно рассматривается в социальной психологии, психологии развития и психологии личности.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 320; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.16.254 (0.006 с.)