Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема: «Реактивность и устойчивость организма». «Патология наследственности».
Мотивационная характеристика темы Развитие заболевания, особенности его течения и реакция на терапевтические мероприятия в значительной мере определяются реактивностью организма. Это делает необходимым изучение механизмов, определяющих характер реактивности и изучение способов управления реактивностью и устойчивостью организма. В настоящее время нарастает количество различных наследственных заболеваний. Это, по-видимому, связано с неблагоприятной экологической обстановкой. В организм человека с водой, пищей, воздухом поступает много различных токсических веществ, что приводит к появлению генных мутаций. Кроме того, в настоящее время расширился объём знаний о мутагенных факторах, увеличился объём информации о механизмах наследственности, о способах распространения генетических нарушений в популяции. Установлено, что кроме наследственных болезней существуют заболевания с наследственной предрасположенностью. При лечении и профилактики таких заболеваний необходимо учитывать роль наследственности. Поэтому изучение этиологии и патогенеза наследственных заболеваний является актуальным.
Цели Общая цель: изучить факторы и механизмы, определяющие реактивность и устойчивость организма, их роль в патологии; обсудить возможные пути направленного воздействия на реактивность и устойчивость. Изучить общие вопросы этиологии и патогенеза наследственных форм патологии, типы их наследования, принципы их профилактики и лечения; ознакомиться с наиболее часто встречающимися наследственными заболеваниями и аномалиями развития. Конкретные цели
План практического занятия:
3.Ориентировочная основа действия:
Вопросы, изученные ранее и необходимые для усвоения материала по теме
Самостоятельная работа студентов
1.Изучить соотношение между реактивностью организма и разными видами устойчивости. Методика эксперимента: мышки помещаются в герметически закрытый сосуд. Исходно и через каждые 2 минуты подсчитывается частота дыхания, отмечается изменение цвета глаз и ушей (время развития цианоза). Отмечается время гибели мышей. Для выключения нервной системы мышку предварительно наркотизировать путём подкожного введения 0,2 мл гексенала. 1. Соотношение между степенью реактивности и адаптацией. Двух мышек для экспериментального воспроизведения кислородного голодания поместили в герметически закрытый сосуд. Одну из них предварительно подвергли наркозу, вторая была интактная. У интактной мышки развилось резкое учащение дыхания. У мышки под наркозом учащение дыхания было незначительным. У наркотизированной мышки уже через 1 минуту резко посинели ушки, лапки, что указывает на недостаток в крови кислорода и накопление восстановленного гемоглобина. Мышка интактная начала синеть только через 4 минуты. В выводе ответьте: 1. Какая степень реактивности была у первой и второй мышек? 2. Что произошло с реактивностью под влиянием наркоза и как это отразилось на первом виде устойчивости – адаптации? 3. У какой мышки быстрее нарушился газовый гомеостаз и почему? 2.Соотношение между степенью реактивности и продолжительностью жизни. Продолжаем опыт. Через 5 минут у интактной мышки частота дыхания стала очень редкой и через 7 минут она погибла. У мышки под наркозом частота дыхания не изменялась 11 минут. После чего, возникло небольшое снижение частоты дыхания и через 14 минут она погибла. В выводе ответьте: 1. Снижение частоты дыхания при гипоксии - это реакция приспособительная или патологическая? 2. Почему развивается такая реакция? У какой мышки выше выживаемость и почему?
2. Изучить реактивность организма животных разного возраста. Объект исследования: взрослая крыса, новорожденный крысенок. Методика эксперимента: У животных визуально подсчитывают число дыхательных движений, оценивают двигательную активность и определяют цвет свободных от шерсти участков тела (уши, кончик хвоста, лапки, глазные яблоки). Затем крысенка и взрослую крысу помещаются в герметически закрытый сосуд. В течение 10 минут, наблюдают за изменениями поведения, цвета кожных покровов и частоты дыхания у животных. Если у взрослой крысы разовьются судороги. Полученные результаты заносят в таблицу.
Изменение исследуемых показателей до и в ходе эксперимента
Анализируют результаты, ответив на следующие вопросы: 1. Какие формы реактивности Вы наблюдали в эксперименте? 2. Каков механизм наблюдаемых реакций у испытуемых? 3. Наблюдаемые изменения относятся к проявлениям специфической или неспецифической реактивности? 4. Как влияет возраст на ответную реакцию организма на гипоксию и почему?
Задания для контроля результатов формирования компетенций 5.1. Тестовые задания 1. К специфической реактивности относят: 1. аллергия 2. анергия 3. иммунитет 4. гиперэргия 5. гипоэргия 2. Виды неспецифической реактивности: 1. наследственная 2. видовая 3. индивидуальная 4. конституциональная 5. половая 6. эндокринная 7.возрастная 3. Система, определяющая характер реактивности: 1. конституциональная 2. сердечно-сосудистая 3. кровь 4. дыхательная 5. иммуногенеза 4. Вид неспецифической устойчивости: 1. изменчивость 2. аллергия 3. резистентность 4. анергия 5. иммунитет 5. Система, определяющая характер реактивности: 1. ЦНС 2. конституциональная 3. кровь 4. дыхательная 5. сердечно-сосудистая 6. К развитию наследственных заболеваний приводят мутации в ___ 1. гепатоцитах 2. гаметах 3. макрофагах 4. фиброцитах 5. миоцитах 7. Синдром Дауна характеризуется: 1.слабоумием 2.мышечной гипертонией 3.монголоидным типом лица 4.повышением иммунитета 5.увеличением размеров мозга 7.уменьшением содержания пуринов 8. Наследственное заболевание сцепленным с полом: 1.алкаптонурия 2.полидактилия 3.гемофилия 4.феникетонурия 5.тромбоцитопения 9. Вид неспецифической устойчивости: 1. изменчивость 2. аллергия 3. анергия 4. адаптация 5. иммунитет 10. Система, определяющая характер реактивности: 1. конституциональная 2. сердечно-сосудистая 3. кровь 4. эндокринная 5. дыхательная
Ситуационные задачи 1. К ребенку 7 лет на дом был вызван детский врач. Ребенок предъявляет жалобы на головную боль, насморк, болезненность при глотании. Температура тела 40,20. Врачом был поставлен диагноз: «Острое респираторное вирусное заболевание». Вопросы: 1. Охарактеризовать механизмы изменения реактивности организма у ребенка в период болезни. 2. Как можно объяснить высокую температуру у больного ребенка?
2. Больной И., 48 лет, поступил в хирургическую клинику по поводу карбункула бедра. В верхней трети правого бедра на внутренней поверхности имеется резко болезненный плотный инфильтрат багрово-красного цвета с очагами некроза в центре. Ткани в окружности инфильтрата отечны и напряжены. Лимфатические узлы в правой паховой области резко увеличены и болезненны. Температура тела 38,50. Вопросы: 1. Охарактеризовать механизмы изменения реактивности организма у больного в период болезни. 2. Как объяснить увеличение лимфатических узлов? 3. Что такое «барьеры» и какова их роль в формировании реактивности организма?
3. После дозированной физической нагрузки у начинающих спортсменов отмечается учащение пульса до 140 в мин и повышение артериального давления до 180/100 мм рт. ст., а у спортсменов высокого класса - пульс достигает 100 в мин, а артериальное давление - 130/90 мм рт. ст. Какие факторы определили такую реактивность у начинающих и высококлассных спортсменов? Вопросы: 1. Охарактеризовать механизмы изменения реактивности организма. 2. Факторы, определяющие индивидуальную реактивность?
4. В зимний период года во время эпидемии гриппа в студенческой группе 25% студентов перенесли тяжелую форму заболевания, 55% - средней тяжести, а 20% были не чувствительны к вирусу. При лабораторном обследовании в их организме был обнаружен вирус гриппа. Какой вид реактивности исследовался в группе студентов? Ответ обоснуйте. 5. Больной Р., 70 лет, жалуется на общую слабость, недомогание, боли в мышцах, кровоточивость десен, резко истощен. Кожа сухая, шелушится. На голенях точечные кровоизлияния. Температура 36,9 С. При физикальном обследовании обнаружено притупление перкуторного звука и хрипы под обеими лопатками. При рентгеновском обследовании обнаружены признаки двухстороннего очагового воспаления легких. Вопросы: 1. Проявлением какой формы реактивности является слабовыраженное бессимптомное протекание двухсторонней пневмонии у больного? 2. Какие факторы, влияют на реактивность организма? 3. Какие системы, участвуют в формировании реактивности и устойчивости организма?
6. Животному, содержащемуся в условиях длительного голодания, и контрольному внутримышечно введена одинаковая культура стафилококка. У контрольного животного через 2 дня в месте инъекции образовался гнойник, температура тела 40ºС, Лейкоциты - 18 х 109/л. У голодавшего животного в месте инъекции – легкая гиперемия, температура тела 37ºС, Лейкоциты - 4 х 109/л, через 10 дней животное погибло. Вопросы: Охарактеризовать механизмы реактивности. Ответ обоснуйте.
7. Контрольную группу животных и адреналэктомированных подвергли длительному воздействию низкой температуры, после чего определяли выносливость в тредбане. Контрольные животные пробегали 45 мин, адреналэктомированные – 10 мин. Вопросы: Охарактеризовать механизмы реактивности и устойчивости организма. Ответ обоснуйте.
8. Во время диспансерного обследования двух молодых людей призывного возраста было выявлено: У первого - рост 170 см, масса тела 90 кг, подкожный жировой слой хорошо выражен, грудная клетка широкая, эпигастральный угол тупой, ЖЕЛ на 15% меньше положенной величины, горизонтальное положение сердца, АД-140/80 мм.рт.ст., уровень сахара в крови - верхняя граница нормы, основной обмен снижен. У второго - рост 190 см, масса тела 70 кг, подкожный жировой слой слабо выражен, грудная клетка узкая, эпигастральный угол острый, ЖЕЛ на 20% больше положенной величины, вертикальное положение сердца, АД - 110/70 мм.рт.ст., уровень сахара - нижняя граница нормы, основной обмен повышен.
Вопросы: 1. Оцените конституциональные типы этих людей. 2. Какое наиболее вероятное объяснение можно дать зависимости величины АД, уровня сахара в крови и величины основного обмена от конституционального типа человека? 3. Какие заболевания с большей вероятностью могут развиться у первого (А) и у второго (Б) юноши? (туберкулез, гипотоническая болезнь, сахарный диабет, желчекаменная болезнь, гипертоническая болезнь, ожирение, язвенная болезнь, генерализованный атеросклероз, гиперацидный гастрит, гипоацидный гастрит)
9. Беременная женщина М. обратилась в генетическую консультацию. Она сообщила, что ее брат по матери (отцы - разные) болен фенилкетонурией. Ее дочь от первого брака здорова. Она также сообщила, что в роду ее второго супруга К. были браки между близкими родственниками, но никто не болел фенилкетонурией. Обследование женщины М. и ее настоящего супруга не выявило отклонений в состоянии их здоровья. Вопросы: 1. Каков тип наследования фенилкетонурии, и чем он характеризуется? 2. Какова вероятность развития фенилкетонурии у сыновей и дочерей? 3. Каковы проявления фенилкетонурии и чем они обусловлены? 4. Какой белок (фермент, структурный белок, рецептор, мембранный переносчик) кодируется аномальным геном при данной форме патологии? 5. Каким образом осуществляется распознавание этой болезни у новорожденных? 6. Как можно предупредить развитие фенилпировиноградной олигофрении у детей?
10. В школе учится ребёнок. Успеваемость у него очень плохая, стоит вопрос о переводе его в школу для умственно отсталых детей. Рост у ребёнка высокий, непропорционально длинные руки и ноги, отстаёт в половом развитии, агрессивен. При обследовании в клетках эпителия найдены тельца Барра. Вопросы: 1. Что у больного? 2. Проанализируйте механизм развития данного заболевания.
11. На приём к врачу пришла женщина с ребёнком двух лет. Ребёнок не говорит, не играет с игрушками, ходит с трудом. Рост ребёнка меньше возрастной нормы. Лицо плоское, узкие глазные щели, большой язык, рот приоткрыт. Пальцы на руках короткие, толстые. У ребёнка имеется порок сердца, неправильное развитие кишечника. Вопросы: Какое заболевание у ребёнка, механизм развития?
12. У практически здоровых родителей родился мальчик больной гемофилией. Изучение всех членов семьи показало наличие больных мужчин в роду. У кого – у матери или у отца? Покажите, как наследуется это заболевание в решётке Пеннета. Механизм развития гемофилии?
13. В медико-генетическую консультацию обратилась семейная пара с просьбой оценить возможность рождения у них ребёнка с дефицитом глюкозо-6-фосфат-дегидрогеназы эритроцитов. Мужчина – темнонокожий южноафриканец, страдающий наследственной гемолитической анемией вследствие дефицита глюкозо-6-фосфат-дегидрогеназы эритроцитов. Женщина – белой расы, проживает в России, гемолитической анемией не страдает. Вопросы: Определите возможный процент рождения: (1) больного мальчика и (2) больной девочки в том случае, если а) мать не является носительницей дефектного гена и б) мать является носительницей дефектного гена.
14. На консультацию к врачу-неврологу обратились родители юноши 15 лет. Их беспокоит вялость, инертность и плохая успеваемость сына в школе. Объективные данные: больной высокого роста, евнухоидного телосложения, половые органы недоразвиты. Со стороны внутренних органов отклонений от нормы не выявлено. В клетках буккального эпителия обнаружены два тельца Барра. Вопросы: 1. Какое общее число хромосом в геноме юноши? 2. Сколько у него половых хромосом? 3. Для какого наследственного заболевания характерны вышеперечисленные нарушения?
Список рекомендуемой литературы к теме 6.1. Основная литература 1.Литвицкий П.Ф. Патофизиология [Текст]: учебник // М.: ГЭОТАР Медиа, 2015 – 624 с. 6.2. Дополнительная литература 1.Порядин Г.В., Патофизиология [Электронный ресурс] / под ред. Г. В. Порядина - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2014. - 592 с. - ISBN 978-5-9704-2903-7 - Режим доступа: http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970429037.html 2.Новицкий В.В., Патофизиология [Электронный ресурс] / Новицкий В.В., Уразова О.И. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2018. - 896 с. - ISBN 978-5-9704-3995-1 - Режим доступа: http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970439951.html 3. Зайко Н.Н (ред.), Быць Ю.В (ред.) Патологическая физиология. Учебник: 3-е изд. МЕДпресс- информ, 2006 – 640 с.
Занятие № 5
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 280; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.140.5 (0.058 с.) |