Патофизиология, клиническая патофизиология 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Патофизиология, клиническая патофизиология



Часть 1

Учебно-методическое пособие для самостоятельной аудиторной работы студентам по специальности 31.05.01 «Лечебное дело» и

31.05.02 «Педиатрия»

 

Хабаровск

Издательство ДВГМУ

2020


УДК 616-092(075.32)

ББК 52.5я723

Я 471

 

 

Рецензенты:

Фирсова Н.В., канд. мед. наук, доцент кафедры госпитальной и факультетской педиатрии с курсом пропедевтики детских болезней ДВГМУ;

Слободенюк Е.В., д.б.н., зав. кафедрой фармации и фармакологии ДВГМУ

 

 

Я471 Патофизиология,клиническая патофизиология. Часть 1: учебно-методическое пособие для самостоятельной аудиторной работы студентам по специальности 31.05.01 «Лечебное дело» и 31.05.02 «Педиатрия» / сост. И.Г. Яковенко, Е.Ю. Самарина – Хабаровск: Изд-во ДВГМУ, 2020. – 163 с. Издание 2-ое, переработанное, дополненное.

 

Учебно-методическое пособие предназначено для студентов по специальности 31.05.01 «Лечебное дело» и 31.05.02 «Педиатрия», включает в себя практическое изучение вопросов по основным разделам курса патофизиологии. В пособии представлена информация, касающаяся вопросов общей нозологии, типовых патологических процессов, а также патологии отдельных органов и систем организма и предназначено студентам по специальности 31.05.01 «Лечебное дело» и 31.05.02 «Педиатрия» для аудиторной работы.

 

УДК 616-092(075.32)

ББК 52.5я723

 

Утверждено центральным методическим советом

ДВГМУ в качестве учебно-методического пособия

для студентов по специальности 31.05.01 «Лечебное дело» и

31.05.02 «Педиатрия»

 

Введение

Учебно-методическое пособие предназначено для студентов по специальности 31.05.01 «Лечебное дело» и 31.05.02 «Педиатрия» с целью освоения основных разделов патофизиологии, клинической патофизиологии и выполнения ситуационных задачи, практических работ по всем разделам дисциплины.

Пособие составлено на основании ФГОС ВО, учебного плана по специальности 31.05.01 «Лечебное дело» и 31.05.02 «Педиатрия».

Целью создания учебно-методического пособия по патофизиологии, клиническая патофизиология для самостоятельной аудиторной работы студентов является порядок выполнения ситуационных задач и практических работ по курсу дисциплины, иллюстрирующих основные закономерности формирования и течения важнейших форм патологии.

В учебно-методическом пособии представлены общие задания освоения знаний для решения профессиональных задач основных закономерностей влияния конкретных причин и механизмов возникновения, развития нарушений основных типовых патологических процессов и патологии систем организма. Это способствует овладению профессиональным знаниями для формирования основных компетенций и клинического мышления будущего врача.

ОПК-9: способностью к оценке морфофункциональных, физио-логических состояний и патологических процессов в организме человека для решения профессиональных задач.

ПК-1: способностью и готовностью к осуществлению комплекса мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья и включающих в себя формирование здорового образа жизни, предупреждение возникновения и (или) распространения заболеваний, их раннюю диагностику, выявление причин и условий их возникновения и развития, а также направленных на устранение вредного влияния на здоровье человека факторов среды его обитания

ПК-6: способностью к определению у пациента основных патологических состояний, симптомов, синдромов заболеваний, нозологических форм в соответствии с Международной статистической классификацией болезней и проблем, связанных со здоровьем, X пересмотра.

Знать: 1. Понятия этиологии, патогенеза, патоморфоза болезни, принципы классификации болезней; основные понятия общей нозологии; 

2. Функциональные системы организма человека, их регуляция и саморегуляция при воздействии с внешней средой при патологических процессах.

Уметь: 1. Интерпретировать результаты наиболее распространенных методов лабораторной и функциональной диагностики, термометрии для выявления патологических процессов в органах и системах пациентов; 

2. Обосновать характер патологического процесса и его клинические проявления, принципы патогенетической терапии наиболее распространенных заболеваний.

Владеть: Постановки предварительного диагноза на основании результатов лабораторного и инструментального обследования пациентов.

При выполнении практических заданий студентам предоставляется максимальная самостоятельность.

Учебно-методическое пособие составлено на основе всех разделов патофизиологии.

Для решения ситуационных задач в соответствии с общепрофессиональными и профессиональными компетенциями студент должен использовать следующий алгоритм.

 

Алгоритм проведения патофизиологического анализа ситуационных задач

ü Наличие (или) отсутствие у пациента конкретного патологического процесса, состояния или болезни.

ü Наличие причины и условиях возникновения патологии.

ü Основные звенья патогенеза патологического процесса, состояния или болезни развити я (проанализировать последовательность звеньев патогенеза и их взаимосвязь).

ü Механизмы развития каждого из симптомов патологии.

ü Принципы этиотропной, патогенетической и симптоматической терапии и профилактики патологического процесса, состояния или болезни.

 

 

Занятие №1

1.Тема: «Предмет, задачи и методы патологической физиологии. Основные этапы развития патофизиологии»

 

Мотивационная характеристика темы Патологическая физиология - наука, изучающая жизнедеятельность организма в условиях развития болезни. Патологическая физиология является одной из основных фундаментальных дисциплин медицины. В системе получения высшего медицинского образования патофизиология является связующим звеном дисциплин естественно - научного и клинического блока дисциплин ФГОС ВО, способствуя формированию врачебного мышления у студентов.

 

Цели

Общая цель: Ознакомиться с предметом изучения, сущностью и задачами патофизиологии как науки и учебной дисциплины, ее место в системе подготовки врача.

Конкретные цели

Студент должен

знать: уметь:
1 2
1. Знать определение понятия «патологическая физиология», предмет задачи для ее изучения, значение для медицины и подготовки врача-лечебника и врача-педиатра (ОПК-9, ПК-1, ПК-6) 2. Методы изучения, используемые в современной патофизиологии – экспериментальный, клинический, математический и др. (ОПК-9, ПК-1, ПК-6) 3. Значение патофизиологии для практического врача (ОПК-9, ПК-1, ПК-6). 1. Уметь анализировать данные, полученные в эксперименте на животных некоторые модели патологических процессов с целью их изучения (ОПК-9, ПК-1, ПК-6). 2. Уметь выделять в опыте защитно-компенсаторные и патологические механизмы в развитии болезни (ОПК-9, ПК-1, ПК-6) 3. Интерпретировать результаты методов лабораторной и функциональной диагностики для выявления патологических процессов в органах и системах пациентов (ОПК-9, ПК-1, ПК-6).  

 

 

План практического занятия:

№ п/п Этапы занятия Время Помещение ТСО
1 2 3 4 5
1 Введение, создание мотивации для изучения темы   5 мин Учебная комната Методические рекомендации к практическому занятию
2 Опрос студентов, обсуждение вопросов 45 мин Учебная комната Методические рекомендации к практическому занятию, рабочая тетрадь
3 Самостоятельная работа студентов (СРС): · проведение эксперимента · интерпретация данных, полученных в эксперименте Обсуждение результатов СРС 90 мин     35 мин Учебная комната   тонометр, секундомер, рабочая тетрадь
4 Итоговый контроль. Задание на следующее занятие. 5 мин Учебная комната Набор контрольных тестовых заданий

3.Ориентировочная основа действия:

№ п/п Задание Указания к заданию
1. Использовать для выполнения задания рабочую тетрадь по патофизиологии клинической патофизиологии. Выполнить задания по теме данные преподавателем.

 

Самостоятельная работа студентов

1. Получить модель кратковременной гипоксии у человека и на ее примере изучить все фазы патофизиологического эксперимента

Работа №1

Эксперимент проводить на добровольцах-студентах. Для этого необходимо организовать рабочие группы, состоящие из 4-х человек, в которых распределить обязанности следующим образом: один – испытуемый, трое экспериментаторов, каждый из которых должен выполнить определенную функцию: 1) измерение артериального давления; 2) подсчет числа сердечных сокращений (пульса) в 1 минуту; 3) подсчет числа дыхательных движений в 1 минуту; 4) запись результатов исследования на учебной доске.

Ход эксперимента: 1) у испытуемого измеряют исходные показатели АД, ЧСС, ЧДД (1-я фаза эксперимента). Исходные показатели занести в таблицу.

Показатели/ Характер воздействия САД ДАД ЧСС в 1 минуту ЧДД в 1 минуту
Исходное состояние организма (1-я фаза эксперимента)        
Максимальная задержка дыхания (модель кратковременной гипоксии) (2-я фаза эксперимента)        
Через 10 минут после максимальной задержки дыхания (3-я фаза эксперимента)        

2) не снимая манжеты от тонометра, испытуемый делает максимальную задержку дыхания (модель кратковременной гипоксии), сразу после которой экспериментаторы вновь быстро исследуют АД, пульс, ЧДД (2-я фаза), результаты занести в таблицу. 3) спустя 10 минут после максимальной задержки дыхания (проведенная экспериментальная терапия) вновь изучить показатели (3-я фаза), результаты исследования занести в таблицу.

    Сделать заключение и выводы, ответив на следующие вопросы:

1) В чём сущность данного патофизиологического эксперимента?

2) Какие три фазы патофизиологического эксперименты вы изучили?

3) Какие методы исследования вы применяли для изучения кратковременной гипоксии?

4) Какой принцип экспериментальной терапии вы использовали в третьей фазе данного патофизиологического эксперимента?

 

Вопросы, изученные ранее и необходимые для усвоения материала по теме

№ п/п Вопросы Дисциплина (модуль)
1 2 3
1. Свойства факторов окружающей среды, способных вызывать возникновение болезней. Физика, неорганическая и органическая химия, биология, микробиология, социология  
2. Свойств организма и законов его деятельности в условиях нормы. Анатомия человека, гистология, нормальная физиология, биохимия, генетика  

 

 

Задания для контроля результатов формирования компетенций

5.1. Тестовые задания

1.Патологическая физиология изучает:

1. общие закономерности возникновения, развития, течения и исходов болезней

2.функции основных систем и органов

3.метаболические процессы в организме

4.проявления болезней

2. Объектом изучения в патофизиологии является:

1. защитная реакция

2. здоровье

3. норма

4. болезнь

5. предболезнь

3. Задачи патологической физиологии:

а) изучение общих вопросов этиологии и патогенеза

б) формирование врачебного мышления

в) создание теории общей патологии

г) разработка методов экспериментальной терапии

д) изучение особенностей течения болезни у конкретного больного.

1. а, б, в, д

2. а, б, в, г, д

3. а, б, в, г

4. а, д

5. а, в, д

4. Основной метод исследования в патофизиологии:

1. опыт на человеке

2. опыт на животных

3. изучение проявлений болезни

4. анализ статистических данных о заболеваемости

5. инструментальное обследование больного

5. Обязательным в патофизиологическом эксперименте является:

1. моделирование болезни человека у животных

2. изучение функциональных показателей

3. изучение морфологических показателей

4. изучение биохимических показателей

5. изучение клинических показателей болезни

6. Моделировать на животных невозможно:

1. шизофрению

2. сахарный диабет

3. гастрит

4. неврозы

5. лучевую болезнь

7. Основатель метода сравнительной патологии:

1. И.П.Павлов

2. И.И.Мечников

3. К.Бернар

4. В.В.Пашутин

5. Ш. Броун-Секар

8. Фактор, ограничивающий применение экспериментального метода в медицине:

1.особенности строения организма животных и человека

2. особенности обмена веществ у животных и человека

3. продолжительность жизни человека и животных

4. определения исходного уровня здоровья у экспериментальных

животных

5. социальные условия человека

9. Ведущим или главным звеном патогенеза является:

1.изменение, определяющее развитие остальных этапов болезни

2.изменение, возникающее под действием патогенного фактора

3.расстройство систем транспорта и утилизации кислорода

4.расстройство гемодинамики

5.«порочный круг» в патогенезе

10. В эксперименте на животных невозможно изучить

1. начальный период болезни

2. влияние на организм новых лекарственных средств

3. нелеченные формы болезни

4. субъективные признаки болезни

5. влияние условий среды на развитие болезни

5.2. Выполните ситуационные задания и письменно сделать вывод:

Задание № 1

1. Назвать основные задачи патофизиологии.

2. Перечислить темы, входящие в 1 раздел патофизиологии.

3. Перечислить вспомогательные методы в патофизиологии.

4. В чем заключается сущность патофизиологического эксперимента?

 

Задание № 2

1. Перечислить разделы патофизиологии.

2. Назвать основную цель патофизиологии как учебной дисциплины.

3. Перечислить темы, входящие во 2 раздел патофизиологии.

4. Назвать особенности патофизиологического эксперимента.

 

Задание № 3

1. Дать определение понятия «патологическая физиология».

2. Перечислить темы, входящие в 3 раздел патофизиологии.

3. Назвать основные проблемы второго раздела патофизиологии.

4. Назвать три принципа экспериментальной терапии.

 

Задание № 4

1. Проанализировать место патофизиологии среди медико-биологических и клинических дисциплин.

2. Назвать 4 раздел патофизиологии. Основная цель изучения данного раздела.

3. Назвать основные методы патофизиологии.

4. Проанализировать значение патофизиологии для клинической медицины.

 

 

Список рекомендуемой литературы к теме

6.1. Основная литература

1.Литвицкий П.Ф. Патофизиология [Текст]: учебник // М.: ГЭОТАР Медиа, 2015 – 624 с.

6.2. Дополнительная литература

1.Порядин Г.В., Патофизиология [Электронный ресурс] / под ред. Г. В. Порядина - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2014. - 592 с. - ISBN 978-5-9704-2903-7 - Режим доступа: http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970429037.html

2.Новицкий В.В., Патофизиология [Электронный ресурс] / Новицкий В.В., Уразова О.И. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2018. - 896 с. - ISBN 978-5-9704-3995-1 –

Режим доступа: ttp://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970439951.html

3. Зайко Н.Н (ред.), Быць Ю.В (ред.) Патологическая физиология. Учебник: 3-е изд. МЕДпресс- информ, 2006 – 640 с.

 

 

Занятие № 2

1.Тема: «Общая этиология. Роль повреждающих факторов внешней среды в происхождении болезни».

 

Мотивационная характеристика темы Изучение основных вопросов общей этиологии, патогенеза и формирует у студентов знания «почему?» возникает болезнь, что позволяет в дальнейшем правильно диагностировать и назначить эффективные методы лечения и профилактики заболеваний.

 

Цели

Общая цель: ознакомиться с современными представлениями об этиологических факторах внешней и внутренней среды, вызывающих болезнь, что позволяет в дальнейшем правильно диагностировать и назначить эффективные методы лечения и профилактики заболеваний.

Конкретные цели:

Студент должен

знать: уметь:
1 2
1.Понятие «общая этиология» (ОПК-9, ПК-1, ПК-6) 2. Понятие «причина болезни» «причинный фактор», «условие болезни» (ОПК-9, ПК-1, ПК-6). 3. Классификация причин болезни (ОПК-9, ПК-1, ПК-6). 4. Классификация условий болезни (ОПК-9, ПК-1, ПК-6). 5.Роль причин и условий, механизмы возникновения, развития и исходов патологических процессов и болезней (ОПК-9, ПК-1, ПК-6). 6. Принципы этиотропного лечения (ОПК-9, ПК-1, ПК-6). 7. Значение изучение общей этиологии для практической медицины (ОПК-9, ПК-1, ПК-6). 1. Подвергать анализу роль причин и условий в возникновении патологического процесса и болезни (ОПК-9, ПК-1, ПК-6). 2. Подвергать анализу роль причин и условий в развитии патологического процесса и болезни (ОПК-9, ПК-1, ПК-6). 3. Подвергать анализу роль причин и условий в исходах патологического процесса и болезни (ОПК-9, ПК-1, ПК-6). 4. Анализировать принципы этиотропного принципа лечения для эффективного выявления причины болезни (ОПК-9, ПК-1, ПК-6).

 

 

План практического занятия:

№ п/п Этапы занятия Время Помещение ТСО
1 2 3 4 5
1 Введение, создание мотивации для изучения темы   5 мин Учебная комната Методические рекомендации к практическому занятию  
2 Опрос студентов, обсуждение вопросов 45 мин Учебная комната Методические рекомендации к практическому занятию, рабочая тетрадь  
3 Самостоятельная работа студентов (СРС): · проведение эксперимента · интерпретация данных, полученных в эксперименте Обсуждение результатов СРС 90 мин     35 мин Учебная комната   Белые мыши, широкогорлая стеклянная банка емкостью в 100 мл с притертой пробкой и слоем гигроскопической ваты на дне, лоток, колба с горячей водой, колба со льдом, секундомер, рабочая тетрадь.  
4 Итоговый контроль. Задание на следующее занятие. 5 мин Учебная комната Набор контрольных тестовых заданий

3.Ориентировочная основа действия:

№ п/п Задание Указания к заданию
1. Использовать для выполнения задания рабочую тетрадь по патофизиологии клинической патофизиологии. Выполнить задания по теме данные преподавателем.

Вопросы, изученные ранее и необходимые для усвоения материала по теме

№ п/п Вопросы Дисциплина (модуль)
1 2 3
1. Свойства факторов окружающей среды, способных вызывать возникновение болезней Физика, неорганическая и органическая химия, биология, микробиология, социология
2. Свойств организма и законов его деятельности в условиях нормы Анатомия человека, гистология, нормальная физиология, биохимия, иммунология, генетика
3. Определение терминов, «здоровье», «норма» Нормальная физиология, генетика
4. Научные представления о причинно – следственных связях Философия

 

 

Самостоятельная работа студентов

Показать роль причины и условий в развитии болезни.

Для этого необходимо провести эксперимент где изучить продолжительность жизни белых мышей при асфиксии в разных температурных условиях.

Методика эксперимента: в 3 герметически закрытых ёмкости помещаем белых мышей. 1 мышь оставляем при комнатной температуре

(температура 210С), 2 - опускаем в лёд (температура 50С), 3 – в горячую воду (температура 400 С). Регистрируем продолжительность жизни. Данные наблюдения занести в таблицу:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 216; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.254.231 (0.079 с.)