Убывающая доходность и эффект «быстрого старта» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Убывающая доходность и эффект «быстрого старта»




Предположим, что правительство какого-то государства под влиянием ^экономистов,
здохновленных выводами предыдущего параграфа, решило увеличить норму сбере-
жений, то есть долю ВВП, направляемую на сбережения. В чем выразится результат
такой политики? Очевидно, что при возрастании сбережений происходит ограничение
ресурсов, направляемых на производство потребительских товаров, и увеличивается
доля ресурсов, направляемых на производство капитальных товаров. В итоге увели-
чение капитала приведет к повышению производительности труда и темпов роста
ВВП. Но как долго сохранится эта тенденция? Позволит ли новая, более высокая
норма сбережений сохранить достигнутый рост ВВП или со временем его темпы бу-
дут замедляться?

Согласно традиционным взглядам на процесс производства, одна из основных
характеристик капитала — его убывающая доходность. Это значит, что равные
добавочные вложения капитала приводят к снижающемуся приросту выпуска про-
дукции. Другими словами, если на одного рабочего приходится значительное ко-
личество капитала, позволяющее производить некоторый объем продукции, даль-
нейшее его наращивание сопровождается относительным уменьшением результатов
труда. Вследствие убывающей доходности рост нормы сбережений приводит к
ускоренному экономическому росту лишь вначале. В то время как новая, более
высокая норма сбережений способствует увеличению аккумулированного капита-
ла, выгоды, которые приносит ее прирост, становятся все более незначительными, а
темпы роста производства снижаются. В долгосрочном периоде более высокая
норма сбережений приводит к более высокому уровню производительности
труда и дохода, но отнюдь не к ускоренному росту этих переменных.
Однако
достижение подобного состояния наступает не скоро. Так, согласно анализу дан-
ных о развитии мировой экономики, увеличение нормы сбережений сопровожда-
ется существенным возрастанием темпов экономического роста в течение несколь-
ких десятилетий.

Анализируя смысл феномена убывающей доходности капитала, можно сделать
еще один важный вывод: при прочих равных условиях страны с низким уровнем
развития имеют предпосылки для более быстрого экономического роста.
Такой
результат влияния начальных условий на темпы последующего развития иногда


Убывающая
доходность

свойство капитала,
проявляющееся
в том, что добавоч-
ные равные вложения
капитала сопровож-
даются уменьшением
прироста выпуска
продукции.


524


Часть 9. Реальная экономика а долгосрочном периоде


 


Эффект «быстрого
старта»

при одинаковых
инвестициях в эконо-
мику двух стран
темпы промышленно-
го роста будут выше
там, где начальный
потенциал был ниже.


называют эффектом -«быстрого старта». В бедных странах у рабочих иногда нет
даже самых простых инструментов, поэтому производительность труда находится
на очень низком уровне. В результате даже незначительные инвестиции приводят
к. ее заметному росту. В развитых же странах техническая оснащенность произг
водства очень высока. Вследствие этого даже значительный прирост капитала,
приходящегося на одного рабочего, приводит к весьма небольшому росту произ-
водительности труда. Анализ показателей экономического развития разных стран
подтверждает наличие эффекта «быстрого старта»: при равенстве прочих показа-
телей, в частности доли ВВП, направляемой на инвестиции, бедные страны дости-
гают более высоких темпов развития, чем богатые.

Эффект «быстрого старта» позволяет нам объяснить некоторые удивительные
цифры, приведенные в диаграммах рис. 24.1. Так, в течение 31 года США и
Южная Корея инвестировали примерно одну и ту же долю ВВП. Однако рост
ВВП США составил в среднем около 2 %, в то время как у Южной Кореи этот
показатель достиг 6 %. Мы объясняем этот феномен эффектом «быстрого старта».
В 1960 г. Южная Корея имела показатель ВВП на душу населения почти в 10 раз
меньше, чем США, что отчасти и объясняло низкий уровень инвестиций. Вслед-
ствие незначительности начального капитала его аккумуляция принесла быстрые
результаты, что и обусловило высокий показатель прироста ВВП.

Эффект «быстрого старта» проявляется в различных аспектах нашей жизни.
Например, ученик, добившийся заметного прогресса в учебе за год, скорее всего
начинал учебный год с весьма посредственных оценок. Тот же, кто привык стара-
тельно учиться, вряд ли сможет заметно повысить результаты, зато его знания
будут более полными и прочными. Аналогичным образом южнокорейская эконо-
мика развивалась более быстрыми темпами, чем американская, зато в США был и
остается высоким показатель ВВП на душу населения.


Иностранные инвестиции

До сих пор мы обсуждали, как экономическая политика, направленная на увеличе-
ние нормы сбережений, может привести к увеличению объемов инвестиций и, таким
образом,ьк долгосрочному экономическому росту. Однако приумножение капитала
происходит не только за счет внутренних ресурсов. Другим его источником могут
быть иностранные инвестиции.

Существуют различные формы иностранных инвестиций. Так, автомобильная
компания Ford, возможно, построит новые заводы в Мексике. Капитальные вложе-
ния, находящиеся в собственности и под управлением иностранной фирмы, называ-
ются прямыми иностранными инвестициями. В другом случае гражданин США
имеет право приобрести акции мексиканской компании (то есть стать ее совладель-
цем), а компания на вырученные от продажи средства развивает новое производство.
Капитальные вложения из иностранных источников, находящиеся под управлением
отечественных предпринимателей, называются портфельными инвестициями.
В обоих примерах общим является то, что вложения в мексиканскую экономику про-
изводятся за счет американских ресурсов. Другими словами, внутренние сбереже-
ния американцев используются для финансирования мексиканской промышленности.

Когда иностранцы вкладывают средства в экономику другой страны, они наде-
ются, что инвестиции принесут им прибыль. Автомобильный завод компании Ford
увеличит капитал Мексики, а значит, и производительность труда в стране и уро-
вень ВВП. Однако часть доходов Ford вернет назад в США. Точно так же и
американский инвестор, купивший акции мексиканской компании, получит право
на част!ь ее прибыли.


Глава 24. Производство и экономический рост _______________________________

Следовательно, иностранные инвестиции оказывают различное воздействие на
ВВП и ВНП. Напомним, что ВВП — сумма всех доходов, полученных на террито-
рии страны как ее жителями, так и иностранцами, а ВНП включает в себя все
доходы граждан государства независимо от места их получения. Поэтому завод
Ford в Мексике, часть доходов которого попадает в США, в большей мере
увеличивает ВВП, а не ВНП Мексики.

Иностранные инвестиции — один из источников роста национальной экономи-
ки. Несмотря на то что часть прибыли предприятий, созданных при участии иност-
ранного капитала, уходит за границу, зарубежные источники финансирования уве-
личивают промышленный потенциал страны, повышают уровень производительности
и оплаты труда. Кроме того, иностранные инвестиции позволяют развивающимся
странам -освоить самые передовые технологии, разработанные и применяемые в
промышленно развитых государствах. По этой причине многие экономические со-
ветники правительств развивающихся стран активно поддерживают политику при-
влечения иностранных инвестиций.

Многие инвестиционные проекты, направленные на развитие экономически от-
сталых стран, осуществляются под эгидой Мирового банка — международной
организации, получающей средства от промышленно развитых государств, таких
как, например, США, и использующей их на выдачу кредитов слаборазвитым стра-
нам для строительства дорог, систем водоснабжения и канализации, школ и дру-
гих жизненно важных объектов. Банк предоставляет и консультационные услуги
по наилучшему использованию заемных средств. Мировой банк и родственная
ему организация — Международный валютный фонд были созданы после Второй
мировой войны, один из уроков которой состоял в том, что нередко именно
экономические бедствия приводят к внутриполитической нестабильности, росту
международной напряженности и вооруженным конфликтам. Поэтому деятель-
ность Мирового банка и Международного валютного фонда направлена на эконо-
мическое процветание всех стран.

Образование

Для достижения устойчивого экономического роста роль образования, по сути
представляющего собой инвестиции в человеческий капитал, важна ничуть
не меньше, чем новые вложения в капитал физический. В Соединенных Штатах,
по данным статистики, каждый год, затраченный на учебу, повышает зарплату
работника в среднем на 10 %. В менее развитых государствах, где дефицит челове-
ческого капитала ощущается особенно остро, разница в оплате высококвалифици-
рованных профессионалов и работников низкой квалификации еще более сущест-
венна. Таким образом, одно из направлений внутренней политики, направленной
на повышение уровня жизни, — развитие системы школ и других учебных заведе-
ний и поощрение стремления населения к получению образования.

Инвестиции в человеческий капитал, подобно вложениям в капитал физический,
связаны с издержками упущенных возможностей (альтернативными издержками).
Например, старшеклассники, посещающие школу, фактически отказываются от зар-
платы, которую они могли бы получать на работе. В слаборазвитых странах, не-
смотря на очевидные выгоды получения образования, дети нередко вынуждены
бросать школу уже в раннем возрасте и искать работу, чтобы оказать материаль-
ную помощь своим семьям.

Некоторые ученые утверждают, что человеческий капитал особенно важен для
экономического подъема, поскольку сопровождается положительными внешними


526 ____________________________________________ Часть 9. Реальная экономика в долгосрочном периоде

эффектами. Внешний эффект — косвенный результат действий индивида, сказы-
вающийся на благосостоянии окружающих. Например, высококвалифицирован-
ный специалист может выдвинуть новые идеи по совершенствованию производ-
ства товаров и услуг. Когда эти идеи становятся всеобщим достоянием, ими имеет
возможность воспользоваться каждый попавший в сферу положительного внешне-
го воздействия образования.

Нередко слаборазвитые страны сталкиваются с так называемой «утечкой моз-
гов»
— эмиграцией наиболее квалифицированных специалистов в страны с высо-
ким уровнем жизни. Если человеческий капитал действительно обладает внешни-
ми эффектами, «утечка мозгов» приведет к дальнейшему ухудшению положения
страны, которую покидают наиболее квалифицированные работники. Эта пробле-
ма порождает немалые трудности для политиков. С одной стороны, США облада-
ют лучшей системой высшего образования, поэтому правительства заинтересован-
ных стран могли бы посылать лучших студентов на учебу в Америку. С другой
стороны, нет никаких гарантий, что, проучившись несколько лет за границей, моло-
дой специалист не захочет остаться там работать, что уменьшит и без того невысо-
кий человеческий капитал его родной страны.

Права собственности и политическая стабильность

Еще одно способствующее экономическому росту направление внутренней поли-
тики государства — защита прав собственности и укрепление политической ста-
бильности. Как отмечалось в гл. 2 в разделе, посвященном проблемам экономиче-
ских взаимосвязей, в условиях рынка товар — результат сложных взаимодействий
миллионов работников и многочисленных фирм. Например, в приобретенной вами
автомашине содержатся результаты труда автомобильного дилера, завода-произво-


МИРОВОЙ БАНК

Как рассказывается в следующей ста-
тье, Мировой банк поощряет инвести-
ции частных фирм в экономику слабо-
развитых стран, а также государств
с нестабильной внутриполитической
ситуацией.

МИРОВОЙ БАНК ПРЕДУПРЕЖ-
ДАЕТ О ПОВЫШЕННОМ РИСКЕ
ДЛЯ ЗАПАДНЫХ ИНВЕСТИЦИЙ

Пол Льюис

Вашингтон. Мировой банк объя-
вил о планах привлечения частных
инвестиций в экономику стран, обста-
новка в которых характеризуется по-
вышенным риском для западного биз-
неса. По сообщениям Международной
финансовой корпорации (подразделе-
ния Мирового банка), для решения этой
задачи были отобраны 16 стран и реги-


онов с низким уровнем жизни населения
или испытывающих последствия недав-
них социальных потрясений. В ближай-
шем будущем туда отправятся специаль-
ные представители Мирового банка для
координации деятельности местных и ино-
странных предпринимателей. Список по-
лучателей помощи включает в себя Ал-
банию, Боснию, Камбоджу, Казахстан,
Узбекистан, Монголию, Сальвадор, Запад-
ный берег реки Иордан и сектор Газа.

Исполнительный вице-президент
МФК Янник Линдбек заявил о выделе-
нии в прошлом году рекордной суммы в
$ 3,2 млрд на реализацию 264 инвести-
ционных проектов в развивающихся
странах, что на 12 % превышает уровень
1994 г. По его сведениям, объем част-
ных инвестиций в эти проекты составил
$ 16,4 млрд и тенденция к росту сохра-
няется.

Создание промышленных предприя-
тий и усилия по развитию деловой ак-
тивности в странах «третьего мира» —
часть общей стратегии развития, о прове-
дении которой заявил президент Миро-


вого банка Джеймс Вулфенсон, под ру-
ководством которого Банк стремится
компенсировать снижение объемов по-
мощи, поступающей от промышленно
развитых стран за счет привлечения
частных инвестиций.

Другой аспект деятельности Бан-
ка — предоставление более благопри-
ятных условий страхования инвестиций
от политических рисков, включая стра-
хование от введения государственного
регулирования цен или экспроприации
собственности. Совместно с Между-
народным валютным фондом ведет-
ся работа над планом снижения суммы
задолженности некоторых беднейших
стран.

В то время как помощь государ-
ственных организаций развивающимся
странам застыла на уровне $ 55-
65 млрд в год, объем частных инвестиций
вырос почти в четыре раза с $ 44 млрд
в 1990 г. до $ 167 млрд в 1995 г.

Источник: *The New York Times*,
September 19, 1996.


лава 24. Производство и экономический рост ________________________________

лителя, сталелитейной, железорудной и многих других компаний. Разделение труда
между различными фирмами позволяет добиться максимально эффективного ис-
пользования факторов производства. Для достижения высоких экономических по-
казателей необходимо создание механизма регулирования взаимоотношений как
между отдельными фирмами, так и между фирмами и потребителями. В рыночной
экономике в качестве такого регулятора выступают рыночные цены, позволяющие
достичь баланса производства и потребления.

Важнейшая предпосылка нормального функционирования рыночной экономи-
ки — уважение и соблюдение прав собственности. Под правом собственности
понимается возможность людей свободно распоряжаться ресурсами, которыми
они владеют. Например, горнорудная компания вряд ли начнет добычу руды,
если не будет уверена, что получит прибыль от ее продажи. По этой причине
в рыночной экономике крайне важна роль законов, охраняющих право собствен-
ности. Уголовное право защищает нас от прямого посягательства на наше имуще-
ство, а гражданское — регулирует отношения между продавцом и покупателем.

Жители высокоразвитых стран в полном объеме пользуются всеми правами
собственности, однако существует немало государств, где их отсутствие является
серьезной проблемой. Во многих странах плохо налажена система судопроизвод-
ства, нередки случаи несоблюдения условий контрактов и безнаказанного мошен-
ничества. Известны примеры, когда правительства не только не охраняли права
собственников, но, напротив, беззастенчиво их нарушали. В некоторых странах для
успешного ведения бизнеса необходимо давать крупные взятки высокопо-
ставленным правительственным чиновникам. Коррупция препятствует нормальной
работе рыночных механизмов, стимулированию внутренних сбережений и привле-
чению иностранных инвестиций.

Угрозу правам собственников создает и внутриполитическая нестабильность,
особенно там, где революции и государственные перевороты становятся обычным
явлением. Если новое революционное правительство легко экспроприирует соб-
ственность частных компаний, как это нередко бывает при коммунистических
переворотах, у населения пропадают стимулы для сбережений, инвестиций и от-
крытия собственного дела. Поэтому просто угроза революции сама по себе пре-
пятствует росту уровня жизни.

Таким образом, экономическое процветание частично зависит и от сложивших-
ся в государстве внутриполитических условий. Страны с эффективной судебной
системой, некоррумпированным правительством и устойчивым конституционным
порядком всегда будут иметь более высокий уровень жизни, чем государства,
в которых не соблюдаются законы, чиновники берут взятки и существует посто-
янная угроза путчей или революций.

Практикум

В чем причины массового голода?

Голод — проблема, с которой постоянно сталкиваются слаборазвитые страны.
Практически каждый месяц на телеэкранах появляются репортажи о милли-
онах людей, страдающих от недоедания. Подобные трагедии остаются в числе
самых острых проблем современности.

Проще всего было бы представить дело так, что нехватка продовольствия
з этих странах возникает вследствие избыточности населения. Однако предпо-
ложение о том, что снижение темпов рождаемости приведет к увеличению


528


Часть 9. Реальная экономика в долгосрочном период


 


Новости

ДЖ. САКС ПРЕДЛАГАЕТ

РЕЦЕПТ РЕШЕНИЯ

ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ

АФРИКИ

Известный ученый-экономист Джеффри
Сакс работал консультантом прави-
тельств ряда государств, ищущих пути ре-
формирования национальных экономик и
выхода на траекторию роста. За по-
следнее десятилетие он оказывал помощь
таким странам, как Боливия, Польша и
Россия. Дж. Сакс постоянно критикует
деятельность Мирового банка и Меж-
дународного валютного фонда, органи-
заций, предоставляющих деньги и кон-
сультационные услуги развивающимся
странам. В приведенной статье рассма-
триваются пути выхода африканских
стран из состояния перманентной бед-
ности.

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ

АФРИКАНСКИХ СТРАН ВПОЛНЕ

РЕАЛЕН

Джеффри Сакс

В одной старой притче рассказывается
о крестьянине, у которого стали дохнуть
куры. Бедный крестьянин, не зная, как
ему справиться с напастью, обратился за
советом к священнику, и получил ответ:
«Молись Богу». Крестьянин последовал
совету, но куры продолжали дохнуть.
Тогда священник предложил, чтобы в
курятнике постоянно играла музыка, но


кур оставалось все меньше. Подумав еще,
священнослужитель посоветовал кресть-
янину перекрасить курятник. Когда не
осталось ни одной курицы, священник
с негодованием воскликнул: «Неблаго-
дарные! Я ведь дал так много хороших
советов!»

Похожая ситуация сложилась после
распада колониальной системы. Моло-
дые африканские государства с надеж-
дой поглядывали в сторону стран-доно-
ров (обычно, прежних метрополий) и на
международные финансовые организа-
ции, ожидая от них рецептов экономи-
ческого роста. Однако катастрофический
рост внешней задолженности поставил
их на грань банкротства, дав новый виток
бесконечному процессу консультаций
и встреч с представителями Мирово-
го банка и Международного валютно-
го фонда (МВФ).

Вслед за священником из притчи
так и хочется воскликнуть: «Неблаго-
дарные! Столько хороших советов и
никаких результатов!» Действительно,
за период 1978-1987 гг. ВВП на ду-
шу населения в Африке сократился на
0,7 % и на 0,6 % в следующие 7 лет.
Небольшой рост в 0,6 % был достиг-
нут в 1995 г., но он оказался гораздо
ниже достижений других развиваю-
щихся стран.

Никто не рискнул бы возлагать от-
ветственность за эти неутешительные
результаты на Мировой банк и МВФ,
если бы в Африке отсутствовали пред-
посылки подъема, наблюдаемого в стра-
нах других континентов, или причины
ее затянувшегося экономического не-
благополучия представляли бы собой


неразрешимую загадку. Однако стат~
стические данные указывают на то, ч-
низкие показатели роста могут бъ~:
объяснены, если мы проанализируем р.-;
экономических факторов, некоторые;•
которых подвержены влиянию полита
ческих решений.
К ним относятся:

• уровень доходов населения, рост к'
торого происходит в бедных стр
нах быстрее, чем в богатых;

• рыночные преобразования экономи-
ки, включая снятие ограничений в:
внешней торговле, либерализации
внутреннего рынка, развитие пр:-
цессов приватизации государст-
венной собственности, защита пра=
частной собственности, снижен/::
предельных ставок налогов;

• скорость роста сбережений населе-
ния, которая, в свою очередь, зависк-
от темпов изменения государстве:-
ных сбережений;

• географическая и отраслевая стру-
тура экономики.

Изучение этих факторов позволяв-
объяснить причины затянувшегося от-
ставания африканских стран. В то вре
мя как в условиях низких доходов нас:-
ления их рост, в силу эффекта «быстро:
старта», должен быть весьма существен-
ным, ситуация складывается с точк:-
стью до наоборот, что во многом объя
няется наличием высоких таможеннь;-
барьеров, невыносимых ставок налогов
низким уровнем внутренних сбережеки--
и неблагоприятными природно-геогр;-
фическими условиями, в частности от-
сутствием у 15 из 53 стран выхода •
морю.


среднедушевого потребления продуктов питания, а значит, и станет надежным
средством против рецидивов массового голода, не всегда верно.

Оказывается, что во многих случаях нехватка продовольствия обусловлена
не только его недостаточным производством, но и неправильным распределе-
нием. Другими словами, имеющиеся продукты питания не всегда поступают к
тем, кто в них остро нуждается. Причинами неэффективного распределения
могут быть как политическая нестабильность, так и недостаточная охрана прав
собственности. Ярким примером подобной ситуации служат события в Сомали
в начале 1990-х гг. Гражданская война, вызвавшая непрекращающиеся воору-
женные столкновения соперничающих группировок, сделала невозможной до-
ставку гуманитарной помощи в районы, охваченные массовым голодом. В итоге
президент США Дж. Буш был вынужден направить в Сомали американские
войска для установления контроля за распределением продовольствия.


" лава 24. Произаодство и экономический рост


529


 


Но если отдельные аспекты внутрен-
ней политики африканских государств
тормозят экономическое развитие, поче-
му же они продолжают существовать?
I кторические предпосылки антирыноч-
мой ориентации многих государств до-
„таточно очевидны. После более чем
чекового периода колониального гнета
освободившиеся государства относятся
к свободной торговле и к иностранному
капиталу как к угрозе национальному
суверенитету. Подобно Сукарно в Ин-
донезии, Дж. Неру в Индии и X. Перону
з Аргентине, они придерживаются прин-
ципов «экономической независимости» и
«руководящей роли государства», вклю-
чая правительственный контроль над
многими отраслями промышленности.
В результате большинство африканских
стран добровольно оказались в услови-
ях экономической изоляции.

Еще в 1755 г. Адам Смит высказал
широко известную мысль о том, что «для
перехода государства из состояния дре-
мучего варварства к высшим ступеням
развития требуется не так уж много
условий помимо внутреннего мира, нео-
бременительных налогов и соблюдения
законности». Посмотрим, как обстоит
дело с выполнением этих условий в Аф-
рике. Конечно, обеспечить мир совсем
непросто, однако сегодня условия для
его установления все же более благо-
приятны, чем представляются в сооб-
щениях прессы. Несколько крупномас-
штабных конфликтов, опустошавших
континент, удалось погасить, остальные
близки к завершению. Решение проблем
Либерии, Руанды и Сомали шло бы бы-
стрее, если бы Запад оказал поддержку


миротворческим усилиям других афри-
канских государств.

В «необременительных налогах» так-
же заинтересованы МВФ и Мировой
банк. Однако в этом вопросе поведение
МВФ выглядит преступно небрежным,
если не беззаконным. Все африканские
государства нуждаются в реформи-
ровании налоговой системы, поскольку
разумное налогообложение — важней-
шее условие развития международной
торговли, а ее рост во многом зависит
от успехов интеграции в международ-
ное экономическое сообщество. Афри-
ка легко покончит с добровольной са-
моизоляцией от мировых рынков, если
уменьшит таможенные тарифы и экс-
портные пошлины на сельскохозяйствен-
ную продукцию. Налоги с доходов кор-
пораций также должны быть снижены с
сегодняшних 40% до 20%-30%, как в
быстроразвивающихся странах Азии.
Знание высказывания Адама Смита о
важности соблюдения законности не
приводит к автоматическому ее укре-
плению. Ключевой момент усиления
власти закона — либерализация рын-
ка. Свободная торговля, конвертиру-
емость валюты и укрепление позиций
частного бизнеса в значительной мере
выбивают почву из-под ног коррумпи-
рованного чиновничества и позволяют
правительству сконцентрировать уси-
лия на вопросах государственного
строительства, стабилизации курса на-
циональной валюты, укрепления право-
судия, развития общественного здра-
воохранения и образования.

Но все это будет возможно только в
том случае, если правительству удастся


свести государственные расходы к необ-
ходимому минимуму. Азиатские страны
показали пример того, что расходы мо-
гут быть ограничены 20 % ВВП (в Ки-
тае этот показатель составляет 13 %).
В частности расходы на образование со-
ставляют примерно 5 % ВВП, на здра-
воохранение 3 %, на работу госаппарата
2 %, на содержание армии и полиции 3 %
ВВП. Государственные инвестиции мо-
гут достигать уровня 5 % ВВП при усло-
вии, что частный сектор возьмет на себя
финансирование развития системы теле-
коммуникаций, портовых сооружений и
объектов энергетики.

Подобная схема бюджета исключа-
ет многие виды государственных рас-
ходов. В частности, социальная сфера
финансируется в ней лишь по двум ста-
тьям — образования и здравоохране-
ния (хотя, на мой взгляд, доля каждой
из них должна повыситься до 8 %
ВВП). Отменяются все субсидии час-
тным фирмам и посредническим орга-
низациям, а также дотации на питание
и оплату жилья для городских рабо-
чих. Но что особенно важно, в этом
бюджете не заложена оплата процентов
по иностранным займам. Такой подход
необходим, поскольку большинство аф-
риканских стран неплатежеспособны и
для создания благоприятных стар-
товых условий экономического роста
наряду с внутренними реформами не-
обходимо снижение их внешних дол-
говых обязательств.

Источник: «Economist», June 29,
1996.


Свободная торговля

Некоторые беднейшие страны пытались добиться более быстрого экономического
роста с помощью политики закрытых дверей. Ее целью является подъем жизнен-
ного уровня населения при одновременном сокращении деловых контактов с ос-
тальным миром, так как отечественные фирмы нередко нуждаются в мерах
по защите от конкуренции иностранных товаров (гл. 9). Подобньк аргументы,
отражающие слабость национальных производителей, наряду с общими настроени-
ями недоверия к иностранцам, нередко заставляют правительства экономически
отсталых государств вводить высокие таможенные барьеры и другие меры ограни-
чения торговли.

Однако сегодня большинство экономистов пришли к выводу, что более эф-
фективной зарекомендовала себя политика открытых дверей, ориентированная


_________________________ Часть 9. Реальная экономика в долгосрочном периоде

на интеграцию слаборазвитых государств в мировое хозяйство. В гл. 3 и 9 былс
показано, что международная торговля способствует повышению благосостояния
населения. Торговля в некотором смысле — особый технологический процесс. Так.
страна, экспортирующая пшеницу и импортирующая сталь, фактически изобретает-
новую технологию превращения пшеницы в сталь. Поэтому государства, устранив-
шие ограничения на международную торговлю, создают у себя такие же предпо-
сылки экономического роста, как и при внедрении новых технологий производства.

Негативные последствия политики закрытых дверей особенно очевидны, если
принять во внимание небольшие размеры экономик слаборазвитых стран. Так, напри-
мер, ВВП Аргентины приблизительно равен объему валового продукта Филадель-
фии. Представьте себе ситуацию, когда власти этого города запрещают жителям тор-
говать с остальным населением США. Лишенная возможности воспользоваться
выгодами, получаемыми от торговли, Филадельфия была бы вынуждена произво-
дить не только потребительские товары, но и средства производства. Уровень жизни
населения города немедленно бы упал и продолжал бы снижаться. Точно такая же
картина наблюдалась и в Аргентине, проводившей экономическую политику закры-
тых дверей на протяжении большей части XX в. С другой стороны, такие страны, как
Южная Корея, Сингапур и Тайвань, ориентированные на свободную торговлю, дос-
тигли высоких показателей роста.

Объемы внешней торговли могут зависеть не только от политики государства, но
и от его географического положения. Так, страны, имеющие выход к морю, развивают
свою торговлю активнее, чем расположенные в глубине континента. Не случайно
многие крупнейшие города мира, например Нью-Йорк, Сан-Франциско или Гонконг,
расположены на берегах морей и океанов. Страны же, со всех сторон окруженные
сушей, испытывают больше проблем с налаживанием внешнеэкономических связей и
нередко именно по этой причине уровень жизни их населения ниже, чем у соседей.

Контроль за ростом населения

Показатели производительности труда и уровня жизни частично зависят от тем-
пов прироста населения. Очевидно, что численность населения страны определяет
и ее трудовые ресурсы. Неудивительно, что страны с большим населением, такие
как США и Япония, имеют гораздо более высокий ВВП, чем Люксембург и
Нидерланды. Однако сам по себе уровень ВВП не может служить объективным
критерием экономического благополучия. Для определения уровня жизни гораздо
важнее знать ВВП на душу населения, то есть стоимость произведенных товаров и
услуг, приходящихся на одного человека.

Как влияет на показатель среднедушевого ВВП прирост населения? Очевидно, что
в сторону уменьшения, поскольку при увеличении числа работающих доля других
факторов производства, приходящихся на одного человека, снижается. В частности,
при быстром росте населения обеспечение каждого работающего большим количе-
ством средств производства становится весьма проблематичным. Низкий показатель
количества капитала, приходящегося на одного рабочего, определяет соответствую-
щий уровень его производительности труда, а значит, и низкий уровень ВВП на душу
населения.

Проблема проявляется особенно ярко при анализе изменений человеческого
капитала. Так, в странах с высокими темпами роста населения — много детей
школьного возраста, что создает значительные трудности для системы образова-
ния. Поэтому неудивительно, что в таких странах уровень знаний, получаемых
школах, весьма невысок.


Глава 24. Производство и экономический рост                                                                                                               531

Показатели скорости роста населения разных стран различны. Так, в высоко-
развитых государствах Западной Европы и в США в последние десятилетия насе-
ление увеличивалось примерно на 1 % в год; ожидается, что в будущем этот пока-
затель будет снижаться. Напротив, во многих беднейших странах Африки население
ежегодно растет на 3 %. При сохранении таких темпов оно будет удваиваться
каждые 23 года.

По общему мнению, снижение темпов роста населения развивающихся стран —
один из путей повышения их уровня жизни. В некоторых государствах достиже-
ние этой цели осуществляется с помощью законов, регламентирующих число де-
тей в семье. Например, в Китае супружеским парам разрешается иметь только
одного ребенка, а нарушение этого правила грозит серьезным штрафом. В более
либеральных странах подобная задача решается путем широкого внедрения средств
контрацепции.

Наконец, еще один путь снижения рождаемости заключается в применении
одного из Десяти правил экономике, гласящего, что стимулы определяют по-
ступки людей. Рождение ребенка, подобно любому поступку, сопряжено с издер-
жками упущенных возможностей. Если альтернативные издержки высоки, люди
стремятся к небольшим семьям. В частности, женщина, имеющая возможность
получить образование и сделать карьеру, предпочтет иметь меньше детей, чем та,
которая не видит для себя перспектив вне дома. Следовательно, политика, на-
правленная на фактическое обеспечение равенства полов, поможет слаборазвитым
странам снизить темпы роста населения.

Научные исследования и экономическое развитие

Главная причина того, что наш сегодняшний уровень жизни выше, чем был
100 лет тому назад, заключается в новых технологических знаниях. Телефон,
транзистор, компьютер и двигатель внутреннего сгорания относятся к тем тыся-
чам технических новшеств, которые увеличили наши возможности производства
товаров и услуг.

Хотя большинство изобретений делаются частными исследовательскими фир-
мами и талантливыми одиночками, в обществе всегда существует заинтересован-
ность в стимулировании их усилий. В широком смысле знания представляют со-
бой общественное благо: открытие одного человека поступает в общую копилку
знаний и становится доступным каждому. Поскольку правительство в силу своих
обязательств по обеспечению общественного благополучия занимается вопросами
обороны, оно поощряет исследования и открытия в области новых технологий.

Правительство США в течение долгого времени играло важную роль в созда-
нии и распространении технических знаний. Еще 100 лет тому назад оно финанси-
ровало исследования в области сельского хозяйства и обучало фермеров эффек-
тивному использованию их земли. В последние годы оно оказывало поддержку
аэрокосмическим исследованиям, проводимым NASA, в результате чего Америка
занимает ведущее место среди производителей авиационной и космической техни-
ки. Правительство поощряет развитие науки с помощью системы грантов, распре-
деляемых Национальным фондом науки и Национальным институтом здоровья,
а также путем предоставления налоговых льгот фирмам, участвующим в передо-
вых разработках.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 149; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.246.193 (0.067 с.)