Изменение доходов потребителя и его выбор 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Изменение доходов потребителя и его выбор




Нормальный
товар

товар, спрос на
который по мере
увеличения доходов
потребителей
возрастает.


Теперь, когда мы узнали, как потребитель принимает решение в пользу покупки тех
или иных товаров, рассмотрим зависимость их количества от изменения доходов
покупателя. Чтобы уточнить параметры нашей задачи, предположим, что доходы
потребителя увеличились. В этом случае покупатель получает возможность приоб-
рести большее количество обоих товаров. Увеличение доходов приведет к сдвигу
бюджетной линии вправо (рис. 21.7). Так как относительная цена товаров остает-
ся прежней, наклон линии ограничения бюджета не изменяется и ее новое положе-
ние параллельно исходному.

Увеличение финансовых возможностей потребителя позволит ему выбрать луч-
шее сочетание количества Pepsi и пиццы. Другими словами, он достигает новой
кривой безразличия, расположенной выше прежней. С учетом перехода на новую
кривую безразличия, отражающую изменение предпочтений потребителя, и сдвига
линии ограничения бюджета, точка потребительского оптимума переместится из
положения «начального оптимума» в положение «нового оптимума».

Обратите внимание, что на рис. 21.7 отражено изменение выбора потребителя в
сторону увеличения приобретения и Pepsi и пиццы. Хотя логика нашей модели не
требует, чтобы при повышении финансовых возможностей покупателя происходи-
ло увеличение потребления обоих товаров, данная ситуация встречается в реаль-
ной жизни наиболее часто. Мы знаем, что экономисты называют нормальными
товарами
те, потребление которых увеличивается вместе с ростом доходов поку-
пателя (гл. 4). Кривые безразличия, приведенные на рис. 21.7, принадлежат нор-
мальным товарам.

Рис. 21.8 отражает ситуацию, когда рост доходов потребителя ведет к увеличе-
нию закупок пиццы и сокращению потребления Pepsi. Если рост доходов покупа-


'пава 21. Теория потребительского выбора


459



Рис. 21.7

ВЛИЯНИЕ РОСТА
ДОХОДОВ НА ВЫ-
БОР ПОТРЕБИТЕЛЯ
Увеличение доходов
потребителя отража-
ется на графике
смещением линии
ограничения бюдже-
та. Если оба товара
относятся к нормаль-
ным, то при росте
доходов потребитель
предпочитает приоб-
ретать больше
каждого из них.
В нашем примере
он покупает больше
Pepsi и больше
пиццы.


теля приводит к сокращению потребности в каком-то товаре, экономисты называ-
ют его низшим товаром. На рис. 21.8 приведен случай, когда пицца является
нормальным товаром, a Pepsi — низшим товаром.

Большинство товаров являются нормальными, но существуют и такие, которые,
как, например, услуги общественного транспорта, относятся к низшим товарам.
Потребители с высокими доходами обычно имеют машины и редко пользуются
услугами автобуса или трамвая, в отличие от индивидов, имеющих низкие доходы.
Поэтому услуги общественного транспорта относятся к низшим благам.


Низший товар

товар, спрос на
который по мере
роста доходов потре-
бителей снижается.


Изменения цен и потребительский выбор

Используем нашу модель для того, чтобы узнать, как воздействует на выбор по-
требителя изменение цены одного из товаров. Допустим, что цена пинты Pepsi
снизилась с $ 2 до $ 1. Логично предположить, что покупательская способность
потребителя возрастает. Другими словами, уменьшение цены одного из товаров
вызывает сдвиг линии ограничения бюджета вправо.

Рассмотрим ситуацию более подробно (рис. 21.9). Предположим, что потре-
битель тратит весь свой доход ($ 1 тыс.) на пиццу. Тогда новая цена Pepsi никак
не отразится на количестве приобретаемых им товаров (положение точки А не
изменится). Если предположить, что потребитель использует весь свой доход на
приобретение Pepsi, он получает возможность увеличить покупки напитка в два
раза (приобрести 1000, а не 500 пинт). В этом случае точка пересечения линии
ограничения бюджета с вертикальной осью сместится из положения В в положе-
ние D.

Обратите внимание, что при сдвиге бюджетной линии вправо произошло измене-
ние ее наклона. (В этом и состоит отличие данной ситуации от той, когда при росте
доходов потребителя цены на товары оставались неизменными.) Мы знаем, что
наклон линии ограничения бюджета отражает относительную цену товаров (в на-
шем примере Pepsi и пиццы). Поскольку цена пинты Pepsi упала с $ 2 до $ 1, а цена


460


Часть 7. Дополнительная тема для отличников



Рис. 21.8

НИЗШИЕ ТОВАРЫ
Товары, объем приоб-
ретения которых по
мере роста доходов
потребителя сокра-
щается, называются
низшими товарами.
В нашем примере к
ним относится Pepsi.
Когда доходы потре-
бителя растут, линия
ограничения бюджета
сдвигается вправо.
Потребитель покупа-
ет больше пиццы и
меньше Pepsi.



Рис. 21.9

ВЛИЯНИЕ ИЗМЕНЕ-
НИЯ ЦЕНЫ ТОВАРА
НА ВЫБОР ПОТРЕ-
БИТЕЛЯ

Когда цена на Pepsi
снижается, линия
ограничения бюджета
сдвигается вправо, а
ее наклон увеличива-
ется. Выбор потреби-
теля смещается от
начального положе-
ния оптимума к
новому, который
определяет измене-
ние объемов покупки
обоих видов товаров.
В нашем примере
потребление Pepsi
увеличилось,
а потребление пиццы
сократилось.


пиццы осталась на прежнем уровне в $ 10, у потребителя появилась возможность
заменять одну пиццу не 5, а 10 пинтами Pepsi, и наклон бюджетной линии увеличи-
вается.

Как изменение положения линии ограничения бюджета повлияет на приобрете-
ние того или иного товара, зависит от вкусов потребителя. В нашем примере он
предпочел покупать больше Pepsi и меньше пиццы.


Глава 21. Теория потребительского выбора                                                                                                                  461

Эффект дохода и эффект замещения

Эффект дохода

изменение объемов
потребления как
результат изменения
цен, вынуждающее
потребителя перехо-
дить на более высо-
кую или более
низкую кривую
безразличия.

Эффект
замещения

изменение объемов
потребления как
результат изменения
цен, вынуждающее
потребителя переме-
щаться по данной
кривой безразличия в
точку с новым значе-
нием предельной
нормы замещения.

Влияние изменения цены товара на уровень потребления может быть разложено
на две составляющие, обусловленные эффектом дохода и эффектом замещения.

Чтобы лучше понять смысл каждого из них, рассмотрим возможные реакции по-
требителя на известие о снижении цены на Pepsi. Приведем два варианта его
рассуждений.

• «Отличная новость! Теперь, когда цена на Pepsi снизилась, я имею возмож-
ность покупать больше Pepsi и больше пиццы»- (Эффект дохода.)

• «Поскольку цена на Pepsi снизилась, я смогу приобретать больше любимого
напитка. Так как пицца стала относительно более дорогим товаром, мне следует
покупать больше Pepsi и меньше пиццы». (Эффект замещения.)

Какое из этих рассуждений выглядит на ваш взгляд более убедительным?

На самом деле каждое из них содержит рациональное зерно. Снижение цены на
Pepsi выгодно потребителю. Если пицца и Pepsi — Нормальные товары, потреби-
тель захочет использовать увеличение своей покупательской способности для при-
обретения большего количества того и другого продукта. Таким образом, эффект
дохода позволяет ему покупать больше пиццы и больше Pepsi. B то же время
Pepsi становится относительно дешевле пиццы. Поэтому эффект замещения вы-
нуждает потребителя сделать выбор в пользу большего количества Pepsi и мень-
шего количества пиццы.

Подведем некоторые итоги. Очевидно, что потребитель будет покупать больше
Pepsi, поскольку этому способствует действие обоих эффектов. Однако остается
неясным, будет ли покупатель приобретать больше пиццы, так как в этом вопросе
влияние эффектов дохода и замещения противоположно. Наши выводы отражены
в табл. 21.2.

Таблица 21.2

ПОСЛЕДСТВИЯ
ЭФФЕКТОВ ДОХОДА
И ЗАМЕЩЕНИЯ ПРИ
СНИЖЕНИИ ЦЕНЫ
PEPSI

Мы можем объяснить влияние эффектов дохода и замещения и с помощью
кривых безразличия. Эффект дохода проявляется в изменении потребления в
результате перехода на новую кривую безразличия, расположенную выше ис-
ходной. Эффект замещения отражается в изменении потребления при переме-
щении по кривой безразличия в новую точку с другой нормой предельного заме-
щения.

Изменение решений потребителя о покупке Pepsi и пиццы под влиянием эф-
фекта дохода и эффекта замещения представлено на рис. 21.10. При, снижении
цены Pepsi точка, отражающая выбор потребителя, перемещается из положения
начального оптимума (точка Л) в новое положение оптимума (точка С). Мы

 

ТОВАР ЭФФЕКТ ДОХОДА ЭФФЕКТ ЗАМЕЩЕНИЯ ОБЩИЙ ЭФФЕКТ
Pepsi Потребитель становится Pepsi становится относительно Эффекты дохода и замещения действу-
  богаче и покупает больше более дешевым товаром, объем ют в одном направлении, поэтому
  Pepsi покупок напитка возрастает потребитель покупает больше Pepsi
Пицца Потребитель становится Пицца становится сравнитель- Эффекты дохода и замещения
  богаче и покупает больше но дорогим товаром, поэтому действуют разнонаправленно,
  пиццы объем покупок сокращается поэтому общий эффект неясен - л

462


Часть 7. Дополнительная тема для отличников


 


Рис. 21.10

ВЛИЯНИЕ

ЭФФЕКТОВ ДОХОДА
И ЗАМЕЩЕНИЯ
НА ВЫБОР
ПОТРЕБИТЕЛЯ
Влияние изменения
цены товара может
быть разложено на
две составляющие,
определяемые
эффектами дохода
и замещения. На
нашем графике
эффект дохода
отражается переме-
щением вдоль кривой
безразличия /, из
точки А в точку S,
характеризуемую
новым значением
предельной нормы
замещения. Эффект
дохода проявляется
в переходе от точки
В на кривой безраз-
личия /, в точку С
на кривой
безразличия I2.


имеем возможность условно представить это перемещение как происходящее в два
этапа. На первом происходит движение потребителя вдоль исходной кривой без-
различия /, из точки Л в точку В. В обеих точках запросы потребителя удовлет-
воряются в одинаковой мере, но в точке В предельная норма замещения отражает
новое значение относительной цены товаров. На втором этапе потребитель переме-
щается
из точки В в точку С, принадлежащую кривой безразличия I2, которая
находится выше исходной. Хотя точки В и С принадлежат разным кривым безраз-
личия, они характеризуются одинаковой нормой предельного замещения, то есть
наклон I1 в точке В равен наклону I2 в точке С. Несмотря на то что в действи-
тельности потребитель никогда не выберет точку В, эта гипотетическая точка
полезна для объяснения влияния на его решение эффектов дохода и замещения.
Обратите внимание на то, что переход из точки А в точку В сопровождается
только изменением предельной нормы замещения без перемен в материальном бла-
госостоянии потребителя. Напротив, перемещение из точки В в точку С сопро-
вождается увеличением доходов потребителя без изменения предельной нормы
замещения. Таким образом, первый этап отражает влияние эффекта замещения, а
второй — эффекта дохода.


Построение кривой спроса

Мы только что познакомились с тем, как изменение цены одного товара влияет на
положение бюджетной линии, а значит, и на количество обоих товаров, которое
собирается приобрести покупатель. Кривая спроса любого товара отражает эти
решения потребителя. Как вы помните, кривая спроса демонстрирует влияние цены
товара на уровень спроса. Мы можем рассматривать кривую спроса как графиче-
ское отображение оптимальных решений потребителя, возникающих при анализе
взаимного расположения линии бюджетного ограничения и кривых безразличия.
Например, на рис. 21.11 анализируется спрос на Pepsi. Из графика (а) видно,
что когда цена пинты Pepsi снижается с $ 2 до $ 1, линия ограничения бюджета


Глава 21. Теория потребительского выбора


463


 



 


 


сдвигается вправо. В силу влияния эффектов дохода и замещения потребление
Pepsi увеличилось с 50 до 150 пинт. График (б) представляет кривую спроса,
построенную на основании решений потребителя. Таким образом, теория потреби-
тельского выбора обеспечивает нам теоретическое обоснование поведения кривой
спроса(гл. 4).

Нам было полезно узнать о том, что кривая спроса определяется теорией потре-
бительского выбора, однако этот результат сам по себе не оправдывает усилий, за-
траченных на ее развитие. Для вывода о том, что поведение потребителей зависит от
изменения рыночных цен, вряд ли необходимы глубокие аналитические исследова-
ния. Но теория потребительского выбора будет для нас очень полезна, так как она
используется для анализа основных факторов поведения домашних хозяйств.

Практическое применение теории потребительского

выбора


 

Рис. 21.11

ПОСТРОЕНИЕ КРИ-
ВОЙ СПРОСА
На графике (а)
показано, что при
снижении цены Pepsi
с $ 2 до $ 1 за пинту,
потребительский
оптимум перемеща-
ется из точки А
в точку В. При этом
количество приобре-
таемой Pepsi возрас-
тает с 50 до 150 пинт.
Кривая спроса на
графике (б) отражает
связь между спросом
на товар и его ценой.


 


Теперь, когда мы познакомились с основами теории потребительского выбора, по-
пытаемся использовать ее для поиска ответов на четыре вопроса о механизме
грункционирования экономики. На первый взгляд они могут показаться никак не
связанными между собой. Но так как поиск ответа на каждый из вопросов вклю-
чает в себя анализ принятия решений на уровне домашних хозяйств, мы использу-
ем знакомую нам модель поведения потребителя.

Все ли кривые спроса имеют нисходящий характер?

Обычно при росте цены на товар покупатели ограничивают его приобретение. В гл. 4
:ы указывали, что такое поведение потребителей — проявление закона спроса. Нис-
одящий характер кривой спроса как раз и отражает эту закономерность.


ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ

Нарисуйте линию
ограничения бюджета и
кривые безразличия для
Pepsi и пиццы. Покажи-
те, что произойдет с
линией ограничения
бюджета и точкой
оптимума при увеличе-
нии цены пиццы.
Отметьте изменения,
обусловленные эффек-
том дохода и эффек-
том замещения.


464


Часть 7. Дополнительная тема для отличников


 


«Товары Гиффена»

товары, рост цены на
которые сопровожда-
ется одновременным
увеличением спроса.


Однако экономическая теория допускает существование восходящих кривых
спроса, когда в противоречие закону спроса рост цены на товар ведет к увеличе-
нию
объемов его закупок. Рассмотрим случай, когда потребитель приобретает два
товара — мясо и картофель (рис. 21.12). Исходная бюджетная линия проходит
через точки А к В, а оптимум находится в точке С. Когда цена на картофель
возрастает, линия ограничения бюджета смещается вниз, соединяя точки Л и D;
новый оптимум располагается в точке E. Обратите внимание на то, что увеличение
цены на картофель привело к росту его потребления.

Почему же потребитель столь странным образом реагирует на изменение ситу-
ации? Ответ заключается в том, что картофель относится к низшим товарам.
Возрастание цены на картофель ведет к относительному ухудшению благосостоя-
ния покупателя. Под воздействием эффекта дохода он ограничивает покупки мяса
и увеличивает потребление картофеля. С другой стороны, поскольку картофель
относительно мяса подорожал, эффект замещения подталкивает потребителя к уве-
личению закупок мяса и ограничению покупок картофеля. Однако в нашем случае
влияние эффекта дохода намного сильнее влияния эффекта замещения. В итоге
реакция потребителя на рост цены картофеля выражается в увеличении его заку-
пок и одновременном снижении потребления мяса.

Для описания товаров, по отношению к которым закон спроса теряет силу,
экономисты используют понятие -«товаров Гиффена»-. (Названных так в честь
экономиста Роберта Гиффена, первым исследовавшего это явление). «Товары Гиф-
фена» относятся к низшим товарам, для которых влияние эффекта дохода оказы-
вается сильнее воздействия эффекта замещения. Поэтому кривая спроса на них
имеет восходящий характер.

Какие реальные товары являются «товарами Гиффена»? Некоторые историки
предполагают, что к ним действительно можно было отнести картофель во времена
массового голода, вызванного его неурожаем в XIX в. в Ирландии. В те времена
картофель составлял заметную часть в рационе ирландцев, поэтому увеличение его
стоимости привело к росту влияния эффекта дохода. Население реагировало на
снижение жизненного уровня сокращением покупки мяса, считавшегося деликатесом,
и увеличением потребления картофеля, неизменно входившего в повседневное меню



Рис. 21.12

«ТОВАРЫ ГИФФЕНА»
Данный пример
показывает, что при
росте цены на карто-
фель происходит
смещение потреби-
тельского оптимума
из точки С в точку E.
Реакция потребители
на повышение цены
заключается в огра-
ничении покупок
мяса и увеличении
потребления карто-
феля.


Глава 21. Теория потребительского выбора


465


среднего ирландца. Впрочем, утверждение о том, что именно рост цены на картофель
вызвал повышение спроса на этот продукт, выглядит достаточно спорным.

Вне зависимости от правдоподобности этого исторического примера можно с
уверенностью сказать, что «товары Гиффена» встречаются очень редко, так как
теория потребительского выбора предполагает, что кривая спроса имеет восходя-
щий характер. Случаи, подобные только что рассмотренному, настолько нетипичны,
что мы считаем закон спроса таким же надежным, как и любой другой экономиче-
ский закон.

Влияние заработной платы на предложение труда

В этой главе мы использовали теорию потребительского выбора для анализа ситу-
аций, связанных с распределением доходов потребителя между двумя товарами.
Однако она оказывается полезной и для исследования проблем распределения
времени между работой и отдыхом.

Обратимся к примеру Салли, занимающейся разработкой программного обеспе-
чения и самостоятельно продающей различным фирмам результаты своего труда.
Допустим, что за вычетом времени на сон у нее остается 100 часов в неделю, кото-
рые она использует на работу и развлечения — катание на велосипеде или просмотр
телепередач. Каждый час, проведенный за компьютером, позволяет ей заработать $ 50,
которые она расходует на нужды потребления. Таким образом, ее часовая зарплата в
$ 50 определяет стоимость выбора между работой и досугом: каждый час рабочего
времени приносит Салли дополнительные $ 50 на ее расходы.

На рис. 21.13 представлена бюджетная линия Салли. Если она будет посвящать
досугу 100 часов в неделю, ее потребление равно нулю. Если все это время она
отдаст работе, ее потребление достигнет $ 5 тыс. в неделю, но зато у нее не
останется свободного времени. Если же продолжительность рабочей недели Салли
будет равна 40 часам, ее потребление составит $ 2 тыс., а на развлечения и отдых
останется 60 часов.



Рис. 21.13

ВЫБОРМЕЖДУ
РАБОТОЙ
И ДОСУГОМ
График показывает
линию ограничения
бюджета, построен-
ную с учетом про-
должительности
рабочей недели
Салли, кривые без-
различия потребле-
ния и досуга и
положение оптимума.


Часть 7. Дополнительная тема для отличников

На рис. 21.13 приведены кривые безразличия, отражающие выброр Салли меж-
ду потреблением и досугом. Поскольку девушка всегда хотела бы больше отды-
хать, соответственно, тратить на проведение досуга больше денег, она предпочитает
возможно более высоко расположенные кривые безразличия. При зарплате в $ 50
в час Салли выберет сочетание потребления и досуга, отмеченное на графике
точкой оптимума, которая принадлежит и линии ограничения бюджета, и наивыс-
шей из доступных девушке кривой безразличия I2.

Что произойдет при росте зарплаты Салли с $ 50 до $ 60 в час? На рис. 21.14
показаны два варианта развития событий. В обоих случаях начальная линия огра-
ничения бюджета, обозначенная на обоих левых графиках как BC1, сдвинется
вправо и займет положение BC2. Наклон бюджетной линии увеличится, отражая
изменение сравнительной стоимости наших «товаров»: при повышении зарплаты
Салли за каждый час времени, посвященный работе, получает больше денег на
потребление.

Предпочтения Салли, отражаемые кривыми безразличия, определят тенденции
изменения потребления и досуга, обусловленные ростом заработной платы. На
обоих левых графиках отмечено увеличение потребления, однако на графике (а)
роста зарплаты Салли приводит к тому, что она уделяет большую часть работе, а на
графике (б), напротив, — отдыху.

Решения Салли о выборе в пользу досуга или потребления определяет часы,
уделяемые работе, так как чем больше она развлекается, тем меньше времени
остается для составления программ. На правых графиках рис. 21.14 представлены
две различные кривые предложения рабочего времени, построенные с учетом воз-
можных решений Салли. На графике (а) показано, что рост зарплаты побуждает
ее к усердной работе и сокращению времени отдыха, в результате чего кривая
предложения труда имеет восходящий характер. На графике (б) отражена иная
ситуация, когда Салли предпочла работе увеличение часов досуга, поэтому кривая
предложения труда имеет нисходящий характер.

Почему девушка сокращает время работы, если ее зарплата возрастает? Мы
ответим на вопрос, если проанализируем влияние эффектов дохода и замещения,
возникающих при увеличении заработной платы.

Рассмотрим сначала действие эффекта замещения. Увеличение почасовой опла-
ты труда Салли привело к возрастанию цены ее досуга относительно работы,
поэтому у нее появляется стимул к упорному многочасовому труду. Другими
словами, при повышении зарплаты эффект замещения побуждает Салли к увеличе-
нию числа рабочих часов, что, в свою очередь, определяет восходящий характер
кривой предложения труда.

Обратимся к влиянию эффекта дохода. Рост суммы вознаграждения Салли
обусловливает возрастание ее благосостояния, и она перемещается на новую кри-
вую безразличия, расположенную выше исходной. Так как и досуг и потребле-
ние — нормальные товары, Салли стремится к получению того и другого в
больших количествах. Поэтому эффект дохода побуждает ее сократить время
работы, что и отражает нисходящая кривая предложения труда.

В заключение отметим, что экономическая наука не может однозначно опре-
делить реакцию Салли на повышение зарплаты. Если эффект замены окажется
сильнее эффекта дохода, девушка будет проводить дни и ночи перед монитором
компьютера. Если превалирующим окажется эффект дохода, Салли получит воз-
можность развлекаться в свое удовольствие, лишь изредка включая компьютер.
Соотношение эффектов дохода и замещения и определяет характер кривой пред-
ложения труда.


Глава 21. Теория потребительского выбора


467


 


' а) Для людей с такими предпочтениями..


.. кривая предложения труда имеет восходящий характер.


Рж. 21.14

НЛИЯНИЕ РОСТА ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ

"эафики (а) и (б) рисунка отражают два типа реакции человека на увеличение его
зарплаты. Левые части графиков показывают исходную (SC1) и новую (BC2) бюджетные
".•чии и оптимальный выбор между потреблением и досугом. Так как время работы
:звно сумме часов дней недели за вычетом времени досуга, изменение времени
:"дыха вызывает противоположное изменение предложения труда. На графике (а)
сказано, что рост зарплаты ведет к увеличению потребления и сокращению времени
i:cyra; кривая предложения труда имеет восходящий характер. На графике (б) отраже-
- 1 ситуация, когда рост зарплаты ведет к одновременному увеличению и потребления
времени досуга, а кривая предложения труда имеет нисходящий характер.


468 __________________________________________________ Часть 7. Дополнительная тема для отличников

Практикум

Влияние доходов на предложение труда: исторические
тенденции, выигрыши в лотерее и догадка Э. Карнеги

Предположение о том, что кривая предложения труда может иметь нисходящий
характер, на первый взгляд выглядит как теоретическая выдумка, хотя на самом
деле оно имеет под собой реальные обоснования. Экономический анализ пока-
зывает, что кривая предложения труда в долгосрочном периоде действительно
имеет тенденцию к понижению. Сто лет назад большинство людей работало
шесть дней в неделю, сегодня же нормой стала пятидневка. Одновременно сокра-
тилась продолжительность рабочей недели, а средняя зарплата рабочих (с по-
правкой на инфляцию) возросла.

Экономисты дают этому факту следующее объяснение. По их мнению, раз-
витие передовых технологий привело к увеличению производительности труда
и, соответственно, спросу на труд, что, в свою очередь, предопределило рост
равновесной заработной платы. Увеличение заработной платы означает повы-
шение материальных стимулов к труду, однако многие рабочие предпочли вос-
пользоваться результатами экономического процветания в форме реализации
возможностей для отдыха. Другими словами, при увеличении зарплаты влияние
эффекта дохода оказалось сильнее влияния эффекта замещения.

Еще одно свидетельство в пользу того, что эффект дохода заметно влияет
на предложение труда, дает нам изучение такой необычной группы населения,
как лица, выигравшие крупные суммы в различных лотереях. Выигрыши зна-
чительно увеличивают их доходы, а значит, приводят к существенному сдвигу
вправо линий ограничения бюджетов баловней судьбы. Но так как заработная
плата таких людей не изменяется, наклон бюджетных линий остается постоян-
ным, а значит, эффект замещения отсутствует. Поэтому при анализе поведения
лиц, выигравших крупные суммы в лотереях, мы можем не рассматривать вли-
яние эффекта замещения на предложение труда. Исследования, посвященные
проблемам лотерейных выигрышей, позволили получить удивительные резуль-
таты. Оказывается, что среди лиц, выигравших свыше $ 50 тыс., почти 25 %
любимцев Фортуны в течение последующего года вообще не работали, а еще
9 % счастливцев были заняты на рабочем месте неполную неделю. Из тех же.
кто выиграл свыше $ 1 млн, 40 % вообще перестали работать. Итак, следствие
крупных денежных выигрышей — существенное влияние эффекта дохода на
предложение труда.

Похожие результаты были получены и по итогам исследования, посвященно-
го влиянию получения наследства на изменение предложения труда, результаты
которого были опубликованы в мае 1993 г. в «Quarterly Journal of Economics*.
Ученые установили, что лица, унаследовавшие более $ 150 тыс., прекращают
работу в четыре раза чаще, чем наследники сумм, не превышающих $ 25 тыс
Данный результат вряд ли удивил бы Эндрю Карнеги, известнейшего американ-
ского предпринимателя XIX в. В свое время он предупреждал, что «родители,
оставляющие своим сыновьям огромные богатства, "зарывают в землю" их
талант и энергию и вынуждают вести жизнь гораздо менее активную и полно-
кровную, чем им в действительности по силам». Э. Карнеги оценивал влияние
эффекта дохода на предложение труда как весьма существенное, а при анализе
перспектив будущих поколений — как прискорбное. Сам Э. Карнеги пожерт-
вовал на благотворительные цели огромные средства и завещал различны>
общественным фондам большую часть своего состояния.


Глава 21. Теория потребительского выбора


469


Влияние процентных ставок по вкладам на сбережения
домашних хозяйств

Важная проблема, с которой сталкивается каждый человек, состоит в определении
-шсти его доходов, которую он собирается использовать на сегодняшние нужды, и
сбережений на будущее. Чтобы понять, как принимаются такие решения и как
сумма сбережений зависит от процентной ставки по вкладам, мы можем воспользо-
ваться теорией потребительского выбора.

Посмотрим, как решает эту задачу Сэм, рабочий, желающий обеспечить свою ста-
рость. Для упрощения ситуации условно разделим его жизнь на две части. В первой
части молодой Сэм работает, во второй — умудренный опытом ветеран производ-
ства наслаждается покоем. Сумма заработка Сэма за годы работы — $ 100 тыс.; он
делит ее между текущим потреблением и накоплением. В старости Сэм собирается
жить на свои сбережения, включая процентный доход.

Предположим, что процентная ставка равна 10 %, то есть каждый заработанный
Сэмом в молодости доллар превратится в $1,10 в старости. Мы рассматриваем
«потребление в молодости» и «потребление в старости» как два вида «товаров»,
между которыми Сэм должен сделать выбор. Процентная ставка определяет отно-
сительную цену этих «товаров».

На рис. 21.15 показана линия ограничения бюджета Сэма. Если он откажется
эт сбережений, его потребление в молодости составит $ 100 тыс., а в старости $ 0.
Если Сэм будет откладывать весь свой доход, его потребление в молодости соста-
вит $ 0, а после выхода «в отставку» — $ НО тыс. Приведенная бюджетная линия
%-читывает как крайние условия, так и все промежуточные возможности.

На рисунке приведены кривые безразличия, отражающие предпочтения Сэма в
этношении его потребления в молодости и в старости. Поскольку он хотел бы
зсегда потреблять больше, Сэм выбирает те кривые безразличия, которые располо-
жены выше других. С учетом предпочтений Сэм выберет оптимальное сочетание
чотребления в каждом из периодов, которое будет определяться точкой, находя-
щейся одновременно на линии ограничения бюджета и на кривой безразличия,



Линия ограничения бюджета


100000


Потребление
в старости

$110000


55000


$50000


Потребление
в молодости


Рис. 21.15

ВЫБОР МЕЖДУ
НАКОПЛЕНИЕМ И
ПОТРЕБЛЕНИЕМ
На рисунке представ-
лена бюджетная
линия человека,
решающего, какую
часть ресурсов он
направит на потреб-
ление в каждый из
двух периодов своей
жизни, а также кривые
безразличия, отражаю-
щие его предпочте-
ния, и точка оптимума.


470


Часть 7. Дополнительная тема для отличников


 


Рис. 21.16

УВЕЛИЧЕНИЕ ПРО-
ЦЕНТНОЙ СТАВКИ
И СБЕРЕЖЕНИЯ
На обоих графиках
увеличение процент-
ной ставки приводит
к сдвигу бюджетной
линии вправо. На
графике (а) показано
снижение потребле-
ния в молодости и
увеличение потреб-
ления в старости, в
результате чего
сбережения возра-
стают. На графике (б)
показано увеличение
потребления в оба
периода жизни. В
итоге сбережения
уменьшаются.


расположенной, по возможности, выше остальных. Эта точка оптимума позволит
ему направить на потребление $ 50 тыс. в молодости и $ 55 тыс. в старости.

Что произойдет при росте процентной ставки с 10 % до 20 %? На рис. 21.16 пред-
ставлены два варианта развития ситуации. В обоих случаях бюджетная линия сдви-
гается вправо, а ее наклон возрастает. Но при возросшей ставке процента потребле-
ние Сэма в старости на каждый доллар, сбереженный в молодости, увеличивается.

На графиках отражена реакция Сэма на увеличение процентной ставки в зависи-
мости от его возможных предпочтений. В обоих случаях потребление в старости
возрастает. Однако на потреблении в молодости рост процентной ставки сказывает-
ся по-разному: график (а) отражает его увеличение, а график (б) — уменьшение.

Сбережения Сэма равны разности его доходов и расходов в молодости. На
графике (а) показано, что при росте процентной ставки потребление в молодости
сократилось, а значит, сбережения выросли. На графике (б) отражена другая ситу-
ация, когда потребление Сэма в молодости выросло, а сбережения уменьшились.
Этот случай на первый взгляд может показаться странным, потому что Сэм в
ответ на рост доходности сбережений начинает откладывать на старость меньше,
чем он делал это раньше. Однако такое поведение на самом деле не лишено
логики. Мы сможем понять его, если рассмотрим, как сказывается рост процентной
ставки на проявлении эффектов дохода и замещения.

Проанализируем влияние эффекта замещения. Когда процентная ставка увели-
чивается, потребление в старости становится менее дорогим по сравнению с по-
треблением в молодости. Следовательно, эффект замещения побуждает Сэма боль-
ше потреблять в старости и меньше — в молодости. Другими словами, эффект
замещения стимулирует рост сбережений.

Рассмотрим действие эффекта дохода. При увеличении процентной ставки воз-
растание материального благополучия Сэма отражается в переходе на новую кри-
вую безразличия I2, расположенную выше исходной кривой 1у Поскольку потреб-
ление и в старости и в молодости относится к нормальным товарам, Сэм будет
стремиться к его повышению в оба периода своей жизни. Другими словами, эф-
фект дохода стимулирует снижение сбережений.


 


(а) Повышение процентной ставки приводит
к росту сбережений


(б) Повышение процентной ставки приводит
к снижению сбережений


 



 


Глава 21. Теория потребительского выбора ________________________________

Разумеется, конечный результат будет зависеть от суммарного воздействия обо-
их эффектов. Если при росте процентной ставки влияние эффекта дохода окажется
сильнее воздействия эффекта замещения, Сэм будет увеличивать сбережения. Если
же будет превалировать эффект замещения, Сэм уменьшит сбережения. Таким обра-
зом, теория потребительского выбора позволяет сделать вывод о том, что рост про-
центной ставки может способствовать как росту, так и снижению сбережений.



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 500; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.63.145 (0.102 с.)