Оптимизация : что выбирает потребитель 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Оптимизация : что выбирает потребитель



В этой главе мы поставили себе цель проанализировать процесс потребительского
выбора и познакомились с двумя его составляющими: бюджетными ограничения-
ми потребителя и потребительскими предпочтениями. Рассмотрим их взаимодей-
ствие и узнаем, как потребитель принимает решение о покупке.


Полная

взаимодополняе-
мость товвров
(совершенные
комплементы)

свойство двух това-
ров, выражающееся в
том,что их кривые
безразличия образо-
ваны двумя отрезка-
ми прямых, располо-
женными под прямым
углом.

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ
Нарисуйте несколько
кривых безразличия
для Pepsi и пиццы.
Дайте объяснение
четырех свойств этих
кривых.


 


Оптимальный выбор потребителя

Вернемся к примеру с покупкой Pepsi и пиццы. Мы выяснили, что потребитель
хотел бы добиться наилучшей из возможных комбинаций этих товаров на самой
высокой кривой безразличия. Однако он должен учитывать определяющие его
финансовые возможности бюджетные ограничения.



Количество
пиццы


На рис. 21.6 представлена линия бюджетного ограничения и три кривые безраз-
личия. Наивысшая из доступных потребителю кривых безразличия (I2), лишь соп-
рикасается с бюджетной линией. Точка соприкосновения носит название оптимума.


Рис. 21.6

ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ
ОПТИМУМ

Потребитель выбира-
ет на линии бюджет-
ного ограничения
точку, принадлежа-
щую расположенной
выше остальных
кривой безразличия.
В этой точке, называ-
емой точкой оптиму-
ма, предельная норма
замещения двух
товаров равна их
относительной цене.
На нашем рисунке
кривая безразличия
I2 наивысшая из
доступных потребите-
лю. Он предпочел
бы точке оптимума
точку А, принадлежа-
щую расположенной
выше кривой безраз-
личия I3, но не может
позволить себе
приобрести опреде-
ляемый ею набор
Pepsi и пиццы. Точка
В, напротив, отвечает
его возможностям, но
поскольку она лежит
на кривой безразли-
чия /,, расположенной
ниже, чем I2, потреби-
тель сам не согласит-
ся сделать выбор в ее
пользу.


45 В


Часть 7. Дополнительная тема для отличников


Потребитель предпочел бы ей точкуЛ, но она недоступна в силу бюджетного ограни-
чения. Он может позволить себе выбрать точку В на более низкой кривой безразли-
чия, но она удовлетворяет его в меньшей степени. Точка оптимума отражает наилуч-
шую доступную потребителю комбинацию количества Pepsi и пиццы.

Обратите внимание на то, что в точке оптимума наклон кривой безразличия
равен наклону линии бюджетного ограничения. Поэтому линия бюджетного огра-
ничения является касательной к кривой безразличия. Наклон кривой безразличия
равен предельной норме замещения между Pepsi и пиццей, а наклон линии бюджет-
ного ограничения отражает сравнительную стоимость этих товаров. Таким обра-
зом, потребитель выбирает набор из двух товаров таким образом, чтобы их
предельная норма замещения равнялась их относительной цене.

В гл. 7 мы узнали, что рыночные цены отражают предельную оценку стоимости
товара потребителем. Наш анализ потребительского выбора, основанный на ином
подходе, приводит к тому же самому результату. В самом деле, исходный его
пункт — определение значения относительной цены двух товаров, а затем потреби-
тель выбирает оптимальное количество, при котором предельная норма замещения
равняется относительной цене товаров. Относительная цена определяет пропорцию,
в которой рынок готов заменить один товар другим, в то время как предельная
норма замещения отражает готовность к замене товаров потребителя. В точке
оптимума оценка товаров потребителем (измеренная как предельная норма замеще-
ния) соответствует их оценке рынком (определяемой как их относительная цена).
В результате оптимизации потребительского выбора рыночная стоимость различ-
ных товаров отражает их оценку покупателем.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 104; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.39.23 (0.005 с.)