И инвестиций : дефицит государственного бюджета 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

И инвестиций : дефицит государственного бюджета



Один из самых острых внутриполитических вопросов последнего десятилетия
в США — проблема дефицита государственного бюджета. Напомним, что дефи-
цит бюджета
образуется, когда расходы государства превышают его доходы
от сбора налогов. Накопленный дефицит бюджета носит название государствен-
ного долга.
В последние годы в США произошел заметный рост обоих показате-
лей, что вызвало острые дискуссии, касающиеся проблем дефицита бюджета,
распределения государственных средств и долгосрочного экономического роста.


~лааа 25. Сбережения, инвестиции и финансовая система


551


 


Мы проведем анализ влияния бюджетного дефицита на рынок заемных
средств в три этапа (рис. 25.4). Во-первых, что происходит с кривыми спроса
и предложения заемных средств при росте дефицита бюджета? Вспомним, что
национальные сбережения, являющиеся источником предложения заемных
средств, состоят из общественных и частных сбережений. Рост дефицита бюд-
жета вызывает изменение общественных сбережений, следовательно, предложе-
ние заемных средств уменьшается. Поскольку дефицит бюджета при каждой
возможной процентной ставке не оказывает влияния на объемы заимствований
на инвестиционные цели домашних хозяйств и фирм, спрос на заемные средства
не изменяется.

Во-вторых, в каком направлении происходит смещение кривой предложения?
Дефицит государственного бюджета приводит к снижению уровня национальных
сбережений. Другими словами, когда государство занимает деньги для покрытия
бюджетного дефицита, предложение заемных средств, которые фирмы и домаш-
ние хозяйства могли бы использовать для инвестиций, уменьшается. Эта ситуация
отражена на рис. 25.4 сдвигом кривой предложения влево из положения 5,
в положение S2.

В-третьих, мы имеем возможность сравнить исходное и конечное равновесие.
Рост бюджетного дефицита приводит к возрастанию процентной ставки с 5 %
до 6 %, что, в свою очередь, оказывает воздействие на поведение фирм и домаш-
них хозяйств. В частности, рост процентной ставки заставил многих потенциаль-
ных заемщиков отказаться от планов строительства новых домов или предприя-
тий. Снижение инвестиционной активности, вследствие роста объемов заимствований
государства, называется вытеснением, последствия которого отражены на рис. 25.4,
когда движение вдоль кривой спроса приводит к снижению объема заемных
средств с $ 1200 млрд до $ 800 млрд. То есть, когда государство для покрытия
бюджетного дефицита прибегает к заимствованиям на рынке заемных средств,
инвестиционная активность частных заемщиков уменьшается.


Рис. 25.4

ПОСЛЕДСТВИЯ
ДЕФИЦИТА
ГОСУДАРСТВЕННОГО
БЮДЖЕТА
Когда расходы госу-
дарства превышают
его налоговые по-
ступления, бюджетный
дефицит означает
снижение нацио-
нальных сбережений.
Предложения заем-
ных средств уменьша-
ются, и равновесная
ставка процента
возрастает. Покрывая
дефицит бюджета за
счет использования
ресурсов рынка
заемных средств,
государство вытесня-
ет с него частных
инвесторов. На
рисунке эта ситуация
отражена смещением
кривой предложения
из положения S1
в положение S2
Равновесная ставка
процента возрастает
с 5% до 6%,
а равновесный
объем сберегаемых
и инвестируемых
заемных средств
снижается
с $1200 млрд до
$ 800 млрд.

Вытеснение

уменьшение объема
частных инвестиций
как результат роста
государственных
заимствований.


552


Часть 9. Реальная экономика в долгосрочном периоде


Итак, из анализа воздействия бюджетного дефицита на спрос и предложение на
рынке заемных средств следует вывод о том, что когда вследствие роста дефи-
цита государственного бюджета уровень национальных сбережений снижает-
ся, это приводит к увеличению равновесной ставки процента и уменьшению
объемов частных инвестиций.
Поскольку инвестиции — один из важнейших
факторов долгосрочного экономического роста, рост дефицита государственного
бюджета означает неизбежное снижение темпов развития экономики.

Практикум

Государственный долг и дефицит бюджета США

С начала 1980-х гг. бюджетный дефицит превратился в хроническую проблему
американской экономики. Когда в 1981 г. новым хозяином Белого дома стал
Рональд Рейган, он обещал снизить налоги и государственные расходы. Одна-
ко выполнение второй части его обещания по политическим соображениям
оказалось крайне сложным, и США вступили в затянувшийся период роста
бюджетного дефицита, который продолжился при Джордже Буше и Билле
Клинтоне.


РАВЕНСТВО РИКАРДО:

АЛЬТЕРНАТИВНЫЙ ВЗГЛЯД НА ПРОБЛЕМУ

БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА

Большинство экономистов убеждены в том, что дефицит
государственного бюджета означает уменьшение нацио-
нальных сбережений и инвестиций. Однако небольшая
группа ученых не согласна с этим утверждением. Их
взгляды базируются на выводах из так называемого ра-
венства Рикардо, получившего название по имени выда-
ющегося экономиста XIX в. Давида Рикардо, первым
проанализировавшего его в своих теоретических рабо-
тах (и первым поставившего под сомнение возможность
его практического применения).

Теоретические построения Д. Рикардо выглядят сле-
дующим образом. Представьте, что государство переста-
ет получать доход в виде налогов, а его расходы остают-
ся на прежнем уровне. Вследствие бюджетного дефицита
общественные сбережения сократятся. Но если домаш-
ние хозяйства направят все сэкономленные в результате
отсутствия налогов средства не на потребление, а на сбе-
режения, их объем вырастет ровно настолько, насколь-
ко уменьшатся общественные сбережения. В результате
национальные сбережения, равные сумме общественных и
частных, останутся на прежнем уровне. Не изменится
ни предложение заемных средств, ни равновесная став-
ка процента. Таким образом, в экономике не произой-
дет никаких изменений, кроме относительного перерас-
пределения общественных и частных сбережений.

Уместно поинтересоваться, а направят ли домашние
хозяйства сумму, равную объему неуплаченных налогов,


на сбережения? Д. Рикардо дает такое объяснение. На-
селение понимает, что рост бюджетного дефицита озна-
чает увеличение в недалеком будущем налогов для по-
крытия накопившегося государственного долга. Отмена
налогов и рост бюджетного дефицита представляют со-
бой не подарок, а просто временную отсрочку уплаты
долга. Поэтому население будет вынуждено направлять
средства, полученные в результате налоговой льготы, не
на потребление, а на сбережения, чтобы компенсировать
снижение уровня жизни, которое наступит в будущем
при введении повышенных налогов.

Многие экономисты не без оснований относятся к
равенству Рикардо как к замысловатой теоретической
безделице. В самом деле, заметный рост бюджетного
дефицита США, наблюдающийся с начала 1980-х гг.,
вовсе не сопровождался увеличением частных сбереже-
ний. Напротив, они уменьшались параллельно с сокра-
щением общественных сбережений.

Однако при знакомстве с теорией Д. Рикардо воз-
никает еще один любопытный вопрос: если рост бюд-
жетного дефицита должен привести в будущем к увели-
чению налогов (как это и происходит на самом деле),
почему население игнорирует необходимость увеличения
сбережений, чтобы подготовиться к такой ситуации?
Один из возможных ответов состоит в том, что населе-
ние склонно к принятию слишком близоруких реше-
ний, не учитывающих всех хитросплетений государ-
ственной политики. Согласно другому мнению, люди
просто надеются, что новые налоги придется платить не
им, а их потомкам. В любом случае многие экономисты
подчеркивают, что перераспределение налогового бремени
между разными поколениями было и остается важным
аспектом бюджетной политики государства.


Глава 25. Сбережения, инвестиции и финансовая система


55:


 



Процентное

Отношение к ВВП

Государственного

Долга

100
80
60
40
20

0


1950 1955 1960 1965 1970 1975 1980 1985 1990 1995


Рис. 25.5

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ДОЛГ США
Приведенное
на рисунке значение
го ' судврственного
долга США, выражен-
ное как его процент-
ное отношение
к ВВП, было высоким
вследствие затрвт
во время Второй
мировой войны.
В 1950-1960 гг.
наблюдалось его
неуклонное сниже-
ние, вновь сменив-
шееся ростом в
нвчале 1980- х гг.,
когда президент
P. Рейгвн принял
решение о снижении
налогов без одновре-
менного уменьшения
государственных
расходов.
Источник:
U.S. Department
of Treasury;
U.S. Department
of Commerce.


На рис. 25.5 представлена динамика государственного долга США, выра-
женного в процентном отношении к ВВП. Как видно из приведенного графика,
в 1950-1970-х гг. наблюдалось неуклонное снижение данного показателя. Хотя
в этот период правительство сводило бюджет с дефицитом, его величина была
незначительной и государственный долг накапливался медленнее, чем росла
американская экономика. Поскольку уровень ВВП может служить приблизи-
тельной оценкой объема собранных налогов, показатель отношения государ-
ственного долга к ВВП указывает на то, что в эти десятилетия экономика
США жила, в определенном смысле, за счет заработанных «собственным тру-
дом» средств. Когда же в начале 1980-х гг. началось стремительное увеличение
дефицита бюджета, рост государственного долга начал опережать темпы раз-
вития экономики. Эти изменения нашли отражение на рис. 25.5.

В табл. 25.1 приведены данные, отражающие влияние этой политики
на различные виды сбережений, рассчитанные в процентном отношении к уров-


     


1982-1994

ПОКАЗАТЕЛЬ:

ОБОЗНАЧЕНИЕ 1960-1981

Общественные сбережения             T-G                 0,8            -1,6

Частные сбережения                        Y-T-C            16,1             15,7

Национальные сбережения     Y-C-G           16,9             14,0


ИЗМЕНЕНИЕ

-2,4
-0,4
-2,4


Таблица 25.1

УРОВЕНЬ
СБЕРЕЖЕНИЙ
В ЭКОНОМИКЕ
США


Примечание: показатели сбережений рассчитаны как процентное отношение к
уровню номинального ВВП. Значения государственных и частных сбережений скоррек-
тированы с учетом инфляции.
Источник: U.S. Department of Commerce; расчеты автора


554


Часть 9. Реальная экономика в долгосрочном периоде


 


Новости

ПОПРАВКА О СБАЛАНСИРО-
ВАННОСТИ БЮДЖЕТА

В последние годы некоторые члены
Конгресса США неоднократно выступа-
ли с предложением о принятии консти-
туционной поправки, которая требова-
ла бы обязательной сбалансированности
бюджета. Однако президент У. Клин-
тон высказался против подобного шага.
В следующей статье мы приводим мне-
ние экономиста Роберта Эйснера, оспа-
ривающего аргументы сторонников при-
нятия поправки.

ЗДОРОВЫЙ БЮДЖЕТ -
БОЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА

Роберт Эйснер

Вместе с нобелевскими лауреатами по
экономике Робертом Солоу и Джейм-
сом Тобином я был одним из тех эко-
номистов, которые выступили с заяв-
лением против принятия поправки об
обязательной сбалансированности бюд-
жета. Нас поддержали еще 35 извест-
ных ученых, включая семерых лауреа-
тов нобелевской премии по экономике.
На наш взгляд, проблема состоит в
том, что принятие поправки нарушит
основные принципы той эффективной
и устойчивой экономики, плодами ко-


торой мы пользовались столько лет.
Любой бухгалтер или хорошо подго-
товленный инвестор знает, насколько
трудным и запутанным делом может
быть подведение баланса компании.
Чему равны текущие расходы и износ
оборудования, как рассчитывать амор-
тизационные отчисления, как оценить
запасы, когда проводить специальные
платежи, как быть с пенсионными фон-
дами, что делать с отсроченными нало-
гами? Когда дело касается федераль-
ного бюджета, проблема становится
неизмеримо сложнее.

Рассмотрим для примера сделку,
связанную с портфельным инвестиро-
ванием. Когда обычный инвестор при-
обретает акции или облигации, он мо-
жет и не представлять себе возможные
риски потери сбережений. Однако при
совершении сделок на федеральном
уровне проведение предварительных
расчетов крайне необходимо. Так, не-
сколько лет тому назад, когда Государ-
ственное казначейство финансировало
приобретение обязательств Американ-
ской ссудосберегательной ассоциации с
целью помочь ей выбраться из тяжело-
го положения, дефицит бюджета стал
стремительно увеличиваться, питая бес-
почвенные слухи о том, что он разру-
шает систему национальных сбереже-
ний, создавая угрозу нашему будущему.
Однако, когда позднее правительство
распродало ценные бумаги из инвести-


ционного портфеля ассоциации, возник-
ший было «дефицит» чудесным обра-
зом исчез.

А вот другая проблема: отсутствие
отдельных счетов для бюджетных ка-
питаловложений. Если бы федеральное
счетоводство было таким же, как в част-
ном бизнесе, оно включало бы в себя
не затраты на капиталовложения, а толь-
ко амортизационные отчисления, влия-
ющие на избыток или дефицит бюджета,
как и при подсчете прибылей и убытков
частных фирм. Но как измерить «из-
нос» нашей экономики? Как опреде-
лить, насколько устарел наш оборон-
ный потенциал? Может быть, после
окончания «холодной войны» следова-
ло завести специальные счета на списа-
ние отдельных видов вооружения?
А как быть с растущими объемами ин-
вестиций в неподдающиеся физическо-
му измерению новые средства произ-
водства, в программное обеспечение
компьютеров, в научно-исследователь-
ские разработки, образование и здра-
воохранение?

А ведь это далеко не все особенно-
сти федерального счетоводства. Было
бы интересно узнать, собираются ли
сторонники принятия конституционной
поправки заодно привести «в порядок»
и все существующие правила расчета
государственного бюджета? Может
быть, для этого будет создана специ-
альная комиссия или вопросы соответ-


ню ВВП. В начале 1980-х гг., когда правительство США начало проводить
политику роста бюджетного дефицита, государственные сбережения снизились
на 2,4 %. За это же время частные сбережения изменились мало. Изменение
показателя национальных сбережений составило 2,9 %.

Национальные сбережения — ключевой фактор долгосрочного экономиче-
ского роста (гл. 24). Используя часть частных сбережений на покрытие бюджет-
ного дефицита, правительство уменьшило объемы инвестирования, что обусло-
вило снижение жизненного уровня будущих поколений. Члены обеих ведущих
политических партий США неоднократно подчеркивали остроту возникшей про-
блемы. Когда Билл Клинтон стал хозяином Овального кабинета, он заявил, что
снижение дефицита бюджета — его основная внутриполитическая задача.
Подобную цель поставили и республиканцы, завоевавшие большинство в Кон-
грессе в 1995 г. Усилия обеих ветвей власти принесли определенные положитель-
ные результаты, однако полностью эта проблема до сих пор не решена.

Почему же, при таком единодушном отношении к бюджетному дефициту,
правительство США не может справиться с этой задачей? Отчасти виной
тому — разногласия относительно путей ее решения. Так, президент У. Клин-
тон выступает за увеличение налогов, особенно в отношении доходов наиболее
богатых граждан, и за умеренное снижение государственных расходов. Рес-
публиканское же большинство в Конгрессе настроено против роста налогов и


'лава 25. Сбережения, инвестиции и финансовая система


555


 


"зия старых методик новым требова-
нии будут решаться в суде?

Как обсуждалось на заседании Кон-
-есса, поправка будет давать разреше-
:е на государственные заимствования
-:.тько при согласии на это трех пятых
бщего числа конгрессменов, а прак-
лка показывает, что преодоление
-.кого барьера — весьма непростая
адача. Однако в Америке найдется
-гмало людей, которые скажут: «Я тра-
-V ровно столько, сколько зарабаты-
ваю, законодательство штатов строго
" егламентирует исполнение властями
:естных бюджетов, почему точно так
-.е не может вести себя и федеральное
правительство? Почему оно влезает в
азлги?» Однако нам не следует забы-
вать, что почти все мы время от вре-
'ени занимаем деньги — на покупку
:ома, оплату обучения детей, приоб-
ретение автомашины или других това-
ов длительного пользования. Частный
пзнес также не может обойтись без
:аимствований. Чтобы убедиться в этом,
.эстаточно взглянуть на рынок обли-
гаций. Что же касается местных влас-
~ей, то бюджетные ограничения каса-
ется только их текущих расходов, все
:олгосрочные капиталовложения по-
рываются за счет заемных средств.
Поэтому в случае принятия поправки
-:аше федеральное правительство ока-
жется единственным субъектом права,
-:а которого будут наложены непо-


мерно жесткие ограничения на по-
лучение кредитов.

И наконец, последнее — поправ-
ка выглядит просто нелепо (может
быть, к счастью) в своей претензии
на всемогущество. Так, например, в
одном из ее разделов говорится: «Пе-
ред началом каждого нового финан-
сового года президент обязан пе-
редать Конгрессу проект бюджета,
в котором общие расходы не долж-
ны превышать суммы всех поступле-
ний». Однако что помешает президенту
просто завысить ожидаемые доходы,
чтобы уравновесить расходы? Прини-
мая во внимание неопределенность мно-
гих формулировок проекта поправки,
он может пойти на это с абсолютно
чистой совестью.

Далее, в Разделе 1 заявляется
буквально следующее: «Общие расхо-
ды каждого финансового года не дол-
жны превышать его доходов». Но кто
может с уверенность сказать, что на
самом деле произойдет с доходами или
расходами? Вдруг резко возрастет за-
болеваемость населения и оно будет
вынуждено больше пользоваться ус-
лугами федеральных служб медицин-
ской помощи престарелым и малоиму-
щим? А вдруг по каким-то причинам
произойдет снижение доходов населе-
ния и соответственно снизятся по-
ступления от сбора налогов? С таким
же успехом этот раздел мог бы уста-


новить границу, запрещающую ее пере-
сечение волнам Атлантического океана.
Но что делать, если они все же нарушат
ее? Возбудить дело об отстранении от
дел президента, а заодно и всех членов
Конгресса?

Что же касается способов уклоне-
ния от соблюдения ограничений, на-
лагаемых этой поправкой, то тут я,
пожалуй, даже приветствовал бы ее
принятие и сразу же основал бы кон-
сультационную фирму и заработал бы
миллионы на этом прибыльном деле.
В качестве простейшего варианта ре-
шения проблемы я предложил бы про-
дажу государственной собственности,
доход от которой пошел бы на покры-
тие бюджетного дефицита. Начать мож-
но было бы с национальных парков и
других государственных земель, стра-
тегических запасов нефти и инфраструк-
туры государственной транспортной
системы. Затем можно будет перейти
к различным общественным зданиям,
включая Капитолий и Белый дом, взяв
их потом в аренду для привычного нам
использования. Разумеется, может воз-
никнуть ситуация, когда нам уже будет
нечего продавать, но к тому времени на-
копится достаточно доказательств глу-
пости обсуждаемой нами поправки для
принятия другой, требующей ее отмены.

Источник: «The Wall Street Journals-,
January 22, 1997.


зыступает за их снижение, считая, что это необходимо для стимулирования
роста частных сбережений, и более радикальное сокращение государственных
засходов. Все эти частные политические разногласия наряду с медлительно-
стью в принятии непопулярных у населения решений не позволяют избавиться
от бюджетного дефицита.

Подобно любым политическим дебатам, дискуссия по поводу бюджетного
дефицита имеет различные аспекты. Подробнее мы поговорим о них в заклю-
чительной главе нашей книги. Однако уже сейчас нам должно быть ясно, что
з основе всех споров о бюджетном дефиците и его влиянии на экономику
лежат вопросы о сбережениях, инвестициях и процентной ставке.

Заключение

«Не будь ни должником, ни кредитором», — советует Полоний сыну в пьесе
У. Шекспира «Гамлет». Однако, если бы каждый из нас следовал этому совету,
эта глава оказалась бы никому не нужной.


Часть 9. Реальная экономика в долгосрочном периоде


ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ
Если бы большинство
американцев стали
жить по принципу
4После нас хоть
потоп», то как бы это
повлияло на сбереже-
ния, инвестиции и
процентную ставку?


Мало кто из экономистов согласился бы с Полонием. Нам постоянно приходит-
ся одалживать и брать взаймы по самым разным причинам: для покупки нового
дома или открытия своего дела, кто-то доверяет нам деньги в расчете на то, что их
возвращение с процентами обеспечит его старость. Назначение финансовой систе- •
мы состоит во взаимном удовлетворении интересов кредиторов и заемщиков.

Финансовые рынки похожи на все остальные по многим параметрам. Процент-
ная ставка, определяющая стоимость использования заемных средств, играет роль
регулятора спроса и предложения, подобную роли цены товара на любом другом
рынке. Мы имеем возможность анализировать изменения спроса и предложения
на рынке финансов, как и на рынке любых товаров и услуг. Один из Десяти
принципов экономике
утверждает, что рынок, обычно, — эффективный способ
организации экономической деятельности. Этот принцип справедлив и для финан-
совых рынков: при равновесии спроса и предложения на заемные средства созда-
ются оптимальные условия для наиболее эффективного использования ограничен-
ных ресурсов экономики.

Однако финансовые рынки имеют определенную специфику, поскольку играют
уникальную роль связующего звена между настоящим и будущим экономики. Те,
кто делает сбережения, рассчитывают, что их текущие финансовые средства при-
обретут большую покупательную способность в будущем. Те же, кто берет ссуду,
надеются, что, инвестируя дополнительные средства в развитие бизнеса, они
со временем увеличат производство товаров и услуг. Таким образом, эффективно
работающие финансовые рынки важны не только для нынешних, но и для буду-
щих поколений, которые смогут воспользоваться многими нашими достижениями.


Выводы


Финансовая система США состоит из различ-
ных типов финансовых учреждений: рынков
акций и облигаций, банков и взаимных фондов.
Все эти структуры занимаются направлением
свободных ресурсов домохозяйств, желающих
сделать сбережения, в распоряжение фирм и
других домохозяйств, нуждающихся в заимство-
ваниях.

Тождества, используемые в национальном счето-
водстве, позволяют выяснить некоторые важные
связи между различными макроэкономическими
переменными. В частности, для закрытой эко-
номики национальные сбережения должны рав-
няться инвестициям. Финансовые учреждения
играют роль передаточных механизмов между
сбережениями одних людей и инвестициями
других.

Уровень процентной ставки определяется спро-
сом и предложением заемных средств. Предло-
жение обеспечивается домохозяйствами, желаю-


щими сберечь часть своих доходов и готовых пре-
доставить их в чье-либо пользование на опреде-
ленных условиях. Спрос на заемные средства
исходит от домохозяйств и фирм, нуждающихся в
ссудах для инвестирования. Чтобы проанализиро-
вать, как та или иная политика государства влия-
ет на уровень процентной ставки, необходимо
рассмотреть результаты ее воздействия на спрос и
предложение заемных средств.
Национальные сбережения равны сумме государ-
ственных и частных сбережений. Дефицит госу-
дарственного бюджета, отражающий превышение
расходов государства над его доходами, уменьша-
ет национальные сбережения, а также предло-
жение заемных средств, которые могут быть
направлены на инвестирование. Когда за счет де-
фицита бюджета происходит вытеснение с рынка
заемных средств ресурсов, направляемых на ин-
вестирование, это приводит к снижению темпов
роста производительности труда и ВВП.


-ава 25. Сбережения, инвестиции и финансовая система


557


Основные понятия


Финансовая система
Финансовые рынки
Зблигация

--КЦИЯ

Финансовые посредники


Взаимный (паевой инвестиционный) фонд
Национальные сбережения (сбережения)
Частные сбережения
Общественные сбережения
Избыток бюджета


Дефицит бюджета
Рынок заемных средств
Вытеснение


Вопросы


В чем состоит роль финансовой системы? Назо-
вите и опишите два вида рынков, являющихся
частью финансовой системы экономики США.
Назовите и опишите два типа финансовых по-
средников.

Что такое национальные, частные и обществен-
ные сбережения? Как эти три типа сбережений
связаны между собой?


 

3. Что такое инвестиции? Как они связаны с наци-
ональными сбережениями?

4. Приведите примеры изменений налогового кодек-
са, способные увеличить частные сбережения. Как
они могут повлиять на рынок заемных средств?

5. Что такое дефицит государственного бюджета?
Как он влияет на процентную ставку, инвести-
ции и экономический рост?


Задания для самостоятельной работы


Сравните доходности каждой из облигаций в
следующих примерах. Приведите свои объяс-
нения.

а. Облигация правительства США или облига-
ция правительства одной из восточноевропей-
ских стран.

б. Облигация со сроком погашения в 2005 г. или
облигация со сроком погашения в 2025 г.

в. Облигация компании Coca-Cola или облига-
ция компании по выпуску программного обес-
печения, офис которой расположен в вашем
гараже.

г. Облигация федерального правительства или
облигация правительства штата Нью-Йорк.

«Кривая доходности» представляет собой гра-
фик зависимости доходности разных облигаций
от срока их погашения. Как вы считаете, «кри-
вая доходности» будет возрастающей или убы-
вающей?

Президент США Теодор Рузвельт однажды ска-
зал: «С точки зрения морали нет никакой разни-


цы между игрой в карты, игрой на скачках и
игрой на бирже». Каким социальным целям слу-
жит, по вашему мнению, существование рынка
акций?

Снижение цен на акции иногда рассматривается
как предвестник снижения реального ВВП. В чем
заключается, на ваш взгляд, справедливость та-
кого подхода?

В этой главе объяснялось, каким образом вза-
имные фонды позволяют людям с небольшими
средствами приобретать долю в диверсифици-
рованном портфеле акций и облигаций. В чем
заключаются преимущества такого вида разме-
щения свободных средств по сравнению с покуп-
кой акций или облигаций единственной компании?
Многие рабочие приобретают акции компаний,
в которых они работают. Почему, на ваш взгляд,
компании поощряют такие действия своих со-
трудников? По каким причинам кто-либо может
не захотеть приобретать акции фирмы, в кото-
рой он работает?


558


Часть 9. Реальная экономика в долгосрочном периоде


 


Ваш товарищ утверждает, что он покупает ак-
ции только тех компаний, чьи доходы, по обще-
му мнению, будут заметно расти в будущем.
Как, по вашему мнению, показатель Р/Е этих
компаний будет отличаться от аналогичного по-
казателя акций других фирм? В чем может за-
ключаться недостаток подхода к покупке акций,
используемый вашим товарищем?
Объясните, в чем разница между сбережениями
и инвестициями с точки зрения макроэкономи-
ки? В каких из следующих ситуаций средства
направлялись на сбережения, а в каких на инве-
стиции? Приведите свои объяснения.

а. Ваша семья получает ипотечную ссуду и по-
купает новый дом.

б. Ваш товарищ зарабатывает $ 100 и кладет их
на депозит в банк.

в. Вы берете в банке ссуду в $ 1000 для покуп-
ки автомобиля, который собираетесь исполь-
зовать в вашем бизнесе, связанном с доставкой
пиццы.

Предположим, что компания Intel рассматрива-


10.


ет вопрос о строительстве нового завода по про-
изводству микросхем.

а. Если Intel собирается получить заемные сред-
ства путем выпуска облигаций, то как повы--
шение процентной ставки может повлиять
на решение фирмы строить новый завод?

б. Если Intel имеет достаточно собственных
средств для строительства, чтобы не прибе-
гать к заимствованиям, то как в этом случае
рост процентной ставки может изменить на-
мерение компании? Дайте свои объяснения.

За последние 10 лет новые компьютерные тех-
нологии дали возможность фирмам значительно
снизить показатель величины материальных за-
пасов, приходящийся на один доллар проданной
продукции. Проиллюстрируйте влияние такого
изменения на рынок заемных средств. (Подсказ-
ка: расходы на приобретение материальных запа-
сов эквивалентны инвестициям.) Как, по вашему
мнению, такой процесс сказался на инвестирова-
нии в приобретение нового оборудования и про-
мышленных зданий?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 107; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.181.81 (0.089 с.)