Основные принципы и формы правоприменения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные принципы и формы правоприменения



 

1. Правоприменительная, так же как законодательная, правоохранительная и иная деятельность российского и любого другого национального государства строится и осуществляется в соответствии с определенными, широко признанными во многих странах принципиальными, выступающими в виде основополагающих идей и положений, лежащих в ее основе*(768).

Среди них весьма важное значение имеют такие принципы, как принцип законности, социальной справедливости, целесообразности и особенности, принимаемых в порядке правоприменения тех или иных решений.

Что означает каждый из этих принципов в практическом плане и как они согласуются между собой?

Принцип законности означает строгое и неуклонное следование государственных органов и должностных лиц закону в процессе правоприменительной деятельности. Требование соблюдения закона в правоприменительной деятельности предполагает следование букве и духу закона, который применяется; действие правоприменительных органов и должностных лиц в рамках предоставленных им полномочий; строгое и неуклонное соблюдение установленной процедуры; принятие в результате правоприменительной деятельности юридических актов установленной формы (указ, приказ, решение, постановление и т.п.).

Принцип социальной справедливости означает деятельность правоприменительного органа и должностного лица в интересах не каких-либо граждан или групп, а в интересах всего общества. Разумеется, нельзя не считаться с тем, что "нормы права, являющиеся в результате классовой борьбы, - как отмечал Г.Ф. Шершеневич, - отражают интересы господствующих классов сильнее, чем интересы других классов", и что применение норм права "агентами власти, судебной и административной" с точки зрения социальной справедливости "еще более наклоняет действие законов в этом направлении"*(769), выделяет их как акты, обслуживающие в первую очередь интересы господствующих слоев.

Однако это вовсе не означает, что правоприменительные органы и должностные лица, действуя в интересах господствующих кругов, не должны руководствоваться интересами всего общества, соблюдать принцип социальной справедливости. В правовом государстве это должно быть непременным условием их деятельности.

Принцип целесообразности в правоприменительной деятельности означает учет конкретных условий применения того или иного нормативного правового акта, принятие во внимание специфики сложившейся ситуации в момент вынесения решения, выбор наиболее оптимального варианта реализации правовых требований в тех или иных конкретных обстоятельствах.

Принцип обоснованности означает выявление, тщательное изучение и использование всех относящихся к делу материалов, принятие решения только на основе достоверных, проверенных и не подлежащих сомнению фактов. Нарушение принципа обоснованности при принятии правоприменительного акта служит веским основанием для его отмены.

Наряду с названными существуют и иные принципы правоприменительной деятельности, такие, в частности, как принцип гуманизма, принцип недопустимости обратной силы закона, отягчающего положение личности, и др.

2. Вместе с принципами правоприменительной деятельности государства важную роль в этом процессе играют также формы правоприменения.

Будучи государственно-властным по своему характеру деянием, правоприменение осуществляется в двух основных формах: оперативно-исполнительной и правоохранительной.

Под оперативно-исполнительной формой деятельности подразумевают организацию выполнения предписаний правовых норм, позитивное регулирование с помощью индивидуальных актов. В качестве примера можно привести приказ о приеме на работу, выдачу свидетельства о регистрации брака, решение о строительстве промышленного объекта и жилого дома.

Под правоохранительной формой деятельности понимается деятельность, направленная на охрану норм права от каких бы то ни было нарушений, применение мер государственного принуждения к правонарушителям, обеспечение исполнения назначенных мер наказания (взыскания), а также принятие мер по предупреждению правонарушений в будущем.

Правоохранительная деятельность свойственна и входит в обязанность, прежде всего, таких органов и институтов, как суд, прокуратура, органы контроля и арбитража. Однако, как верно отмечается в научной литературе, правоохранительной деятельностью занимаются также центральные и местные органы управления, руководители государственных предприятий и учреждений, различные, уполномоченные на то, консультативные институты и некоторые общественные организации*(770).

Необходимость в правоохранительной, равно как и в других видах и формах правоприменительной деятельности возникает, как это видно из теории и практики, тогда, когда невозможно осуществление субъективных прав и исполнение предусмотренных законом обязанностей без использования государственно-властных полномочий.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 93; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.80.45 (0.004 с.)