Правоприменение - особая форма реализации права 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правоприменение - особая форма реализации права



 

1. Среди различных форм реализации права правоприменение выступает в качестве одного из видов или форм государственной деятельности и играет в системе правового регулирования общественных отношений весьма важную роль.

Применение права, констатируют авторы, необходимо там, где "правоотношение, с учетом его сложности и важности с точки зрения решения задач, стоящих перед властью, может и должно быть создано лишь по решению органа, олицетворяющего государственную власть, или правоотношение должно пройти контроль со стороны государства в лице его властных органов"*(764).

В отечественной и зарубежной литературе сложилось довольно много в той или иной мере отличающихся друг от друга определений понятия правоприменения.

Нередко применение права понимается, например, как "особая форма" реализации права, осуществляемая государственными или общественными организациями в пределах их компетенции в форме властной организующей деятельности по конкретизации правовых норм на основе строгого соблюдения законности.

Иногда применение права трактуется как "властная деятельность" органов государства или иных органов по уполномочию государства, которые, используя свои специальные полномочия, издают акты индивидуального значения на основе норм права, решая тем самым по существу конкретные вопросы жизни общества.

Довольно часто применение права рассматривается как такая форма его реализации, которая состоит в проведении государством сложной, ответственной юридической и организационной деятельности "по обоснованному осуществлению правовых норм относительно конкретных субъектов", фактов, отношений реальной общественной жизни в рамках закона.

Типичным в этом плане является определение "применения права" как "властной организующей деятельности компетентных органов и лиц, имеющей своей целью обеспечить адресатом правовых норм реализацию принадлежащих им прав и обязанностей, а также гарантировать контроль за данным процессом"*(765).

Помимо названных можно привести еще ряд других, используемых в отечественной и зарубежной литературе определения понятия "применения права", свидетельствующих о множественности и неоднозначности этих понятий и их определений*(766).

Однако дело не в том. Нет необходимости и возможности перечислять все или многие существующие взгляды и подходы к определению понятия "правоприменения" или, что одно и то же, - "применения права".

2. Гораздо важнее определить те общие черты и особенности правоприменительного процесса, которые выделяют "правоприменение" как форму реализации права среди других ее форм и в той или иной степени отражаются в различных его определениях и сложившихся о нем представлениях.

В числе таких общих черт и особенностей правоприменения следует обратить внимание на следующее.

Во-первых, на то, что правоприменительная деятельность (в отличие от других форм реализации права, в которых участвуют самые различные субъекты права - физические и юридические лица) может осуществляться уполномоченными на то государственными органами и должностными лицами.

В соответствии с Конституцией и текущим законодательством России (и других стран) это могут быть органы законодательной власти, судебные, прокурорские органы и органы исполнительной власти, администрация предприятий и учреждений, должностные лица разных рангов, общественные органы и организации по поручению (с санкции) государства. Граждане (подданные - при монархической форме правления), не являющиеся должностными лицами, не могут заниматься правоприменительной деятельностью.

Во-вторых, на то, что правоприменение - один из важнейших видов государственной деятельности. Оно существует наряду с законодательной, правоохранительной и другими видами государственной деятельности и имеет государственно-властный характер. Это означает, что акты, издаваемые в процессе правоприменения, являются юридическими, неисполнение которых влечет за собой государственное принуждение.

Применение права как государственно-властное деяние всегда осуществляется от имени государства. В юридической литературе различают две формы его осуществления: оперативно-исполнительную и правоохранительную.

В-третьих, на то, что применение норм права осуществляется не в произвольной форме, а в строго установленном законом порядке. Существует определенная процедура правоприменительной деятельности судебных, административных, следственных и иных государственных органов и должностных лиц. Степень детализации порядка правоприменительной деятельности различных органов и должностных лиц не всегда одинакова.

В-четвертых, на то, что правоприменительная деятельность осуществляется в строго определенной последовательности и в соответствии с определенными, общепризнанными принципами.

И, в-пятых, на то, что правоприменительная деятельность всегда связана с принятием решения по конкретному вопросу и его оформлением в виде специального акта, называемого индивидуальным актом, или актом применения.

3. Исходя из того, что правоприменительная деятельность осуществляется в определенной последовательности, в государственно-правовой теории и практике выделяется ряд относительно самостоятельных ступеней, или стадий данного процесса. Наиболее типичными признаются следующие: а) установление и исследование фактических обстоятельств дела; б) выбор и анализ нормы права с точки зрения ее подлинности, законности, действия ее во времени, в пространстве и по кругу лиц; в) анализ содержания нормы права и принятие решения (издание индивидуального акта); г) доведение содержания принятого решения до сведения заинтересованных государственных и общественных органов и должностных лиц.

Иногда выделяются и рассматриваются лишь три стадии правоприменительной деятельности. А именно: установление и анализ фактического материала, касающегося рассматриваемого дела; определение и исследование нормативно-правовой основы данного дела; принятие решения и доведение до сведения заинтересованных лиц содержания принятого решения.

Разумеется, дело заключается не в количестве выделяемых ступеней, или стадий, правоприменительного процесса, а в их сути, в их содержании. Вся правоприменительная деятельность как цельный, единый процесс разбивается на ряд стадий не ради некой самоцели, а ради более глубокого и разностороннего познания и совершенствования самого правоприменительного процесса. Рассмотрению проблем, касающихся выделения и изучения различных стадий правоприменительного процесса, посвящена специальная отечественная и зарубежная литература*(767).

Основной смысл ее и все усилия авторов при этом направлены, как правило, на то, чтобы государственные органы и должностные лица смогли достичь в области правоприменения максимальной эффективности при строгом и неуклонном соблюдении ими принципов справедливости и законности. Для демократического общества и правового государства весьма важно, чтобы при всех видах государственной деятельности, включая правоприменительную, гражданин находился в зависимости от законов, а не от лиц, их создающих и применяющих.

Это является принципиально важным как для Российского государства, прошедшего тысячелетний путь своего развития, так и для любого иного национального государства, именуемого правовым, демократическим и т.п.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 157; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.118.239 (0.008 с.)