Выпускная квалификационная работа 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Выпускная квалификационная работа



ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

Направление подготовки – 40.03.01 Юриспруденция

(очная форма обучения)

 

Руководитель ВКР:

доцент, кандидат юридических наук    

Ефимова Ольга Владимировна                 

 

________________________

                                                                                  

Заведующий кафедрой:

доцент, кандидат юридических наук    

Ефимова Ольга Владимировна

_________________________

 

 

Москва 2020

Содержание

Введение. 4

Глава 1. Правовые основы каршеринговых отношений. 5

1.1. Понятие и сущность каршеринга. 5

1.2. Каршеринговый договор как разновидность договора аренды транспортного средства без экипажа. 6

1.3. Правовое положение участников договора каршеринга. 6

Глава 2. Правовое регулирование в сфере каршеринга. 7

2.1.Юридическая ответственность сторон договора каршеринга. 7

2.2. Государственная поддержка каршеринга. 8

2.3. Пути решения проблем, возникающих в сфере каршеринга. 8

Заключение. 9

Список использованных источников. 10

Приложения. …………………………………………………………………11


 

Введение

В настоящее время интенсивно развиваются отношения цифровой экономики, общество стремительно движется в цифровую эпоху. В то же время проблемы экологии и ограниченные ресурсы постепенно меняют отношение к культуре их потребления: наметилась тенденция перехода от потребительского общества к экономике совместного потребления (sharing economy), характеризующейся коллективным использованием товаров и услуг. Эти тенденции проявляются в различных сферах, в том числе в сфере транспортной инфраструктуры.

Современный этап развития общественных, в том числе экономических, отношений характеризуется существенным изменением традиционных и появлением новых, ранее неизвестных институтов, что, с одной стороны, обусловлено стремительным развитием в начале XXI в. технологий, повсеместным внедрением их в повседневную жизнь, с другой — усилением кризисных явлений в экономике, экологии, в иных сферах человеческой жизнедеятельности. Стоящие перед человечеством проблемы требуют комплексного разрешения, поиск путей их преодоления имеет существенное значение для развития всего общества.

В настоящее время развиваются отношения цифровой экономики, общество стремительно движется в цифровую эпоху. В то же время проблемы экологии и ограниченные ресурсы постепенно меняют отношение к культуре их потребления: наметилась тенденция перехода от потребительского общества к экономике совместного потребления (sharing economy), характеризующейся коллективным использованием товаров и услуг. Эти тенденции проявляются в различных сферах, в том числе в сфере транспортной инфраструктуры.

Указанные социально-экономические аспекты актуальности выбранной для исследования темы обусловливают необходимость ее теоретического осмысления, построения адекватного механизма правового регулирования возникающих отношений, в том числе определения особенностей их гражданско-правового регулирования (определение договорных конструкций, опосредующих отношения по поводу каршеринга автомобилей, их природы и содержания; проблемы определения условий привлечения к гражданско-правовой ответственности за причиненный вред при использовании каршеринговых автомобилей и т.п.).

Объект настоящей работы – общественные отношения, возникающие по поводу краткосрочной аренды автомобиля (каршеринга).

Предметом исследования являются нормативные правовые акты, регулирующие общественные отношения, возникающие в сфере каршеринга.

Цель работы – проанализировать и определить юридическую природу договора каршеринга.

Задачи данного исследования:

1. Определить понятие и сущность каршеринга;

2. Изучить каршеринговый договор как разновидность договора аренды транспортного средства без экипажа;

3. Исследовать правовое положение участников договора каршеринга;

4. Определить юридическую ответственность сторон договора каршеринга;

5. Рассмотреть вопросы государственной поддержки каршеринга;

6. Изучить проблемы, возникающие в сфере каршеринга, и выработать пути их решения.

Методами, используемыми для написания настоящей работы, являются диалектико-материалистический метод и метод структурно-функционального анализа. Также использованы общенаучные методы анализа, синтеза, сравнения и определения. Основным методом исследования является метод сравнительно-правового анализа.

Данная работа включает в себя введение, 2 главы, 6 параграфов, заключение, список литературы, 1 приложение.


 

Заключение

В ходе данного исследования были подробно рассмотрены понятие и сущность каршеринга как нового явления в общественной жизни, правовая природа договора каршеринга, а также правовое положение сторон данного договора. Ко всему прочему также были изучены вопросы юридической ответственности участников каршеринговых отношений, государственной поддержки каршеринга (на примере города Москвы); наряду с этим были обозначены основные проблемы, возникающие в сфере каршеринга, и предложены пути их решения. И в качестве заключения можно отметить следующее:

1. Каршеринг по своей природе представляет краткосрочную аренду автомобиля (как правило, до 24 часов) для потребительских целей использования. В литературе условно выделяют различные виды каршеринга в зависимости от локазлизации сервиса (station-based, free-floating, round-trip и one-way сервисы). Считается, что впервые прототип современного каршеринга появился в Цюрихе в 1948 году. Каршеринг преподносит все выгоды использования автомобиля (та же высокая мобильность), но при этом без издержек пользования личным транспортным средством (временные и финансовые затраты на техническое обслуживание, расходы на топливо).

2. В настоящее время каршеринг определяется как вид краткосрочной аренды автомобилей. Законодатель не дает определения того, к какому виду договора аренды можно отнести каршеринг, не дает ясности и анализ договоров, которые предлагается заключать с шеринговыми компаниями. Договор каршеринга предлагают рассматривать в качестве договора проката, договора аренды транспортных средств без экипажа, как смешанный или как непоименованный договор.

Объектом договора каршерига выступает автомобиль, в связи с чем данный договор наиболее близок к договору аренды транспортного средства без экипажа, который предусмотрен п 2 §3 гл. 34 ч. 2 ГК РФ. Однако на настоящий момент операторы каршеринга зачастую применяют в отношении каршеринговых отношений также нормы о прокате, в результате чего создается правовая неопределённость юридической природы договора каршеринга.

3. Сторонами договора карешринга являются арендодатель и арендатор. В качестве арендодателя всегда выступает лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность. Арендодателем в каршеринге является юридическое лицо, что соответствует положениям ГК РФ. Анализ рынка каршеринговых услуг позволяет сделать вывод о том, что все арендодатели являются юридическими лицами, то есть выступают в качестве субъектов предпринимательской деятельности.

Правовой статус арендатора определяется, в первую очередь, нормами гражданского законодательства, соответствующими положениями договора, а также нормами ФЗ № 196, поскольку отношения по каршерингу косвенно распространяются и на общественные отношения в области дорожного движения в силу специфики объекта аренды – транспортного средства. Для заключения договора каршеринга арендатор должен обладать, естественно, правоспособностью и, главное, дееспособностью в полном объеме.

4. Гражданско-правовая ответственность участников каршеринговых отношений бывает двух видов:

-договорная;

-внедоговорная (деликтная).

Наступление договорной ответственности происходит в соответствии с положениями гл. 25 ГК РФ. Закон связывает данный вид ответственности лица за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства. В рассматриваемых арендных отношениях предусмотрена ответственность пользователя каршеринга в виде неустойки за ненадлежащее исполнение условий договора аренды ТС без экипажа.

Деликтная ответственность наступает за причинение вреда автомобилю при наличии вины арендатора, а также в случае вины третьих лиц. При этом субъектом деликтных отношений будут также выступать страховые компании третьих лиц, и страховая компания арендодателя, с которой у него заключены договор «каско» в отношении объекта аренды и договор ОСАГО, охватывающий гражданско-правовую ответственность арендатора.

5. Каршеринг является новым для российского рынка явлением, ввиду чего для поддержки данного направления экономической деятельности государство оказывает помощь каршеринговым компаниям. На примере города Москвы были рассмотрены меры поддержки каршеринга в данном регионе которые проявляются в виде предоставления субсидий операторам каршеринга, а также льгот в отношении использования данными организациями пространства платных городских парковок. Данные меры поддержки напрямую указаны в Постановлениях Правительства Москвы от 31.08.2011 № 405-ПП и от 17.05.2013 №289-ПП.

6. Основными проблемами, возникающими в сфере каршеринга являются:

- неопределенность правовой природы каршеринговых отношений, ввиду чего не совсем понятно, какой конкретно вид гражданско-правового договора представляет собой договор каршеринга;

- использование пользователями карщеринга недостоверных персональных данных, что зачастую создает невозможность привлечь такого арендатора к юридической ответственности.

Первую проблему предлагается решить путем дополнения §3 гл. 34 ч. 2 ГК РФ еще одним пунктом, содержащим в себе нормы о каршеринге. Вторая обозначенная проблема может быть решена посредством исключения возможности дистанционного заключения договора каршеринга, а также с помощью оснащения автомобиля каршеринга (объекта договора аренды) техническими средствам, позволяющими обеспечить контроль за тем, чтобы управление арендованным имуществом осуществлялось непосредственно арендатором.

Исходя из вышеизложенного, следует, что поставленные задачи выполнены и цель настоящей работы достигнута.

Приложение 1

№ п/п   Наименование критерия   Значение оценки (балл)
1 2 3
1 Экологический класс автомобиля  
  3 0
  4 5
  5 10
2 Срок эксплуатации автомобиля (с даты изготовления автомобиля на день заключения договора лизинга или кредитного договора)  
  от 4 до 5 лет 0
  от 3 до 4 лет 2
  от 2 до 3 лет 5
  от 1 до 2 лет 8
  до 1 года 10

«Критерии оценок заявок претендентов на получение субсидии»

 


[1] Зырянова И.С. Аренда автомобилей как отрасль сервиса: географические и организационные аспекты // Региональные исследования. 2018. № 1 (59). С. 156–165.

[2] Трегубов В.Н. Интеллектуальные системы поддержки совместного использования автомобилей в городе // Организация и безопасность дорожного движения: материалы X Международной научно-практической конференции: в 2 т. Тюмень: ТИУ, 2017. Т. 1. С. 446–450

[3] Котляров И.Д. Организация автотранспортного обслуживания на основе коммерческого каршеринга // Мир транспорта. 2016. Т. 14. № 6 (67). С. 78–85.

[4] Мыреев А.В., Хайров Н.М., Абалакин А.А. Каршеринг в РФ: обзор и исследование нового рынка: сборник статей Международной научно-практической конференции «Проблемы, перспективы и направления инновационного развития науки»: в 2 ч. Уфа: Аэтерна, 2016. Ч. 1. С. 158–162.

[5] Бубновская Т. А., Суворов Ю. Б. К вопросу о каршеринге: правовые аспекты // Юрист. — 2018. — № 7. — С. 32—36.

[6] Анищенко А. Каршеринг или аренда авто? // Практический бухгалтерский учет. — 2017. — № 12. — С. 76—80.

[7] Кориненко Р.И. Исследование основных параметров, влияющих на развитие каршерингового сервиса в Санкт-Петербурге: сборник докладов: в 3 ч. 2018. С. 113–117.

[8] Уварова А.А., Биткова Л.А. Проблема института каршеринга в России // Следующее поколение. 2016. С. 390–398.

[9] Кудрин, А.Б. Каршеринг: динамика развития, текущие тенденции и перспективы / А.Б. Кудрин, Д.В. Ростова, И.В. Кирова // Форум молодых ученых.– 2019. – №1 (29).

[10] Глаголева, С.В. Каршеринг как замена личного автомобиля / Глаголева С.В., Коршиков Д.А. // В сборнике: Наука и социум. Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. В 2-х частях. Ответственный редактор Е.Л. Сорокина. – 2018. – С. 51-56.

[11] Малиновский, М.П. Каршеринг: проблемы участников и сторонних лиц / М.П. Малиновский, Т.К. Аракелян // Автомобиль. Дорога. Инфраструктура. – 2018. – №3 (17). – С. 2.

[12] Одинокова, И.В. Московский каршеринг / И.В. Одинокова, И.И. Асташин, Е.А. Носко // Автомобиль. Дорога. Инфраструктура. – 2019. – №1 (19). – С. 3.

[13] Улицкая, Н.М. Каршеринг: история возникновения, тенденции развития и особенности в современной России / Н.М. Улицкая, Т.А. Медведева // Национальные и международные финансово-экономические проблемы автомобильного транспорта: сборник научных трудов. – М.: МАДИ, 2017. – С. 123-130.

[14] А. Соколова. Какое будущее у каршеринга в Москве? // URL: https://rb.ru/story/carsharing-future/ (дата обращения: 03.05.2020).

[15] Жидкова, М.А. Анализ и перспективы развития мобильных сервисов на рынке таксомоторных перевозок // Автотранспортное предприятие. – 2018. – №3. – С. 3-6.

[16] Б. Товалев. Хорошо ли арендаторы знают условия сделки, заключаемой ими с операторами каршеринга? // URL: https://zakon.ru/blog/2018/1/16/horosho_li_arendatory_znayut_usloviya_sdelki_zaklyuchaemoj_imi_s_operatorom_karsheringa (дата обращения: 05.05.2020).

[17] «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, № 31, ст. 4398.

[18] Гонгало Б.М. Гражданское право: Учебник. В 2 т. / Под ред. Б.М. Гонгало. Т. 2. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Статут, 2017 – 544 с. / Гонгало Б.М. Гражданское право: Учебник. С. 275.

[19] Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Кн. 3: Договоры о выполнении работ и оказании услуг / М.И. Брагинский, В.В. Витрянский. 2-е изд. - Стереотип. М., 2018 – 450 с. / Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Кн. 3: Договоры о выполнении работ и оказании услуг. С. 328.

[20] Иванчак А.И. Гражданское право Российской Федерации: Особенная часть / А.И. Иванчак - М.: Статут, 2018 – 82 с. / Иванчак А.И. Гражданское право Российской Федерации: Особенная часть. С. 46.

[21] Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 49 «О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора» // Российская газета, № 4, 11.01.2019.

[22] Федеральный закон от 08.02.1998 № 14-ФЗ (ред. от 04.11.2019, с изм. от 07.04.2020) «Об обществах с ограниченной ответственностью» // Собрание законодательства РФ, 16.02.1998, № 7, ст. 785.

[23] Федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ (ред. от 30.07.2019) «О безопасности дорожного движения» // «Собрание законодательства РФ», 11.12.1995, № 50, ст. 4873.

[24] «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 № 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 05.12.1994, № 32, ст. 3301.

[25] Как пользоваться каршерингом в Москве и не пожалеть // URL:https://journal.tinkoff.ru/carsharing/ (дата обращения: 07.05.2020)

[26] Гудовичева Л.Б. Разовые сделки в законодательстве и судебной практике: материальные и процессуальные вопросы - Экономическое правосудие в Уральском округе. 2018. № 45. С. 86-198 // Гудовичева Л.Б. Разовые сделки в законодательстве и судебной практике: материальные и процессуальные вопросы). С. 86-198.

[27] Федеральный закон от 01.07.2011 № 170-ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 04.07.2011, № 27, ст. 3881.

[28] Иванчак А.И. Гражданское право Российской Федерации: Особенная часть - М.: Статут, 2018 – 82 с. / Иванчак А.И. Гражданское право Российской Федерации: Особенная часть. С. 35.

[29] Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 29.01.1996, № 5, ст. 410.

[30] Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090 (ред. от 26.03.2020) «О Правилах дорожного движения» // Собрание актов Президента и Правительства РФ, 22.11.1993, № 47, ст. 4531.

[31] Федеральный закон от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» // Собрание законодательства РФ, 06.05.2002, № 18, ст. 1720.

[32] Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26.12.2017 № 58 «О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» // Российская газета, № 297, 29.12.2017.

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

Направление подготовки – 40.03.01 Юриспруденция

(очная форма обучения)

 

Руководитель ВКР:

доцент, кандидат юридических наук    

Ефимова Ольга Владимировна                 

 

________________________

                                                                                  

Заведующий кафедрой:

доцент, кандидат юридических наук    

Ефимова Ольга Владимировна

_________________________

 

 

Москва 2020

Содержание

Введение. 4

Глава 1. Правовые основы каршеринговых отношений. 5

1.1. Понятие и сущность каршеринга. 5

1.2. Каршеринговый договор как разновидность договора аренды транспортного средства без экипажа. 6

1.3. Правовое положение участников договора каршеринга. 6

Глава 2. Правовое регулирование в сфере каршеринга. 7

2.1.Юридическая ответственность сторон договора каршеринга. 7

2.2. Государственная поддержка каршеринга. 8

2.3. Пути решения проблем, возникающих в сфере каршеринга. 8

Заключение. 9

Список использованных источников. 10

Приложения. …………………………………………………………………11


 

Введение

В настоящее время интенсивно развиваются отношения цифровой экономики, общество стремительно движется в цифровую эпоху. В то же время проблемы экологии и ограниченные ресурсы постепенно меняют отношение к культуре их потребления: наметилась тенденция перехода от потребительского общества к экономике совместного потребления (sharing economy), характеризующейся коллективным использованием товаров и услуг. Эти тенденции проявляются в различных сферах, в том числе в сфере транспортной инфраструктуры.

Современный этап развития общественных, в том числе экономических, отношений характеризуется существенным изменением традиционных и появлением новых, ранее неизвестных институтов, что, с одной стороны, обусловлено стремительным развитием в начале XXI в. технологий, повсеместным внедрением их в повседневную жизнь, с другой — усилением кризисных явлений в экономике, экологии, в иных сферах человеческой жизнедеятельности. Стоящие перед человечеством проблемы требуют комплексного разрешения, поиск путей их преодоления имеет существенное значение для развития всего общества.

В настоящее время развиваются отношения цифровой экономики, общество стремительно движется в цифровую эпоху. В то же время проблемы экологии и ограниченные ресурсы постепенно меняют отношение к культуре их потребления: наметилась тенденция перехода от потребительского общества к экономике совместного потребления (sharing economy), характеризующейся коллективным использованием товаров и услуг. Эти тенденции проявляются в различных сферах, в том числе в сфере транспортной инфраструктуры.

Указанные социально-экономические аспекты актуальности выбранной для исследования темы обусловливают необходимость ее теоретического осмысления, построения адекватного механизма правового регулирования возникающих отношений, в том числе определения особенностей их гражданско-правового регулирования (определение договорных конструкций, опосредующих отношения по поводу каршеринга автомобилей, их природы и содержания; проблемы определения условий привлечения к гражданско-правовой ответственности за причиненный вред при использовании каршеринговых автомобилей и т.п.).

Объект настоящей работы – общественные отношения, возникающие по поводу краткосрочной аренды автомобиля (каршеринга).

Предметом исследования являются нормативные правовые акты, регулирующие общественные отношения, возникающие в сфере каршеринга.

Цель работы – проанализировать и определить юридическую природу договора каршеринга.

Задачи данного исследования:

1. Определить понятие и сущность каршеринга;

2. Изучить каршеринговый договор как разновидность договора аренды транспортного средства без экипажа;

3. Исследовать правовое положение участников договора каршеринга;

4. Определить юридическую ответственность сторон договора каршеринга;

5. Рассмотреть вопросы государственной поддержки каршеринга;

6. Изучить проблемы, возникающие в сфере каршеринга, и выработать пути их решения.

Методами, используемыми для написания настоящей работы, являются диалектико-материалистический метод и метод структурно-функционального анализа. Также использованы общенаучные методы анализа, синтеза, сравнения и определения. Основным методом исследования является метод сравнительно-правового анализа.

Данная работа включает в себя введение, 2 главы, 6 параграфов, заключение, список литературы, 1 приложение.


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-17; просмотров: 1015; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.22.169 (0.067 с.)