Симфоническое творчество русских композиторов. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Симфоническое творчество русских композиторов.



 

19. Петр Ильич Чайковский (1840-1893) - выдающийся русский композитор, чье творчество – составная часть мировой культуры, русский вклад в мировую музыкальную культуру. Наследие Чайковского поражает многогранностью и разносторонностью. Композитор создал сочинения почти во всех музыкальных жанрах: оперы («Десять», в том числе «Опричник», «Кузнец Вакула», «Евгений Онегин», «Орлеанская дева», «Мазепа», «Пиковая дама», «Иоланта»), балеты («Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик»), симфонии, программные симфонические произведения («Фатум», «Буря», «Франческа да Римини», «Ромео и Джульетта», «Гамлет» и др.); концерты и камерно - инструментальные ансамбли, произведения для различных инструментов (особенно многочисленны пьесы для фортепиано, среди которых циклы «Времена года», «Детский альбом»), хоровые сочинения и кантаты, вокальные ансамбли, романсы и песни; сборник «50 русских народных песен» переложенных им для фортепиано в 4 руки. Композитор также является автором литературных трудов: первый русский учебник «Руководство к практическому изучению гармонии, музыкально – критические статьи, переводы с различных языков на русский язык текста оперного либретто («Свадьба Фигаро» Моцарта), статей, учебников.
Почти в каждом музыкальном жанре композитор сумел сказать новое слово. Чайковский – единственный среди русских композиторов второй половины XIX века снова сделал симфонию высшим музыкальным жанром. Он создатель новых жанров: трагической симфонии (№4, №6), лирико – психологической оперы («Евгений Онегин», «Пиковая дама»), классического балета. Музыка Чайковского глубоко национальна (в музыке часто слышатся отголоски русской песни, городского романса, часто использовал в своих произведениях подлинные русские народные мелодии). Также в своих сочинениях он обращается к музыкальному фольклору итальянского и французского, сербского и немецкого, чешского и украинского народов.
Искусство Чайковского стало близким и любимым для людей разных стран и народов, благодаря тому, что в центре его творчества – человек с его горем и радостями, тревогами и сомнениями, любовью и ненавистью, размышлением о смерти и стремлением к счастью, свободе личности. Каковы бы ни были препятствия на пути человека к счастью, герой его произведений неустанно борется, преодолевает эти препятствия, даже если приходится погибнуть.
Одной из главных особенностей музыки Чайковского - редкой красоты мелодичность, присущая вокальным и инструментальным произведениям композитора.

 

Петр Ильич Чайковский все своё творчество посвятил человеку, его любви к Родине и русской природе, его стремлениям к счастью и мужественной борьбе с темными силами зла. И о чем бы ни говорил композитор - он всегда правдив и искренен.

Чайковский писал почти во всех жанрах, и в каждом из них сказал своє слово гениального художника. Но самым любимым для него жанром была опера. Большое внимание он уделял содержанию, отдавая предпочтение сюжетам из русской жизни.

Вместе с тем важное место в творчестве Чайковского занимает и симфоническая музыка.

Творческое наследие П.И. Чайковского.

 Петр Ильич Чайковский все своё творчество посвятил человеку, его любви к Родине и русской природе, его стремлениям к счастью и мужественной борьбе с темными силами зла. И о чем бы ни говорил композитор - он всегда правдив и искренен.

Чайковский писал почти во всех жанрах, и в каждом из них сказал своє слово гениального художника. Но самым любимым для него жанром была опера. Большое внимание он уделял содержанию, отдавая предпочтение сюжетам из русской жизни.

Вместе с тем важное место в творчестве Чайковского занимает и симфоническая музыка.

Балеты П.И. Чайковского. З балета («Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик»)

Основные произведения: 10 опер («Евгений Онегин», «Чародейка», «Пиковая дама», «Иоланта» и др.), З балета («Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик»), 6 симфоний и другие симфонические произведения, фортепианные пьесы (в том числе циклы «Времена года», «Детский альбом»), романсы.

Творчество Чайковского - вершина мировой муыкальной культуры XIX века.

Времена года - это своеобразный музыкальный

дневник композитора, запечатлевший дорогие его сердцу эпизоды

жизни, встречи и картины природы.

Энциклопедией русской усадебной жизни XIX века,

петербургского городского пейзажа можно назвать этот цикл из 12

характеристических картин для фортепиано. В его образах

запечатлены Чайковским и бескрайние русские просторы, и

деревенский быт, и картины петербургских городских пейзажей, и

сценки из домашнего музыкального быта русских людей того

времени.

Фортепиано было любимым и самым демократичным инструментом

своей эпохи. Без него не обходилось ни домашнее музицирование, ни

обучение детей музыке, ни семейные праздники, ни минуты

меланхолии.

В заглавии этого сборника фортепианных миниатюр есть расхождения: у первого издателя он назывался «12 характерных картинок», в издательстве П. И. Юргенсона: «12 характерных картин», позже — «12

характеристических картин».

Журнал выходил ежемесячно, первого числа. И каждый номер

открывали пьесы Чайковского: «У камелька» (Январь), «Масленица»

(Февраль), «Песня жаворонка» (Март), «Подснежник» (Апрель),

«Белые ночи» (Май), «Баркарола» (Июнь), «Песнь косаря» (Июль),

«Жатва» (Август), «Охота» (Сентябрь), «Осенняя песнь» (Октябрь),

«На тройке» (Ноябрь), «Святки» (Декабрь).

История создания и издания цикла.

«Времена года» были написаны Чайковским по заказу. Осенью 1875 г.

к композитору обратился известный петербургский издатель Н.М.

Бернард с предложением написать для журнала цикл фортепианных

пьес, которые публиковались бы ежемесячно и составили бы, таким

образом, полный годичный круг. Приглашение к сотрудничеству не

было для Чайковского неожиданным — еще раньше, с 1873 г.,

композитор писал для этого журнала, и несколько его романсов было

опубликовано.

1)Чайковскому был предложен большой по тем временам гонорар,

2)композитора это предложение заинтересовало,

3) названия пьес придуманы издателем, Чайковский лишь одобрил их.

Уже в декабрьском (1875) номере журнала появился анонс будущего

фортепианного цикла: «Знаменитый композитор П.И. Чайковский

обещал редакции «Нувеллиста» свое сотрудничество и намерен в

будущем году поместить целую серию своих фортепианных

композиций… характер которых будет вполне соответствовать как

названию пьес, так и впечатлению того месяца, в котором каждая из

них появится в журнале».

К середине декабря были готовы первые две пьесы цикла, но некоторые сомнения и беспокойство у Чайковского вызывал

«Февраль».

Журнал выходил первого числа каждого месяца, Чайковский должен

был представить пьесу к очередному номеру не позднее 15-го

предыдущего месяца.

Когда дело дошло до публикации, Н. Бернард предложил еще одно

«усовершенствование»: снабдить каждую пьесу поэтическим

эпиграфом. И против этой идеи Чайковский не возражал. Следует

признать, что по прошествии уже большого исторического периода

мы естественно воспринимаем эти стихотворные строки как

органичную поэтическую составляющую всего цикла. Более того, эти

стихотворные «ключики» к каждой пьесе хорошо подходят ко многим

другим произведениям композитора.

Свое название — «Времена года» — этот цикл пьес получил уже

после первой публикации каждой пьесы в номере журнала за

соответствующий месяц, то есть когда Н. Бернард решил

опубликовать весь сборник целиком.

 «Времена года» Чайковского стали необычайно популярны, особенно

«Июнь» («Баркарола») и «Октябрь» («Осенняя песня»1) — эти пьесы

известны во множестве транскрипций и обработок для скрипки,

виолончели, гитары, мандолины, оркестра.

Некоторые пьесы цикла, оставаясь трехчастными, вносят в эту форму

определенное усложнение, например, разделяя каждую из больших

букв нашей схемы на три раздела. При этом получается: А (d - e - d

1) — В (f - g - f 1) — A 1 (d - e - f 1)

В созданных Чайковским миниатюрах таятся созвездия его будущих

музыкальных тем. Можно восхищаться тем, как в пьесах

«Подснежник» (Апрель) и «Святки» (Декабрь) вдруг раскрываются

предтечи его больших симфонических вальсов к балету «Щелкунчик»

и «Спящая красавица». А глубокая меланхолия «Баркаролы» (Июнь)

и просветленная печаль «Осенней песни» (Октябрь) напоминают его

лучшие оперные арии.

 

Перечень вопросов

По музыкальной литературе

1. Каких композиторов и почему мы называем «венскими классиками»?

2. Кто из великих композиторов был выдающимся музыкантом-

исполнителем? (желательно указать страну и время, когда жил этот

музыкант)

3. Какие важные исторические события произошли в России в период жизни Г линки?

4. Назовите основные жанры русских народных песен. Кто из

композиторов обращался к народному песенному творчеству?

5. Какие виды оркестров вы знаете, в чем их различие?

6. Когда и где возникли первые консерватории в России, кем они

основаны, чьи имена носят?

7. Вспомните автора, название, жанр музыкальных произведений,

посвященных картинам природы. Как мы называем музыку такого

содержания?

8. Вспомните произведения русских композиторов, в которых

присутствуют образы Востока (напишите автора, жанр, название).

9. У кого из композиторов есть циклы из 24 пьес, с чем связано такое количество?

10. Объясните значение слова «финал» на примере инструментальных и оперных произведений.

11. Вспомните, партии каких мужских персонажей в опере исполняет женский голос (автор, название оперы, персонаж).

12. Что такое рондо, концерт, этюд (укажите по 2 значения каждого

термина).

13. В основе каких музыкальных форм лежат две темы? три темы?

14. В чем сходство и различие экспозиции и репризы сонатной формы?

15. В чем отличие ариозо от арии? Приведите примеры ариозо.

16. Какие музыкальные произведения возникли как отклик на

современные исторические события (автор, жанр, название)?

17. Назовите известные Вам концертные залы, находящиеся в городах России.

1. Назовите русских композиторов рубежа XIX-XX веков. Кто из них являлся также выдающимся исполнителем.

2. Кто из композиторов писал книги, научные труды, статьи о музыке (желательно указать названия книг).

3. Перечислите произведения, созданные на сюжеты произведений

А.С.Пушкина (автор, жанр, название).

4. Объясните значения слов «фортепианное трио», «струнный квартет»,

«фортепианный квинтет». Кто из композиторов писал произведения для

данных составов?

5. В творчестве каких композиторов встречается жанр «поэма»? Укажите

автора, название произведения и состав исполнителей.

6. Какие вы знаете музыкальные произведения, имеющие несколько

исполнительских редакций?

7. Объясните значение слова «цикл». Приведите примеры различных

циклов.

8. Назовите указанные ниже произведения в порядке их создания:

«Евгений Онегин», «Шехерезада», «Иван Сусанин», Первая симфония

Чайковского, «Борис Годунов», «Руслан и Людмила», «Русалка».

9. Вспомните музыкальные произведения, в которых композитор при

помощи музыкальных средств изобразил сцены сражения (автор, жанр,

название). Как называются сцены, изображающие сражение в живописи,

музыке?

10. Какое важное историческое событие оказало влияние на

мировоззрение и творчество Л.В.Бетховена?

11. В чем сходство и в чем отличие заключительной партии и коды?

12. Перечислите оперы: с историческими сюжетами, со сказочными

сюжетами (автор, название).

13. Кто из известных отечественных композиторов конца XIX - начала

XX века получил образование в консерватории, и кто сам преподавал в

консерватории?

14. Какие темы в сонатной форме звучат в основной тональности?

15. Что такое партитура, в каком порядке записываются в партитуре

музыкальные инструменты?

16. Что такое клавир, квартет (укажите по 2 значения каждого термина).

17. Назовите известные музыкальные музеи, укажите, где они

находятся.

1. Когда и где существовала «Могучая кучка», кто входил в ее состав,

кому принадлежит это название?

2. Какие произведения мы называем программными? Какие признаки

указывают на то, что это программное произведение? Приведите

несколько примеров (автор, жанр, название).

3. Кто из великих композиторов жил в XVIII веке, в каких странах?

4. Какие важные исторические события произошли за время жизни

С.С.Прокофьева?

5. В какой исторической последовательности возникли данные жанры:

симфония, концертная увертюра, опера, концерт.

6. Что вы знаете об Антоне и Николае Рубинштейнах, в чем значение их

деятельности для отечественной музыки?

7. Назовите композиторов, в творчестве которых особое значение

принадлежит полифонии. Укажите, в какой стране и в какое время они

жили.

8. Приведите примеры симфонических произведений, в которых звучит

хор (назовите автора, жанр, какой текст использован)

9. В чем сходство и в чем различие сонаты и симфонии?

10. В основе каких музыкальных форм лежит одна тема?

11. Назовите музыкальные произведения, написанные на сюжеты

H.В.Гоголя (автор, название, жанр).

12. Какие вы знаете неоконченные произведения? Почему они остались

незавершенными? Завершил ли их кто-нибудь?

13. Завершите: «Имя П.И.Чайковского присвоено...»

14. Назовите группы инструментов симфонического оркестра. Какие

инструменты используются в оркестре, но не входят ни в одну из этих

групп?

15. По каким признакам можно найти начало репризы в произведении?

16. Объясните термины: лейттема, каденция, речитатив, органный

пункт.

17. Назовите музыкальные театры Москвы.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-17; просмотров: 590; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.168.56 (0.05 с.)