Танцы XVII века – старинная сюита 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Танцы XVII века – старинная сюита



Сюита -в переводе с французского обозначает «ряд, последовательность, вереница»). Она основана на контрастном чередовании разных танцев, объединенных общей тональностью. Первые сюиты появились в эпоху Средневековья– произведение, состоящее из нескольких самостоятельных частей-танцев. Первые танцевальные сюиты были созданы немецким композитором Иоганном Якобом Фробергером. Вначале в сюиту входили четыре обязательных танца: аллеманда, куранта, сарабанда, жига.

Старинная сюита состояла из двух контрастных по темпу и характеру танцев — медленной, величественной паваны (танец испанско-итальянского происхождения) и подвижной итальяно-французской гальярды.
Классическая сюита сформировалась в эпоху зрелого Барокко в середине XVIII века. Четыре обязательных танца (аллеманда, куранта, сарабанда, жига) во времена Баха уже считались устаревшими, предназначенными только для слушания. Они чередовались с современными для эпохи Барокко танцами (гавот, бурре, паспье, ригодон, менуэт и др.) и нетанцевальными пьесами (увертюра, ария, токката, фантазия, вариация и др.).
Обязательные танцы сюиты имеют следующие характерные черты:
Аллеманда — старинный танец-шествие. Название танца переводится с французского как «немецкий». Музыка танца спокойная, размер четный, мелодия плавная. Темп умеренный, размер 2/4 или 4/4, мелодика плавная, начинается с затакта. Родилась аллеманда из приветственных сигналов трубачей, звучавших при встрече высоких особ-князей, владетелей графств и герцогств. Под эти приветственные звуки двигалось торжественное шествие придворных.

Куранта в переводе с французского означает «текущая», «бегущая»– придворный итальянский и французский танец. Довольно быстрый, размер 3/4, отличающийся сложными, затейливыми фигурами, причудливым мелодическим рисунком.

В сюитах встречается 2 вида куранты:
a) французская — в умеренном темпе, размере 3/2 и 6/4, с плавными торжественными мелодиями;
b) итальянская — в быстром темпе, размере 3/4 и 3/8, со сложным ритмически рисунком.
Сарабанда — старинный испанский танец-шествие торжественного, величавого характера. Поступь этого танца медлительна, тяжеловата, размер 3/4 с акцентом на 2 доле такта.

Музыка сарабанды имеет суровый, мрачный характер, исполняется в медленном темпе.
Жига — старинный танец английских матросов. Энергичный, быстрый, непринужденный. Размер 3/8, 6/8,9/8,12/8. Музыка его словно льется безостановочно, ровными триолями, как веселый ручеек.

Композиторы конца XVII – XVIII века значительно расширили четырехчастный цикл сюиты. Она дополнилась новыми, модными в XVIII веке танцами. Это были менуэт, гавот, бурре, ригодон и др.                                                   

старинный ирландский танец. Танец исполнялся под аккомпанемент старинной скрипки, которую за необычайно выпуклую форму корпуса скрипки прозвали «жига», что означает «окорок». Это слово и стало названием танца.

Пример: И.С. Бах. Французская сюита c moll.
Г.Ф. Гендель. Сюита d moll.
Во второй половине XIX века возник особый вид сюит из фрагментов опер, балетов или музыки к спектаклю.
Примеры: П. Чайковский. Сюита из балета «Щелкунчик» (Трепак, Китайский танец «Чай», Арабский танец «Кофе», Танец Феи Драже, Вальс цветов),
Э. Григ. Сюита «Пер Гюнт». (Утро, Смерть Озе, Танец Анитры, В пещере горного короля, Песня Сольвейг).

ТАНЦЫ XVII - XVIII ВЕКОВ

Менуэт (франц.- мелкий шаг) – придворный французский танец. Изысканный, темп умеренный, размер 3/4. Шаги менуэта изящны, танцующие как будто скользят, едва касаясь пола. Поклоны, реверансы, кавалер изящным движением снимает шляпу, дама церемонно приседает.

Из бального зала менуэт проник на оперную сцену, а затем вошел в сонату, квартет, симфонию. Музыку менуэта создавала многие композиторы (первым – Ж.-Б. Люлли – 1673г.) В России менуэт появился в начале XVIII века. До появления вальса менуэт был «королем» бальных танцев.

Гавот (франц. – от гавотов – жителей области Овернь во Франции) - французский танец грациозного и жеманного характера. Размер 2/4, 4/4, умеренный темп, четкий ритм. Характерная особенность – широкий двухдольный затакт.

Экосез - старинный шотландский танец. Первоначально сопровождался волынкой. Веселый, парно-групповой, размер 2/4, быстрый темп.

ТАНЦЫ XVIII ВЕКА

Полонез (от франц. – польский) - торжественный танец-шествие в умеренном темпе, имеющий польское происхождение. Исполнялся как правило в начале балов, подчёркивая торжественный, возвышенный характер праздника. В полонезе танцующие пары двигаются по установленными правилами геометрическим фигурам. 

В старину полонез называли «великим пешим танцем». Рассказывают, что появился он на свет в старой польской столице Кракове в 1574 г. При церемонии вступления на престол короля Генриха III Анжуйского, в то самый момент, когда польские шляхтичи-дворяне торжественно и чинно прошлись под звуки музыки перед новым королем. Сначала его танцевали только мужчины. Под горделивое, величественно звучание полонеза в 3-дольном размере, длинной вереницей выступали  танцующие, изящно приседая в конце каждого такта. Темп умеренный.

 

В России полонез обрел вторую родину. Сначала он появился как бальный танец на Петровских ассамблеях, где его танцевал Петр Великий с Екатериной I.

Польский композитор Михал Клеоф Огиньский – автор знаменитого полонеза для ф-но «Прощание с родиной».

Мазурка (от польск. mazurek) — польский народный танец. Название произошло от жителей Мазовии - мазуры, у которых впервые появился этот танец. Размер - 3/4, темп быстрый. Частые резкие акценты, смещающиеся на вторую, а иногда и на третью долю такта. В шляхетской дворянской мазурке больше блеска, ее движения символизируют военную удаль. Движения решительные, с вызовом. Особенно типичны удары каблуком о каблук и резкое движение ступней ног (т.н. ключ) в конце каждой фигуры.

ТАНЦЫ XIX ВЕКА

Лендлер  (нем. – деревенский) - австрийский и немецкий парный круговой танец. Происхождение вероятно связано с названием местности в Австрии – Ландль. Размер ¾, темп умеренный, мелодия строилась обычно по аккордовым звукам и имела ровный ритмический рисунок, движения с прыжками. В начале XIX века он перекочевал из сел в города Австрии и германии. Его стали танцевать на балах. И постепенно он превратился во всем известный и любимый вальс. Мелодии, напоминающие лендлер, встречаются у Й.Гайдна, В.А.Моцарта, Л. ван Бетховена, Ф.Шуберта и И.Штрауса-отца.

Вальс ( нем. Walzer - кружиться) – один из самых популярных танцев XIX века. Более подвижный и легкий, чем лендлер. Размер ¾, плавный, как бы летящий. Характерная фактурная формула аккомпанемента: бас-аккорд, аккорд, с акцентом на первую долю такта.

Вальсы композиторов Ланнера и Иоганна Штрауса-отца звучали повсюду. Вальсы же Иоганна Штауса-сына покорили не только Вену, но и весь мир. Недаром Штрауса называли «КОРОЛЕМ ВАЛЬСОВ». В творчестве Штрауса вальс вырос в самостоятельный концертный жанр. Им написано 168 вальсов, среди них «Сказки Венского леса», «На прекрасном голубом Дунае», «Весенние голоса». В них окончательно закрепилась форма венского вальса из 5 танцев, обрамленным развернутым вступлением и кодой.

XIX век прошел по символом вальса, его танцевали везде во всех кругах общества, он проник в другие жанры профессиональной музыки – оперу, симфонию, его музыка приобрела самостоятельное значение. Таковы вальсы Шопена, Чайковского, Вальс-фантазия Глинки, вальс Хачатуряна из музыки к драме Лермонтова «Маскарад» вальс Свиридова (муз. Иллюстрации к повести Пушкина «Метель».

ТАНЦЫ XIX ВЕКА

Полька- Чешский танец (pulka – полшага), в быстром темпе, двудольном размере. Возник ок. 1830. Полька обычно начинается с сильной доли, и для ее ритма особенно характерна отрывистость. Танец быстро распространился из Чехии по всей Европе, с триумфальным успехом был принят в бальных залах Нью-Йорка. Б.Сметана ввел этот танец в профессиональную музыку, сочинив несколько известных фортепианных полек. Польки писали А.Дворжак, Йозеф Лабицкий, И.Штраус и др.

Галоп- (от фр. alloper – скакать)Быстрый круговой танец 19 в. В двудольном размере, состоит из стремительных скачкообразных движений вперед и назад, близких по типу к польке. После 1825 года галоп вошел в моду в Германии, где его называли ручер или хюпфер. Галоп часто встречается в профессиональной музыке; примером может служить Большой хроматический галоп Ф.Листа.

Краковяк- Польский танец, возникший в Краковском воеводстве. Отличается четким двудольным размером. Сначала его танцевали только мужчины: парами, в которых один изображал рыцаря, а другой – его оруженосца. Затем краковяк стали танцевать в паре с дамой, которая плавно, изящно кружилась вокруг кавалера.

ТАНЦЫ ХХ ВЕКА

Танго- (аргентинское) – парный танец, сложившийся в Буэнос-Айресе в конце 1890-х г.г. В 1910 г. Проникает в Париж, тогда оно и получило свое название. Размер 2/4, темп неторопливый,

 ритм:

Вальс-бостон- (по названию города в США) американский салонный танец лирического, часто сентиментального характера. Разновидность мед­ленного вальса. Характерные черты:3/4, в аккомпанементе - пауза на 3-й доле такта.

Кэк-уок - (англ.-шествие с пирогом)- танец северо-американских негров. Название танца связано с обычаем награждать лучших исполнителей пирогом, а также позой танцовщиков, как бы предлагающих блюдо с пирогом. Ритм  с характерными острыми интонациями,синкопами, паузами. Размер 2/4, исполняется в темпе быстрого марша. Был популярен в Европе в первое десятилетие XX века.

Регтайм - (англ. – неровный, рваный ритм) по происхождению связан с «трактирной» музыкой северо-американских негров, приемами игры на банджо, танцем кек-уок. К регтайму восходят танцы тустеп, уанстеп, фокстрот. Специфика регтайма-в не­совпадении ритмической пульсации в партии левой руки (равномерное чередование баса и аккорда в широком диапазоне) и свободно синко­пированной полуимпровизационной темы в партии правой руки. 

Фокстрот- (англ. - лисий шаг, быстрый шаг) - один из первых джазо­вых танцев. Возник из регтайма в США, в 1910-х г.г. распро­странился в Европе. Темп умеренно-быстрый, 4/4, ритм маршеобразный, синкопированный. В 1920-х г. г. происходит разделение на быстрый Ф.-квикстеп, и обычный Ф., медленный-слоу - Ф. Фокстрот породил также другие танцы с элементами джазовой музыки, например, чарльстон, шимми.

Чарльстон - бальный танец. Возник в 1922г. в г. Чарльстон (США). По происхождению связан с джазом и регтаймом, представляя собой быст­рую разновидность фокстрота. Размер 4/4, ритм синкопированный. Был попу­лярен в США и Европе до конца 1930 г.г. и в 1960-1970 г.г.

Румба - афро-американский песня-танец.Острый по ритму, кубинского происхождения. Популярен был в 30-е годы ХХ века. Размер 2-дольный, ритм синкопированный, темп от умеренного, подвижного до быстрого.

Самба - афро-бразильский парный танец. Сопровождался пением и игройна ударно-шумовых инструментах. Размер 2/4, ритм

синкопированный.

Рок-н-ролл-( англ. - раскачиваться, вращаться) -песенно-танцевальная форма,возникшая в США в начале 50-х г. г.  XX века. В основе - упрощенный вариант негритянской танцевально-бытовой музыки «ритм энд блюз, кантри-энд вестерн, буги-вуги». Рок-н-ролл дал жизнь новым танцевальным жанрам 50-60 г.г (твист, шейк, эдисон). Он стал одной из основ современной рок музыки.

Твист –(англ.-кручение) относится к танцам группы рок-н-ролла. Быст­рый темп, четкий ритм, 4/4, сильные доли акцентировании. Приобрел известность с начала 1960-х г.г, благодаря американскому певцу и танцору негру Ч. Чекеру. С нач. 70-х г. г. распространился среди молодежи во многих странах мира.

Шейк  - модный танец 60-х годов.

Брейкданс - модный танец 80-хг.г.  с дергающимися движениями, что отражено в его англ. названии (брейк-ломаться).

Вокально – инструментальные жанры:
Кантата – крупное вокально – инструментальное произведение торжественного или лирико – эпического характера; может быть написано для одного или нескольких солистов, с хором или без него или для хора с инструментальным сопровождением (И.С. Бах написал сотни духовных и десятки светстких кантат).
Оратория – крупное музыкальное произведение для хора, певцов – солистов и оркестра, написанная, как правило, на библейский текст. В ней, как и в опере, есть сольные арии, речитативы, ансамбли и хоры, но это не столько показ, сколько рассказ о каких – либо событиях.
Месса – многоголосное хоровое произведение с инструментальным сопровождением или без него. Этот жанр развился из церковных песнопений.

Программная музыка.

Инструментальная музыка бывает непрограммной (без сюжета) и программной.

Программными называются инструментальные произведения, в которых автор поясняет содержание. Программа может быть подробной и обобщённой.

НАЗВАНИЕ, ЭПИГРАФ - это обобщённая, сжатая программа.

ЛИТЕРАТУРНЫЙ КОММЕНТАРИЙ - подробная программа.

ИСТОЧНИКОМ СЮЖЕТА могут быть мифы, легенды, сказки, сказания,исторические события, литературные произведения, впечатления от пейзажа,картин, фантазия автора. Программность делает музыку более образной и выразительной. Программной бывает музыка разных жанров и форм - сюита,симфоническая картина, симфоническая поэма, симфония, соната, увертюра.

Программные произведения писали и в 18 веке, и в наше время, но в творчестве композиторов 19 века программная музыка получила особое распространение.

Различным инструментальным произведениям композиторы нередко дают названия, поясняющие их содержание. Иногда композитор дает произведению литературное предисловие - программу. В ней излагается содержание. Это и есть программная музыка.

Правдивые и фантастические истории, картины природы, изображение птиц и зверей, герои известных сказок и произведения литературы нашли яркое воплощение в программных произведениях: «Детский альбом», «Времена года» Чайковского, «Детская музыка» Прокофьева, «Альбом для юношества» Шумана, «Карнавал животных» Сен-Санса, «Картинки с выставки» Мусоргского.

Музыка, в которой есть подражание звукам окружающего мира, называется ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ. Такая музыка может передавать звуки природы – дождь,гром, вой ветра; подражать голосам птиц; изображать движение людей, птиц,зверей, пространство. В программно-изобразительной музыке большую роль играют ритм, регистр, гармония, динамика, фактура, тембр.

«Пер Гюнт» - пьеса выдающегося драматурга Ибсена. Отдельные эпизоды спектакля сопровождает музыка Грига. Композитор воспел суровую и прекрасную природу Норвегии, фантастику и старинный быт, простые и искренние человеческие чувства.

Большой популярностью пользуется оркестровая сюиты, составленная композитором из отдельных номеров музыки к драме.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-17; просмотров: 1940; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.121.160 (0.024 с.)