Сюита состоит из четырех номеров, контрастных по характеру: 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сюита состоит из четырех номеров, контрастных по характеру:



1. «Утро» - рисует картину пробуждения природы. Музыка передает не только краски рассвета, но и то душевное настроение, которое возникает при виде восходящего солнца. 

В основе пьесы лежит небольшой мотив. Он напоминает пастушеский наигрыш.

2. «Смерть Озе» сопровождает в драме сцену кончины матери Пера Гюнта, старой Озе. Полная глубокой скорби, в медленном размеренном движении, музыка напоминает похоронное шествие.

3. «Танец Анитры». Анитра - девушка, с которой Пер Гюнт встречается:во время; своего странствия. Она исполняет танец - легкий, изящный, грациозный. Музыка танца очень изменчива, словно насмешливый и непостоянный нрав Анитры. 

4. «В пещере горного короля». Музыка этого номера образно и ярко рисует фантастическое шествие. В основе пьесы - одна тема в характере марша. Варьируется ее сопровождение. Звучность усиливается, ускоряется темп, постепенно вступает весь оркестр.

                                 7.Опера.Балет.

Музыкально – театральные жанры.
Опера – музыкальный спектакль, в котором главным выразительным средством является пение; содержание оперного спектакля раскрывается при помощи музыки, сценического действия и декораций (иногда в оперу вводятся танцы).
Опера появилась в начале XVII века в Италии, основана на синтезе пения, драматического действия, сценария и музыки. Важное значение имеют средства сценического воплощения – костюмы, декорации, освещение, танцы, механика. В опере существуют неизменные элементы её структуры – увертюра (музыкальное вступление к произведению); вокальные речитативы, в которых объясняется дальнейшее развитие сценического действия; арии, ариозо, каватины, дуэты, хоры – законченные вокальные номера; балетные сцены, симфонические антракты и финал.

Опера представляет собой большое и сложное музыкально-театральное произведение. В опере соединяются различные виды искусства- драма и музыка, пение и танец, игра актеров и мастерство живописцев-декораторов.

Сюжетом для оперы чаще всего служит какое-либо литературное произведение. На его основе создается текст оперы - либретто.

В зависимости от содержания, оперы бывают исторические («Иван Сусанин» Глинки, «Князь Игорь» Бородина, «Война и мир» Прокофьева), бытовые («Проданная невеста» Сметаны, «Сорочинская ярмарка» Мусоргского), сказочные («Волшебная флейта» Моцарта, «Снегурочка» Римского-Корсакова).

Действие оперы разворачивается перед зрителями на сцене, обставленной декорациями.
Главным выразительным средством является музыка. В ней раскрываются характеры героев и основная идея всего произведения.

Оперное представление начинается обычно с оркестрового вступления - увертюры. Музыка увертюры выражает общее настроение произведения и тем самым подготавливает слушателей к его восприятию.

Увертюру и оркестровые вступления к другим действиям оперы исполняет симфонический оркестр. Он же сопровождает пение певцов, а также балетные сцены.

Оперный спектакль разделяется на действия (акты). Каждое действие состоит из отдельных сцен, номеров. Музыкальные номера бывают сольные (для одного исполнителя) - песни, арии; ансамблевые - дуэты, терцеты, квартеты и др.; хоровые и оркестровые.

Оперы писали почти все великие композиторы: Моцарт и Верди, Вагнер и Бизе, Глинка и Чайковский, Мусоргский и Римский-Корсаков, Рахманинов и Прокофьев.

Исторические оперы. Основоположником жанра исторической оперы по праву считают М. И. Глинку. Его опера «ИванСусанин» - героическая народная музыкальная драма.«Борис Годунов» Мусоргского, «Князь Игорь» Бородина.

Опера-сказка.

Жанр оперы-сказки появился в творчестве Глинки с созданием оперы "Руслан и Людмила". Расцвета достигает в творчестве Римского - Корсакова-«Снегурочка», «Садко», «Сказка о царе Салтане», «Золотой петушок».

Оперетта – музыкально – сценическое произведение, в котором вокальные и хореографические номера чередуются с разговорными сценами (арии, ансамбли и хоры более просты и выдержаны в песенно – танцевальном духе). Родилась оперетта в XIX веке в Париже.

Либретто – словесный текст музыкально – драматического произведения (оперы, оперетты, балета, реже оратории.
Лейтмотив – музыкальная мелодия неоднократно повторяющаяся на протяжении всего произведения и служащая характеристикой какого – либо персонажа, явления.
Увертюра – инструментальное вступление к опере, балету, оперетте, сценической драме. В период романтизма развивается жанр концертной увертюры, являющейся самостоятельным оркестровым произведением. Оперные увертюры выражают атмосферу или характер произведения и в них часто используются мелодии, которые затем повторяются в процессе исполнения произведения.

Балет – музыкальный театральный спектакль, один из основных видов сценического искусства, передающий содержание произведения посредством танца,где танец вместе с музыкой выражает какое – нибудь драматическое действие.

Жанр сложился в эпоху Возрождения (XV –XVI век), когда он стал составной частью различных празднеств, затем превратился в самостоятельный музыкально – театральный жанр.

С ним связаны имена композиторов: А.Адан, Л. Делиб, П. Чайковский, А. Глазунов, И. Стравинский, М. Равель, С. Прокофьев, Р. Глиэр.
Сольные номера балета: вариация (танец одного солиста), па-де-де (танец двух солистов), па-де-труа (танец трех солистов), па-де-катр (танец четырех солистов); массовые номера исполняет кордебалет (включает от 8 до 30 исполнителей). Часто в балетное действие включается дивертисмент – последовательность нескольких танцев.
Слово «балет» произошло от итальянского baletto- танец. Балет появился в 16 в. при королевском дворе  во Франции,носил характер придворного зрелища.

Наиболее известные- «Жизель» Адана, «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик»Чайковского.

В балете, как и в литературе, музыке, живописи,возрос интерес к духовной жизни человека, к миру его чувств, настроении, переживаний. Хореографы, танцовщики стали искать новые формы выразительности в танце и пантомиме. Однако музыку для балетов писали второстепенные композиторы – ремесленники, а под час и рядовые оркестранты. Музыка одного спектакля часто напоминало пёстрое лоскутное одеяло, «сшитое» из разноцветных «лоскутков» музыки нескольких композиторов. Такое не равноправие музыки и хореографии в балете продолжалось до тех пор, пока не встретились два гениальных мастера – композитор П.И.Чайковский и балетмейстер Мариус Петипа.

Мариус Петипа сочинил сценарий «Щелкунчика». В нём он определил характер музыки и строение двухактного балета. Однако болезнь помешала ему продолжить работу и премьеру спектакля подготовил Л.Иванов – второй балетмейстер театра.Написан на сказку немецкого писателя Ф.Гофмана «Щелкунчик и мышиный король».

8.Музыка Средневековья.

В эпоху средневековья в Европе складывается музыкальная культура нового типа—феодальная, объединяющая в себе профессиональное искусство,любительское музицирование и фольклор. Поскольку церковь господствует во всех областях духовной жизни, основу профессионального музыкального искусства составляет деятельность музыкантов в храмах и монастырях.

Светское профессиональное искусство представлено поначалу лишь певцами,создающими и исполняющими эпические сказания при дворе, в домах знати,среди воинов и т. д. (барды, скальды и др.).

Со временем развиваются любительские и полупрофессиональные формы музицирования рыцарства: во Франции— искусство трубадуров и труверов(Адам де ла Аль,XIII век), вГермании миннезингеров(Вольфрам фон Эшенбах,Вальтер фон дер

Фогельвейде,XII-XIII века), а также городских ремесленников.

В феодальных замках и в городах культивируются всевозможные жанры и формы песен эпические,рассветные, рондо, баллады, канцоны,лауды и др.).

Входят в быт новые музыкальные инструменты, в том числе пришедшие с Востока(виола, лютня и т.д.), возникают ансамбли (нестабильных составов).

В крестьянской среде расцветает фольклор. Действуют также «народные профессионалы»:сказители, странствующие синтетические артисты(жонглёры,мимы,менестрели,шпильманы,скоморохи).

Во всём царят строгая традиционность и каноничность.

Закреплению, сохранению и распространению традиций и эталонов (но также и их постепенному обновлению) способствовал переход от невм, лишь приблизительно указывавших характер мелодического движения, к линейной нотации (Гвидо д'Ареццо,XI век),позволившей точно фиксировать высоту тонов, а затем и их длительность.

Постепенно, хотя и медленно, обогащаются содержание музыки, её

жанры,формы, средства выразительности.

В Западной Европе с VI-VII веков складывается строго регламентированная система одноголосной (монодической) церковной музыки на основе диатонических ладов (григорианское пение), объединяющая речитацию (псалмодия) и пение (гимны).

На рубеже 1-го и 2-го тысячелетий зарождается многоголосие. Формируются новые вокальные (хоровые) и вокально-инструментальные (хор и орган) жанры:органум,мотет,кондукт, затем месса.

Во Франции в XII веке образуется первая композиторская(творческая) школа при Соборе Парижской богоматери(Леонин,Перотин).

На рубеже Возрождения(стиль ars nova во Франции и Италии,XIV века) в профессиональной музыке одноголосие вытесняется

многоголосием, музыка начинает понемногу освобождаться от сугубо практической функций (обслуживание церковных обрядов), в ней усиливается значение светских жанров, в том числе песенных (Гильом де Машо).

В Восточной Европе развиваются свои музыкальные культуры с самостоятельными системами ладов, жанров и форм.

В Византии,Болгарии,Киевской Руси, позднее Новгороде расцветает культовое-знаменное пение (Знаменный распев), основанное на системе диатонических гласов, ограничивающееся только чисто вокальными жанрами (тропари,стихиры, гимны и др.) и использующее особую систему записи нот(крюки).

Музыка эпохи Возрождения.

Музыкой эпохи Возрождения или музыкой Ренессанса, называют период в развитии европейской музыки приблизительно между 1400 и 1600 годами. В Италии начало новой эпохи наступило для музыкального искусства в XIV веке.

Признаки Возрождения отчетливо проявились во Франции в XVI веке.

К XVI веку относится подъем искусства в Германии, Англии и некоторых других странах Западной Европы.

Со временем новое творческое движение распространилось и на страны Восточной Европы. Эпоха Возрождения (Ренессанса) является временем расцвета всех видов искусств и обращения их деятелей к античным традициям и формам.

Существенные изменения происходят и в музыкальной культуре, которую теперь представляют несколько новых влиятельных творческих школ и непосредственно связанные с ними выдающиеся композиторы: Франческо Ландини (XIV век), Гийом Дюфаи и Иоханнес Окегем (XV век), Жоскен Депре (XVI век) и др.

В то же время церковная музыка, представленная такими крупными жанрами, как месса и мотет, в известной мере продолжает ≪готическую≫ линию в искусстве Возрождения, направленную, прежде всего, на воссоздание уже существующего канона и через это на прославление Божественного.

К XV веку складывается так называемая полифония ≪строгого письма≫, правила (нормы голосоведения, формообразования и др.) которой были зафиксированы в теоретических трактатах того времени и являлись непреложным законом создания церковной музыки. Композиторы сочиняли свои мессы, используя в качестве основного тематизма заимствованные мелодии (григорианский хорал и другие канонические источники, а также народно-бытовую музыку)— так называемые cantus firmus, придавая при этом огромное значение технике полифонического письма, сложному, порой изощренному контрапункту. В то же время шел непрерывный процесс обновления и преодоления сложившихся норм, всвязи с чем постепенно все большее значение получают светские жанры.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-17; просмотров: 230; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.126.74 (0.014 с.)