Е предложение 2-е предложение 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Е предложение 2-е предложение



                            фраза фраза     фраза фраза

            мотив мотив мотив мотив мотив мотив мотив мотив

Простая двухчастная форма –музыкальная форма, состоящая из двух периодов. Она встречается двух видов —

1) с двумя различными периодами по схеме AB

2) с повторением предложения из первого периода по схеме АА1 (aa ba) — она получила название двухчастной репризной формы.
В двухчастной форме часто строится куплет песни – запев (первый период) и припев (второй период). Пример: В. Соловьёв-Седой. «Вечер на рейде», В. Шаинский. «Песенка крокодила Гены» (Пусть бегут неуклюже…)

Двухчастная А В     А А1    

Трёхчастная форма — бывает простая и сложная.
Простая трехчастная форма – форма, состоящая из трех периодов; с репризой или без репризы (АВА).

Простая трехчастная А В А   А В С  

Сложная трехчастная форма – форма, в которой крайние разделы больше, чем период (АВ-С-АВ).

Сложная трехчастная форма – это форма, состоящая из трех простых форм:
из трёхчастных: АВА-СDС-АВА. Такую форму часто имеют менуэты классических симфоний, например: В. Моцарт. Менуэт из симфонии № 40 соль минор.
из двухчастных: АВ-СD-АВ. Иногда используется сокращенный вариант формы АВ-С-АВ. Пример: П.Чайковский. «Детский альбом». Вальс.

Трехчастная форма без репризы состоит из трех различных периодов. Схема формы АВС.
Пример: С. Рахманинов. «Итальянская полька».
Трехчастная форма с репризой — это форма, в которой третий раздел повторяет первый. Схема формы АВА.
Пример: Р. Шуман. Альбом для юношества. «Смелый наездник».

Сложная трехчастная* АВ С

АВ

 

 

АВА

С АВА
Вариации А

А1

А2

А2

 

                     

Вариации – (от латинского «изменение, разнообразие») — музыкальная форма, которая состоит из темы (A) и её измененных повторений. Схема — А-А1-А2-А3-А4... (Или: Тема, Вар.1, Вар.2, Вар.3…) Тема может быть сочинена самим композитором, заимствована из народной музыки или произведения другого композитора. Она пишется в любой простой форме: периода, двухчастной или трехчастной. Далее тема повторяется с различными изменениями.
Тип вариаций зависит от того, каким способом и насколько сильно изменяется тема.
Разновидности вариаций:
Вариации на неизменный бас
(basso ostinato) или старинные вариации были известны еще в XVI веке в Европе. Они основывались на постоянном повторении темы в басу и на варьировании только верхних голосов. Пример: И.С. Бах. Пассакалия c-moll для органа. (Неизменная тема в басу исполняется на педалях органа).
Вариации на неизменную мелодию (soprano ostinato) основывались на повторении мелодии без изменений и варьировании сопровождения. Такой тип вариаций ввёл в русскую классическую музыку М.И. Глинка, поэтому иногда они называются «глинкинские».
Пример: М. Глинка. Персидский хор из оперы «Руслан и Людмила».
Классические или строгие вариации сложились в творчестве венских классиков. Правила строгих вариаций: сохранение общих контуров темы, ее формы и гармонии. В последующих вариациях меняется мелодия, лад, тональность, фактура.
Пример: В. Моцарт, Соната А dur, I часть.
Свободные или романтические вариации появились во второй половине XIX века. Здесь каждая вариация является практически самостоятельной пьесой и связь ее с темой очень слабая.
Таким образом, по степени изменения темы можно выделить 3 типа вариаций:
1. Остинатные, то есть с неизменной темой.
2. Строгие или классические, где тема всегда узнаваема.
3. Свободные или романтические, где тема меняется до неузнаваемости.
Двойные вариации — это вариации на две темы, которые варьируются поочередно. Схема формы АВ-А1В1-А2В2-А3В3...
Такая форма используется во вторых частях симфонии № 103 Гайдна («С тремоло литавр»), симфонии №5 Бетховена.
Другая схема двойных вариаций: А- А1 -А2 -А3 – В- В1 -В2 -В3…
Пример: М. Глинка, «Камаринская». Здесь первая тема А – русская народная песня «Из-за гор, гор высоких» и вторая тема В – плясовая камаринская.
Вариации могут быть самостоятельным произведением (тема с вариациями) или частью любой другой крупной формы.

Двойные вариации А В А1 В1 А2 В2  

Рондо – музыкальная форма, в которой основная тема (рефрен) повторяется несколько раз (не менее 3-х) без изменения, чередуясь с разнохарактерными эпизодами.

Рондо - (в переводе с французского означает «круг, хоровод, круговая хороводная песня») — это форма, основанная на чередовании рефрена с эпизодами. Схема формы ABACA, где A — рефрен (по-французски – «припев»), он должен прозвучать не менее 3-х раз и может иметь любую простую форму: период, двухчастную или трехчастную. Между повторениями рефрена звучат различные музыкальные построения, которые называются эпизодами (B и C).
Пример: М. Глинка. Рондо Фарлафа из оперы «Руслан и Людмила». (Рефрен: «Близок уж час торжества моего, ненавистный соперник уйдёт далеко от нас»).
 (Особый вид рондо встречается в III части (финале) Сонаты A dur В. Моцарта, известной под названием «Турецкий марш» или, что более точно, — Rondo a la Turca, т. е. рондо в турецком стиле. Форма этой части может быть выражена схемой AB-CB-AB+Coda. Такую форму можно назвать сложной трёхчастной с повторяющимся припевом (В), что придаёт ей черты рондо).

Рондо А В А С А  

Сонатная форма – музыкальная форма, основанная на конфликте двух тем. Состоит из трех разделов – экспозиции (показ основных тем), разработки (развитие тем), репризы (повторение экспозиции с некоторыми изменениями). Это высшая форма гомофонно – гармонической музыки.
Циклические формы.

Музыкальный цикл — это большое многочастное произведение, в котором части располагаются в определенном порядке. Циклы бывают двух видов: сюитный и сонатно-симфонический (циклический – многочастный). Все части связаны общим замыслом и составляют единое целое (могут исполняться отдельно). Количество частей – от двух и более.

Вокальные циклы состоят из песен и романсов.

Инструментальные циклы состоят из различных пьес, расположенных по принципу контраста. Инструментальные циклы бывают двух видов: сюитный и сонатно – симфонический.


              4.СОНАТНО-СИМФОНИЧЕСКИЙ ЦИКЛ.

Строение Сонаты- («соната» – «звучать», «симфония» – «созвучие») — это очень сложная многочастная музыкальная форма. В этой форме композиторы пишут симфонии, концерты и инструментальные ансамбли (трио, квартеты, квинтеты и другие). Классический сонатно-симфонический цикл сложился в творчестве венских классиков: Й. Гайдна, В. Моцарта и Л. Бетховена. За каждой частью сонатно-симфонического цикла закрепляется определенный характер, темп. Все части имеют свое место в цикле и исполняют в нем определенную роль.

Классическая соната- произведение для одного или двух инструментов, написанное в форме сонатно-симфонического цикла.
Части цикла контрастны по характеру, темпу, размеру, но связаны общим замыслом. В классической сонате 3 части:
I часть — активная, энергичная, быстрая, пишется в сонатной форме (её часто называют формой сонатного allegro, т. е. формой первой – быстрой – части).
II часть — медленная, лирическая или созерцательная по характеру. Она может быть написана в разных формах.
III часть — быстрый, яркий, живой финал, часто бывает написан в форме рондо.
Пример: Й. Гайдн. Соната e moll, Л. Бетховен. «Патетическая соната» и др.

 

Сонатная форма

Экспозиция

 

Разработка  

Реприза

г п п п г п≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈ г п п п  
           

Форма, которая состоит из экспозиции, разработки и репризы, называется сонатной формой.Большая часть музыкальных произведений от классического периода до 20 века написана в сонатной форме (форма сонатного аллегро). Это форма одночастных произведений, и так же часто ее называют "формой первых частей", хотя не каждая первая часть сонат, симфоний и струнных квартетов, имеет форму сонатного аллегро, так же как медленные части и финалы симфоний иногда как раз написаны в сонатной форме. Название «сонатное аллегро» не показывает на темп данного произведения или его части. Это лишь исторически сложившейся термин.

Сонатная форма имеет три основных части: экспозиция, где представляются все темы; разработка, название говорит само за себя: здесь представленные в экспозиции темы развиваются и изменяются; реприза, в которой темы возвращаются в своем первоначальном виде. Часто после этих трех основных частей следует кода.
Экспозиция.

Первая тема в тонической тональности- Главная партия (ГП) — основная тональность (по форме обычно период). Главная тема обычно активная, энергичная, решительная, звучит в основной тональности.
Связующая партия (СП) —часть главной партии, в котором осуществляется переход из тональности главной темы в тональность побочной темы.
Вторая тема в другой тональности, часто контрастная первой теме по настроению и характеру- Побочная партия (ПП). Побочная тема более мягкая, напевная, грациозная, звучит в тональности доминанты или параллельной.
Заключение в тональности второй темы- Заключительная партия (ЗП) —часть побочной партии, завершающий экспозицию и утверждающий тональность побочной темы.

Разработка. Завершение экспозиции приводит к тональности, в которой начинается разработка. В разработке происходит развитие тем экспозиции (дробление основных тем на отдельные фразы или мотивы, используются частые секвенции, модуляции, контрастные сопоставления образов). Развитие музыки активизируется, характер звучания становится драматичным, здесь звучит одна из главных кульминаций всей музыкальной формы.
Строится на интонациях главной, побочной или заключительной партий. Возможно также включение самостоятельного эпизода. Характерно видоизменение и развитие тем, темы часто разбиты на отдельные мотивы, часто проходящие одну за другой несколько модуляций. Эта часть обычно наиболее драматичная, кульминационная для всего произведения (той части, что в сонатной форме). Разработка приносит напряжение, разрешение которого наступает только в репризе

Реприза. Обычно в репризе опять звучит тема в тонической тональности,тоесть материал, из которого складывается реприза, практически аналогичен тому, что был использован в экспозиции, только теперь и первая, и вторая темы, и связка между ними, и заключение - в начальной тональности.

В сонатной форме могут быть вступление и кода.

Кода. Кода по идее усиливает ощущение законченности произведения. В ней опять повторяются темы, разрабатываются, и все возвращается к тонике.

Если быстрая часть большого произведения написана в сонатной форме, то часто она начинается с медленного вступления, чтобы усилить напряжение ожидания.

Обычно экспозиция повторяется дважды. Образы главной и побочной тем контрастно дополняют друг друга или противопоставляются один другому.
Симфония — это произведение для симфонического оркестра, написанное в форме сонатно-симфонического цикла.
Классическая симфония обычно состоит из 4-х частей. Части располагаются следующим образом:
I часть — активная, энергичная, быстрая. Это сонатная форма (сонатное Allegro).
II часть — медленная, лирическая. Форма может быть различной.
III часть — Менуэт, обычно пишется в трехчастной репризной форме (часто – в сложной трёхчастной форме). Начиная с Бетховена — Скерцо; с Берлиоза — Вальс.
IV часть — Финал, Пишется в форме рондо (ABACA) или в форме рондо-сонаты (ABACABA, где разделы А и В выполняют роль Главной и Побочной партии, в начале они звучат в разных тональностях, а в конце – в основной тональности).
Пример: Й. Гайдн. Симфония Es dur «С тремоло литавр»; В. Моцарт. Симфония № 40 g­moll; Л. Бетховен. Симфония № 5 c-moll.

Основоположником классической симфонии считают великого австрийского композитора Йозефа Гайдна. Его произведениям присуши стройность и уравновешенность формы, светлый, жизнеутверждающий характер. В его творчестве окончательно сформировался симфонический цикл.

Симфония - произведение циклическое (то єсть многочастное), с определенной последовательностью частей. В переводе слово «симфония» означает «созвучие», «согласие».
Это слово приобретало различные значення. В самостоятельное концертное произведение симфония превратилась в ХYIII веке.

Симфония рассчитана на массовую аудиторию. Исполнителем ее является симфонический оркестр.

Состав симфонического оркестра также установился в творчестве Гайдна. Его основу составляют четыре группы инструментов:

1) в струнную группу входят: скрипки, альты, виолончели и контрабасы;

2) в группу деревянных духовых входят: флейты, гобои, кларнеты, фаготы;

3) группа медных духовых инструментов состоит из валторн и труб.

4) из ударных инструментов Гайдн использовал только литавры.

 

Жанры.Песня,Танец,Марш.

Жанры музыки - это разнообразные её виды. Музыкальные жанры возникли в ходе развития музыкального искусства. Каждому из них присущи свои особенности. Произведения, связанные со словами и пением, относятся к вокальной музыке (это песни, романсы, арии, сочинения для хора). Инструментальная музыка включает разнообразные сочинения для отдельных инструментов, ансамблей (дуэты, трио, квартеты) и оркестра. Среди них - этюды, прелюдии, экспромты, ноктюрны, сонаты, сюиты, симфонии и др.

Музыкальный жанр – род, вид музыкального произведения. Все виды музыки можно условно разделить на четыре большие группы:

Вокальная (песня, романс, ария.).

Инструментальная (соната, симфония, квартет).

Вокально – инструментальная (кантата, оратория, месса).

Театральная. К музыкально-театральным жанрам относятся: оперы, оперетты, балеты.

Марш( франц.- marche - ходьба, шествие, движение вперед).Это жанр инструментальной музыки, сопровождающей и организующей массовые шествия.

Черты марша:

1) строго размеренный темп

2) четкий ритм и характерная ритмическая фигура, как бы       подталкивающая движение музыки (пунктирный ритм)

3) Размер 4/4, 2/4

4) квадратное строение мелодии (8+8 или 4+4 такта)

5) простая четкая фактура аккомпанемента, аккордовое сопровождение

6) в оркестре использование медных духовых и ударных инструментов (военные марши пишут специально для духового оркестра).

7) особый тип интонаций: ходы по трезвучиям, акценты на устойчивых звуках (фанфарные интонации).

Виды маршей -торжественный - во время праздников и парадов, военно-строевой, походный - когда марширует войсковая часть или другая организованная колонна людей, спортивный - на физкультурных парадах и соревнованиях,траурный, цирковой, сказочный, юмористический, игрушечный, детский, песня-марш.

ПОХОДНЫЕ МАРШИ

 Марш «Прощание славянки». Его сочинил военный дирижер Василий Иванович Агапкин. В 1912 г. Шла война между Турцией и славянскими странами на Балканах. Многие славянские женщины провожали своих близких на фронт. Этот марш посвящен им.

Один из первых русских маршей - Марш Преображенского полка Это обработка солдатской песни «Славны были наши деды». Он появился в эпоху Петра 1 (нач. 18 века).

СКАЗОЧНЫЕ МАРШИ

Марш Черномора из оперы М.И. Глинки «Руслан и Людмила».

 

 

 П.И.Чайковский Марш из балета «Щелкунчик» Марш из балета Чайковского "Щелкунчик" совершенно иного рода. Он сопровождает веселый детский праздник в первом действии балета — новогоднюю елку. К девочке Маше и ее брату пришли в гости дети. Они резвятся, танцуют, а затем маршируют вокруг елки.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-17; просмотров: 287; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.156.156 (0.047 с.)