Полумифические – полуреальные – Снегурочка – дочь Мороза и Весны- сопрано,Царь Берендей- тенор,Певец – пастух Лель- контральто. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Полумифические – полуреальные – Снегурочка – дочь Мороза и Весны- сопрано,Царь Берендей- тенор,Певец – пастух Лель- контральто.



Две драматургические линии: обрядовая (народные сцены) и сказочная лирико-эпическая.

Большая роль оркестра: лейттембры (Снегурочка - флейта и скрипка, Купава - струнные стаккато, Лель - кларнет, Мизгирь - бас-кларнет), красочные инструментальные эпизоды.

Сложный гармонический язык. Лейттональности (Римский-Корсаков обладал «цветным «слухом»).

Вступление. Рисует пробуждение природы весной. В оркестре в низком регистре тихо звучит лейтмотив Деда Мороза:

Весь оркестр наполнен возбужденным щебетом птиц:

Леший провозглашает приход весны:

(в оркестре звучит его лейтмотив – угловатая тритоновая интонация).

Тема Весны контрастирует предыдущим темам:


Песня и пляска птиц (пролог) - Ля мажор (тональность Весны):

в оркестре - чириканье птиц, мелодия песенного склада, «Орел-воевода» - цитата:

Песня Деда Мороза (пролог) - близка его лейтмотиву, оркестр изображает вьюгу, холодный колорит.
Ария Снегурочки (пролог) - сказочность. 1-я группа лейтмотивов (определение Римского-Корсакова): легкость, подвижность, высокий регистр, соло флейты. Тема изящна, подвижна, с россыпью колоратур:

Ариетта Снегурочки (пролог) - выражает стремление к людям (другая грань образа). 2-я группа лейтмотивов: медленный темп, лирические интонации м.2, ум. 3, 4.
Хор «Проводы Масленицы» (пролог) - начало обрядовой линии. Короткие попевки древнего происхождения (в т.ч. 3 цитаты), каждая следующая вариант предшествующей. Форма: 3-частная с чертами вариационности и рондообразоности.
Ариетта Снегурочки (1 д.) лейтмотивы 1-й группы, но медленный темп. Печальный характер. Снегурочка обижена Лелем:


Хор «Прощай, Масленица» - энергичная тема основана на мелодических оборотах старинных обрядовых песен:

Первая и вторая песни Леля (1 д.) – одна медленная, в стиле протяжной, а вторая – задорная, в духе хороводных народных песен:


Свадебный обряд (1 д.) - двойные вариации на народные темы. Характеры Купавы и Мизгиря намеренно не выявлены, т.к. это обряд.
Шествие царя Берендея (2 д.) - причудливость, добродушный юмор, контраст регистров и тембров:

Каватина Берендея звучит как восторженный гимн природе, создающей жизнь и красоту. Мелодия задумчиво-мечтательного характера:

Хоровод и песня «Про бобра» (3 д.) - начало обрядовой сцены в заповедном лесу. В основе народная песня «Ай, во поле липенька». 2 тема - также цитата:

Продолжение обрядовой сцены – Пляска скоморохов (инструментальный эпизод в сонатной форме без разработки) и 3-я песня Леля (1 и 2 песни в 1 д.) - предваряется лейтмотивом - наигрышем кларнета в народном духе. Куплетно-вариационная форма (меняется оркестровка).
Третья песня Леля начинается пастушьим наигрышем:

Песня написана в куплетно-вариационной форме, каждый куплет которой начинается речитативным запевом:

Ариозо Мизгиря («На теплом синем море») – в жанре баркаролы (р-р 6/8). Мелодия, насыщенная синкопами, имеет восточную окраску.
Вступление к 4 д. - «Голоса природы» (изображение светлячков - флейта-пикколо, арфа, колокольчики), соединение лейтмотивов Снегурочки и Мизгиря.
Дуэт Снегурочки с Мизгирем (4 д.) - Ре-бемоль мажор (тональность любви), восторженно-лирический характер, преображение лейтмотивов Снегурочки.
«Сцена таяния» (4 д.) - лирическая «тихая» кульминация оперы, соло скрипки, неустойчивость гармонии, лейтмотивы 2й группы.
Заключительный хор. Песнь Яриле-Солнцу - на основе лейтмотива Солнца (звучал в оркестре начиная с пролога), размер 11/4, ритмическая ровность, мажор, величие, радость, кульминация обрядовой линии:

«Кто не любит моей «Снегурочки», тот не понимает моих сочинений вообще и не понимает меня» (Римский-Корсаков).
Вопросы по опере.
1. Расскажите о работе композитора над оперой «Снегурочка».
2. Подзаголовок, год создания, жанр оперы.
3. На чей сюжет написана опера, кто автор либретто?
4. Где и когда происходят события оперы? Каковы законы страны берендеев?
5. Композиция и краткое содержание оперы
6. Реальные и сказочные персонажи оперы. Какими средствами изображены реальные и сказочные персонажи?
7. Музыкальная характеристика Снегурочки. Инструменты, которые подчеркивают холодность Снегурочки в прологе и теплые сердечные чувства в сцене таяния.
8. Музыка Леля.
9. Музыка царя Берендея.
10. Народно-обрядовые сцены. Расскажите о значении в них русской песни.
11. Расскажите об образах природы в опере.
12. Что такое пантеизм?
Шехеразада 1888г.
Программная 4х-частная симфоническая сюита по мотивам арабских сказок «1001 ночь». Содержит лучшие и наиболее характерные черты творчества Римского-Корсакова: сказочность, темы природы, искусства (символ - Шехеразада), любви; эпические принципы - образ рассказчицы (проведение лейтмотива Шехеразады во всех частях), контрастное сопоставление частей, разделов, тем (из контраста лейтмотивов грозного Шахриара и нежной поэтичной Шехеразады во вступлении 1 ч. вырастает все произведение); повторность (проведение в финале тем предыдущих частей, рондообразность в 4 ч., вариационность как основной метод развития, вариации в крайних разделах (2 ч.);симметричность (кода финала - зеркальное отображение тем 1 ч.); оркестровое мастерство; восток.
1ч.- вступление: повелительные грозные унисоны (лейтмотив Шахриара):

Мелодия солирующей скрипки с аккомпанементом арфы (лейтмотив Шехеразады) напоминает восточный орнамент:


Экспозиция: т.ГП - изображение моря (преобразованный лейтмотив Шахриара), плавное покачивание у виолончелей (волны), аккорды духовых и пиццикато струнных (всплески волн). Ми мажор (у Римского-Корсакова - темно-синий, сапфировый цвет) построена на теме Шахриара:

1-я т.ПП - спокойное ровное восходящее движение аккордов деревянных духовых:

2-я т.ПП - на лейтмотиве Шехеразады:

Реприза - картина разбушевавшегося моря. Кода - умиротворение, покой.

. - сложная 3-частная форма. Вступление - лейтмотив Шехеразады. Основная тема – тема Календера - неторопливая, с чертами речитатива (рассказ), соло фагота:


1 вариация - гобой, песенность, 2 - скрипки, танцевальность, 3 - деревянные духовые, маршевость - т.е. тема активизируется, меняет оркестровку и жанр. Средний раздел (фантастическая битва) быстрый, основан на контрасте тем: фанфарной, скерцозной, маршевой. Реприза - новый этап вариаций.
3ч.- сонатная форма без разработки. т.ГП (тема Царевича) - певучая, плавная у скрипки:

т.ПП (тема Царевны) - танцевальная у кларнета, с аккомпанементом ударных и пиццикато струнных. В репризе ГП включает в себя каденцию скрипки (лейтмотив Шехеразады), т.ПП - более эмоциональна:

4ч.- сонатная форма с чертами рондообразности и вариационности. Является общей репризой произведения, т.к. содержит темы предыдущих частей. Стремительный темп, темпераментная восточная пляска:

Кода (кульминация сюиты) - изображение морской бури (ГП 1 ч.), затем 1 т ПП 1 ч. и оба лейтмотива - умиротворенно (искусство победило зло).
Вопросы.
1. Что такое сюита?
2. Что такое программная музыка?
3. По мотивам какого литературного произведения написана сюита «Шехеразада»?
4. Каково количество частей в сюите и их первоначальные названия?
5. Какие темы повторяются на протяжении всего произведения?
6. Вступление и характеристика тем.
7. I часть: содержание, форма, характеристика тем.
8. II часть: содержание, форма, характеристика тем.
9. III часть: содержание, форма, характеристика тем.
10. IV часть: содержание, форма, характеристика тем. Какие темы предыдущих частей звучат в финале?
11. Какими тембрами охарактеризованы Султан, Шехеразада, Царевич-календер, битва в середине 2 части, Царевич и Царевна в 3 части?
12. Какой новый жанр в симфонической музыке создал Римский-Корсаков?

Обобщение. Младший представитель Балакиревкого кружка. Интенсивная деятельность: творческая (15 опер, 10 симфонических произведений, 79 романсов, произведения для хора (в т.ч. кантаты), фортепиано (в т.ч. Фортепианный концерт), духовых оркестров, камерно-инструментальные и вокальные ансамбли; литературно-музыкальная («Летопись моей музыкальной жизни», учебники по гармонии, оркестровке, композиции, статьи); дирижерская; педагогическая (среди учеников Лядов, Глазунов, Стравинский, Прокофьев); музыкально-общественная (Балакиревский и Беляевский кружки); редактирование произведений Глинки. Даргомыжского, Мусоргского, Бородина; составление 2 сборников русских народных песен. Объединение традиций петербургской и московской композиторских школ.

Главное в творчестве - воспевание красоты: в природе, в человеческих чувствах (самое прекрасное чувство - любовь - раскрывалось через контрастные женские образы), в искусстве (обращение к народному искусству - к русским и восточным сказкам, обрядам, песням).

Вопросы.
1. Произведения Римского-Корсакова.
2. Ведущий жанр творчества.
3. Назовите оперы, имеющие подзаголовки: «Весенняя сказочка», «Осенняя сказочка», «Быль-колядка», «Опера-былина», Опера-балет, «Драматические сцены А.С. Пушкина», «Небылица в лицах».

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-17; просмотров: 318; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.29.145 (0.009 с.)