Понимание самооценки К. Роджерсом. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понимание самооценки К. Роджерсом.



Говоря о структуре «Я», Роджерс пришел к выводу о том, что внутренняя сущность человека, его Самость выражается в само­оценке, которая является отражением истинной сути данной лич­ности, его «Я». Уже в раннем детстве ребенок может отчуждаться от своей истинной самооценки, от своей Самости. Чаще всего это происходит под давлением взрослых, у которых имеется свое представ­ление о ребенке, его способностях и предназначении. Свою оценку они навязывают ребенку, стремясь, чтобы он ее принял и сделал своей самооценкой. Некоторые дети начинают протестовать про­тив навязываемых им действий, интересов и представлений, прихо­дя к конфликту с окружающими, негативизму и агрессии. Стрем­ление во что бы то ни стало отстоять себя, преодолеть давление взрослых также может нарушить истинную самооценку, так как в своем негативизме ребенок начинает протестовать против всего, что идет от взрослого, даже в том случае, если это соответствует его истинным интересам.

Однако чаще всего, отмечает Роджерс, дети и не пытаются про­тивостоять родителям, соглашаясь с их мнением о себе. Такое стремление заслужить любовь и привязан­ность окружающих он называл «условием ценности», которое в крайнем своем проявлении звучит, как желание быть любимым и уважаемым каждым, с кем человек входит в соприкосновение. «Условие ценности» становится серьезным препятствием на пути личностного роста, так как мешает осознанию истинного «Я» че­ловека, его истинного призвания, заменяя его тем образом, кото­рый приятен другим. Необходимость постоянно игнорировать сигналы о собственной несостоятельности или недостаточной ус­пешности, которые приходят к субъекту из внешнего мира, связана с боязнью изменить свою самооценку, к которой человек привык и которую он уже считает действительно своей. Это приводит к тому, что он вытесняет и свои стремления, и свои страхи, и мнения окружающих в бессознательное, отчуждая свой опыт от сознания (психзащиты). Эта неадекватность не осознается, но вызывает в человеке напряжение, приводящее к неврозу. Роджерс настаивал на том, что самооценка должна быть не только адекватной, но и гибкой, т. е. должна меняться в зависимости от окружения. При этом Роджерс не только говорит о влиянии опыта на самооценку, но и подчеркивает необходимость открытости человека навстречу опыту.

Уровень прит-й и сам-ка.

САМООЦЕНКА = УСПЕХ / ПРИТЯЗАНИЯ (Джемс). Уровень притязаний — стремление к достижению целей той степени сложности, на которую человек считает себя способным. Ввел Хоппе. Как показывают результаты его исследований, переживание успеха или неудачи зависит не просто от объективной трудности задачи, с которой справляется человек, а от выработанного уровня притязаний. Если результат достигает или превышает этот уровень, появляется ощущение успеха, если не достигает — неудачи. Реакция самооценки определяется отклонением достигнутой цели, то есть позитивной или негативной разницей между выработанным уровнем притязаний и очередным достижением. Сдвиг уровня притязаний вверх или вниз зависит от интенсивности пережитого успеха или неудачи. То есть самооценка определяется соотношением успехов и притязаний, что указывает на два пути повышения самооценки – через увеличение успехов или через уменьшение уровня притязаний. Человек может осознанно выбирать свои жизненные цели, может более осознанно подходить и к своим успехам или неудачам. Человек не может изменить уже свершившиеся события, но он может пересмотреть свое восприятие этих событий и их интерпретацию. Низкая сам-ка в сочет-ии с выс-м ур-ем прит-й угрожает здор-ю л-сти (Хоппе). Чем выше уровень притязаний, тем труднее их удовлетворить, и тем меньше успех, тем меньше самоуважение. Чтобы повысить самоуважение, человеку необходимо снизить уровень притязаний. На самооценку также влияет сопоставление образов «реального Я» и «идеального Я» – чем больше разрыв между ними, тем вероятнее недовольство человека реальностью своих достижений.

факторы, определяющие появление самосознания:

-Тактильными ощущениями человеч.зародыша;

-Досознательным чувством собственного существования(первые недели жизни);

-Процессом дифференциации внеш.ивнутр.ощущений;

-Субъект.отделением ребенка от матери;

-Осознанием зарождающейся самостоятельности, обусловленная увеличением произвольности движений и возможностью речевого высказывания (2-3 г.);

-Возможностью выразить свое эмоцотношениекоружающему;

-Переносом знаний, сформированных относительно др.человека на самого себя, происходящим по мере развития соц.перцепции, интеллекта и сознания ребенка;

-Возникновением эмпатич.способности ребенка усваеивать чужую точку зрения и оценки окружающих;

-Возникающей рефлексией и нравственной самооценкой(подрост.возраст).

.Столин В.В., сновываясь на идеях Леонтьева Н.А., полагает, что самосоз-е проявляется только в проц.д-ти и общения ребенка. Рассматривает процесс развития самосо-я как процесс развития субъекта д-ти. Он предполагает разделять феменологию Я на уровне организма и на уровне личности. Проявлениями самосознания на уровне организма является схема тела и самочувствие, а проявления Я на уровне личности- субъект д-ти.

Мерлин В.С. выд.4 стадии развития самосознания:

1.сознание тождественности- 1год жизни. Ребенок выделяет себя как нечто отдельное из мира др.объектов.

2. сознание Я - 2-3-года. Осознание себя субъектом д-ти.

3. осознание своих психических свойств в результате обобщения данных самонаблюдения(5-14 лет)

4. соц.нравственная самооценка - подростковый возраст и ранняя юность.

В.В.Давыдов, рассматривая данное понятие с позиции деятельности, считает, что рефлексия - это осознание субъектом средств и оснований деятельности.

Важным является выделение трех функций рефлексии: 1) исследование актуального состояния деятельности до ее приостановки в связи с возникающим препятствием; 10 2) проблематизация, то есть выявление причин приостановки в деятельности; 3) проектирование действия с учетом выявленной причины, то есть построение дополнительного проекта действий, который обеспечивает устранение причины затруднения и, следовательно, достижение цели деятельности (Т.А.Симакова).[4

Ситуативная рефлексия выступает в виде «мотивировок» и «самооценок» и обеспечивает непосредственную включенность субъекта в ситуацию, осмысление ее элементов, анализ происходящего в данный момент, т.е. осуществляется рефлексия "здесь и теперь". Рассматривается способность субъекта соотносить с предметной ситуацией собственные действия, координировать, контролировать элементы деятельности в соответствии с меняющимися условиями.
Ретроспективная рефлексия служит для анализа и оценки уже выполненной деятельности, событий, имевших место в прошлом. Рефлексивная работа направлена на более полное осознание, понимание и структурирование полученного в прошлом опыта, затрагиваются предпосылки, мотивы, условия, этапы и результаты деятельности или ее отдельные этапы. Эта форма может служить для выявления возможных ошибок, искать причины собственных неудач и успехов.
Перспективная рефлексия включает в себя размышление о предстоящей деятельности, представление о ходе деятельности, планирование, выбор наиболее эффективных способов, конструируемых на будущее.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-17; просмотров: 1464; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.178.133 (0.006 с.)