Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понимание самооценки К. Роджерсом.
Говоря о структуре «Я», Роджерс пришел к выводу о том, что внутренняя сущность человека, его Самость выражается в самооценке, которая является отражением истинной сути данной личности, его «Я». Уже в раннем детстве ребенок может отчуждаться от своей истинной самооценки, от своей Самости. Чаще всего это происходит под давлением взрослых, у которых имеется свое представление о ребенке, его способностях и предназначении. Свою оценку они навязывают ребенку, стремясь, чтобы он ее принял и сделал своей самооценкой. Некоторые дети начинают протестовать против навязываемых им действий, интересов и представлений, приходя к конфликту с окружающими, негативизму и агрессии. Стремление во что бы то ни стало отстоять себя, преодолеть давление взрослых также может нарушить истинную самооценку, так как в своем негативизме ребенок начинает протестовать против всего, что идет от взрослого, даже в том случае, если это соответствует его истинным интересам. Однако чаще всего, отмечает Роджерс, дети и не пытаются противостоять родителям, соглашаясь с их мнением о себе. Такое стремление заслужить любовь и привязанность окружающих он называл «условием ценности», которое в крайнем своем проявлении звучит, как желание быть любимым и уважаемым каждым, с кем человек входит в соприкосновение. «Условие ценности» становится серьезным препятствием на пути личностного роста, так как мешает осознанию истинного «Я» человека, его истинного призвания, заменяя его тем образом, который приятен другим. Необходимость постоянно игнорировать сигналы о собственной несостоятельности или недостаточной успешности, которые приходят к субъекту из внешнего мира, связана с боязнью изменить свою самооценку, к которой человек привык и которую он уже считает действительно своей. Это приводит к тому, что он вытесняет и свои стремления, и свои страхи, и мнения окружающих в бессознательное, отчуждая свой опыт от сознания (психзащиты). Эта неадекватность не осознается, но вызывает в человеке напряжение, приводящее к неврозу. Роджерс настаивал на том, что самооценка должна быть не только адекватной, но и гибкой, т. е. должна меняться в зависимости от окружения. При этом Роджерс не только говорит о влиянии опыта на самооценку, но и подчеркивает необходимость открытости человека навстречу опыту.
Уровень прит-й и сам-ка. САМООЦЕНКА = УСПЕХ / ПРИТЯЗАНИЯ (Джемс). Уровень притязаний — стремление к достижению целей той степени сложности, на которую человек считает себя способным. Ввел Хоппе. Как показывают результаты его исследований, переживание успеха или неудачи зависит не просто от объективной трудности задачи, с которой справляется человек, а от выработанного уровня притязаний. Если результат достигает или превышает этот уровень, появляется ощущение успеха, если не достигает — неудачи. Реакция самооценки определяется отклонением достигнутой цели, то есть позитивной или негативной разницей между выработанным уровнем притязаний и очередным достижением. Сдвиг уровня притязаний вверх или вниз зависит от интенсивности пережитого успеха или неудачи. То есть самооценка определяется соотношением успехов и притязаний, что указывает на два пути повышения самооценки – через увеличение успехов или через уменьшение уровня притязаний. Человек может осознанно выбирать свои жизненные цели, может более осознанно подходить и к своим успехам или неудачам. Человек не может изменить уже свершившиеся события, но он может пересмотреть свое восприятие этих событий и их интерпретацию. Низкая сам-ка в сочет-ии с выс-м ур-ем прит-й угрожает здор-ю л-сти (Хоппе). Чем выше уровень притязаний, тем труднее их удовлетворить, и тем меньше успех, тем меньше самоуважение. Чтобы повысить самоуважение, человеку необходимо снизить уровень притязаний. На самооценку также влияет сопоставление образов «реального Я» и «идеального Я» – чем больше разрыв между ними, тем вероятнее недовольство человека реальностью своих достижений. факторы, определяющие появление самосознания: -Тактильными ощущениями человеч.зародыша; -Досознательным чувством собственного существования(первые недели жизни); -Процессом дифференциации внеш.ивнутр.ощущений; -Субъект.отделением ребенка от матери; -Осознанием зарождающейся самостоятельности, обусловленная увеличением произвольности движений и возможностью речевого высказывания (2-3 г.);
-Возможностью выразить свое эмоцотношениекоружающему; -Переносом знаний, сформированных относительно др.человека на самого себя, происходящим по мере развития соц.перцепции, интеллекта и сознания ребенка; -Возникновением эмпатич.способности ребенка усваеивать чужую точку зрения и оценки окружающих; -Возникающей рефлексией и нравственной самооценкой(подрост.возраст). .Столин В.В., сновываясь на идеях Леонтьева Н.А., полагает, что самосоз-е проявляется только в проц.д-ти и общения ребенка. Рассматривает процесс развития самосо-я как процесс развития субъекта д-ти. Он предполагает разделять феменологию Я на уровне организма и на уровне личности. Проявлениями самосознания на уровне организма является схема тела и самочувствие, а проявления Я на уровне личности- субъект д-ти. Мерлин В.С. выд.4 стадии развития самосознания: 1.сознание тождественности- 1год жизни. Ребенок выделяет себя как нечто отдельное из мира др.объектов. 2. сознание Я - 2-3-года. Осознание себя субъектом д-ти. 3. осознание своих психических свойств в результате обобщения данных самонаблюдения(5-14 лет) 4. соц.нравственная самооценка - подростковый возраст и ранняя юность. В.В.Давыдов, рассматривая данное понятие с позиции деятельности, считает, что рефлексия - это осознание субъектом средств и оснований деятельности. Важным является выделение трех функций рефлексии: 1) исследование актуального состояния деятельности до ее приостановки в связи с возникающим препятствием; 10 2) проблематизация, то есть выявление причин приостановки в деятельности; 3) проектирование действия с учетом выявленной причины, то есть построение дополнительного проекта действий, который обеспечивает устранение причины затруднения и, следовательно, достижение цели деятельности (Т.А.Симакова).[4 Ситуативная рефлексия выступает в виде «мотивировок» и «самооценок» и обеспечивает непосредственную включенность субъекта в ситуацию, осмысление ее элементов, анализ происходящего в данный момент, т.е. осуществляется рефлексия "здесь и теперь". Рассматривается способность субъекта соотносить с предметной ситуацией собственные действия, координировать, контролировать элементы деятельности в соответствии с меняющимися условиями.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-12-17; просмотров: 1464; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.178.133 (0.006 с.) |