Возникновение и развитие психики в филогенезе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Возникновение и развитие психики в филогенезе



 

Существует множество теорий развития психики. Теория эволюционного развития. Эволюционные представления до Чарльза Дарвина

Основные законы эволюции. Ч. Дарвин.

Основные принципы эволюционного учения Дарвина сводятся к следующим положением:

1.Каждый вид способен к неограниченному размножению.

2.Ограниченность жизненных ресурсов препятствует реализации потенциальной возможности беспредельного размножения. Большая часть особей гибнет в борьбе за существование и не оставляет потомства.

3.Гибель или успех в борьбе за существование носят избирательный характер. Организмы одного вида отличаются друг от друга совокупностью признаков. В природе преимущественно выживают и оставляют потомство те особи, которые имеют наиболее удачное для данных условий сочетание признаков, т.е. лучше приспособлены.

Избирательное выживание и размножение наиболее приспособленных организмов Ч. Дарвин назвал естественным отбором.

4. Под действием естественного отбора, происходящего в разных условиях, группы особей одного вида из поколения в поколение накапливают различные приспособительные признаки. Группы особей приобретают настолько существенные отличия, что превращаются в новые виды.

Дарвинизм оказал сильнейшее влияние не только на биологию и естественные науки, но и на общечеловеческую культуру, способствуя развитию естественнонаучных взглядов на возникновение и развитие живой природы и самого человека.

 Эволюция психики.

На первом этапе у животных сформировались и получили развитие сенсорные (лат.sensus– ощущение) процессы. В результате был усовершенствован их двигательный аппарат. Постепенно происходило формирование их способности дифференцированно отвечать на воздействие внешних и внутренних раздражителей. Одновременное развитие получили органы чувств (обоняние, зрение, слух и др.), позволяющие более точно дифференцировать воздействие внешних раздражителей.

На втором этапе происходит развитие перцептивных (лат. perceptio– восприятие) процессов, в результате чего функционирование психики усложнилось. Наблюдается значительное развитие и усложнение сенсорных процессов, а также увеличивается их роль в регулировании поведения. На этом же этапе совершенствуются центральные отделы нервной системы, позволяющие образовывать связи между различными органами ощущений, появляется предметно-образное отражение действительности и первые эмоции.

Следующий этап в эволюции психики характеризуется формированием рассудочного поведения - такой формы поведения, при которой решение задач производится на основе отражения связей и отклонений между предметами и явлениями объективного мира. В данном случае нервная система обеспечивает регулирование поведения живого существа в тех условиях, в которых оно находится в настоящее время. Одновременно оно проявляется в способности к осмысленному поведению при возникновении препятствий на пути достижения цели.

На этом же этапе физическое и психическое развитие человека осуществляется в результате специфической для него деятельности, имеющей целью обеспечение своего существования – труда. В результате его руки теряют функции обеспечения передвижения и приобретают первые свойства осязания (кожной чувствительности), помогающие познавать важные для процесса труда особенности предметов. Это обусловило появление способности к мышлению, формирование потребности в общении с другими людьми. Последующее появление речи содействовало развитию абстрактного мышления, а отражательная деятельность начинает носить сознательный характер.

Если животное способно лишь к рассудочному поведению, исходя из реально существующих условий, то человек может планировать эти действия абстрактно. Следовательно, у человека на следующем этапе появилась иная, более совершенная форма психической деятельности, получившая название сознание. Она представляет собой высший уровень психического отражения человеком окружающего мира, выступающего как непрерывно меняющаяся совокупность чувственных и умственных образов и предвосхищающего его практическую деятельность. Сознание существует в виде единства всех форм познания человеком окружающей его объективной действительности, его переживаний и отношений к тому, что он отражает. К тому же оно позволяет человеку познавать общее и особенное в окружающей его действительности, определенным образом относится к ней, решать нестандартные (творческие) задачи.

Последовательное развитие и совершенствование сознания привело к эволюционному формированию следующей психической структуры - самосознания. По своей сути это относительно устойчивая, осознанная и эмоционально окрашенная система представления человеком самого себя, на основе которого он строит свое взаимодействие с другими людьми. Это целостный, хотя и не лишенный внутренних противоречий, образ собственного Я, выступающий как установка по отношению к самому себе. Это уже следствие социального взаимодействия человека, которое определяется его жизненным опытом. Именно самосознание регулирует социальное поведение людей, являющимся на сегодняшний день высшим уровнем их деятельности. Таким образом, развитие психики и ее возникновение в животном мире в связи с развитием формы отражения материи.

Психические явления - Разного рода особенности поведения и психической жизни человека, доступные для непосредственного наблюдения. В психологию термин "явление" пришел из философии, где он обычно обозначает все чувственно (через ощущения) воспринимаемое. То, что может быть распознано любым неквалифицированным наблюдателем, например память или характер, относят к психическим явлениям. Остальное, сокрытое, считается психическими механизмами. Например, это может быть особенности работы памяти или механизмы психологической защиты. Конечно, грань между явлениями и механизмами достаточно зыбкая. Однако термин "психические явления" необходим для обозначения того круга первичной информации, что мы получаем о поведении и психической жизни.

Развитие форм поведения в филогенезе

I Инстинкты Врожденные формы реагирования на определенные условия среды
II Навыки Формы поведения, приобретаемые в индивидуальном опыте животных
III Интеллектуальное поведение Сложные формы поведения, отражающие межпредметные связи и обеспечивающие большие возможности приспособления, переноса навыков

 

Первые признаки психики в животном мире возника­ют уже у низших животных и проявляются в форме чув­ствительности. Физиологической основой чувствительно­сти является раздражимость - способность живых орга­низмов отвечать на биологически значимые (жизненно важные) для них воздействия, раздражители. Когда живые организмы начинают воспринимать такие воздействия ок­ружающей среды, которые сами не имеют непосредствен­ного биологического смысла, но могут сигнализировать о биологически значимых раздражителях, возникает чувстви­тельность.

условный рефлекс- реакция на раздра­житель, который первоначально является нейтральным, но близок по времени возникновения к безусловному раз-дражителю. Навыки, основанные на условном рефлексе, можно сформировать даже у существ с относительно про­стым строением нервной системы.

Наиболее низкая, самая простая форма - это так называемые тропизмы. Они заключаются в повороте, движении по направлению к раздражителю или от него.
Их еще иногда называют таксисы. Это греческие слова: тропос означает поворот, оборот. Отсюда литературоведческое понятие - троп. Это простой, установившийся оборот речи.
Буквально: поворот на раздражитель или от него. А таксис - это движение. Движение на раздражитель или от него. Тропизмы - это такие реакции, которые к психологии отношения не имеют, это не психологические реакции, а физиологические. Но они чрезвычайно значимы для психологии, потому что как бы намечают то соотношение с внешними раздражителями, на оси которого потом начинает развиваться психика.

инстинкты - это в основном врожденные формы поведения.
У животных тоже выявляется поведение вроде бы разумное в обычных условиях, однако разум у животных признавать они не хотели, то они считали, что животные наделены каким-то другим началом. Его и назвали инстинктом.

Навыки представляют собой сложные условные рефлексы, обеспечивающие Дифференцированное приспособление животных к меняющимся условиям среды и в связи с этим лучшее удовлетворение их потребностей.

В противоположность инстинктам навыки формируются и закрепляются в процессе индивидуальной жизни животного; их основу составляют устойчивые временные связи между определенными раздражениями и ответными действиями животного. Навыки формируются путем длительного упражнения, состоящего из ряда повторных выполнении определенных действий. Интеллектуальными действиями называются такие, с помощью которых животное решает новые для него задачи, подмечая существующие между предметами связи и отношения.


Интеллектуальные действия являются высшей формой приспособления животных к окружающей среде. В основе их лежат сложные условно-рефлекторные связи, характерные для рассудочной деятельности животных.

 

ОТРАЖЕНИЕ характеризует способность материальных объектов в процессе взаимодействия с другими объектами воспроизводить в своих изменениях некоторые особенности и черты воздействующих на них.

Психического отражения возникает как регулятор активности живых организмов. В процессе отражение у субъектов взаимодействия формируется представление о предмете (субъекте) отражения. В дальнейшем, формируя поведение.

В современной отечественной психологии можно выделить две основные научные точки зрения, которые касаются объективных критериев возникновения психики. Это концепции К.К. Платонова и А.Н. Леонтьева.

Таким образом, психическая форма отражения возникла в результате скачка от раздражимости к переживаемости.

А.Н. Леонтьев придерживался позиции относительно объективного критерия возникновения психики. Он считал элементарной формой психики ощущение, отражающее внешнюю объективную действительность – чувствительность.

По гипотезе Леонтьева, толчком к появлению психического отражения (чувствительности) мог послужить процесс перехода от простейшей формы жизни, которая ограничивается только прямыми безусловными отношениями, к жизни, включавшей в себя отношения условные, сигнальные. Чувствительность, возникшая на базе раздражимости, обеспечила способность организма отражать объективные связи между устойчивыми свойствами вещно-оформленной среды.

В качестве объективного критерия психики А. Н. Леонтьев (56) предлагает рассматриватьспособность живых организмов реагировать на биологически нейтральные воздействия.Биологически нейтральные (другой термин «абиотические») воздействия – это те виды энергии или свойства предметов, которые не участвуют непосредственно в обмене веществ. Сами по себе эти воздействия не полезны и не вредны; ими животное не питается, они не разрушают его организм.
Психика возникла потому, что она оказалась, «могучим средством приспособления животных к окружающей среде».

Естественно, что появиться и получить дальнейшее развитие этот тип отражения мог лишь в условиях, где существовала устойчивая связь между объектами или их отдельными свойствами. Такую устойчивую связь и обеспечивала вещно-оформленная среда.

Общественно - историческая природа психики человека. Формы психического отражения у человека. Сущность психического отражения. Психофизическая проблема: варианты решения. Мозг - орган психической деятельности, человек - ее субъект. Решение проблемы адекватности образа объекту в деятельностном подходе.

Раскрывая сущность психического отражения, необходимо установить две пары противоположностей: психика — мозг, психика — объективный мир. Существует несколько вариантов решения психофизиологической проблемы (отношение психики к мозгу).

Первый — теория психофизического параллелизма, идущая от Декарта: он отнес тело и душу к принципиально разнородным областям бытия.

Второй подход представлен идеей отождествления психических процессов с физиологическими. Однако здесь утрачивается качественное своеобразие психики, она перестает существовать как особая, психическая реальность.

Наконец, третий подход постулирует идею психофизиологического единства. При решении психофизиологической проблемы, считал С.Л.Рубинштейн, с одной стороны, необходимо вскрыть зависимость психики от мозга, нервной системы: психика, сознание есть функция мозга. С другой стороны, необходимо учесть ее зависимость от объекта, с которым субъект вступает в действенный контакт. Только правильно поняв связь психического с внешним миром, можно правильно понять связь его с мозгом. Мозг есть только орган, служащий для осуществления взаимодействия с внешним миром. Сама деятельность мозга зависит от взаимодействия человека с внешним миром, от соотношения его деятельности с условиями его жизни, его потребностями. Мозг является органом психической деятельности, человек ее субъектом. Таким образом, существуют две системы отношения психики к материальному миру: отношение к мозгу и к объективной реальности. Психические явления возникают в результате встречи, взаимодействия индивида с внешним миром. Этот внешний мир отражается в сознании человека в виде образа. Психическое отражение есть субъективный образ объективного мира. Объективное, материальное превращается в процессе психического отражения (взаимодействия объекта и субъекта) в субъективное, идеальное.

Психический образ идеален, в то время как предмет, который отражается в этом образе, материален. Можно, таким образом, сформулировать проблему соотношения

психического (внутреннего мира) и внешнего мира, которая конкретизируется в проблеме соотношения образа и предмета, который отражается в образе. Что нужно для того, чтобы возник психический образ, чем обеспечивается адекватность психического образа предмету, который в нем отражается? Гештальтпсихология дает следующий ответ на этот вопрос, исходя из провозглашенного ею принципа изоморфизма (напомню, согласно этому принципу, свойства физического пространства и свойства феноменального пространства соответствуют друг другу): психический образ является повторением структуры объектов внешнего мира, и этого факта достаточно, чтобы объяснить его возникновение и соответствие объекту.

В рамках теории деятельности на вопрос о возникновении психического образа и его соответствии оригиналу можно ответить иначе. По А.Н.Леонтьеву, психическое отражение порождается в деятельности субъекта. Это значит, что, для того, чтобы возникло отражение, одного воздействия отражаемого объекта на субъект недостаточно. Необходима деятельность субъекта по отношению к отражаемой реальности. Итак, деятельность — это тот процесс, который переводит отражаемое содержание в содержание отражения, она опосредует переход объекта в свою противоположность — психический образ, переход материального в идеальное. Можно утверждать, что любой предмет существует двояко (выступает в единстве противоположных сторон): первично в своем независимом существовании, и вторично как образ предмета, как продукт психического отражения:

Основные характеристики психического отражения: активность, опережающий характер, существование в качестве процесса, субъективность (пристрастность), идеальность, многоуровневость.

1.Фундаментальным свойством психики является ее активный характер. Психическое порождается в деятельности, с другой стороны, деятельность сама управляется психическим отражением. Психическое отражение носит опережающий характер: образ действия, выполняя регулирующую функцию, опережает само действие. Действительно, ведь прежде чем что-то сделать, человек делает это в уме, он строит образ будущего действия.

2. Основным способом существования психического, с точки зрения С.Л.Рубинштейна, является его существование в качестве процесса. Психические явления возникают и существуют лишь в процессе непрерывного взаимодействия индивида с окружающим его миром, непрекращающегося воздействия внешнего мира на индивида и его ответных действий. Однако психическое существует не только как процесс, но к как результат, продукт этого процесса, Результатом психического процесса является психический образ, который фиксируется в слове, то есть означивается. Образы и понятия являются средствами познания мира, в них фиксируются знания о мире. Но они отражают не только знание о предметах и явлениях, но и отношение к ним субъекта, в них отражается и их значение для человека, для его жизни и деятельности. Поэтому, образ и понятие всегда эмоциональна окрашены. Всякий акт отражения - это введение в действие и новых детерминант поведения, появление новых мотивов. Предметы и явления, отражаясь в образах, и понятиях, побуждают человека к непрерывному взаимодействию с миром. Можно утверждать, что целостный акт отражения объекта субъектом есть единство таких противоположных сторон, как процессуальность и результативность, знание и отношение, интеллектуальный компонент (образы и значения) и эмоционально-мотивационный.

3. Психическое отражение, обладает такой характеристикой, как пристрастность, оно всегда субъективно, то есть опосредовано опытом субъекта, его мотивами, знаниями, эмоциями и пр. Все это составляет внутренние условия, которые характеризуют активность субъекта, спонтанейность его психической деятельности. Опосредованность внешних воздействий внутренними условиями в процессе психического отражения получила название принципа детерминизма, сформулированного С.Л. Рубинштейном: внешние причины действуют через внутренние условия. Этот важнейший момент был упущен бнхевнорнстами, в их формуле стимул-реакция как раз и отсутствует центральное звено, то есть сознание человека, которое и определяет характер реакций человека на внешние воздействия.

Человек отражает прежде всего то, что соответствует его потребностям, мотивам. Например, человек, который увлекается театром скорее заметит театральную афишу, а вот заядлый футбольный болельщик может ее и вовсе не увидеть. Что же нам сигнализирует о том, отвечает ли объект нашей потребности или нет? Об этом говорят наши эмоции. Если наши потребности не удовлетворяются, то возникает состояние напряженности, преобладают отрицательные эмоции, которые сигнализируют нам о возникшей потребности. Удовлетворение потребности вызывает положительные эмоции, снятие напряжения.

4. Психическое отражение характеризуется своей многоуровневостью. Так, оно есть и у животных и у человека, но у человека психическое отражение приобретает осознанный характер, человек не только отражает, но и знает, что он отражает. Он обладает сознанием. Человеческая психика содержит в себе как осознаваемые уровни, так и неосознаваемые (см. теорию З.Фрейда). Кроме того, человек может отражать как внешний мир, так и свой внутренний мир, таким образом, психика есть единство сознания и самосознания.

5. Наконец, важной характеристикой психического отражения является его многокачественность. Мы уже говорили, что реальность отражается в виде образа, в образах представлены предметы внешнего мира. Эмоции отражают отношение предмета к нашим потребностям (в какой степени он соответствует им), содержание психического отражения означивается, называется словом, наконец, в мотивах отражаются индивидуальные условия жизни человека, его жизненный путь и т.д.

Психофизическая и психофизиологическая проблема.

Соотношение образа и предмета – психофизическая проблема.(психика и объективный мир). Соотношение психики и мозга – психофизиологическая проблема. – Кириловой лекции.

 Одним из основных вопросов в психологических учениях древнегреческих философов был вопрос о взаимоотношении души и тела (позднее, в психологии это проблема получит название психофизической).

Психофизиологическая проблема — вопрос об активном системном взаимодействии тела и психики человека. Исторически сложившийся научный спор о роли тела и психики в жизни человека, а также их взаимосвязи.

Сферы проявления психической жизни человека.

сферы проявления психической жизни человека (внутренний опыт; внешнее поведение неосознаваемое;

Различные проявления психического.

Образ, значение, эмоции и мотив как основные составляющие психического опыта.

Психические явления – наш внутренний субъективный опыт человека в сознании человека предмет отражается в психических образах.

Явления: образ; эмоция (связана с образом); мотив (побуждает активность); значение (называет\означает наши мысли). В содержание псих. Опыта(внутр. Жизни) входят: образ, эмоции, мотив, значение. Эти явления связаны, нельзя оторвать друг от друга – они целостны (побуждают и т.д.) Имеют целостную природу – взаимосвязаны, непосредственно другим псих. Мир не представлен. – лекция Кириловой

 Состояние как специфическая категория психологии и разновидность психических явлений.

Классификация психических явлений

Все психические явления делятся на три группы:

1) психические процессы;

2) психические состояния;

3) психические свойства личности.

Психический процесс —это акт психической деятельности, имеющий свой объект отражения и свою регуляционную функцию.

Психическое отражение —это формирование образа тех условий, в которых осуществляется данная деятельность. Психические процессы —это ориентировочно-регулирующие компоненты деятельности.

Психические процессы подразделяются на познавательные (ощущение, восприятие, мышление, память и воображение), эмоциональные и волевые.

Вся психическая деятельность человека —это совокупность познавательных, волевых и эмоциональных процессов.

Психическое состояние —это временное своеобразие психической деятельности, определяемое ее содержанием и отношением человека к этому содержанию.

Психические состояния являются относительно устойчивой интеграцией всех психических проявлений человека при определенном его взаимодействии с действительностью. Психические состояния проявляются в общей организованности психики.

Психическое состояние —это общий функциональный уровень психической активности в зависимости от условий деятельности человека и его личностных особенностей.

Психические состояния могут быть кратковременными, ситуативными и устойчивыми, личностными.

Все психические состояния подразделяются на четыре вида:

1. Мотивационные (желания, стремления, интересы, влечения, страсти).

2. Эмоциональные (эмоциональный тон ощущений, эмоциональный отклик на явления действительности, настроение, конфликтные эмоциональные состояния —стресс, аффект, фрустрация).

3. Волевые состояния —инициативности, целеустремленности, решительности, настойчивости (их классификация связана со структурой сложного волевого действия).

4. Состояния разных уровней организованности сознания (они проявляются в различных уровнях внимательности).

 

Психические явления и психологические факты.

Психические явления — это внутренний или субъективный опыт человека. В нашем сознании предметы отражаются в виде психического образа. Однако, когда мы смотрим на предмет, трудно отделить образ от предмета, образ как бы наложен на предмет. Психические образы могут относиться к настоящему, прошлому и будущему. Образ может вызывать у нас различные эмоции. Составляющая нашего субъективного опыта: это желания, потребности, мотивы, то есть то, что побуждает нашу активность. Наконец, в содержание нашего опыта входят значения. Мы означиваем (называем) то, что происходит в нашем сознании. Можно сказать, что в содержание субъективного (психического) опыта входят четыре группы явлений: психические образы, мотивы, эмоции и слова (значения). Эти явления обнаруживают тесную связь и зависимость, их нельзя оторвать друг от друга. (Например, психический образ всегда эмоционально окрашен и может побуждать нас к активности, а также обозначается словом.) Таким образом, психическая жизнь человека имеет целостную природу.

Психические явления обладают такой фунд. х-кой как непосредственная представленность или данность субъекту. Действительно, все эти образы, эмоции, слова, желания открыты моему внутреннему взору, но они закрыты от другого человека. Здесь необходимо ввести новое понятие — психологический факт. В отличие от психических явлений, психологические факты существуют объективно и доступны для объективного изучения. Среди этих фактов: акты поведения, неосознаваемые психические процессы, психосоматические явления (то есть процессы, происходящие в нашем организме под влиянием психологических факторов), продукты материальной и духовной культуры. Во всех этих актах психика проявляется, обнаруживает свои свойства и поэтому посредством них может изучаться.

Задача психологической науки описать эти факты, объяснить их и осуществить прогноз человеческого поведения на основе их научной интерпретации.

Т.о. псих-е пережив-ся непоср-но, а познаётся опосредовано через псих-е факты.

Классификация психических явлений:

Их главные отличия в динамике, стр-ре, генезисе.

1. Психические процессы – основной способ существования психики, активный характер психики. Всегда динамичны, кратковременны. Возникают под влиянием внешних и внутренних явлений. Имеют результат – образ, понятие, суждение. Психические процессы – динамическое отражение действительности в различных формах психических явлений. Психический процесс – это течение психического явления, имеющего начало, развитие и конец, проявляющееся в виде реакции. При этом нужно иметь в виду, что конец психического процесса тесно связан с началом нового процесса. Отсюда непрерывность психической деятельности в состоянии бодрствования человека. Все психические процессы подразделяются на: - познавательные – к ним относятся ощущение, восприятие, память, мышление, речь и воображение (результат - образы, понятия, суждения); - эмоциональные – активные и пассивные переживания; - волевые – решение, исполнение, волевое усилие; и т.д. Психические процессы обеспечивают формирование знаний и первичную регуляцию поведения и деятельности человека. 2. Психические состояния - внутренняя характеристика психики человека и поведения, которая относительно неизменна во времени и тесно связана с психическими процессами (внимание, стресс, настроение, тревога). Более длительные, являются фоном, на котором протекают психические процессы. Состояние может быть результатом процессов. Способствуют динамике процессов (- и + сказываются). Промежуточное значение между 1 и 3. Сложнее изучать. Под психическим состоянием следует понимать определившийся в данное время относительно устойчивый уровень психической деятельности, который проявляется в повышенной или пониженной активности личности. По Левитову – это целостная хар-ка псих-й Д и повед-я за опр-й период времени, к-я показывает своеобразное протекание псих-х проц-в в завис-сти от отражения действит-сти, предш-го состояния и св-в личн. Это форма псих-го отражения, проявл-ся в саморегуляции и интеграции психики. Обеспечивают адаптацию чел. Каждый человек ежедневно испытывает различные психические состояния. При одном психическом состоянии умственная или физическая работа протекает легко и продуктивно, при другом – трудно и неэффективно (явл-ся фоном). Психические состояния имеют рефлекторную природу: они возникают под влиянием обстановки, физиологических факторов, хода работы, времени и словесных воздействий (похвала, порицание и т. п.).

 Левитов классиф-ет на позн-е, эмоц-е и волевые. Куликов выд-ет в зав-сти от того, какая хар-ка сост-я б. ведущей: - эмоц-е (радость, печаль, тревога, страх, паника), - активационные (возб-я, сосредот-сти, скуки, апатии), - тонические (бодрств-я, монотонии, пресыщ-я, утомл-я, сна), - тензионные (напряж-я, фрустрации, сенсорного голода). Функции: регулят-я, интегр-я и адаптац-я. Детерминанты состояний: - внутр-е (потр-ти, жел-я, возм-сти), - внешн. (объект-е возд-я среды). Их протекание более длит-но, имеют более сложную стр-ру (уровни): - соц.-псих-й, - псих-й, - психофизиолог-й, - физиолог-й. У состояний есть суб-е и объект-е хар-ки. Параметры состояний: -эмоц-сть, - ур-нь активации, - тонус, - тензионность (степ. напряж-сти), - время.

3.. Под психическими свойствами человека следует понимать устойчивые образования, обеспечивающие определенный качественно-количественный уровень деятельности и поведения, типичный для данного человека. Каждое психическое свойство формируется постепенно в процессе отражения и закрепляется в практике. Оно, следовательно, является результатом отражательной и практической деятельности. Свойства личности многообразны, и их нужно классифицировать в соответствии с группировкой психических процессов, на основе которых они формируются. А значит, можно выделить свойства интеллектуальной, или познавательной, волевой и эмоциональной деятельности человека. Например, интеллектуальные свойства – наблюдательность, гибкость ума; волевые – решительность, настойчивость; эмоциональные – чуткость, нежность, страстность, аффективность и т. п. Психические свойства не существуют вместе, они синтезируются и образуют сложные структурные образования личности, к которым необходимо отнести: 1) жизненную позицию личности (систему потребностей, интересов, убеждений, идеалов, определяющую избирательность и уровень активности человека); 2) темперамент (систему природных свойств личности – подвижность, уравновешенность поведения и тонус активности, – характеризующую динамическую сторону поведения); 3) способности (систему интеллектуально-волевых и эмоциональных свойств, определяющую творческие возможности личности) и, наконец, 4) характер как систему отношений и способов поведения.

Эти 3 класса псих-х явлений связаны и взаимод-ют между собой.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-17; просмотров: 248; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.240.142 (0.064 с.)