Понимание сознания в культурно-исторической теории Л.С.Выготского (Вершинная психология) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понимание сознания в культурно-исторической теории Л.С.Выготского (Вершинная психология)



Л.С.Выготский является автором культурно-исторической теории. Он определил разрабатываемое им направление как «вершинную психологию», которая противостоит другим: «поверхностной» и «глубинной» психологии. Л.С.Выготский понимал сознание как системное образование ВПФ, единство аффективных (эмоциональных) и интеллектуальных процессов. Взамен диады «сознание-поведение», вокруг которой вращалась мысль остальных психологов, средоточием его исканий становится триада «сознание-культура-поведение». Л.С.Выготский считал, что поведение современного культурного человека является не просто продуктом биологической эволюции, но и продуктом развития исторического. Поворотным моментом от биологического, натурального способа существования человека к культурному является создание искусственного знака. Человек в процессе своего культурного (историч-го) развития создал особые, психические орудия - язык, различные формы нумерации, произведения искусства, письмо. По аналогии с орудием труда, Л.С.Выготский приписывал орудийную, инструментальную функцию слову. Сходство между орудием и словом он усматривал в том, что непосредственные связи человека с миром они превращают в опосредованные. Различаются орудие и знак своей направленностью: орудие изменяет внешний объект, а знак — сознание человека. Знаки социальны по своей природе: они обращены на другого человека. Но эти же знаки мы используем и по отношению к самим себе, организуя свое собственное поведение. Например, вы говорите себе: «мне нужно быть внимательнее», «завтра я планирую сделать то-то», «прекрати расстраиваться из-за пустяков».У ребенка знак вначале выступает как интерпсихический (то есть разделенный между людьми). Однако затем он вращивается (термин Л.С.Выготского)-превращаясь в интрапсихический (то есть внутренний). Он становится средством овладения человеком собственным поведением. Человек с помощью слова оказывается способен сам определять свое поведение и управлять им. По Выготскому созн-е – это сложная система, спос-я к развитию и самор-ю, в к-м суб-т присв-ет общ-й опыт. С пом-ю созн-я чел. преобразует и мир, и себя.

Структура сознания.

А.Н.Леонтьев, развивая идеи Л.С.Выготского о знаковой природе сознания, разработал трехкомпонентную структуру сознания:

1. чувственную ткань. Она связ-ет нас с миром. Это образы объективной реальности (актуальные либо образы прошлого или будущего). их функция -они придают реальность сознательной картине мира, открывающейся субъекту. Именно благодаря чувственному содержанию сознания мир выступает для субъекта как существующий не в сознании, а вне его сознания.

У человека чувственные образы приобретают новое качество – свою означенность.

2. Значени я (пон-я, нормы, правила…) являются важнейшими «образующими» человеческого сознания. Т о, объективный мир в сознании человека как бы удваивается: он отражается в виде образов, с одной стороны, с другой, человек может назвать эти образы, означить их, причем независимо от наличия или отсутствия реальных предметов. Сознание можно назвать удвоенным отражением, вторичным отражением с помощью знаковых средств.

По мнению А.Н.Леонтьева, значения ведут двойную жизнь. Во-первых, объективны в своем независимом существовании. Благодаря тому, что люди пользуются одной и той же системой значений, возможна коммуникация между ними. Во второй же своей жизни они индивидуализируются, «субъективируются», приобретают личностный смысл.

3. Личностный смысл. В Д мотив и цель психологически не совпадают, они разводятся. Мотив это то что попбуждает чела к Д, а цель, это то что достигается челом. Несовпадение мотива и цели соц обусловлено, оно закономерно, их определенное соотношение пораждает смысл, т е смысл это всегда субъективная, личностная, индивидуальная, которая наиболее соотв ситуации, определенному контексту, личности в целом, и рождаемая в личности субъекта. Смысл всегда лежит в основе потребности. Мотивы выполняют смыслообразующую функцию.

Далее структуру сознания развивал Зинченко. Он предложил 2х уровневую систему:

 1 бытийный слой (биодиномическая ткань-все движения и действия кот имеют внешнюю и внутреннюю форму сущесвтвования; чувственная ткань-строительный материал образа, субъект обладает пространством сформированных образов большинство из кот многозначны, те содержат в себе несколько предметных значений)

2. рефлексивный(вкл значение и смысл; понятие значение-подчеркивает что сознание чела развивается внутри культуры в процессе Д, различают операциональные(связ. Значения с биодинамич тканью), предметные(с чувственной тканью) и вербальные значения(связ со смыслом); смысл указывает на то, что индивидуальное сознание это непросто безличное значение, сознание есть не только знание но и отношение. Смыслы и значения связаны со всеми компонентами структуры сознания. Иногда значения и смысл не совпадают).

Человека помощью сознания моделирует мир и преобразует его в своей деятельности.

Сознание есть структура организованных элементов. Элементы сознания бывают объективные и субъективные.

В терминологии Вундта единичным объективным элементом сознания является простое впечатление. Простое впечатление - это значит не разложимое на более мелкие единицы, своеобразный неделимый атом.

Неделимым элементом сознания является ощущение. Например, ощущение это простое впечатление, которое возникает, когда мы слышим отдельный удар метронома. А если два удара или более, то это уже представление. Ощущения и представления являются объективными элементами сознания.

Субъективные элементы сознания – это элементы, связанные с самим субъектом. Субъективные значит внутренние, идущие от меня самого. Субъективными элементами сознания являются чувства (эмоции).

Фрейд под бессознательным понимал влечения чел., кот. ему не удавалось реализовывать, поскольку они оказывались противоречащими соц. нормам. Это приводило к их вытеснению в сферу бессознательного. Фрейд вводит понятие психологической защиты. Бессознательное воздействует на сознание посредством механизма защиты. В результате из сознания вытесняются неприемлемые решения проблемы. В психологической защите идет искажение реальности, ситуации. Сознание воздействует на бессознательное посредством вытеснения этой защиты из сознания.

 

Для исследования проявлений бессознательного в рамках теории психоанализа были разработаны методы их изучения - метод свободных ассоциаций и метод анализа сновидений. Метод свободных ассоциаций предполагает толкование психоаналитиком непрерывно продуцируемых пациентом слов. Психоаналитик должен найти закономерность в продуцируемых пациентом словах и сделать соответствующее заключение о причинах состояния, возникшего у обратившегося за помощью человека. В качестве одного из вариантов данного метода в психоанализе используется ассоциативный эксперимент, когда пациенту предлагают быстро и не задумываясь называть слова в ответ на слово, произнесенное психоаналитиком. Как правило, через несколько десятков проб в ответах испытуемого начинают проявляться слова, связанные с его скрытыми переживаниями.

Аналогично осуществляется анализ снов. Необходимость анализа снов, по мнению Фрейда, связана с тем, что во время сна снижается уровень контроля сознания и перед человеком предстают сновидения, обусловленные частичным прорывом в сферу сознания его влечений, которые блокируются сознанием в состоянии бодрствования.

.Неосознаваемые явления в психике: классификация и характеристика.

       Существует 3 класса неосознаваемых процессов:

  1. Неосознаваемые механизмы сознательных действий
  2. Неосознаваемые побудители сознательных действий
  3. «Надсознательные процессы»

В 1 класс входят 3 подкласса:

 а) неосознаваемые автоматизмы – действия или акты, которые совершаются без участия сознания. Некоторые процессы никогда не осознавались (первичные автоматизмы) – автоматические действия (сюда входят либо врожденные акты, либо те, что сформировались очень рано(в течение 1 года жизни)- сосательные движения, мигание), другие прошли через сознание и перестали осознаваться (вторичные автоматизмы) – автоматизированные действия или навыки. Благодаря формированию навыка достигается двоякий эффект: 1. действие осуществляется быстро и точно, 2. происходит высвобождение сознания, кот. м б направленно на усвоение более сложных действий, это лежит в основе развития всех умений, знаний, способностей.

       Освобождение действий от сознательного контроля не абсолютно, контроль остается, но осуществляется следующим образом: Поле сознания не однородно: оно имеет фокус, периферию и границу, за кот. начинается область неосознаваемого. Какие-то компоненты навыка могут как выйти из сознания, так и вновь вернуться в него. Свойство любого компонента навыка становиться вновь осознаваемым обеспечивает гибкость навыка. Этим он отличается от автоматич. действий. В психологии много внимания уделялось проблеме механизма формирования навыка. Бихеов-ты считали что навык вырабатывается за счет повторения или зазубривания. Роль сознания не учитывалась. В свою очередь Берштейн выделил др принцип: «повторение без повторения» при отработке навыка, чел не повторяет одно и то же действие а постоянно варьирует его в поисках оптимальной формулы движения, при этом сознанию принадлежит очень важная роль.

 б) явления неосознаваемой установки – готовность организма или субъекта к совершению определенного действия или к реагированию в определенном направлении (Узнадзе иссл-е – опыты с иссл-ем веса шаров, выявили иллюзии установки). Факты, демонстрирующие готовн-сть: 1)моторная установка (спринтер на старте в состоянии готовности к рывку),2)перцептивная установка (боязнь оставаться одному – слышишь шаги, кот. нет),3)умственная установка (матем. примеры, выраженные в формулах, решаем с помощью формул).

в) неосознаваемые сопровождения сознательных действий. Сюда входят непроизвольные движения, тонические напряжения, мимика, пантомимика, вегетативные реакции, сопровождающие действия и состояния человека. Эти процессы очень важны для человека: 1. Они включены в общение между людьми и представляют собой важнейшие доп ср-ва коммунии. 2. Могут быть исп-ны как о-ые показатели разл псих х-к человека – его намерений, отношений, скрытых желаний, мыслей. (Чтение мыслей с пом-ю мыш-го ч-ва – идеамоторных актов).

       2 класс неосознаваемые побудители сознат. действий. Эту проблему подробно изучал З.Фрейд. Он описывал и анализировал неосознаваемые причины некоторых псих- явлений и д-й. Его привлекли особ-сти постгипнотического внушения, такие как: 1. неосознаваемость причин осознаваемых действий, 2. абсолютная действенность этих причин- чел. выполняет задание, хотя сам не знает зачем это делает, 3. стремление подыскать мотивировку своим действиям, 4. возможность иногда путем длительных расспросов привести чел. к воспоминанию о причинах его действий.

       На основе анализа этих факторов Фрейд создал свою теорию бессознательного. Согласно ей в психике существуют 3 сферы: сознание-предсознание-бессознательное,т.е. психика шире чем сознание. Область бессознательного обладает свойствами: бессознательные представления действительны и они с трудом переходят в сознание. Объясняется это работой механизмов вытеснения и сопротивления. Фрейд выделил 3 основных формы проявления бессознательного - сновидения, ошибочные действия и невротические симптомы. Неврот- симптомы были глав- в учении Фрейда и рассм-сь как следы вытес- травмир переживаний, к-е обр-ют в бесс-м заряж-й очаг и произв-т разруш-ю работу. В психоанализе был разработан ряд методов выявления бессознательных аффективных комплексов – это метод свободных ассоциаций и метод анализа сновидений.

       3 класс – «надсознательные процессы» - это процессы образования некоего интегрального продукта большой сознательной работы, кот. потом вторгается в сознательную жизнь человека и меняет её течение. Эти процессы следует поместить вне сознания, т.к. они отличаются от сознательных процессов в следующих отношениях:-1. Субъект не знает того конечного итога, к кот. приведет надсознательный процесс. 2. неизвестен момент, когда надсознательный процесс закончится.

       К надсознательным процессам следует отнести процессы творческого мышления, процессы переживания большого горя, кризисы чувств, личностные кризисы.

       Виды психзащит:

личность для борьбы с различными болезненными и тяжелыми переживаниями начинает пользоваться механизмами психологической защиты. Они в трудную для человека минуту помогают сохранить психическое здоровье и целостность личности путем искажения реальности. То есть первоочередная функция этих механизмов – защитить от негативного воздействия внешних и внутренних факторов (то есть от самого себя) личность. защитные механизмы обладают двумя общими характеристиками: 1) они действуют на неосознанном уровне и поэтому являются средствами самообмана и 2) они искажают, отрицают или фальсифицируют восприятие реальности, чтобы сделать тревогу менее угрожающей для индивидуума.

Отрицание – это недостаточное осознание определенных событий, переживаний, кот. причинили бы боль при их признании. Попытка не принимать в расчет реальность. игнорирование реальности, а также ситуаций, несущих тревогу

Рационализация - самооправдание своего неуспешного поведения с помощью ложных, но правдоподобных причин.

Проекция – приписывание человеком своих собственных отрицательных качеств, мыслей, чувств, мотивов, вызывающих чувство вины, стыда и страха, другим людям.

Регрессия – возвращение на более ранний уровень развития.

  Реактивные образования – защита от запретных импульсов, с помощью выражения в поведении и мыслях противоположных побуждений.

.Изоляция – человек воспроизводит в сознании какие – либо травмирующие события, кот. когда-то выражали тревогу. При этом эмоциональный компонент опускается.

  Сублимация преобразование энергии сексуального влечения, которая не может быть реализована, в энергию социально приемлемой и поощряемой деятельности, прежде всего науки и творчества.

.Идентификация – отождествление себя с другим человеком или группой людей.

  Интроекция – перенесение чего-либо во внутрь субъекта. Это примитивная форма отождествления, человек воспринимает это как часть себя.

 

Самосознание личности

В отечественной психологии под самосознанием понимается процесс познания человеком самого себя, в результате которого образуется представление о себе и складывается эмоционально - ценностное отношение. В отечественной психологии в качестве определяющих факторов развития самосознания берется собственная практич. Д человека и его взаимод-я с окруж людьми, посредством которых он усваивает накопленный человечеством обществ опыт. Самосознание представляет собой сложное психическое образование, состоящее из структурных составляющих, однако относительно содержания и функций составляющих мнения исследователей не всегда совпадают.

Для обозначения самосознания зарубежными психологами используются различные названия ("Я", "самость", "Я-концепция", "образ Я" и др.), близкие к друг другу по смыслу, хотя и не идентичные.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-17; просмотров: 821; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.240.178 (0.019 с.)