Этапы работы над иллюстрацией. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Этапы работы над иллюстрацией.



Прежде чем приступить к созданию иллюстрации необходимо познакомится с произведением, проанализировать происходящие в нем события характер героев и мотивы их поступков. Мы будем создавать иллюстрацию русской народной сказки. Разберем процесс создания иллюстрации на примере сказки колобок. Что же такое сказка? Сказка ложь да в ней намек добру молодцу урок. Прежде всего сказка, это вид устного народного творчества. И у каждого народа существуют свои любимые сказки и герои. Русские народные сказки это кладезь знаний о том, как устроен мир, хранилище сакральных знаний, обрядов, традиций, устоев общества. Сказка это передача знаний в иносказательной форме из поколения в поколение, от взрослых к детям.

Мысль народная куда более образна и сакральна, нежели её пытаются представить. Колобок — это метафора, как почти все Образы героев русских сказок. Недаром русский народ повсюду славился своим образным мышлением.

 

Изучая нашу русскую культуру, фольклор и традиции, мы можем узнать много тайн и загадок. Толковать и интерпретировать русские народные сказки и сказки народов Росси сложно. Нужно большое количество знаний и материала, и прежде всего филологического. Одну и ту же сказку изучают по разным источникам информации, и появляется несколько направлений ее трактовки. Например, возьмём всем знакомую с детства сказку Колобок. Не берусь судить какая из трактовок сказки правильная, но приведу вам два примера.

 

Изначально сказка колобок звучала так.

Сказка «Колобок».

 Попросил Тарх Дживу испечь Колобок. Она по амбарам по Сварожьим помела, по сусекам по чертожьим поскребла, слепила Колобок, испекла и на окошко Рады стыть положила. Но пошел звездный дождь, Колобка опрокинул и он покатился по Перунову Пути, да по Древнему Пути: Вепрь кусочек откусил. Ворон отклевал. Медведь бок примял. Волк часть съел. Лиса совсем Колобка съела.

Здесь сказка «Колобок» описывает природное явление - движение Луны по небу: от полнолуния (Чертог Девы), до новолуния (Чертог Лисы).

Колобок - это Луна (коло - круг);

 Дед и Бабка - в русской народной сказке - славянские Боги: Тарх (покровитель Чертога Раса) и Джива (покровитель Чертога Девы);

 Вепрь, Ворон, Медведь, Волк, Лиса - это названия Чертогов (созвездий).

Всего в славянской традиции 16 Чертогов - Круг Сварога.

 «Замес Колобка» (полнолуние) происходит в Чертогах Девы и Раса (примерно соответствуют современным созвездиям Девы и Льва).

Затем с Чертога Вепря Месяц идет на убыль, т.е. в каждом созвездии часть Колобка «съедают» до Чертога Лисы (новолуние). Потом Колобок наращивает бок.

«Замес Колобка» (полнолуние) происходит в Чертогах Девы и Раса (примерно соответствуют современным созвездиям Девы и Льва). Затем с Чертога Вепря Месяц идет на убыль, т.е. в каждом созвездии часть Колобка «съедают» до Чертога Лисы (новолуние). Потом Колобок наращивает бок.


  В более поздней трактовке сказки мы водим дедушку и бабушка, зайца, волка, медведя и лису. Считается, что сказка рассказывает о душевных качествах человека и расстановку приоритетов в процессе его жизненного пути. Появился колобок на свет и отправился в свой жизненный путь по земле. На пути колобок встречается с разными животными и зайцем, и волком и медведем. Звери это испытания и трудности, которые он преодолевает в своей жизни. Он блестяще проходит все испытания. Наконец он встречается с лисицей. Лестью, хитростью и обманом. Лисица начинает ему льстить, хвалить его, пряча под этим свои лицемерные и коварные замыслы. Колобка одолевает гордыня, тщеславие и хвастовство. И это нашего колобка в конце сказки и погубило.

 

Конечно, этимология сказки колобок шире и интереснее чем мой коротенький рассказ. Если Вам стало интересно, о чем сакральный смысл этой сказки, предлагаю Вам найти об этом информацию самостоятельно.

 

Еще раз перечислим этапы работы над иллюстрацией.

- выбор произведения;

- выбор отрывка теста;

- продумать сюжетную линию, как будут выглядеть герои, где будет происходить действие, главного и второстепенных героев, место положение героев, их движения и прочее;

- выполнить линейные эскизы;

- выполнить тональные эскизы;

- выполнить цветовые эскизы;

- выполнить линейный рисунок композиции иллюстрации в заданном масштабе;

- выполнить работу в цвете.

 

Возьмём знакомую нам с детства версию, про бабушку и дедушку которые живут в избе, колобка, зайца, волка, медведя и лису. Проанализируем ее. И на примерах работ художников иллюстраторов рассмотрим как они воплощали свой художественный замысел, используя разные законы, приемы и средства композиции.

 

Давайте представим, место и время, где происходят события сказки колобок. Соответственно согласно времени и местности у нас будет выглядеть дом и обстановка в нем, одежда наших персонажей.

Дедушка и бабушка у нас живут в избе. В разных областях России избы отличались конструкцией и декором.

 

 

Внутри избы был свой уклад, вещи и предметы. Это так – же зависело от области, времени когда происходили событияы, уклад жизни менялся в зависимости от столетия, и от того был хозяин хороший или худой.

 

 

Обратите внимание и на одежду ваших персонажей. Если мы будем путешествовать по разным векам и областям России, то увидим, насколько разными были костюмы. Конструкция, форма, расцветка и фасон зависели и от возраста носящего его человека (старый человек или молодой), от назначения (праздничный или будничный), от времени. Например одежда 16 и 19 веков будет выглядеть по разному.

 

Старинная фотография века.   Женский костюм русских губерний.

 

В какое время года и суток происходит действие нашей сказки? В какое время года убежал наш колобок от бабушки и дедушки? Возможно это лето, или зима, осень или весна. В какое время суток происходит действие наших событий. Может быть, колобок убежал утром и встретил зайца, днем волка, вечером медведя, а ночью лисицу?

 

      

Иллюстрации художника Ю. Васнецова.

 

В сказке есть персонажи, роль которых играют животные. Изображая их, мы можем остановиться на реалистическом изображении. Изобразить их так, как мы привыкли видеть животных в реальной жизни.

 

    

Художник Д. Поляков          Художник Ю. Васнецов.

 

Оставить изображение животных реалистичными, но одеть их в одежду. 

 

  

Художник Е. Рачев             Художник Е. Рачев     

         

Или выполнить изображение животных, бабушки и дедушки, окружения, деталей используя способ стилизации.

 

Иллюстрации художника Ю. Васнецова.  Иллюстрации художника Е. Румянцевой

 

Определившись с персонажами, временем года и суток, одеждой нам нужно выбрать сюжет который мы будем иллюстрировать.

Обратимся к нашей сказке колобок. Мы ее можем представить в виде перечня следующих событий.

1. Жили были бабушка и дедушка.

2. Бабушки и дедушка задумали печь колобок.

3. Бабушка по амбару помела, по сусекам поскребла и набрала муки на колобок.

4. Бабушка замешивает колобок.

5. Бабушка ставит колобок в печку что- бы испечь.

6. Бабушка и дедушка достали из печки колобок.

7. Поставили колобок на окно остудится.

8. Колобок сбежал.

9. Колобок встретил зайца.

10. Колобок разговаривает с зайцем.

11. Колобок убежал от зайца.

12. Колобок встретил волка.

13. Колобок разговаривает с волком.

14. Колобок убежал от волка.

15. Колобок встретил медведя.

16. Колобок разговаривает с медведем.

17. Колобок убежал от медведя.

18. Колобок встретил лису.

19. Колобок разговаривает с лисой.

20. Колобок сел лисе на носок.

21. Колобок сел лисе на язычок.

22. Лиса ам и съела колобка.

И каждое событие, каждый момент его развития согласно тексту мы можем проиллюстрировать. Передать зрителю сущность происходящего, смысл, эмоции и переживания героев при помощи законов, методов и приемов построения композиции.

 

1. Жили - были бабушка и дедушка.

Жили-были — волшебные слова, ключик от сказки, ожидание чуда. Это устойчивое выражение хранит в себе лингвистическую тайну, о которой многие и не подозревают.
В сказках, как произведениях народно творчества, выражение " жили-были " - глагольная форма
прошедшего времени, означает, что действие происходило во времена стародавние...
Это словосочетание готовит слушателя (раньше сказки рассказывались) к восприятию
чего-то давно прошедшего, возможно, бывшего, а может и нет... В таком случае слова жили-были называется зачин.

Слова эти настраивают на определенный лад, как приготавливая нас к дальнейшему повествованию, потому что мы, зная форму, всегда ждем продолжения, что же случится с теми, кто когда-то жил-был.

 

  

Е. Румянцева                           Д. Поляков  

 

           Е. Ермак                         Студия «Диафильм» 1964г

 

Самостоятельная работа. Какие законы, приемы, правила и средства использованы для построения композиции.

2. Бабушки и дедушка задумали печь колобок.

 

Здесь необходимо изобразить момент разговора между персонажами. Вспомните как вы и окружающие вас люди ведут себя во время беседы. Собеседники не только словами (речью) но и своими жестами, мимикой, движениями передают собеседнику информацию.

 

  

Ю. Васнецов                                           Е. Ермак                  Е. Ермак

 

На иллюстрации Ю. Васнецова изображены оба персонажа, фигуры развернуты друг к другу, смотрят друг на друга. По жестам и движениям фигур персонажей понятно, что дедушка в этот момент говорит, а бабушка слушает. Обратите внимание на фигурку кота. Он тоже косвенно участвует в беседе. Художник использует симметричное построение композиции. Здесь мы видим достаточно условное использование перспективы при построение пространства избы.

На второй иллюстрации Мы видим фрагментарное изображение персонажа. И суть происходящего передана через мимику и жесты героя.

 

3. Бабушка по амбару помела, по сусекам поскребла и набрала муки на колобок.

 

 

 

Амбар это особое место. С ним связано много историй и поверий. В  амбаре жил особый дух амбарник. Он - хозяин амбара, «ведает» всеми припасами, следит за сохранностью зерна. Подобно другим духам-охранителям крестьянского хозяйства, амбарник трепетно относится ко всем семейным заботам. В амбаре хранились припасы.

Амбар стоял в крестьянском хозяйстве отдельным строением. В иллюстрациях крайне редко встречается сюжет, когда бабка идет в амбар. Текст «Пошла бабка в амбар» либо вообще не включается в текст. Либо пропускается иллюстратором. Этот кусочек можно очень интересно проиллюстрировать.  

В процессе передвижения нашего персонажа к амбару мы модем добавить ей в руки корзинку, туясок. Нарисовать бегущую рядом собаку или кота. Мы можем изобразить амбар на дальнем плане или приблизить его к зрителю на средний план. А можем расположить амбар на ближнем плане, избу на дальнем плане, а бабушку на среднем, тем самым изобразить движение персонажа на встречу зрителя из глубины композиции.

Чаще встречается иллюстрация выражения «По амбару помела. По сусекам поскребла».

 

 

 

(имя автора не найдено)                          Д. Поляков

 

На первой иллюстрации действие происходит в амбаре. В тексте на второй иллюстрации мы читаем слова «по коробу помела». Действие происходит в избе, после того как бабушка из амбара уже вернулась в избу с коробом. Действие по времени автором перенесено в избу.

В обоих вариантах мы видим симметричное построение композиции. Вещи и предметы передают обстановку помещений в которых происходят события. В первом случае фигура изображена полностью, во втором фрагментарно. Характер действий персонажей передан через их движение. Оба персонажа изображены в профиль.

 

4. Бабушка замешивает колобок.

Д. Поляков             Ольга и Андрей Дугины

 

В приведенных примерах иллюстраций мы видим, как художники прибегают к использованию разных ракурсов главного персонажа. М ы видим изображение главного персонажа в фас, профиль и анфас. 

 

5. Бабушка ставит колобок в печку что- бы испечь.

 

Е. Ермак                   А. Савченко           И. Исаева

 

Самостоятельная работа. Какие законы, приемы, правила и средства использованы для построения композиции.

 

6. Бабушка и дедушка достали из печки колобок.

 

Студия «Диафильм» 1964г                               В. Чалова              Т. Иванцова

 

Самостоятельная работа. Какие законы, приемы, правила и средства использованы для построения композиции.

 

7. Дедушка и бабушка поставили колобок на окно остудится.

 

В. Васнецов                              В. Васнецов           А, Савченко          Л. Сальникова

Самостоятельная работа. Какие законы, приемы, правила и средства использованы для построения композиции.

 

8. Колобок сбежал.

 

Очень интересный и богатый на детали и необычные композиционный решения сюжет сказки расказывающий.

 

Е. Ермак                               А. Савченко               Ю Васнецов

 

Для передачи смысловой нагрузка разные авторы включают в композицию как одно героя (колобка) так и двух (например колобка и бабушку) и трех (колобка, бабушку и дедушку).

На иллюстрации Д Полякова зритель видит фрагментарно изображенную избу, фрагментарно изображенное открытое окно из которого выпрыгнул колобок. На подоконнике стоит блюдо, в нем колобка положили на окно студится. В глубине Комнаты мы видим печь, в конторой колобка испекли. Справой стороны изображены березы и на дальнем плане лес. Композиция статичная.

В иллюстрации Савченко динамику композиции придает характерный жест бабушки, которая пыталась поймать колобка.   Действием она указывает на беглеца.

Иллюстрация Ю Васнецова более сложная по своему решению. Композиция многоплановая, динамичная, выстроена по диагонали. В действие включены все три персонажа. На крылечке стоят дедушка и бабушка. Как и в предыдущих примерах  действия персонажей обращены к главному персонажу колобку – композиционному центру.

На среднем нем плане изображены приоткрытые ворота, за воротами пейзаж с несколькими планами. Колобок убегает по длинной извилистой дорожке, что придает композиции дополнительную динамику и сложность.

И обратите внимание на очень интересную деталь, летящую рядом с колобком птичку. Движение птицы, ее положение в пространстве передает характер быстрого, стремительного полета. Что придает композиции дополнительную динамику и эмоциональность.

 

Ю. Васнецов

 

Самостоятельная работа. Какие законы, приемы, правила и средства использованы для построения композиции художником иллюстратором Ю Васнецова.

 

В Д Поляков рассказывая поэтапно, как колобок убегал от дедушки и бабушки, обращается к моменту кульминации движения. Работает с открытой композицией.

 

Д. Поляков                                     Д. Поляков              Студия «Диафильм» 1964г

 

Колобок прыгает с подоконника на лавку, с лавки на пол. Художник изображает момент, когда колобок находится в воздухе, в прыжке, он уже спрыгнул, но еще не приземлился. В обеих иллюстрациях композиция построена диагонально. Изогнутая, подвижная линия полотенца усиливает движения и усложняет композицию.

На диафильме Студия «Диафильм» 1964г автор прибегает к другим композиционным приемам. Горизонтальные линии лавочки, половика, стола образуют статический ритмический ряд. Колобка автор изображает переворачивающимся в процессе его движения. Колобок катится. Вспомните, как катится по плоскости мячик. Он переворачивается вокруг своей оси. Это движение подчёркивай изогнутая линия полотенца, наклонившееся блюдо из которого убежал колобок. В композиции создается контраст статики и динамики. 

 

Д. Поляков                                   Д. Поляков

Еще один интересный композиционный прием передачи движения, который нашел художник это изображение колобка парящего в воздухе. В момент, когда он подпрыгивает. Обратите внимание, колобок изображен в воздухе, а тень под ним изображена ниже на плоскости, от которой он оттолкнулся.

На первой иллюстрации колобок у нас убегает в приоткрытую дверь. Он изображен в анфас, композиция построена по диагонали. Здесь используются диагональные линии слева на право и справа на лево. Одни линии подталкивают колобка сбежать из дома. А другие преграждают ему путь. Что создает такое противодействие. Любопытства, что же там такое за дверью. И запрета. Сиди колобок дома, никто тебе из дома убегать не разрешал. И еще такая маленькая неприметная, но милая деталь - завернувшийся уголок у половика. Колобок так быстро удирает, что даже половик сгрудил.

Вторая композиция у нас статичная. Колобок сидит на крылечке, задумавшись куда ему дальше бежать. Он изображен статично. В композиции присутствуют вертикальные и горизонтальные линии (бревна, ступеньки, столбы поддерживающие крышу крылечка).

Дальше мы видим игру с ракурсами, точками зрения и планами.

 

Д. Поляков                                   Д. Поляков                        С. Оболенская

 

На первой иллюстрации все действие уходит от зрителя. Колобок изображен в профиль. Зрителю открывается бесконечное уходящее в глубину пространство огромного мира, по которому будет путешествовать колобок.

На второй иллюстрации все действие направлено к зрителю. Мы видим на дальнем плане уменьшающийся домик и быстро убегающего колобка.

В обеих иллюстрациях используются диагональные линии построения и динамические ритмические ряды. Главный герой у нас выделяется при помощи формы и цвета.

В предыдущих примерах было достаточно много сказано о построении композиции при помощи диагональных, горизонтальных и вертикальных линиях. Обратимся к передаче характеров и образов персонажей.

 

9. Колобок встретил зайца.

 

Заяц в русских народных сказках представляет положительного героя, но изображается двояко. В одних повествований это жертва, слабый и беспомощный герой, который всего боится. В других он выступает как ловкий хитрец, который, несмотря на страх, способен к храбрым поступкам.

 

Д. Ермак              Д. Поляков                               А Савченко    С. Оболенская

 

На  иллюстрациях мы видим нерешительного и очень осторожного персонажа.   Ловкого хитреца, который в любой момент готов поймать колобка.  Добродушного и осторожного.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 2400; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.198.49 (0.086 с.)