Предмет. Композиция станковая. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предмет. Композиция станковая.



Предмет. Композиция станковая.

Тема. Выразительные средства композиции станковой.

Задание. Выполнить композицию иллюстрации русской народной сказки «Царевна лягушка»

Иллюстрация   изображение, поясняющее текст. Иллюстрации используются для передачи эмоциональной атмосферы художественного произведения, визуализации героев, повествования событий, описываемых в книге, отображения  действий персонажей.

 

 В иллюстрации события передаются при помощи изображения на плоскости листа. Изображение статично и не разворачивается во времени и пространстве, как например, сюжет в фильме при его просмотре. Поэтому для того чтобы придать сюжету яркость и выразительность и заставить зрителя сопереживать героям произведения применяют различные приемы  и средства построения композиция при создании иллюстрации.

 

Законы композиции:

1) Закон цельности (неделимости) - неделимость композиции означает невозможность воспринимать её как сумму нескольких, хотя бы в малой степени самостоятельных частей.

2) Закон контраста - одновременно борьба противоположностей и их диалектическое единство.

3) Закон новизны - художественный образ - это всегда что-то новое в искусстве и по форме, и по содержанию, проявляется в темах, художественных средствах, композиционных решениях.

4) Закон подчинения всех средств композиции идейному замыслу - художник создаёт цельное по восприятию, выразительное, идейно-художественное произведение. Это требует учёта соотношения объёмов, цвета, света, тона и формы, передачи ритма и пластики, движения и покоя, симметрии и асимметрии и других средств художественной выразительности основной идее произведения.

 

Правила композиции:

1). Ритм - последовательное чередование элементов в композиции.

2). Сюжетно-композиционный центр - часть, которая выражает главное в идейном содержании сюжета. Композиционный центр выделяется объёмом, освещённостью и др.

3). Симметрия - уравновешенность частей композиции достигается за счёт зеркального отображения одной из половин изображения. Центр композиции, в этом случае, совпадает с геометрическим центром картинной плоскости.

4). Асимметрия - равновесие достигается введением пространственных пауз между предметами, которые либо приближаются друг к другу, либо удаляются, а также путём противопоставления больших и малых форм, контрастов и т.д.

5). Расположение главного на втором плане.

 

Приёмы композиции:

- вертикали и горизонтали;

- контраста;

- диагоналей (для передачи движения);

- статики-динамики;

- равновесия частей;

- “золотого” сечения;

- передачи пространства;

- передачи впечатления монументальности и т.д.

 

У композиции есть свои законы, сложившиеся в процессе художественной практики и развития теории. Этот вопрос очень сложный и обширный, поэтому мы рассмотрим правила, приемы и средства, которые помогают построить сюжетную линию композиции, воплотить идею в форму художественного произведения.

Мы рассмотрим некоторые из них на примере создания иллюстрации. Иллюстрация не просто отражает сюжет ограниченный часть текста произведения, а олицетворяет восторг художника перед удивительной красотой ярких литературных образов героев и событий литературного произведения.

Поиск оригинального композиционного решения, использование средств художественной выразительности, наиболее подходящих для воплощения замысла художника иллюстратора, составляют основы выразительности композиции.

Итак, рассмотрим закономерности построения художественного произведения, которые можно назвать правилами, приемами и средствами композиции.

Динамика и статика.

Динамичная композиция. Динамичная композиция - композиция, при которой создается впечатление движения и внутренней динамики.

 

Иллюстрация Ю. Васнецова                                           Иллюстрация А. Савченко

Для передачи движения (динамики) используются:

- диагональные линии;

- свободное пространство перед движущимся объектом;

- момент кульминации движения;

- ритмические ряды;

- характер действия выраженный через движение.

 

 

Статичная композиция. Статичная композиция (статика в композиции) - создает впечатление неподвижности, покоя.

 

пп

      Ю. Васнецов                               А. Савченко                       Ольга и Андрей Дугины

 

Условия для выражения покоя (статики):

- используют вертикали и горизонтали;

- нет свободного пространства;

- статичные позы;

- симметрия, уравновешенность;

- вся композиция вписана в простую геометрическую форму (треугольник, квадрат, овал).

 

Контраст и нюанс.

Закон контрастов. Контрасты определяют выразительность композиции. Контраст это противопоставление. Построение всей композиции на контрастах создает впечатление напряжения, эмоциональности, движения.

Существует контраст формы (сложная и простая), размера (большой и маленький), цвета (яркий и бледный, теплый холодный), тона (светлый и темный), характера образа (молодой и старый, злой и добрый), движения (статичный и динамичный), фактуры (гладкое и шершавое, острое и тупое, твёрдое и мягкое, плоское и объёмное, толстое и тонкое, прямое и изогнутое, лёгкое и тяжелое). 

 

 

             Ю. Васнецов                                                 Ольга и Андрей Дугины

 

Не бойтесь неожиданных контрастов. Они придают композиции особую выразительность. Контраст отвечает за яркость, активность, мощность композиции. Самые контрастные элементы воспринимаются в первую очередь.

Закон нюанса.   Нюанс (фр.) – тонкое различие, едва заметный переход. Различают нюансы по форме, размеру, цвету, фактуре, тону. Нюансы, наоборот, воспринимаются в последнюю очередь и при длительном рассмотрении. Они смягчают композицию, делают ее богаче. Нюанс используют, когда у зрителя есть время рассматривать и анализировать работу.

 

Ю. Васнецов      

                                                                

А. Рачёв                                  Е. Румянцева

                                          Композиционный центр.

Композиционный центр служит для фокусировки внимания зрителя на деталях композиции. В живописи и рисунке, как правило, выделяются сюжетно-композиционные центры. То есть, в композиционном центре находится основной сюжет произведения. Конечно, в сюжете не все одинаково важно, и второстепенные части подчиняются главному. Центр композиции включает сюжетную завязку, основное действие и главных действующих лиц. Композиционный центр должен, в первую очередь, привлекать внимание.

 

Композиционный центр может быть выделен с помощью следующих приемов:

- Цвет. С помощью цвета художник акцентирует внимание зрителя на главном герое.

- Свет. С помощью света художник направляет внимание зрителя на главного героя.

- Расположение в формате композиции.

- Жесты и взгляды всех персонажей обращены на главного героя.

- Размер. Главный герой может занимать либо большую, либо маленькую площадь.

- Форма. Главный герой отличается от других формой.

- Характером действия, выраженным через движение. Статичной или динамичной позой героя.

 

                       Ю. Васнецов

Доминанта.

Доминанта - (от лат. dominantis -господствующий), главенствующая идея, основной признак или важнейшая составная часть чего-нибудь.

Внутреннее организующее начало в композиции с первого взгляда обнаруживается благодаря наличию доминанты — смыслового центра, где завязывается основное действие, возникают основные связи. С доминанты начинается восприятие произведения, она как бы точка отсчета, эмоционально смысловой и структурный центр.

 

В станковой композиции смысловым центром могут являться главные герои картины, в пейзаже – мотив (то, на что больше художник обращает внимание зрителя, то, что более тщательно прописано, выделено). В произведениях батального жанра доминанта – это один главный герой в толпе врагов, либо целая группа победителей, которые показаны ярче, крупнее, более внимательно. Уже в этом описании видно, с помощью каких средств художник выделяет главный смысл картины.

Доминанта всегда должна иметь «отголоски, отзвуки» во второстепенных элементах, связывая всю композицию в единое целое, таким образом, обеспечивается один из главных признаков композиции – цельность и единство.

Связать доминантный элемент с второстепенными можно с помощью цвета, фактуры, формы, узоров.

Рассмотрим конкретные пример: главный элемент желтый – второстепенные элементы могут нести на себе частичку жёлтого, либо имеют цвет производный от желтого. Если главный элемент имеет сложную форму, то второстепенные могут частично иметь усложнения, если главная доминанта очень рельефная по фактуре, второстепенные элементы могу нести такой-же узор фактуры на какой-то своей части, либо менее выраженную такую-же фактуру.

 

Способы выделения доминанты на плоскости изображаемого:

Форма элемента.

Если композиционный центр состоит из одного элемента, он может быть:

- сложнее по форме;

- более простым;

- не подобным группе подобных.

Фактура элемента которая отличается от фактуры других элементов.

Цвет. Путем применения контрастного (противоположного цвета) к цвету второстепенных элементов (яркий цвет в нейтральной среде, и наоборот; хроматический цвет среди ахроматических; теплый цвет при общей холодной гамме второстепенных элементов; темный цвет среди светлых).

Проработки элементов. Главный элемент более проработан, чем второстепенные.

Это  далеко не все и не самые сложные способы выделения композиционного центра. Таких способов множество. Приведённые примеры не являются штампами, а лишь простейшей демонстрацией принципов выделения доминанты на плоскости.

Ритм. Ритмические ряды.

Ритм – одно из средств, наиболее часто употребляемых для создания гармоничной композиции, в переводе с греческого означает такт, мерность.
Ритм как композиционный прием— это чередование элементов и интервалов между ними, объединенных сходными признаками в определенной последовательности.

Все ритмические ряды делятся на статические и на динамические. Под статикой понимается не отсутствие движения, а равномерное движение, под динамикой – ускоренное или замедляющееся движение.

 

Цвет в композиции.

Цвет делает изображение богаче, усложняет его структуру модуляциями теплых и холодных тонов, с помощью которых хорошо передается гармоничный контраст.

Цветовой и пластической гармонии нельзя достичь, не учитывая физических свойств поверхности фактуры.  

Через цвета можно передать настроение и вызвать эмоциональное отношение зрителя. Правильное применение цветов – одно из важнейших условий успешной композиции. Сочетание цветов в картине называется колоритом.

Колорит - это организованное взаимоотношение цветов, находящихся в гармоничном единстве и подчинённые авторской идее художника. Колорит служит одним из средств художественной выразительности произведения живописи и определяет психолого-эстетическое воздействие картины на зрителя.

Особенности колорита зависят от сюжета и ключевого замысла композиции.

Колорит, в зависимости от авторской идеи художника, бывает: холодный или тёплый; тёмный или светлый; лёгкий или тяжёлый; с доминирующим цветом - красноватый, голубоватый и др.; яркий или блёклый; сдержанный (ограниченная палитра; мрачный;, тревожный; золотистый, серебристый; серый и т.д.).

Основа колорита - гармонизация цветов и их оттенков по принципу контраста, дополнения, количественного сочетания цветов, по принципу цветовых гармоний.

 

 

Особую роль в создании колорита играют:

- определение разницы и единства лежащих рядом цветовых тонов в натуре (например, тон лица, тон воды и другое) и полутонов;

- соотношение линии (рисунка) и цвета (живописности);

- точная светотень (по цвету, тону, насыщенности, прозрачности, тепло-холодности, соотношения со светом и тенью);

- живость мазка (цветовые вибрации);

- соразмерность гармоничных по цвету кусков живописного полотна (цветовые гаммы).

Колорит - это собственная система цветовых отношений, зависящая от замысла сюжета композиции раскрываемого автором. 

Колорит напрямую отображает содержание произведения через единство цветовых отношений:

- драма или гармония;

 - радость или грусть;

- печаль или воодушевление.

Качество цветового решения определяет богатство колорита - разнообразие оттенков и цвето-тональных отношений внутри заданного цветового строя их гармоническое соотношение (нет ли лишних, вырывающихся цветов, не выглядит ли картина излишне скучной и невыразительной по цвету).

Колорит одно из важнейших средств художественной выразительности в композиции.

 

Обобщение.

Композиционные правила, приемы и средства основаны на богатом опыте творческого мастерства художников многих поколений, но техника композиции не стоит на месте, а постоянно развивается, обогащаясь творческой практикой новых художников. Какие-то приемы композиции становятся классическими, и на смену им приходят новые, так как жизнь выдвигает новые задачи перед искусством. Осветить полностью все закономерности построения композиции в данном занятии мы не можем. Вы можете самостоятельно познакомится с информацией по этой теме.

 

Колобок убежал от зайца.

 

Д. Ермак                  Д. Поляков             А. Савченко Студия «Диафильм» 1964г

 

Самостоятельная работа. Какие законы, приемы, правила и средства использованы для построения композиции художником иллюстратором Ю Васнецова.

Колобок встретил волка.

 

Волк – символ воинской доблести, ярости, воинского и охотничьего умения.

В русских волшебных сказках существует образ волка мудрого, волка помощника героям сказок. В таких сказках волк предстаёт неведомой силой, неким ведуном  (даёт советы Иван – царевичу), Знахарем (излечивает от болезней), например, в сказке "Иван-царевич и серый волк". Волк олицетворяет таинственные, наделённые огромным знанием силы.

Волк в сказках о животных выступает уже со злыми чертами: он зол, жаден, прожорлив, но глуп и недогадлив.

Добрые сказочные персонажи русских сказок всегда обманывают или побеждают волка.  

Чаще других зверей волка обманывает и жестоко смеется над ним лиса. Новрусской сказке мы можем почувствовать симпатию и сочувствие, выражаемое по отношению к волку, даже если он «остался в дураках».  То, как обманывает Лиса Волка, на самом деле говорит лишь в пользу последнего – да, он слишком наивен и простодушен (хотя в природе это не так), потому что верит Лисе-плутовке на слово. Ни дать, ни взять – простой деревенский мужичок.

 

 

Д. Поляков                                                   Ю. Васнецов                       

Е. Ермак  А. Савченко                                          

 

В иллюстрациях мы видим и злобного и страшного волка, волка воина, волка охотника, простодушного волка. Через действие и движение, одежду, дополнительные детали переданы его намерения и характер.

 

Колобок убежал от волка.

 

  

  Д. Поляков                       С. Оболенская

 

На иллюстрации Д. Полякова  колобок волка все равно перехитрил и волка. И схватить его, не смотря на всю свою ловкость, волк так не успел. Волк прыгнул. Но поймать успел только гриб мухомор, на котором сидел колобок и пел ему песенку. Прыжок был настолько мощный и агрессивный, что волк смял, сломал гриб. Но волк не рассчитывал, что колобок увернется и успеет убежать, поэтому прыжок оказался неудачным и волк распластался на земле. Колобок оказался шустрее и убежал.

 

Колобок встретил медведя.

 

У наших предков в зверином мире царствовал медведь. Он — славянский хозяин леса, покровитель охоты и рыбалки. Особенность медведей впадать в зимнюю спячку (на Воздвижение) и пробуждаться весной (Масленица или Благовещенье) стало ключевым фактом в представлении о медведе, как об аналоге Дажьбога, который замыкает зиму и отмыкает весну.

Медведь в поверьях славян на разных отрезках времени считался родственником человеку (из-за умения ходить на задних лапах, лазить по деревьям, питаться той же едой, что и человек, а так же схожести лап медведя с человеческими ступнями и пальцами); его прародителем и, наоборот, потомком; духом – защитником и олицетворением бога Велеса (часто изображался рядом с ним или носил его знак).

Настоящее имя медведя было запрещено: сегодняшнее название «медведь» это своеобразный заменитель его настоящего имени и означает он: медом ведающий, знающий где мед, к меду ведущий. Таких имен — заменителей у медведя было несколько десятков, среди них самые распространенные: «сам», «хозяин», «черный зверь», «мохнатый», «косолапый», «бортник», «старик», «лесной человек», «дедусь»… Истинное же название медведя, постоянно встречающееся на древнеславянских рунах, настенных и бытовых надписях и изображениях звучит как bеr или bar (производное от названия берлоги – логово медведя).

Медведя в русских народных сказках зачастую отличается от медведя, живущего в природе. Если изучить литературу о животных и их повадках, то медведь предстанет как могучий, сильный и умный хищник, хозяин тайги, царь русских лесов, неуклюжий с виду, но это только с виду. Встретившись с человеком один на один, медведь никогда не нападет первым, если ему или его потомству не угрожает опасность.

В разных сказках медведь предстаёт по разному. Медведь может быть сильным, умным, справедливым. А может изображатся с диаметрально противоположной стороны. Поэтому и называют его в сказках тоже по-разному.

По тому, как называют в сказке медведя, такой персонаж перед нами и предстанет – положительный, отрицательный, глупый, доверчивый, добрый или отзывчивый.

· Имена медведей: Миша, Мишутка, Мишка, Мишенька.

· Имя и отчество: Михайло Потапыч, Михайло Иваныч.

· Уважительное прозвище: Медведюшка-батюшка.

· Насмешливые прозвища: Топтыгин, Косолапый.

 

  

  Д. Поляков                               Студия «Диафильм» 1964г

   

В сказке о колобке медведя называют насмешливо косолапым.

 

Колобок убежал от медведя.

 

Е. Ермак                     Д. Поляков                                  А. Савченко

 

По сюжету сказки колобок обманул косолапого медведя и убежал от него.

На первой иллюстрации мы видим растерянного медведя. Он никак не может понять, как это колобок от него сбежал? Динамика здесь показана очень мягко. На второй иллюстрации мы видим вдалеке уменьшающуюся фигурку возмущенного и рассерженного медведя. Он машет лапами. Художник использует ритмический динамический ряд. Художник ярко и динамично передают сюжет событий.

На третьей иллюстрации удивленный медведь. Колобок так хитро прошмыгнул мимо него, что медведь не удержался и потерял равновесие. У него слетела с головы шапка, он выронил из лап посох. Колобок настолько неожиданно и стремительно убегает, что медведь не успел развернутся всем корпусом к нему. Он изображен к колобку спиной, потому что колобок толь – ко что был перед медведем и пел ему песенку.  Медведь только и успел повернуть голову в сторону убегающего колобка. В этой иллюстрации мы опять видим применение приема кульминации момента движения.

 

Колобок встретил лису.

Хитрая лиса, как персонаж сказок, появилась в результате наблюдений простого народа за этим зверьком. В основном это рассказы охотников, которые лично видели проделки рыжей плутовки.

Не раз она прикидывалась мертвой, чтобы поймать дичь. В роли пленницы она ведет себя аналогично, чтобы ослабить бдительность охотника и сбежать. Может упасть при выстреле оружия, как будто раненая, когда же ее забросят к остальной добыче, то в любой удобный момент она улизнет.

 Даже при серьезных ранениях лисицы умудрялись вылезти из мешка и удрать опять в лес. Поскольку она не наделена особой силой, чтобы выжить ей приходится прибегнуть к хитрости.

 

Животные в русских народных сказках часто имеют разный  характер. Таким и является образ Лисы. То она, остроумный и смекалистый персонах с хитринкой, то злой, льстивый и коварный.

В одном значении Лиса в русских народных сказках стала олицетворением злого ума. Она красива, обольстительна, красноречива, может легко притвориться беззащитной и слабой, манипулируя другими ради собственной выгоды. Чтобы достичь желаемого, рыжая бестия готова задействовать все свои козыри – обман, коварство, мошенничество, обольщение. В сказках лисица выступает в качестве негативного персонажа, который, пытаясь обхитрить положительного героя, сам становится жертвой, расплачиваясь за свою подлость и лицемерие.

И хотя Лиса часто добивается своей цели хитростью, но   тоже бывает наказана из-за хитрости, и может за это очень сильно поплатится.

Там где лиса в русских сказках, принадлежит к положительному образу, её часто украшают ловким, хитрым поведением и остроумием.

Русский народ ценит типичный характер Лисы-хитрость, об этом и говорится в русских пословицах:

- Хитрость – второй ум.

 - Простота хуже воровства и т. д.

Кроме того, в русских пословицах и говорится о том, что надо опасаться лести:

- На грубое слово не сердись, на ласковое не сдавайся.

- Льстец под словами – змей под цветами и т. д.

Образ Лисы даёт урок: с одной стороны, что в жизни иногда нужна хитрость, а с другой стороны, что хитрых и льстивых надо опасаться

Прозвища лисы в сказках. В сказках лисицу рисуют настоящей красавицей из-за ее роскошной рыжей шубки. И, несмотря на негативность персонажа, называют часто ласково «кумушка» или «сестричка».

Подобные родственные связи она имеет с другим антигероем сказок – волком и другими животными, которых все равно также может дурачить. Есть и другая предпосылка этому прозвищу – лукавый женский образ, который встречался в народе. Хитрая и острая на язык кумушка или соседушка, которая была в каждом селе, способная засластить собеседника и достичь своих корыстных целей.

В одной из русских сказок лисе даже имя дают – Патрикеевна. Но оно не в честь женщины, а в честь наместника Новгорода князя Патрикея Наримантовича. Он прославился в народе, как хитрый и недобросовестный управитель, манипулирующий людьми и наживающийся в нечестный способ.

В каждой из сказок выделяются конкретные черты лисички. Редко, когда она выступает жертвой. В основном это искусный обманщик и мошенник:

 

  

Е. Ермак                       Д. Поляков

 

      Студия «Диафильм» 1964г

 

Насколько осторожно и аккуратно знакомится лисичка с колобком. Кто – же это такой? Присматривается, пронюхивается. Продумывает каждый шаг.

Лиса хвалит колобка.

 

   

                Д. Поляков                      Студия «Диафильм» 1964г

 

Не подозревающего подвоха колобка, лиса начинает всячески нахваливать. То что лиса лукава и лицемерна очень ярко и выразительно показано через движения персонажа.

 

20. Колобок сел лисе на носок.

 

Е. Ермак                             Д. Поляков                  Студия «Диафильм» 1964г

                                               

Колобок садится к лисе но носок. Наша лисица в шаге от воплощения коварного плана по съедению колобка. Она не торопит нашего колобка. Терпеливо выслушивает его песенку, при этом довольно облизывается.

Колобок сел лисе на язычок.

 

Д. Поляков                                                 Студия «Диафильм» 1964г

 

И наконец лиса добивается своего. Оглупевший от гордости и потерявший бдительность от самомнения колобок (он же самый умный, он же самый шустрый, он же такой талантливый) садится ей на язычок.

 

Предмет. Композиция станковая.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 495; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.129.100 (0.126 с.)