Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Проблема законодательного закрепления института банкротства.
Новейшая история института банкротства в Украине началась с июня 1992 года, когда Верховной Радой был принят Закон Украины «О банкротстве». Спустя некоторое время начались первые судебные дела о банкротстве: от 40 дел в 1992 году до нескольких тысяч в 1995-1998 годах. Первичной направленностью закона было стимулирование процессов приватизации, формирование общих основ функционирования предпринимательской среды. Время и приобретённый с ним опыт убедили в несовершенстве этого законодательного акта: весь процедурный механизм, закреплённый в законе, лишь контурно очерчивал процессуальные аспекты института банкротства, и это очень негативно влияет на его практическое применение. Практика применения этого закона показала его несовершенство и невозможность эффективного регулирования имущественных отношений путем применения процедур, предусмотренных соответствующим законодательством. Анализ большинства крупных дел о банкротстве (особенно государственных предприятий) доказывает, что не существует реальных механизмов и возможностей возвращения долгов ни на момент банкротства, ни после него. В среднем лишь около 40% дел заканчиваются признанием должника банкротом. Такая статистика не соответствует реальному состоянию дел в экономике. В 1995 году был разработан проект закона о внесении изменении и дополнений в действующий закон о банкротстве, подготовленный Министерством экономики, Министерством юстиции Украины и другими государственными органами власти. Этот проект закона, предлагавший новую редакцию Закона «О банкротстве», был передан на рассмотрение в Верховный Совет Украины в декабре 1995 года. Документ предлагал незначительные изменения и на несколько статей увеличивал текст действующего Закона. Хотя специалисты говорили о необходимости пересмотра действующего Закона о банкротстве, проект закона, прошедший в первом чтении в июне 1996 года, оставался без движения в течение нескольких лет. На следующем этапе работы над официальным проектом закона о внесении изменений и дополнений в действующий Закон подключились иностранные специалисты, которые дали новый импульс реформе законодательства о банкротстве. Весной 1998 года началась активная работа над законопроектом, находившимся в Верховной Раде Украины, по подготовке документа ко второму чтению. Рабочая группа была “усилена” консультантами из США. Результатом рассмотрения законопроекта во втором чтении, прошедшем в декабре 1998 года, стала отправка его на повторное второе чтение.
В июне 1999 года в значительно измененном варианте по сравнению с исходным (два документа образца 1995 и 1999 годов практически не совпадали) проект был представлен на второе чтение. К большому, для многих, удивлению, 30 июня 1999 года этот проект был сразу принят как закон. Думается, это стало результатом большой и профессионально выполненной подготовительной работы: политически верно был подобран докладчик по этому проекту закона, удачно выбрано время — один из последних дней работы Верховной Рады перед летним перерывом. Все это помогло быстро, без обычно долгих для таких важных и больших законопроектов обсуждений, принять его практически за полдня работы в сессионном зале. Однако реформа этой сферы законодательства с принятием Закона Украины «О восстановлении неплатежеспособности должника или признании его банкротом» не закончилась. Практически сразу началась работа по внесению изменений и дополнений в еще не вступивший в силу закон. На сегодняшний день в Верховной Раде Украины находятся несколько таких законопроектов. Это достаточно убедительно свидетельствует о преждевременном принятии недоработанного Закона. В результате проведенного специалистами из Высшего арбитражного суда Украины — главного “применителя” этого Закона — анализа на предмет аутентичности текстов Закона, опубликованных в официальных изданиях (газеты «Голос України», «Урядовий кур'ер» и «Ведомости Верховного Совета Украины»), а также соответствия русского перевода украинскому, было обнаружено, что тексты законов в разных официальных источниках отличаются один от другого, обнаружено множество ошибок. Иные ошибки иначе трактуют отдельные положения Закона. Так, например, в одном тексте говорится о 12 месяцах, в другом в той же норме о 20 месяцах, а перевод, сделанный на русский язык, имеет ряд ошибок. Высший арбитражный суд Украины в ноябре 1999 года, когда этот Закон еще не вступил в силу, обратился с запросами в Верховный Совет Украины, Администрацию Президента и редакции официальных изданий с просьбой разъяснить, какой из указанных текстов является официальным. Отсутствие каких-либо разъяснений уже после вступления Закона в силу побудило Высший арбитражный суд Украины принять решение28 о том, что арбитражным судам Украины до получения разъяснений со стороны указанных органов и организаций следует применять текст Закона, опубликованный в «Beдомостях Верховной Рады Украины» а не в газетах «Голос України» и «Урядовий кур'ер».
Закон Украины «О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом» представляет собой изложение правового материала в довольно бессистемном порядке, в тексте много несогласованностей, отсутствует единая для всего текста терминологическая база, что свидетельствует о низкой юридической технике. Например, законодатель использует в Законе две конструкции: “оздоровление финансового положения должника” и “восстановление платежеспособности”, и не ясно, является ли это одним и тем же или это разные вещи. Судьи Высшего арбитражного суда Украины обращали внимание на непоследовательность инелогичность структуры Закона28. Нормы материального и процессуального характера хаотичны, что делает невозможным их успешное и эффективное применение. К тому же, трудно понять, относятся ли некоторые нормы к какому-то определенному разделу или ко всем последующим. Таким образом, Закон больше вызывает вопросов, чем дает ответов. Наряду с некоторыми положительными нововведениями, касающимися, например, введения процедуры мирового соглашения, в указанном Законе имеются существенные недоработки, усложняющие применение отдельных положений Закона. Обращают на себя внимание некоторые нормы, явно противоречащие не только нормам Гражданского кодекса, но и одному из основополагающих принципов гражданского права — принципу недопустимости одностороннего отказа от выполнения договорных обязательств. Речь идет о ст.17 Закона, где управляющему санацией предоставляется право отказа от исполнения договоров, заключенных должником. Вызывает удивление и то, что этот Закон вводит в правовую систему Украины в обход гражданского законодательства новых субъектов права - градообразующие предприятия. Эти и многие другие “дефекты” нового закона вызывают обеспокоенность юридической общественности и понимание необходимости самого скорого принятия Гражданского кодекса. Именно новый Гражданский кодекс должен не только стать базой для введения в частное право новых институтов права, но и обеспечить проведение рыночных преобразований. Некоторые особенности нового Закона дают основание говорить о том, что разработчики не совсем понимают как экономическую, так и юридическую сущность института несостоятельности. Общеизвестно, что платежеспособность является экономическим понятием, поэтому оно если и используется в текстах законов, то для определения понятия несостоятельности, установление которого порождает юридически значимые последствия. Думается, в Законе произошло простое смешение разных понятий, от чего он потерял основной смысл.
Основной отличительной чертой института несостоятельности является то, что судом устанавливается факт несостоятельности должника выполнить свои имущественные обязательства из имеющегося у него в собственности имущества. Именно это является одним из главных критериев того, относится ли эта сфера законодательства к институту несостоятельности. Это необходимое условие четко установлено в законодательстве США, России и других стран. Разработчики украинского Закона, перенимая многие правовые конструкции из российского закона о несостоятельности, допустили искажение основной терминологии и не отразили наиболее существенную деталь рассматриваемого института права. В результате этого был не только изменен смысл указанного Закона, но он стал регулировать отношения, не являющиеся объектом регулирования нормами этой сферы законодательства. Единственное, что напоминает законодательство о несостоятельности — это процедура ликвидации. Однако представляется логичным, для чистоты законодательной техники по регулированию общественных отношений адекватными правовыми инструментами, эту процедуру перенести в предпринимательское законодательство, в раздел по регулированию ликвидации предприятий. Можно предположить, что это явилось результатом незнания особенностей украинского языка американскими консультантами, равно как и незнание разработчиками особенностей института несостоятельности. Может быть, причиной этого стал неправильный перевод английского понятия insolvency — в США используется один термин. В украинском, так же как и в русском языке, это слово имеет два значения, одно из которых имеет экономический смысл, а другое — юридический. Именно несостоятельность, а никак не неплатежеспособность, используется для обозначения факта, устанавливаемого судом, с которого начинаются все процедуры, предусмотренные в законодательстве о несостоятельности. Поэтому можно предположить, что на Украине есть закон о восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом, но он фактически не регулирует отношения из несостоятельности, а всего лишь предусматривает процедуру принудительной ликвидации предприятия. Следовательно, этот институт права не нашел своего отражения в Законе — подменены его цели, механизмы отображены схематично, особые правовые способы разрешения проблем имущественного характера приобрели иной акцент, а главное отсутствует основная цель этого законодательства — установление факта несостоятельности.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 53; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.85.33 (0.006 с.) |