Развитие института банкротства. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие института банкротства.



 

С момента возникновения частной собственности законы никогда не были милосердными к несостоятельным должникам. Так, в Киевской Руси злостный банкрот приравнивался к преступнику (татю), кредиторы могли продать несостоятельного должника вместе со всем его имуществом. В средневековье гарантом обеспечения возврата долга было не столько имущество, сколько сам должник: его жизнь, личная свобода и неприкосновенность. Во Франции, например, в средневековье действовал указ, согласно которому виновных в банкротстве надлежало подвергать наказанию, одеть ошейник и поместить возле позорного столба.

Развитие капиталистических отношений потребовало иных способов борьбы с явлением банкротства. Постепенно в гражданском и торговом законодательстве большинства стран были введены нормы, направленные не на телесное наказание банкрота, а на взыскание его имущества с целью удовлетворить иски и претензии кредиторов. Вид наказания несостоятельного должника теперь в значительной мере зависит от того, по каким причинам должник стал банкротом. Если банкротство наступило вследствие действия объективных обстоятельств, то наказание было минимальным, а если оно было результатом мошенничества, недобросовестности или халатности, то виновные в этом лица подлежали административным и уголовным наказаниям. В результате эволюции законодательства о банкротстве предприятий к нему всё больше относились нормы, направленные не столько на ликвидацию должника, сколько на его финансовое оздоровление.

В экономической теории под банкротством (от итал. banco - скамья и rotto - сломанный) понимается неспособность должника платить по своим обязательствам, включая неспособность обеспечить обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды, вернуть долги в связи с отсутствием у него денежных средств для оплаты34. Банкротство – это неспособность продолжения субъектом своей предпринимательской деятельности вследствие её экономической нерентабельности, бесприбыльности. Субъект предпринимательства имеет столько долгов перед кредиторами и обязательств перед бюджетом, что если их требования будут предъявлены в определённые для этого сроки, то имущества субъекта – активов в ликвидной форме – не хватит для их удовлетворения. Под активами в ликвидной форме здесь понимается имущество на балансе субъекта, которое может быть так или иначе реализовано (основные средства и инвестиции; оборотные средства и деньги; расчётные документы и иные финансовые активы с учётом задолженности; ликвидные нематериальные активы: имущественные права типа патентов, технологий, лицензий).

Банкротство фирм возникает чаще всего в связи с тем, что в течение длительного времени их расходы превышают доходы при отсутствии источника покрытия убытков. Официально предприятие становится банкротом после решения суда о его несостоятельности как должника и неспособности расплатиться с кредиторами. Если с заявлением в суд о своей несостоятельности обращается сам должник, то банкротство считается добровольным. Иногда фирмы сами заявляют о своём банкротстве, чтобы утаить долговые деньги и оставить их у себя, такое банкротство называют фиктивным, злостным. Если с заявлением в суд обращаются кредиторы, которым не возвращён долг, то банкротство называют принудительным. По решению суда несостоятельное предприятие может быть реорганизовано, т.е. ему даётся срок для выхода из состояния банкротства, погашения долгов, а иногда оказывается помощь в этом. Но возможна и ликвидация обанкротившегося предприятия с продажей принадлежащего ему имущества, вырученные от продажи деньги используются для погашения долгов.

Под неплатежеспособностью понимается несостоятельность субъекта предпринимательской деятельности выполнить после наступления установленного срока их уплаты денежные обязательства перед кредиторами, в том числе по заработной плате, а также выполнить обязательство по уплате налогов и сборов (обязательных платежей) не иначе как через восстановление платежеспособности13.

Вопрос о банкротстве никогда не рас­сматривается с объективной точки зрения, а только как чьи-то про­счеты. Банкротство — это не просто акт продажи предприятия с мо­лотка, и это даже не акт продажи предприятия с молотка, а передача права управления с молотка. Рассмотрим типич­ный случай. Предприятие работает, обеспечивает сокращение обще­ственно необходимых затрат. В определенный момент процесс сокра­щения замедляется, а потом и останавливается. Необходимо срочно менять методы и приемы управления. Здесь есть несколько вариан­тов: реорганизация предприятия; слияние предприятия с другим и, как следствие, сокращение общественно необходимых затрат; смена ру­ководства; перепрофилирование предприятия и т. д. Банкротство. Предприятие продают. Что происходит? Купивший предприятие его сразу закроет? Нет, на деньги, потраченные на по­купку, лучше отдохнуть на курорте или построить очередную яхту, и то больше пользы. Тем более, если у предпринимателя есть деньги, то он далеко неглупый человек. Следовательно, покупатель начинает делать то, что, в принципе, надо было сделать до банкротства: реорга­низует предприятие; а если он это не сделает, его ждет судьба пред­шественников. В этом акте (банкротстве), независимо от воли чело­века, реализуется закон сокращения общественно необходимых за­трат. Без него общество прекратило бы свое существование.

В странах коммунистической ориентации была предпринята попытка избавиться от банкротств. Существовали целые отрасли “планово-убыточные”. Все это привело, в конечном итоге, к краху системы. И неважно, кто покупает предприятие, важно — осуществит ли он сокращение общественно необходимых затрат или нет? Любой эгоизм, то ли патрио­тический, то ли националистический, здесь неуместен. И тем более создание каких-либо искусственных преград на пути банкротств. Нельзя управлять автомобилем, крутя руль только в одну сторону (например, направо), такая машина будет крутиться на одном месте или попадет в аварию. Нельзя управлять производством, исключая всякие “объездные маневры” и возможности “сдать назад”.

Система продажи и купли предприятий представляет собой объективный про­цесс, через нее реализуется совершенствование управления как тако­вого. Этот процесс постоянно развивается: если на первом этапе куп­ля и продажа предприятий осуществлялись на небольшой территории, потом в рамках государства, то теперь речь идет о межгосударствен­ных актах перехода собственности. Сегодня предприниматель из Японии свободно покупает предприятия в Америке, Франции, Германии, а предприниматель из США покупает предприятия в Японии и т. д. Важно не то, к кому переходит право собственности, в любом случае через акты банкротств и купли-продажи управлять предприятием будет только тот, кто сможет обеспечить сокращение общественно необходимых затрат, будь он капиталистом или марксистом по сво­им убеждениям. Процесс управления не регулируется идеологиями, нет процесса управления при капитализме, при социализме и т. д., так как че­ловек, живущий в США, такой же точно, как человек, живущий в Китае. Они отличаются внешне, но и тот и другой “человек произво­дящий”, даже если они не “человеки разумные” (некоторые умственно отсталые люди тоже занимаются производством). Управ­ление отличается только по одному параметру в любых случаях — степенью эффективности. Причем, более эффективная система все­гда побеждает менее эффективную на любых уровнях, независимо от желания человека. Этот процесс может растянуться на десятки лет, но действует он автоматически и ничто не может его остановить. Угроза банкротства предприятия представляет собой ту основу, на которой строится человеческое процветающее общество.

Как в физике, так и в экономике существуют “золотые прави­ла”. Первое — сокращение общественно необходимых затрат, второе — “дурак работает на свои деньги, умный — на чужие”. Ясно, что привлекая чужие деньги (или капиталы) от людей, которые не могут в силу своих знаний и умений рационально использовать средства, создаешь условия сокращения общественно необходимых затрат, и это внутренняя сторона пробле­мы, а наружная — при минимуме собственных затрат получаешь мак­симальный суммарный эффект. В развитых странах это реализуется через институт менеджеров. При этом “и волки сыты, и овцы целы”. Иногда, правда, встречаются непорядочные люди, которые, привлекая сторонние капиталы, просто присваивают их себе. Но эта деятельность не имеет никакого отношения к экономике. Третье правило: величи­на контрольного пакета акций обратно пропорциональна величине привлеченного стороннего капитала. Чем больше акционеров владе­ют предприятием, тем меньше голосов необходимо для единоличного принятия решений. На сегодняшний день в крупных компаниях конт­рольный пакет акций составляет не более 20%. Особое место занима­ет система “участия”, когда одно предприятие является учредителем другого (т. е. одно предприятие является владельцем другого), в этой ситуации достаточно иметь контрольный пакет акций учредителя (около 20%), чтобы руководить дочерним предприятием (при этом конт­рольный пакет акций дочернего предприятия может быть менее 5%).

В макроэкономическом понимании институт банкротств и ликвидации выполняет роль санитара, который оздоравливает рыночную среду. Каждое предприятие, которое оказалось в сложной финансовой ситуации и не в состоянии своевременно рассчитываться по своим обязательствам, тем самым снижает эффективность экономической деятельности своих деловых контрагентов. В специфических условиях ведения бизнеса в постсоветских странах эта проблема влияния финансово несостоятельных компаний на более здоровые привела к распространению так называемого кризиса неплатежей, когда вследствие всеохватывающего действия этого кризиса механизм банкротства в его первичном виде утрачивает своё экономическое содержание, поскольку слишком много компаний технически является банкротами и объективно выделить среди них потенциально жизнеспособные от нежизнеспособных очень тяжело.

В зависимости от общеэкономических условий и конкретной ситуации на микроуровне институт банкротства можно рассматривать как73:

- механизм прекращения деятельности предприятий, бизнес которых оказался объективно неудачным и не имеет потенциала;

- путь разрешения финансовых и управленческих проблем компании, поиск имеющихся альтернатив развития с другими собственниками и новыми возможностями;

- механизм юридической реструктуризации жизнеспособных предприятий, пострадавших от неблагоприятных общеэкономических условий или неэффективного менеджмента – для повышения эффективности деятельности предприятие может в действительности не требовать ничего, кроме возможности начать бизнес “с новой страницы”, избавившись от ярма старых долгов;

- форму приватизации государственного имущества в случае, если финансовые трудности возникли у государственного предприятия, предназначенного для передачи в частные руки.

Одной из характерных черт экономической ментальности, сложившейся сегодня в большинстве постсоветских стран, является почти всеохватывающее негативное восприятие процедур банкротств субъектов предпринимательской деятельности. С точки зрения большинства средних граждан сам термин “банкротство” ассоциируется с чем-то ужасным и непоправимым. Психологически процедура банкротства предприятия и тем более физического лица воспринимается как чья-то персональная трагедия, окончательное прекращение бизнеса и всех надежд, с ним связанных. На самом же деле существует непонимание того, что банкротство далеко не всегда сопровождается полной ликвидацией бизнеса, а, наоборот, чаще означает перераспределение экономических ресурсов от недееспособных к эффективным собственникам. В таком понимании процедуру банкротства предприятия следует рассматривать как одну из форм реструктурирования, реорганизации бизнеса.

На протяжении нескольких столетий институт банкротств компаний с их последующей ликвидацией или реструктуризацией их активов остаётся неотъемлемым и эффективным инструментом рыночного регулирования в подавляющем большинстве стран, где вообще существует рыночное хозяйство. Этот институт или механизм одновременно выполняет несколько важнейших функций. Первой и главнейшей его функцией является правовая защита имущественных прав субъектов рынка. Существование действующего механизма возврата долгов существенно снижает риск хозяйственной деятельности, стимулирует ответственность и дополнительную активность субъектов рынка и, по сути, является одним из признаков частной собственности вообще.

Юридический аспект банкротства прежде всего состоит в том, что у субъекта есть кредиторы, т.е. лица, имеющие документированные имущественные требования к нему как должнику. Банкротство - признанная хозяйственным судом несостоятельность должника восстановить свою платежеспособность и удовлетворить признанные судом требования кредиторов не иначе как через применение ликвидационной процедуры13.

Вообще законодательство о банкротстве должно выполнять три основные функции:

1. предотвращать непродуктивное использование активов предприятий;

2. реабилитировать предприятия, оказавшиеся на грани банкротства, имея значительные резервы для успешной финансово-хозяйственной деятельности в будущем. Как правило, такая реабилитация предусматривает финансовую санацию (реорганизацию);

3. способствовать наиболее полному удовлетворению претензий кредиторов.

Главное в производстве дела о банкротстве предприятия – как можно полнее удовлетворить требования кредиторов, предъявленные к должнику. Этого можно достичь так:

· ввести в жизнь план санации (реорганизации) должника, предусматривающий его сохранение;

· в процессе ликвидационной процедуры продать имущество должника и распределить вырученные средства между кредиторами.

Хозяйственный суд может применить к должнику следующие типы процедур: ликвидационные; реорганизационные;  санационные. До принятия нового законодательства о банкротстве в Украине доминировал первый метод. Однако во многих экономически развитых странах приоритетной является санация, а не ликвидация предприятия-должника. В ФРГ, например, в центре внимания введённого в действие с 01.01.99 обновлённого закона находится возможность удовлетворения претензий кредиторов в соответствии с планом санации (реорганизации). Аналогичные положения можно найти и в законодательствах США, Франции и других экономически развитых стран. В отечественном законодательстве о банкротстве, действовавшем до 2000 года, также предусматривалась возможность санации предприятия в процессе производства дела о банкротстве, однако этот вопрос был недостаточно урегулированным. Новый закон предусматривает больше возможностей для восстановления платёжеспособности должника и после возбуждения дела о банкротстве.

Банкротство как одно из юридических оснований ликвидации предприятия регулируется Законом «О предприятиях в Украине» (ст.24, 34)2. Производство в делах о банкротстве регулируется Хозяйственным процессуальным кодексом Украины6,15. Особенности производства в делах о банкротстве банков регулируются законом о банках и банковской деятельности14. Порядок и условия признания любых юридических лиц – субъектов предпринимательской деятельности банкротами с целью удовлетворения претензий кредиторов регулирует специальный Закон «О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом»13. Положения этого закона применяются к юридическим лицам, действующим в форме потребительского общества, благотворительного или иного фонда, предприятиям, являющимся объектами права государственной собственности, не подлежащими приватизации, в части санации или ликвидации после исключения их в установленном порядке из перечня таких объектов. Положения Закона «О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом»13 не применяются к юридическим лицам - казенным предприятиям, предприятиям, являющимся объектами права коммунальной собственности, если в отношении них исключительно на пленарном заседании соответствующего совета органов местного самоуправления принято решение об этом.

В соответствии со ст.4 Закона «О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом»13, в отношении должника применяются следующие судебные процедуры банкротства: распоряжение имуществом должника; мировое соглашение; санация (восстановление платежеспособности) должника; ликвидация банкрота. Санация должника или ликвидация банкрота осуществляется с соблюдением требований антимонопольного законодательства Украины. Дела о банкротстве подведомственны хозяйственным судам и рассматриваются ими по местонахождению должника. Право на обращение в хозяйственный суд с заявлением о возбуждении дела о банкротстве имеют должник, кредитор. Дело о банкротстве возбуждается хозяйственным судом, если бесспорные требования кредитора (кредиторов) к должнику совокупно составляют не менее 300 минимальных размеров заработной платы, которые не были удовлетворены должником в течение 3 месяцев после установленного для их погашения срока.

Производство в делах о банкротстве отдельных категорий субъектов предпринимательской деятельности регулируется с учетом особенностей, предусмотренных разделом VI Закона«О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом»13. Производство в делах о банкротстве при участии кредиторов - нерезидентов регулируется Законом «О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом»13, если иное не предусмотрено международными договорами Украины, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины. Порядок исполнения в Украине решений судов иностранных государств в делах о банкротстве определяется соответствующими международными договорами Украины, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины. При отсутствии международных договоров Украины решения судов иностранных государств в делах о банкротстве признаются на территории Украины взаимно, если иное не предусмотрено законом.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 62; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.44.23 (0.014 с.)