Психологический портрет патронатного воспитателя 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психологический портрет патронатного воспитателя



Г.У. Малейко

д/дом «Надежда», г. Старая Русса, Новгородская обл.

 

 Детство – это период, когда закладываются фундаментальные качества личности, обеспечивающие психологическую устойчивость, позитивные нравственные ориентации на людей, жизнеспособность и целеустремленность. Эти духовные качества личности не развиваются спонтанно, а формируются в условиях выраженной родительской любви, когда семья создает у ребенка потребность быть признанным, способность сопереживать и радоваться другим людям, нести ответственность за себя и других, стремление научиться многому.

Чтобы ребенок чувствовал себя комфортно в эмоциональном плане, необходимы специальные условия, которые определяют его быт, физическое здоровье, характер общения с людьми и личные успехи. К сожалению, почти во всех типах учреждений, где воспитываются сироты и дети, лишенные родительского попечительства, среда обитания, как правило, сиротская, приютская, казарменная. Анализ проблемы сиротства привел к пониманию того, что условия, в которых живут эти дети, тормозят их умственное развитие, искажают развитие личности. Отечественный и зарубежный опыт показывает, что только семья, пусть даже и не родная, является нормальной средой жизнедеятельности для формирующейся личности.

В нашем Старорусском районе получили распространение все формы социальной опеки над сиротами: приемная семья, опекающая семья, патронатная семья. Среди них приоритет принадлежит патронатному воспитанию, что связано с социальными и экономическими условиями в регионе. На сегодняшний день в патронатных семьях нашего района воспитывается более 20 детей, почти столько же сирот из детского дома «Надежда» г. Старая Русса будет передано в семьи этим летом.

Передаче ребенка в семью предшествует большая подготовительная работа. Изучается состояние семьи. Проводится предварительное знакомство нашего ребенка с новой семьей, организуется временное проживание в ней будущего воспитанника. С кандидатами в патронатные воспитатели проводят собеседования, консультации, учебные и тренинговые занятия.

Из бесед с женщинами, взявшими к себе в семью детей д/дома выяснилось, что причина такого поступка у каждой своя в зависимости от материального и социально-психологического состояния семьи. Чаще всего мотивацией приема сироты являются:

- ощущение пустоты в доме, когда свои дети выросли («Опустевшее гнездо»);

- отсутствие собственных детей по физиологическим причинам;

- потеря собственного ребенка после несчастного случая;

- желание иметь помощника в доме и дополнительные деньги;

- желание приобрести товарища своему родному ребенку.

Как правило, это лишь первичная мотивация, которая приводит женщину в детский дом, но затем, при первой же встрече, по словам самих же патронатных воспитательниц, она заменяется чувством жалости к сироте. В дальнейшем при совместной жизни возникает привязанность к чужому ребенку, что и становится главной, устойчивой мотивацией содержания его в семье.

Однако данные причины, на наш взгляд, являются лишь внешними, осознаваемыми человеком стимулами, а поэтому неполными, так как существуют еще подсознательные мотивации, о которых социальная мама и не догадывается. Интуитивные стимулы пожалеть и обогреть брошенного ребенка зреют в ее подсознании постепенно и проявляются при благоприятных обстоятельствах. При этом они тесно связаны с личностными качествами и индивидуальными особенностями женщины, влияют на них и дополняют.

Следовательно, не случайно женщина выбирает себе нелегкую судьбу социальной матери. А поскольку случайных социальных матерей не бывает, то должен существовать некий психологический эталон, психологический портрет женщины, ставшей патронатным воспитателем, опекуном или приемной мамой. Изучение его, знание социально-психологических особенностей типичного патронатного воспитателя необходимо как для организации эффективной учебно-методической работы с социальными мамами, так и для грамотного, научно обоснованного диагностического отбора среди женщин-кандидатов.

В связи с этим, психологи д/дома «Надежда» предприняли попытку составить психологический потрет патронатной мамы, основываясь на данных психодиагностики индивидуальных особенностей наших патронатных воспитателей. В исследовании приняло участие 17 женщин, воспитывающих в своих семьях приемного ребенка более года.

Исследование показало, что согласно общепсихологической типологии личности (по К.Юнгу), подавляющее большинство социальных матерей (16 из 17 обследованных) относятся к амбровертам. Такие люди являются «золотой серединой» между интровертами («обращенный внутрь») и экстравертами («вывернутый наружу»). Им присуще чувство меры в общительности и скрытности, в стремлении руководить и подчиняться, в суждениях о других людях. В их характере сбалансированы импульсивность и спокойствие, рискованность и осторожность.

Анализ почерка наших респондентов с учетом размера, наклона, формы и характера написания букв, а также размашистости нажима, направления строк и разборчивости написания текста показал, что почти все они (16 из 17) относятся к одной и той же группе людей (оценочный интервал от 76 до 87 баллов), для которых характерны «добродушие, откровенность, излишняя впечатлительность, способность быть хорошим собеседником, но в то же время умение доказать свою точку зрения. Они способны на самопожертвование ради великих идеалов или своей семьи» (Л.Д.Столяренко,1999, стр.470).

Изучение уровня самооценки испытуемых показало, что более половины из женщин (9 из 17) имеют оптимальную, адекватную самооценку (r = 0,21 – 0,8). Для них характерно умение «правильно соотносить свои возможности и способности, достаточно критически относиться к себе, стремиться реально смотреть на свои успехи и неудачи, ставить перед собой достижимые цели, которые можно осуществить на деле. К оценке достигнутого они относятся не только со своими мерками, но и стараются предвидеть, как к этому отнесутся другие люди: товарищи по работе и близкие» (Л.Д.Столяренко,1999, стр.274).

Как правило, адекватная самооценка является итогом постоянного поиска человеком реальной меры, т.е. без слишком большой переоценки, но и без лишней критичности к своему общению, поведению, деятельности и переживаниям. Такая самооценка является наилучшей для воспитательной и коррекционной работы с приемными детьми.

В то же время 23,5% патронатных воспитательниц (4 из 17) имеет неадекватно низкую самооценку (r = - 0,2 – 0), что говорит об их повышенной критичности к себе, неуверенности, невозможности реализовать свои способности. Такие люди «очень требовательны к себе и еще более требовательны к другим, не прощают ни одного промаха или ошибки, склонны постоянно подчеркивать недостатки других» (Л.Д.Столяренко,1999, стр.275), что может быть причиной конфликтов в семье. Следовательно, данная группа женщин-воспитательниц нуждается в систематической консультационной и коррекционной работе под руководством специалистов.

Наименьшее число наших патронатных матерей (3 из 17, или 17,6%) обладают неадекватно высокой самооценкой (r = 0,8 – 1), которая искажает восприятие человеком реальной действительности. “На основе неадекватно завышенной самооценки у человека возникает неправильное представление о себе, идеализированный образ своей личности и возможностей, своей ценности для окружающих. В таких случаях человек идет на игнорирование неудач для сохранения привычной высокой оценки самого себя, своих поступков и дел. Происходит острое эмоциональное отталкивание всего, что нарушает представление о себе” (Л.Д. Столяренко, 1999, стр. 274). Патронатный воспитатель с таким уровнем самооценки наименее желателен, поскольку с ним трудно работать специалистам детского учреждения, которые осуществляют психолого-медико-педагогическое сопровождение ребенка.

Чтобы выявить индивидуально-типологические особенности наших социальных матерей, мы воспользовались стандартной методикой непроизвольного рисунка “Конструктивный рисунок человека из геометрических фигур”. Согласно полученным рисункам мы пришли в выводу, что в группе обследованных почти в равной степени присутствуют субъекты всех положительных типов личности: “руководитель”, “ответственный исполнитель”, “тревожно-мнительный тип”, “ученый”, “интуитивный тип”, “конструктор- изобретатель», «художник” и “эмоционально-сочувствующий тип”. Не выявлен среди них лишь восьмой тип личности -“Черствость”, который характеризуется равнодушием к переживаниям других людей, карьеризмом и жестокостью.

Хороший патронатный воспитатель, на наш взгляд, должен не только обладать определенным набором положительных личностных качеств, но и уметь грамотно строить межличностные отношения со взрослыми и детьми. Следовательно, ему должены быть присущи лучшие коммуникативные качества, оптимальный стиль и структура взаимоотношений с другими людьми.

Для изучения особенностей межличностных отношений наших воспитателей мы воспользовались методикой диагностики межличностных отношений Т.Лири, который выделил 8 типов и 16 более конкретных стилей межличностного взаимодействия людей.

Анализ результатов показал, что подавляющее большинство наших женщин использует положительные стили взаимоотношений с людьми, способствующие эффективной воспитательной работе с молодежью (см. Таблицу 1).

                                                                                                                                      Таблица 1

.

№ п№ п/п Тип взаимоотношений Стиль взаимоотношений К-во человек К-во чел. (в %)
11. Авторитарный Уверенный, настойчивый 8 47,1
    Доминантный, энергичный 6 35,3
    Властный, диктаторский 3 17,6
22. Доминирующий Уверенный, независимый 16 94,1
    Самодовольный, обособленный 1 5,9
    Самовлюбленный, заносчивый - -
33. Агрессивный Упорный, настойчивый 14 82,4
    Строгий, резкий, насмешливый 3 17,6
    Враждебный, жестокий - -
44. Недоверчивый Реалистичный, критичный 13 76,5
    Скрытный, разочарованный 4 23,5
    Подозрительный, обидчивый - -
55. Застенчивый Скромный, сдержанный 7 41,2
    Застенчивый, послушный 10 58,8
    Слабовольный, пассивный - -
66. Зависимый Конформный, мягкий, вежливый 12 70,6
    Послушный, беспомощный 4 23,5
    Неуверенный в себе, тревожный 1 5,9
77. Сотрудничающий Дружелюбный, помогающий 3 17,7
    Любезный, гибкий, приспосабливающийся 14 82,3
88. Альтруистический Добрый, заботливый 2 11,8
    Гиперответственный, жертвующий собой для других 15 88,2

 

 

В частности, в авторитарном типе у половины патронатных воспитателей (47,1%) преобладает стиль уверенности в себе, упорства и настойчивости, что говорит о наличии у них педагогических и организаторских способностей. Третья часть наших женщин (35,3%) в этом типе взаимоотношений предпочитает доминантный, энергичный, успешный в делах стиль, требует к себе уважения, может быть нетерпима к критике. Лишь незначительное число из них (17,6%) проявляет властный, диктаторский, деспотичный характер и не склонны принимать советы.

В доминирующем типе подавляющее большинство женщин (94,1%) выбирает уверенный, независимый стиль общения. Лишь одна из них проявляет самодовольство и обособленность, а такие качества как самовлюбленность и расчетливость вообще для них не характерны.

Тип агрессивности проявляется у большинства патронатных воспитателей (82,4%) как упорство и настойчивость, а у меньшинства (17,6%) - как строгость, резкость и насмешливость. При этом такие качества, как враждебность и жестокость отсутствуют полностью.

Свойство недоверчивости выражено у наших патронатных воспитателей (76,5%) как реалистичность и критичность, лишь у немногих (23,5%) была выявлена скрытность и разочарованность, а стиль подозрительности и обидчивости для них не характерен вовсе.

Кроме того, наши женщины, как правило, скромны и сдержаны (41,2%), застенчивы и послушны (58,8%), однако не проявляют слабоволия и пассивности. Они в подавляющем большинстве (70,6%) конформные, мягкие и вежливые, могут быть также послушными и беспомощными (23,5%). В сотрудничестве для них характерны не только дружелюбие и взаимопомощь (17,7%), но и любезность, гибкость и приспосабливаемость (82,3%). В то же время их альтруизм проявляется чаще всего (88,2%) как гиперответственность и способность жертвовать собой для других.

Известно, что воспитание проблемного ребенка сопровождается постоянной борьбой с его отрицательными привычками и качествами характера, поэтому общение между ребенком и воспитателем в патронатной семье, как правило, изобилует противоречиями и конфликтами. Поэтому нам важно было выяснить, каковы особенности поведения наших патронатных воспитателей в конфликтных межличностных ситуациях, возникающих в их семьях. Оценка способов реагирования в конфликтах наших испытуемых с помощью диагностической методики К. Н. Томаса показала, что наиболее предпочитаемыми формами их социального поведения в проблемных ситуациях являются сотрудничество (35,3%), компромисс (23,5%) или избежание конфликта (17,6%), а приспособление и соперничество при разрешении проблемных ситуаций являются скорее исключением, чем правилом (1-2 человека).

Чрезвычайно интересным вопросом в патронатной службе является также характер отношения приемной матери к своему воспитаннику, который часто имеет отставание в психическом развитии, соматические нарушения здоровья, страхи, агрессивность, неадекватную самооценку, ригидность и общую педагогическую запущенность. Наши исследования (тест-опросник родительского отношения А.Я.Варга и В.В.Столина) показали, что большинство наших социальных матерей (43,8%) относятся к своим приемным детям как к “маленьким неудачникам”. Осознавая его личную и социальную несостоятельность, патронатная мама не доверяет своему воспитаннику, строго контролирует его действия, интересы и круг общения. К сироте относятся как к ребенку, который не приспособлен к жизни, неуспешен, открыт для дурных влияний.

Четвертая часть воспитателей (25%) использует в учебно-воспитательной работе с ребенком “авторитарную гиперсоциализацию”, то есть требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. За проявления своеволия ребенка строго наказывают. Такие социальные матери пристально и ревностно следят за достижениями своего воспитанника, его индивидуальными особенностями, привычками, мыслями и чувствами. Некоторые из обследованных воспитателей (18,8%) часто испытывают к приемному ребенку злость, досаду, раздражение и неуважение (ведущий стиль общения “Отвержение”).

Более демократичные, сотрудничающие с ребенком стили родительских отношений такие, как “Кооперация”, когда родители доверяют ребенку, уважают его, поощряют его самостоятельность, инициативность, стараются быть на равных, или “Симбиоз”, когда родитель ощущает себя с ребенком единым целым, старается удовлетворить все его потребности, оградить от неприятностей жизни, для наших патронатных воспитателей не характерны и встречаются лишь в единичных случаях.

На наш взгляд, такое положение дел вполне оправдано и является нормальным для патронатных семей, поскольку проблемность и неблагополучность детдомовского ребенка не дает возможность воспитателю, даже в нормальных социально-бытовых условиях, обращаться с ним, как со здоровой и полноценной личностью.

Обобщая результаты исследования, можно сказать, что наше предположение подтвердилось, то есть мы можем говорить о существовании у всех патронатных воспитателей идентичных личностных качеств и стиля взаимоотношений с людьми. Одним словом, существует определенный психологический портрет личности, взявшей на себя тяжелую ношу опеки и воспитания чужого, проблемного ребенка.

Помимо этого, обозначился перечень психодиагностических методик, которые можно использовать для выявления “профпригодности” человека к патронатной деятельности, что крайне необходимо для отбора кандидатов в патронатные воспитатели.

Более того, опыт общения и диагностической работы с действующими патронатными воспитателями в д/доме «Надежда» показывает, что единого стандарта, то есть конкретного типа личности, способного к эффективной работе и педагогически грамотному общению с неблагополучным, “трудным” ребенком не существует, да и не должно быть, поскольку дети все разные по характеру и патологическим особенностям. Поэтому при работе с кандидатами в патронатные воспитатели, опекуны или приемные родители, необходимо обращать внимание не только на достоинства человека, а на наличие или отсутствие у него противопоказаний к попечительской деятельности.

Исходя из результатов нашего исследования, такими противопоказаниями (психологический портрет антивоспитателя ) являются:

          - сильно завышенный уровень самооценки (r = 0,8 - 1);

          - выраженная экстраверсия или интроверсия личности;

          - присутствие у человека таких стилей межличностного взаимодействия как самодовольство и обособленность, самовлюбленность и заносчивость, враждебность и жестокость, подозрительность и обидчивость, слабоволие и пассивность, неуверенность в себе и тревожность (см. Таблицу 1);

        - отсутствие в его рисунке человека из геометрических фигур окружностей, что характеризуется как «черствость»;

        - наличие таких особенностей почерка, как:

        а) очень маленькие, округлые, наклоненные влево буквы, ползущие вниз строки, легкая сила нажима без размашистости, неразборчивость букв (пассивная, робкая, романтичная личность с мягким, кротким характером);

       б) крупные, угловатые, склонные к разъединению буквы с сильным наклоном вправо, ползущие вверх строки, большая размашистость и сила нажима, текст узнается легко (талантливый индивидуалист, вспыльчив, обидчив, труден в общении, недисциплинирован и заносчив);

             - соперничество как ведущий способ реагирования в межличностных конфликтах.

Разумеется, разовое изучение личностных особенностей и противопоказаний патронатного воспитателя недостаточно полно отражает существо вопроса, поэтому мы намереваемся продолжить наши исследования и расширить объем диагностических методик для определения «профессиональной пригодности» личности к патронатной службе. Поскольку дети, лишенные родителей, нуждаются в особом профессиональном отношении к ним. Брошенному родителями ребенку нужен ДРУГ, способный к настоящему пониманию, человек, который поможет правильно ориентироваться в жизни и реализовать себя.

 


[1]Сайты фонда в интернете www.opeca.ru & www.innewfamily.ru  

[2] Для удобства в дальнейшем тексте этой аббревиатурой мы будем обозначать орган опеки и попечительства.

[3] Термин «замещающая семья» мы используем для обозначения таких форм устройства как: усыновление, опека, приемная семья и другие инновационные формы.

[4] «Семейного патроната» - в новой редакции соответствующих законодательных предложений Минобразования. – Сост.

[5] Согласно Ч. 3 ст. 17 Закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 20.07.95 №181-ФЗ (Инвалиды имеют право на дополнительную жилую площадь в виде отдельной комнаты в соответствии с перечнем заболеваний, утверждаемым Правительством Российской Федерации) и п. 2, 6, 14 Правил, утвержденных постановле­нием Правительства РФ от 27.07.96 Постановление Правительства РФ №214 от 28.02.1996 "Об утверждении перечня заболеваний...".

[6] Данное положение было закреплено ранее в ст. 133 КоБС. На сегодняшний день данное требование нашло свое отражение в ст. 37 ГК РФ и ст. 60 СК РФ.

[7] Снятие запрета на операции с данным счетом происходит при предоставлении документов, по которым видно, что на ребенка оформлена доля, равная доли, которую он имел в отчуждаемом жилом помещении.

[8] О способах зашиты имущественных интересов несовершеннолетнего см. далее.

[9] В данном случае существует несколько способов сохранности имущественных интересов несовершеннолетнего, о которых будет сказано далее.

[10] Здесь речь идет о приобретаемой жилой площади, которая по стоимости и метражу менее отчуждаемой.

[11] В данном случае необходимо направить запрос на проведение акта обследования. Акт обследования должен быть составлен органами опеки и попечительства по месту нахождения приобретаемою жилья либо образовательным учреждением и должен содержать заключение о возможности несовершеннолетнего проживать в данном жилом помещении.

[12] На практике данное требование вызывает негативную реакцию со стороны законных представителей, но его наличие обеспечивает наиболее полную защиту интересов несовершеннолетнего органами опеки и попечительства, так как такие сделки часто совершаются родителями, больными хроническим алкоголизмом.

 

[13] В этом случае на имя несовершеннолетнего должен быть открыт счет в сберегательном банке, на который перечисляется сумма, равная доли ребенка в отчуждаемой жилой площади, либо приобретается другое жилое помещение, также равное по стоимости доли ребенка в отчуждаемой жилой площади. Вопрос сохранности денежной суммы на счете или приобретенного взамен отчуждаемого жилого помещения будет рассмотрен далее.

[14] В распоряжении это должно звучать примерно так: «...разрешить продажу (мену и т.д.)...при условии перечисления на счет...».

[15] Здесь данный момент идет примерно в следующей редакции: «...принимая во внимание, что на счет несовершеннолетнего...перечислена сумма..., разрешить...продажу (мену и т.д.)...».

[16] Причина этого кроется в том, что открытый на имя несовершеннолетнего счет «арестовывается» органом опеки и попечительства. В результате этого, операции по счету проводятся только с его разрешения до достижении ребенком возраста 18 лет. Данная сумма   имеет характер целевого использования и предназначена только для приобретения на имя несовершеннолетнего другой жилой площади. Данная мера сохранения имущественных интересов несовершеннолетних является «палкой о двух концах». Поскольку, принимая во внимание инфляционные процессы в стране, покупательская способность суммы, находящейся на счете со всеми накоплениями к достижению ребенком возраст 18 лет может быть снижена в несколько раз. И все это при том, что органы опеки и попечительства неохотно идут на открытие валютных счетов на имя несовершеннолетних. Это связано с тем, что сберегательный банк не идет на меры по ограничению операций с валютными счетами по просьбе органа опеки и попечительства. Кроме того, поскольку оценка жилой площади производится но данным БТИ, соответственно сумма, перечисленная на счет ребенка в несколько раз меньше действительной рыночной стоимости. Поэтому второй механизм защиты прав предполагается более надежным.

[17] За исключением особо сложных вопросов.

[18] За исключением обмена муниципальной жилой площади, когда должно быть дано не разрешение, а согласие в виде письма, подписанного главой органа местного самоуправления.

[19] Здесь и далее «продаваемая» жилая площадь та, из которой ребенок выезжает, «приобретаемая» - куда ребенок въезжает.

[20] Заявление также должно быть подписано всеми лицами зарегистрированными, являющимися собственниками, или не вошедшими в число собственников при приватизации, но проживающими в тот момент на покупаемой жилой площади. При этом, как и в случае с продаваемой жилой площадью, должно быть соблюдено правило отчуждение доли имущества, нажитой в совместном браке. Здесь допускается принятие надлежащим образом заверенного заявления.

[21] В случае нахождения одного родителя в розыске или при наличии его заявления об отказе oт осуществления родительских обязанностей, орган опеки и попечительства может принять решение о разрешении совершения сделки, при которой жилищные или имущественные интересы несовершеннолетнего ущемлены не будут.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 79; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.196.182 (0.042 с.)