Разрушение корпуса всеобщих культурных образцов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Разрушение корпуса всеобщих культурных образцов



Это третий глобальный вызов, связанный с разрушением тре-

тьей опоры традиционной школы — стабильного корпуса «фун-

даментального знания», консенсусного списка всеобщих куль-

турных единиц, которые должны быть освоены и усвоены.

У этой проблемы два аспекта.

Во-первых, расширяется разрыв между взрослой и молодеж-

ной культурой. Зона культурного взаимопонимания взрослых

и детей сужается: например, литература XIX в. и ее герои не мо-

гут служить зеркалом тех переживаний, которые свойственны

современному подростку, он не узнает себя в них, а потому они

ему чужды. Содержание школьного образования, таким образом,

все более отчуждается и вследствие этого формализуется. С дру-

гой стороны, при стремительном росте объема потенциально до-

ступной информации сами культурные содержания, на материа-

ле которых происходит взросление, неизвестны взрослой части

общества, будь то педагоги или родители. Таким образом, набо-

ры канонических произведений культуры для разных поколений

расходятся, что затрудняет межпоколенный диалог. Однако от-

каз от традиционного содержания образования только усугубит

межпоколенный разрыв и приведет к маргинализации — сначала

молодых, а через несколько десятилетий и их родителей.

Для школы это создает серьезную проблему разработки кри-

териев для отбора содержания образования. Все сложнее стано-

вится убедить школьников и родителей в необходимости изуче-

ния классических текстов, дисциплин, проблем.

Второй аспект проблемы разрушения единого корпуса куль-

турных образцов связан с возрастанием внутренних и внешних

миграционных потоков. Культурная неоднородность российско-

го общества усиливается. В связи с ростом численности мигран-

тов школам требуются программы обучения русскому языку, со-

циальной и культурной интеграции, профилактики ксенофобии,

специальной подготовки педагогов. Сегодня российская школа

оказывается неготовой к тому, что в школах и классах вместе

учатся представители разных культур.

Отвечая на указанные вызовы, школьные системы, в кото-

рых до недавнего времени определение учебного содержания

было децентрализованным, усиливают стандартизацию обра-

зовательных программ и ведут дискуссии об общем содержа-

нии образовании. В ряде стран даже развернуты специальные

проекты определения «культурной грамотности», в ходе кото-

рых формируются своеобразные стандарты того, «что должен

знать каждый». О серьезном отставании в этом отношении оте-

чественной педагогической науки и экспериментальной практи-

ки свидетельствуют трудности с разработкой и обсуждением фе-

деральных образовательных стандартов.

Становление нового технологического уклада

И инновационной экономики

Современная цивилизация навязывает человеку совершенно но-

вый уровень технологической компетентности. Взаимодействие

с усложняющимися технологическими средствами требует по-

Раздел I I I. Новая социальная политика Глава 11. Новая школа

332 333

нимания инженерных основ современного мира, которое мог-

ло бы формироваться в процессе обучения. Однако сегодняшнее

содержание образования ориентируется в лучшем случае на по-

литехническую модель конца XIX в., связывая технологичность

лишь с основаниями естественных наук. Главные составляющие

современного школьного знания практически не учитывают осо-

бенности новой технологической среды, прежде всего Интер-

нета. Возникают новые риски для социализации и образования,

поскольку школьное знание оказывается малоинтересным, а ме-

тоды обучения — неадекватными.

Передовые школьные системы усиливают обучение мате-

матике и естественным наукам, поскольку доказано, что имен-

но владение материалом этих дисциплин является важнейшим

фактором формирования технологической компетентности. Су-

щественно меняется и изучение собственно технологий. В обра-

зовательных стандартах многих стран появляются дисциплины,

связанные с конструированием и проектированием, в практи-

ке преподавания начинают активно использоваться современ-

ные технологии, включая симуляторы реальных технологиче-

ских процессов и систем.

В последние годы в российском образовании достигнут су-

щественный прогресс в распространении информационно-ком-

муникационных технологий. В рамках национального проекта

«Образование», проектов модернизации образования все шко-

лы были подключены к Интернету, осуществлены масштабные

закупки компьютеров, интерактивных досок, в результате чего

на один современный компьютер в школе в 2010 г. уже прихо-

дилось 16 учащихся, а не 500, как в 2000-м. Значительные сред-

ства инвестированы в создание банка цифровых образователь-

ных ресурсов. Многие учителя приняли участие в программах

повышения квалификации в области использования ИКТ. Одна-

ко исследования показывают, что реализованные меры не обе-

спечили существенных изменений в характере преподавания,

которое остается традиционным. Ресурсы Интернета в образо-

вательном процессе используются весьма неэффективно, в том

числе из-за низкой скорости подключения. Архаичным остает-

ся обучение технологии. Вместе с тем Россия имеет замечатель-

ные традиции математического образования, и именно оно мо-

жет стать локомотивом системы образования в ее продвижении

навстречу потребностям общества, возникшим в условиях ново-

го технологического уклада. Наше математическое образование

может стать лучшим в мире.

Высокотехнологичная экономика требует от образования не только

формирования технологической компетентности, но и стимулирова-

ния в детях креативности, проявления индивидуальности, активного

применения полученных знаний, а также преодоления подходов к об-

учению, ориентированных на подражание, копирование и послушание.

Об успешности выполнения образовательными системами задач,

выдвигаемых перед ними новым технологическим укладом, мож-

но судить, в частности, по результатам международного исследо-

вания PISA (Programme for International Student Assessment). Оно

оценивает читательскую грамотность, математическую и есте-

ственнонаучную компетентность выпускников основной школы

(15 лет), их способность применять в личностно и социально зна-

чимых ситуациях, выходящих за пределы учебных, полученные

знания и умения. Результаты исследований PISA, проведенных

в 2000–2009 гг., показали, что по всем ключевым для формирования

функциональной грамотности направлениям российские выпускни -

ки основной школы значительно отстают от сверстников из боль -

шинства развитых стран мира. В профиле образовательных до-

Таблица 1. Результаты России в решении образовательных задач

в исследовании PISA

2000 2003 2006 2009

Число стран 32 40 57 65

Положение России с учетом ошибки

измерения

27–29 32–34 37–40 41–43

Средний балл России 462 442 440 459



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 145; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.116.50 (0.019 с.)