Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Разрушение корпуса всеобщих культурных образцов
Это третий глобальный вызов, связанный с разрушением тре- тьей опоры традиционной школы — стабильного корпуса «фун- даментального знания», консенсусного списка всеобщих куль- турных единиц, которые должны быть освоены и усвоены. У этой проблемы два аспекта. Во-первых, расширяется разрыв между взрослой и молодеж- ной культурой. Зона культурного взаимопонимания взрослых и детей сужается: например, литература XIX в. и ее герои не мо- гут служить зеркалом тех переживаний, которые свойственны современному подростку, он не узнает себя в них, а потому они ему чужды. Содержание школьного образования, таким образом, все более отчуждается и вследствие этого формализуется. С дру- гой стороны, при стремительном росте объема потенциально до- ступной информации сами культурные содержания, на материа- ле которых происходит взросление, неизвестны взрослой части общества, будь то педагоги или родители. Таким образом, набо- ры канонических произведений культуры для разных поколений расходятся, что затрудняет межпоколенный диалог. Однако от- каз от традиционного содержания образования только усугубит межпоколенный разрыв и приведет к маргинализации — сначала молодых, а через несколько десятилетий и их родителей. Для школы это создает серьезную проблему разработки кри- териев для отбора содержания образования. Все сложнее стано- вится убедить школьников и родителей в необходимости изуче- ния классических текстов, дисциплин, проблем. Второй аспект проблемы разрушения единого корпуса куль- турных образцов связан с возрастанием внутренних и внешних миграционных потоков. Культурная неоднородность российско- го общества усиливается. В связи с ростом численности мигран- тов школам требуются программы обучения русскому языку, со- циальной и культурной интеграции, профилактики ксенофобии, специальной подготовки педагогов. Сегодня российская школа оказывается неготовой к тому, что в школах и классах вместе учатся представители разных культур. Отвечая на указанные вызовы, школьные системы, в кото- рых до недавнего времени определение учебного содержания было децентрализованным, усиливают стандартизацию обра- зовательных программ и ведут дискуссии об общем содержа-
нии образовании. В ряде стран даже развернуты специальные проекты определения «культурной грамотности», в ходе кото- рых формируются своеобразные стандарты того, «что должен знать каждый». О серьезном отставании в этом отношении оте- чественной педагогической науки и экспериментальной практи- ки свидетельствуют трудности с разработкой и обсуждением фе- деральных образовательных стандартов. Становление нового технологического уклада И инновационной экономики Современная цивилизация навязывает человеку совершенно но- вый уровень технологической компетентности. Взаимодействие с усложняющимися технологическими средствами требует по- Раздел I I I. Новая социальная политика Глава 11. Новая школа 332 333 нимания инженерных основ современного мира, которое мог- ло бы формироваться в процессе обучения. Однако сегодняшнее содержание образования ориентируется в лучшем случае на по- литехническую модель конца XIX в., связывая технологичность лишь с основаниями естественных наук. Главные составляющие современного школьного знания практически не учитывают осо- бенности новой технологической среды, прежде всего Интер- нета. Возникают новые риски для социализации и образования, поскольку школьное знание оказывается малоинтересным, а ме- тоды обучения — неадекватными. Передовые школьные системы усиливают обучение мате- матике и естественным наукам, поскольку доказано, что имен- но владение материалом этих дисциплин является важнейшим фактором формирования технологической компетентности. Су- щественно меняется и изучение собственно технологий. В обра- зовательных стандартах многих стран появляются дисциплины, связанные с конструированием и проектированием, в практи- ке преподавания начинают активно использоваться современ- ные технологии, включая симуляторы реальных технологиче- ских процессов и систем. В последние годы в российском образовании достигнут су- щественный прогресс в распространении информационно-ком- муникационных технологий. В рамках национального проекта
«Образование», проектов модернизации образования все шко- лы были подключены к Интернету, осуществлены масштабные закупки компьютеров, интерактивных досок, в результате чего на один современный компьютер в школе в 2010 г. уже прихо- дилось 16 учащихся, а не 500, как в 2000-м. Значительные сред- ства инвестированы в создание банка цифровых образователь- ных ресурсов. Многие учителя приняли участие в программах повышения квалификации в области использования ИКТ. Одна- ко исследования показывают, что реализованные меры не обе- спечили существенных изменений в характере преподавания, которое остается традиционным. Ресурсы Интернета в образо- вательном процессе используются весьма неэффективно, в том числе из-за низкой скорости подключения. Архаичным остает- ся обучение технологии. Вместе с тем Россия имеет замечатель- ные традиции математического образования, и именно оно мо- жет стать локомотивом системы образования в ее продвижении навстречу потребностям общества, возникшим в условиях ново- го технологического уклада. Наше математическое образование может стать лучшим в мире. Высокотехнологичная экономика требует от образования не только формирования технологической компетентности, но и стимулирова- ния в детях креативности, проявления индивидуальности, активного применения полученных знаний, а также преодоления подходов к об- учению, ориентированных на подражание, копирование и послушание. Об успешности выполнения образовательными системами задач, выдвигаемых перед ними новым технологическим укладом, мож- но судить, в частности, по результатам международного исследо- вания PISA (Programme for International Student Assessment). Оно оценивает читательскую грамотность, математическую и есте- ственнонаучную компетентность выпускников основной школы (15 лет), их способность применять в личностно и социально зна- чимых ситуациях, выходящих за пределы учебных, полученные знания и умения. Результаты исследований PISA, проведенных в 2000–2009 гг., показали, что по всем ключевым для формирования функциональной грамотности направлениям российские выпускни - ки основной школы значительно отстают от сверстников из боль - шинства развитых стран мира. В профиле образовательных до- Таблица 1. Результаты России в решении образовательных задач в исследовании PISA 2000 2003 2006 2009 Число стран 32 40 57 65 Положение России с учетом ошибки измерения 27–29 32–34 37–40 41–43 Средний балл России 462 442 440 459
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 145; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.116.50 (0.019 с.) |