Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Кризис традиционной модели детства
Это первый и наиболее значимый вызов. Традиционная система образования опиралась на определенную модель и логику взрос- ления ребенка. Условия, в которых взрослеют сегодняшние дети, радикально отличаются от тех, в которых росли их родители. Со- временные дети и их родители имеют существенно различающи- еся опыт и переживания. Нередко разрушаются, увы, и привыч- ные механизмы семейного воспитания. Сегодняшняя семья дает родителям больше возможностей строить карьеру (уход за деть- ми с помощью платных профессионалов), не держаться за неу- дачный брак, жить с новым партнером, соединяя в семью детей от разных браков. При этом коренным образом изменились ка- налы получения детьми социального опыта за пределами шко- лы: исчезает многопоколенная и многодетная семья с живущи- ми вместе братьями, сестрами, бабушками и дедушками; сокра- Раздел I I I. Новая социальная политика Глава 11. Новая школа 328 329 щается опыт дворового взросления. С другой стороны, ребенок очень рано вырывается из семейного детского мира в особый дет- ско-взрослый мир, сконструированный массмедиа, интернетом, индустрией детских товаров и услуг. Чтобы снизить риски новой среды взросления, нужен адекватный ответ системы образования. Традиционная школа, пытаясь сохранить собственное устрой- ство, которое хорошо работало как минимум сто лет, оказывает- ся неготовой к современному разнообразию детских опытов. Со- временная школа учит ребенка из далеко прошлого, в то время как в нее приходят учиться дети, выросшие в двадцать первом веке. В результате на территории школы не происходит встречи запроса со стороны ребенка и возможностей, предоставляемых ему образовательной программой: предлагаемое школой отвер- гается, ученики испытывают отчуждение от нее и скуку. В этих условиях школа вынуждена искать новые точки опоры. Школьные системы в разных странах строят специфические для каждой возрастной ступени методы воспитания и обучения, мо- делируют механизмы возрастных переходов со ступени на сту- пень. Все более широкое распространение получает раздельное существование начальных и старших школ. Большое внимание школы уделяют инициативе самих учащихся, стимулируют ее
и создают условия для внеурочной деятельности, в том числе в разновозрастных группах. Этот вызов также требует переоформления отношений шко- лы и семьи, создания специальных инструментов взаимодействия с семьями, которые раньше функционировали как социально-есте- ственные. Во-первых, необходимо выявить семьи, в которых нет достаточного социального и культурного капитала для поддерж- ки развития детей. Для них могут быть созданы специальные курсы по повышению родительской компетентности, им ока- зывается индивидуальная поддержка. Во-вторых, наиболее ак- тивные и компетентные семьи привлекаются к управлению школами вплоть до их прямого участия в обновлении образова- тельного процесса. В-третьих, как ответ на потребность многих современных семей в организации присмотра за детьми все бо- лее распространяется модель школы полного дня. Очевидной становится тенденция к увеличению в обществе доли образованных семей с высокими ожиданиями в отноше- нии школьного образования. Такие родители относятся к педа- гогам уважительно, но критически, а их деятельность расцени- вают как оказание услуги, а не как подвижничество. Эти семьи создают и вызов, и новые возможности для школы. Росту вовлеченности семей в образование детей во многом препятствует недостаточная прозрачность системы образования, дефицит информации об образовательных учреждениях, их про- граммах и качестве образования. В последние годы в этом на- правлении достигнут определенный прогресс: в Законе «Об об- разовании» закреплено требование наличия официального сайта образовательной организации и сформулирован перечень обя- зательных для размещения сведений; 61,5% школ размещают на сайтах публичные доклады1. Однако качество инструментов информирования и обратной связи остается низким. Одним из перспективных вариантов создания таких инстру- ментов является развитие национальных и региональных ин- формационных интернет-сервисов, обеспечивающих поддержку потребителя в поиске и осознанном выборе образовательных ор- ганизаций и услуг. Первым успешным примером такого рода яв-
ляется проект «Социальный навигатор», реализуемый РИА Но- вости 1.3.2. Утрата формальным образованием монополии на образование и социализацию Своеобразной опорой традиционной модели школы была ску- дость каналов распространения знаний: она поддерживала пре- стиж школы и учителя. С появлением новых каналов и источ- ников информации, с резким ростом возможностей доступа к любым информационным сегментам современного мира шко- ла утрачивает монополию на формирование знаний, навыков и образцов поведения. Все больш е д е т е й в развит ы х с транах уходят из традиционной школ ы в буквальном с м ыс л е: они получают образовани е дома, в заочн ы х и в е ч е рних школах. Е щ е бoльшая доля д е т е й при с ут с тву е т в школах лишь формально, о с новн ы м м ес том взро с л е ния для них с тановят с я вн е школьн ые клуб ы, се т е в ые с ообщ ес тва, рабочи е м ес та. Ш кола во многих с транах пр е враща е т с я из монополи с та в коорди- натора образования и с оциализации. Ус п е х такой д е ят е льно с ти за- ви с ит от зр е ло с ти и развито с ти дополнит е льного образования, ко- 1 Данные мониторинга «Наша новая школа». Раздел I I I. Новая социальная политика Глава 11. Новая школа 330 331 торо е фактич ес ки п е р ес та е т б ы ть дополнит е льн ы м, а с тановит с я с ф е рой откр ы того образования. И м е нно в эту с ф е ру вклад ы вают- с я се годня го с удар с тв е нн ые и н е го с удар с тв е нн ые р ес ур сы. Другое важнейшее направление деятельности школы, утра- тившей монополию на знание,— выстраивание кооперации с Интернетом. Выход образования в Сеть стал для большинства развитых стран фактом. Он предполагает как прямое участие образования в формировании сетевых проектов и ресурсов, так и использование системой образования и социализации в разви- вающихся странах имеющихся сетевых ресурсов. Вопреки этим трендам государственная образовательная по- литика России практически не охватывает сферу неформального образования и социализации детей: медиасферу, Интернет, ин- дустрию развлечений. Россия значительно отстает от стран За- падной Европы по количеству телеканалов для детей. Например, во Франции и Великобритании функционируют 17 телеканалов, в Германии — 9, а общее количество детских телеканалов в стра- нах ЕС — около 130. На территории РФ зарегистрированы 24 дет- ских телеканала, но общероссийским является только «Карусель». Не выработано целенаправленной государственной полити- ки и в сфере индустрии товаров и услуг для детей. При этом вли- яние игрушек и игровых развивающих сред на ребенка весьма значительно, а рынок детских товаров в России — один из самых интенсивно развивающихся (объем рынка детских товаров со- ставляет 14,4 млрд долл., средний рост рынка — около 15% в год).
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 217; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.53.209 (0.182 с.) |