Кризис традиционной модели детства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кризис традиционной модели детства



Это первый и наиболее значимый вызов. Традиционная система

образования опиралась на определенную модель и логику взрос-

ления ребенка. Условия, в которых взрослеют сегодняшние дети,

радикально отличаются от тех, в которых росли их родители. Со-

временные дети и их родители имеют существенно различающи-

еся опыт и переживания. Нередко разрушаются, увы, и привыч-

ные механизмы семейного воспитания. Сегодняшняя семья дает

родителям больше возможностей строить карьеру (уход за деть-

ми с помощью платных профессионалов), не держаться за неу-

дачный брак, жить с новым партнером, соединяя в семью детей

от разных браков. При этом коренным образом изменились ка-

налы получения детьми социального опыта за пределами шко-

лы: исчезает многопоколенная и многодетная семья с живущи-

ми вместе братьями, сестрами, бабушками и дедушками; сокра-

Раздел I I I. Новая социальная политика Глава 11. Новая школа

328 329

щается опыт дворового взросления. С другой стороны, ребенок

очень рано вырывается из семейного детского мира в особый дет-

ско-взрослый мир, сконструированный массмедиа, интернетом,

индустрией детских товаров и услуг. Чтобы снизить риски новой

среды взросления, нужен адекватный ответ системы образования.

Традиционная школа, пытаясь сохранить собственное устрой-

ство, которое хорошо работало как минимум сто лет, оказывает-

ся неготовой к современному разнообразию детских опытов. Со-

временная школа учит ребенка из далеко прошлого, в то время

как в нее приходят учиться дети, выросшие в двадцать первом

веке. В результате на территории школы не происходит встречи

запроса со стороны ребенка и возможностей, предоставляемых

ему образовательной программой: предлагаемое школой отвер-

гается, ученики испытывают отчуждение от нее и скуку.

В этих условиях школа вынуждена искать новые точки опоры.

Школьные системы в разных странах строят специфические для

каждой возрастной ступени методы воспитания и обучения, мо-

делируют механизмы возрастных переходов со ступени на сту-

пень. Все более широкое распространение получает раздельное

существование начальных и старших школ. Большое внимание

школы уделяют инициативе самих учащихся, стимулируют ее

и создают условия для внеурочной деятельности, в том числе

в разновозрастных группах.

Этот вызов также требует переоформления отношений шко-

лы и семьи, создания специальных инструментов взаимодействия

с семьями, которые раньше функционировали как социально-есте-

ственные. Во-первых, необходимо выявить семьи, в которых нет

достаточного социального и культурного капитала для поддерж-

ки развития детей. Для них могут быть созданы специальные

курсы по повышению родительской компетентности, им ока-

зывается индивидуальная поддержка. Во-вторых, наиболее ак-

тивные и компетентные семьи привлекаются к управлению

школами вплоть до их прямого участия в обновлении образова-

тельного процесса. В-третьих, как ответ на потребность многих

современных семей в организации присмотра за детьми все бо-

лее распространяется модель школы полного дня.

Очевидной становится тенденция к увеличению в обществе

доли образованных семей с высокими ожиданиями в отноше-

нии школьного образования. Такие родители относятся к педа-

гогам уважительно, но критически, а их деятельность расцени-

вают как оказание услуги, а не как подвижничество. Эти семьи

создают и вызов, и новые возможности для школы.

Росту вовлеченности семей в образование детей во многом

препятствует недостаточная прозрачность системы образования,

дефицит информации об образовательных учреждениях, их про-

граммах и качестве образования. В последние годы в этом на-

правлении достигнут определенный прогресс: в Законе «Об об-

разовании» закреплено требование наличия официального сайта

образовательной организации и сформулирован перечень обя-

зательных для размещения сведений; 61,5% школ размещают

на сайтах публичные доклады1. Однако качество инструментов

информирования и обратной связи остается низким.

Одним из перспективных вариантов создания таких инстру-

ментов является развитие национальных и региональных ин-

формационных интернет-сервисов, обеспечивающих поддержку

потребителя в поиске и осознанном выборе образовательных ор-

ганизаций и услуг. Первым успешным примером такого рода яв-

ляется проект «Социальный навигатор», реализуемый РИА Но-

вости

1.3.2. Утрата формальным образованием монополии

на образование и социализацию

Своеобразной опорой традиционной модели школы была ску-

дость каналов распространения знаний: она поддерживала пре-

стиж школы и учителя. С появлением новых каналов и источ-

ников информации, с резким ростом возможностей доступа

к любым информационным сегментам современного мира шко-

ла утрачивает монополию на формирование знаний, навыков

и образцов поведения.

Все больш е д е т е й в развит ы х с транах уходят из традиционной

школ ы в буквальном с м ыс л е: они получают образовани е дома, в

заочн ы х и в е ч е рних школах. Е щ е бoльшая доля д е т е й при с ут с тву е т

в школах лишь формально, о с новн ы м м ес том взро с л е ния для них

с тановят с я вн е школьн ые клуб ы, се т е в ые с ообщ ес тва, рабочи е м ес та.

Ш кола во многих с транах пр е враща е т с я из монополи с та в коорди-

натора образования и с оциализации. Ус п е х такой д е ят е льно с ти за-

ви с ит от зр е ло с ти и развито с ти дополнит е льного образования, ко-

1 Данные мониторинга «Наша новая школа».

Раздел I I I. Новая социальная политика Глава 11. Новая школа

330 331

торо е фактич ес ки п е р ес та е т б ы ть дополнит е льн ы м, а с тановит с я

с ф е рой откр ы того образования. И м е нно в эту с ф е ру вклад ы вают-

с я се годня го с удар с тв е нн ые и н е го с удар с тв е нн ые р ес ур сы.

Другое важнейшее направление деятельности школы, утра-

тившей монополию на знание,— выстраивание кооперации

с Интернетом. Выход образования в Сеть стал для большинства

развитых стран фактом. Он предполагает как прямое участие

образования в формировании сетевых проектов и ресурсов, так

и использование системой образования и социализации в разви-

вающихся странах имеющихся сетевых ресурсов.

Вопреки этим трендам государственная образовательная по-

литика России практически не охватывает сферу неформального

образования и социализации детей: медиасферу, Интернет, ин-

дустрию развлечений. Россия значительно отстает от стран За-

падной Европы по количеству телеканалов для детей. Например,

во Франции и Великобритании функционируют 17 телеканалов,

в Германии — 9, а общее количество детских телеканалов в стра-

нах ЕС — около 130. На территории РФ зарегистрированы 24 дет-

ских телеканала, но общероссийским является только «Карусель».

Не выработано целенаправленной государственной полити-

ки и в сфере индустрии товаров и услуг для детей. При этом вли-

яние игрушек и игровых развивающих сред на ребенка весьма

значительно, а рынок детских товаров в России — один из самых

интенсивно развивающихся (объем рынка детских товаров со-

ставляет 14,4 млрд долл., средний рост рынка — около 15% в год).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 217; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.53.209 (0.182 с.)