Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Ухудшение качества педагогического корпуса
Доля учителей с высшим образованием в России выше, чем в странах ОЭСР. При этом российские учителя в среднем не- сколько старше своих коллег. Имеющиеся данные позволяют ут- верждать, что проблема заключается не только в привлечении выпускников педвузов в школу, но и в их закреплении в про- фессии: за последние пять лет доля учителей со стажем до двух лет немного увеличилась, а со стажем от двух до пяти лет — со- кратилась. Раздел I I I. Новая социальная политика Глава 11. Новая школа 312 313 Для российского образования характерен так называемый двойной негативный отбор кадров: во‑первых, в педагогические вузы идут, как правило, не «по призванию», а в связи с тем, что не удалось поступить в более престижные учебные заведения; а во‑вторых, лучшие выпускники педвузов в силу малой при- влекательности условий труда учителя (низкая заработная пла- та, отсутствие пространства карьерного роста и т. д.) не работа- ют по специальности. По данным Мониторинга качества приема в государственные вузы1, в 2011 г. в некоторые педагогические вузы поступили выпускники школ, набравшие по ЕГЭ не более 32–34 баллов из 100. В стране практически не происходит обновление педагоги- ческого корпуса. Доля учителей пенсионного возраста за 2002– 2010 гг. выросла с 11 до 18%. При этом педагоги в возрасте до 30 лет составляют всего 13% общей численности. Ежегодно один- два новых учителя появляются лишь в 60% школ, в остальных педагогический состав не пополняется молодежью. В то же вре- мя стремительно сокращается количество педагогических вакан- сий: по данным Министерства образования и науки РФ, в 2008 г. было 40 тыс. вакансий педагогов, а в 2011 г. их осталось не бо- лее 8 тыс. Основной причиной низкой сменяемости кадров является не- достаточное пенсионное обеспечение педагогов. Сегодня доход пенсионера меньше дохода работающего учителя в 3–4 раза. При таких условиях учителя стремятся работать в школе «до послед- него дня», препятствуя тем самым естественному обновлению кадров. При значительной доле учителей пенсионного возраста и крайне медленном обновлении кадрового состава педагогических работни- ков вложения в повышение их квалификации не могут быть эффек- тивными. Существующая модель подготовки избыточного количе-
ства будущих учителей в специализированных вузах не позволяет преодолеть двойной негативный отбор и не обеспечивает профес- сиональную компетентность учителя, соответствующую современным требованиям. 1 Подготовлен Высшей школой экономики (НИУ ВШЭ) и РИА Новости в рам- ках совместного проекта «Общественный контроль за процедурами приема в вузы как условие обеспечения равного доступа к образованию» по заказу Общественной палаты РФ. Ключевым фактором, определяющим негативные тенденции, является низкая заработная плата педагогов. В практике меж- дународных сравнительных исследований наиболее часто рас- сматриваются три показателя: собственно оплата труда (годовая заработная плата учителя с 15-летним стажем и минимальной подготовкой, включая налоги, в долларах по ППС), а также от- ношение заработной платы той же категории преподавателей к ВВП на душу населения и к средней заработной плате заня- тых в экономике с тем же уровнем образования. Конечно, размер оплаты труда в образовании зависит от уров- ня экономического развития страны, но (как видно из рисунка) уровень оплаты труда педагогов в нашей стране существенно ниже, чем должен был бы быть исходя из сложившихся в мире со- отношений. Более того, в странах с ВВП на душу населения мень- ше, чем в России,— в Чили и Мексике — зарплата педагогов в аб- солютном выражении в четыре раза выше, чем в нашей стране. Заработная плата учителя средней школы в России составля- ет 37% средней заработной платы занятых в экономике специ- 0 10 000 20 000 30 000 40 000 50 000 60 000 70 000 0,0 10000,0 20000,0 30000,0 40000,0 50000,0 60000,0 _______ __________ _____, ____. ___ ___ __ __ ________, ____. ___ Рис. 5. Средняя заработная плата учителя начальной школы с 15-летним стажем в странах ОЭСР и в России, международные доллары по ППС в год Раздел I I I. Новая социальная политика Глава 11. Новая школа 314 315 алистов с третичным образованием. Это меньше, чем в любой из стран ОЭСР, и в два раза ниже среднего показателя по стра- нам ОЭСР (81%)1. По данным мониторинга «Наша новая школа»2, в 2010 г. сред- немесячная начисленная заработная плата учителей общеобра-
зовательных учреждений в России составляла около 13,8 тыс. руб. (средняя зарплата по экономике, согласно данным Росстата, со- ставила около 24,1 тыс. руб.). Только в 10% субъектов РФ зарпла- та учителей достигала уровня средней заработной платы по эко- номике региона или превышала ее. С 2011 г. реализуются региональные проекты модернизации систем общего образования, приоритетной задачей которых яв- ляется существенное повышение среднего уровня заработной платы учителей. Среднемесячная начисленная заработная пла- та приблизилась к 21 тыс. руб. Средний уровень заработной пла- ты учителей доведен до среднего значения по экономике реги- она или превышает его в 69 субъектах Российской Федерации. Численность молодых специалистов за год увеличилась на 10%. Это существенный рывок, однако есть все основания полагать, что данный проект, к сожалению, не позволит системно и в раз- умные сроки решить проблему качества педагогического корпуса. Сегодняшняя привязка заработной платы учителей к средней по региону при усилении межрегиональной трудовой мобильно- сти может усиливать дифференциацию региональных систем об- разования по качеству педагогического состава. При этом более высокий уровень оплаты не приведет к немедленному повыше- нию качества работы учителей, поскольку восстановление трудо- вой лояльности и овладение современными технологиями требу- ет изменения сложившейся профессиональной и организацион- ной культуры. В среднесрочной перспективе повышение зарплаты без решения проблемы пенсионного обеспечения может привести к замедлению качественного обновления учительского корпуса. В дошкольных образовательных учреждениях наблюдается тенденция к консервации низкого, даже по сравнению со школь- 1 Это данные 2009 г., они не учитывают значительного роста заработной платы учителей в 2011 г. 2 Электронный мониторинг реализации НОИ «Наша новая школа» производится АНО ДПО «Институт проблем образовательной политики «Эврика» — http:// www.kpmo.ru/. ными педагогами, уровня заработной платы педагогического персонала. В настоящее время он составляет 60% от средней за- работной платы по экономике. Это существенно снижает каче- ство услуг по содержанию и обучению воспитанников и ведет к дискриминации группы работников дошкольного образования. Следует, однако, отметить, что низкая заработная плата рос- сийских учителей частично компенсируется меньшей, чем у их коллег в странах ОЭСР, аудиторной нагрузкой Только в двух странах из 32-х, по которым имеются данные,— в Греции и Польше — учителя проводят в классе меньше времени, чем в России. Также в России одно из самых низких соотношений численности учащихся и преподавателей в средней школе — 8,7 с учетом степени занятости против 13,5 в странах ОЭСР в сред- нем. Наполняемость класса в России также значительно ниже, чем в странах ОЭСР в среднем (17,9 против 24), и меньше, чем в любой из стран ОЭСР, по которым имеются данные. Поэтому задачи оптимизации соотношения учитель/ученик остаются актуальными. Вместе с тем преимущественное внима- ние к ним в последние годы приводило к вытеснению вопросов качества преподавания на периферию образовательной полити-
ки. Международный опыт свидетельствует, что высокоразвитые _________ _____ ________ _____ _______ _____ 507 507 779 701 656 ______ _______ __ ____ Рис. 6. Аудиторная нагрузка преподавателей по ступеням образования, часов в год Раздел I I I. Новая социальная политика Глава 11. Новая школа 316 317 системы образования, напротив, концентрируют усилия на раз- витии профессиональных качеств учителя. Надо признать, что вопросы качества преподавания в России остаются без должного внимания. Существующие критерии оценки деятельности учи- теля, в том числе новая система аттестации и заработной пла- ты, недостаточно ориентированы на анализ реальной днятель- ности учителя в классе. Медленное обновление компетенций педагогических ка- дров отчасти объясняется отсутствием конкуренции на рын- ке услуг дополнительного профессиональ____________ного образования, что позволяет сохраняться архаичным по форме и содержанию программам повышения квалификации. В России очень мед- ленно приживаются современные подходы повышения квали- фикации и переподготовки, которые состоят в непрерывном профессиональном развитии учителей. В этих условиях реали- зуемые и планируемые масштабные проекты обновления ком- петенций учителей и руководителей имеют высокий риск ока- заться неэффективными.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 100; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.228.95 (0.023 с.) |