Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
С учетом добровольных отчислений с софинансированием
к размеру последней заработной платы,% 41,8 49,0 37,2 42,5 соотношение с ПМП, раз 3,7 4,3 3,9 4,4 4. Ключевые меры по реформированию пенсионной сист емы Формирование комплексной системы пенсионного обеспечения для групп с разными доходами, не исключающей из пенсионной систе- мы средний класс. 1. Ведение следующего порядка отчислений с заработной пла- ты в пенсионную систему с работников: • для заработных плат, не превышающих 161% от средней: те- кущий (действующий до 2012 г.) порядок отчислений в пен- сионную систему — платеж в солидарную систему составляет 16%, и в накопительную часть пенсии работодатель отчисля- ет 6%; • для заработных плат в интервале 161–230% от средней: те- кущий (действующий до 2012 г.) порядок отчислений в пен- сионную систему. Возможен вариант, при котором часть платежа в накопительную систему выплачивает работник, на- пример, в размере 2%. Этот платеж может взиматься с работ- ника по квазидобровольному принципу; • для заработных плат свыше 230% от средней: по умолчанию с работника взимается платеж в накопительную систему раз- мером 2–5%, а с работодателя не взимаются платежи ни в со- Раздел II. Макроэкономика. Базовые условия роста Глава 6. Реформа пенсионной системы 226 227 срока. Однако в связи с тем, что продажа аннуитетов в России сейчас абсолютно не развита, на период до 2020 г. эту опцию можно не вводить и вернуться к ее обсуждению уже после того, как большинство получателей пенсий будут иметь как солидарную, так и накопительную пенсии. 17. Введение стандартов транспарентности деятельности НПФ, а также компаний, предоставляющих возможность от- крытия индивидуальных и корпоративных накопительных счетов: a) Обязательное ежегодное раскрытие в открытых источниках (Интернет) информации об актуарном балансе. б) Обеспечение клиенту возможности получения понятной ин- формации о своем пенсионном счете и стратегиях НПФ и ВЭБ. Для этого Пенсионный фонд совместно с НПФ должен адми- нистрировать индивидуальные пенсионные счета в Интерне- те, чтобы обеспечить клиентам постоянный доступ к инфор- мации о ситуации на его счете. в) НПФ и ВЭБ должны представлять в открытых источниках (Ин- тернете) свои инвестиционные стратегии. В идеале гражда-
нин должен иметь возможность выбирать инвестиционную стратегию. Возможности выбора могут быть дифференциро- ваны для разных возрастных когорт. Финансовые институты должны предоставить бесплатное консультирование клиен- тов по выбору инвестиционной стратегии. 18. Требование транспарентности и клиентоориентированно- сти необходимо распространить и на Пенсионный фонд РФ. Сегодняшняя практика «писем счастья», информирующая гражданина о состоянии его пенсионного капитала, не дает реального представления о финансовом обеспечении его пен- сионного будущего. Необходимо предоставление информа- ции в объеме, позволяющем работнику осознанно корректи- ровать свое трудовое и пенсионное поведение,— в частности, делать выбор между солидарной и накопительной пенсион- ной системами. 19. Необходимо стимулировать и содействовать развитию стра- хования жизни и обратной ипотеки, а также социальных ус- луг для пожилых людей. 20. Налогообложение индивидуальных и корпоративных на- коплений подоходным налогом может осуществляться на мо- мент оформления пенсий, а не на момент выплаты взносов Совершенствование накопительных институтов. 11. Отказ от требования соблюдения ежегодной безубыточ- ности пенсионных фондов; введение современных риск- ориентированных методов надзора и контроля за качеством инвестирования пенсионных портфелей на период вплоть до их ликвидации. 12. Введение требования по минимальному уровню доход- ности инвестирования пенсионных накоплений к моменту выхода участника накоплений на пенсию или передачи прав наследнику, заменив для них требование ежегодной доход- ности однократным доказательством состоятельности вло- жений. Такое требование диктует снижение рискованности инвестиций по мере приближения выхода на пенсию. Раз- мер минимального уровня доходности в идеале должен по- крывать сумму уплаченных взносов, индексированных либо по инфляции, либо по ставкам доходностей вложений в кра- ткосрочные государственные долговые бумаги за соответ- ствующие годы. 13. Создание системы страхования пенсионных накоплений
по типу страхования вкладов. 14. Помимо НПФ право формирования квазидоброволь- ных пенсий и иных пенсионных продуктов должно быть пре- доставлено другим финансовым организациям. В частности, нужно дать возможность страховым компаниям и банкам создавать пенсионные накопительные счета и предоставлять услуги по ведению корпоративных пенсионных счетов для предприятий/компаний, включая малые и средние. 15. Необходимо создать эффективную и гибкую систему надзо- ра над НПФ и другими институтами, формирующими пен- сионные продукты. 16. Необходимо принять закон о выплатах. В законе по умол- чанию по обязательному пенсионному страхованию спосо- ба выплаты предусматривается выплата в форме аннуите- та. По желанию работника часть пенсионных выплат может быть выплачена в течение фиксированного периода време- ни с правом наследования, при условии отказа от получе- ния дополнительных пенсионных выплат от государства по- сле окончания фиксированного срока. В идеале, в последнем случае работник должен быть обязан купить страховку (отло- женный аннуитет) на случай того, что будет жить после этого Раздел II. Макроэкономика. Базовые условия роста (что соответствует опыту многих стран), или, как в случае НПФ, пенсионные накопления могут не облагаться налогом вообще. Меры по стабилизации финансового состояния пенсионной систе- мы в связи со старением населения. 21. Повышение пенсионного возраста до 63 лет для обоих полов к 2030 г. (для женщин –на 6 месяцев за год, для мужчин –на 3 месяца в год) и соответствующее повышение нормативно- го стажа работы. 22. Стимулирование более позднего обращения за назначе- нием пенсии. 23. Корректировка формулы индексации страховой части трудовой пенсии. 24. Изменение срока дожития (периода получения пенсии) в пен- сионной формуле с учетом текущих демографических изме- нений. Глава 7. Развитие финансового и банковского сектора Основные выводы и рекомендации • За последнее десятилетие российский финансовый сектор существенно вырос, однако все еще остается неустойчивым, его конкурентоспособность низка, отдельные важнейшие институты и инструменты развиты слабо. Развитию финансового рынка препятствуют неконкурентный правовой и налоговый режимы, слабые судебная и правоохранительная системы, несовершенство инфраструктуры и корпоративного управления, отсутствие внутреннего долгосрочного инвестора. • Без устранения этих препятствий попытки стимулировать форсированное развитие финансового сектора будут приводить к накоплению рисков, раздуванию пузырей и, в конечном счете, к необходимости мобилизации средств налогоплательщиков для спасения финансовых институтов. Развилка заключается в выборе между политикой форсированного или сбалансированного роста, подразумевающего последовательное решение перечисленных проблем. • Ключевая задача — повышение устойчивости финансового сектора. Для этого необходим качественный скачок в осуществлении микро- и макропруденциального надзора, расчистка банковской системы от банков, неспособных 231 1. Состояние, основные проблемы и вызовы Одной из важнейших характеристик экономического развития России в прошедшем десятилетии стал быстрый рост финансового
сектора. Роль банковской системы и финансовых рынков в обе- спечении экономического роста неизмеримо выросла. В начале 2000-х гг. доля банковского кредита в приросте совокупного вну- треннего спроса не превышала 15%, а к середине прошлого деся- тилетия этот показатель превысил треть. Активы банковской системы увеличились с 37% ВВП в 2000 г. до 72,4% на начало 2011 г. Объем акций, торгуемых на бирже, вы- рос с 16,6% ВВП до 67,8% ВВП, а стоимость корпоративных об- лигаций в обращении — с 0,5 до 6,0% ВВП. По отдельным пока- зателям российский финансовый сектор приблизился к уровню развития стран Восточной Европы. К примеру, кредиты нефи- нансовому сектору увеличились с 18 до 40% ВВП, что соответ- ствует уровню Польши (41%), Словакии (43%) и Чехии (48%). Бла- годаря наличию больших компаний по уровню капитализации и по объему торгуемых активов Россия значительно опережает большинство стран Восточной Европы. Вместе с тем положение в финансовом секторе нельзя считать удовлетворительным и отвечающим задачам устойчивого и ди- намичного экономического роста. В международных рейтингах оценки развития российского финансового сектора выглядят хуже, чем средняя оценка уровня развития экономики (см. на- пример, «Индекс глобальной конкурентоспособности» Всемир- ного экономического форума). Индекс доверия населения к финансовому сектору невелик, о чем свидетельствует то, что по объему депозитов (31% ВВП) Россия серьезно отстает от тех же стран Центральной Европы (Польша — 40%, Венгрия — 47%, Словакия — 49%, Чехия — 61%). Опережая эти страны по размеру капитализации и размеру рын- ка, Россия отстает от них по количеству компаний, акции ко- торых обращаются на бирже, в расчете на 10 тыс. жителей. Для России этот показатель составляет всего 0,02, в Чехии — 0,03, в Венгрии — 0,04, Польше — 0,11, Словакии — 0,25 (для сравнения, в США — 0,17, в Великобритания — 0,37). осуществлять нормальные банковские операции, и полукриминальных структур. • Следует передать всю полноту власти над финансовым рынком (лицензирование, регулирование и надзор) двум уполномоченным ведомствам — Банку России и ФСФР. Для упреждения общего риска финансовой системы целесообразно создать Совет по финансовой стабильности, занимающийся мониторингом ситуации на рынках и реализацией мер, предотвращающих перегрев рынков и накопление рисков на балансах
системообразующих институтов. Банку России следует дать право ограничивать совокупный левередж кредитных организаций. • Следует создать систему защиты прав потребителей финансовых услуг. • Для повышения конкурентоспособности финансового сектора необходима не просто приватизация всех финансовых посредников, осуществляющих обычную конкурентную коммерческую деятельность, но и ограничение их доли на внутреннем рынке. • Необходимо достроить современную инфраструктуру финансового рынка (центральный депозитарий и централизованный клиринг), снять правовые и налоговые препятствия для создания в России венчурных и хедж-фондов, фондов прямых инвестиций, финансовых компаний специального назначения (SPV), а также упрощение налогового администрирования финансовых инструментов. • Еще одно направление реформ — «институализация» долгосрочных сбережений домашних хозяйств («длинных денег»), а также повышение склонности граждан к созданию личных пенсионных накоплений, страхованию жизни и других персональных рисков, стимулирование создания системы корпоративных и индивидуальных пенсионных планов и накопительных счетов на различные нужды (образование, здравоохранение и др.). Раздел II. Макроэкономика. Базовые условия роста Глава 7. Развитие финансового и банковского сектора 232 233 Можно выделить несколько основных причин такого поло- жения дел: a) отечественный регулятивно-правовой и налоговый режимы делают осуществление многих сделок в российской юрис- дикции менее выгодным и процедурно неконкурентными по сравнению с зарубежными площадками. Это тормозит развитие фондового рынка и рынка облигаций, а некоторые рынки (хеджевых инструментов и производных инструмен- тов, синдицированных кредитов, простейшие способы секью- ритизации активов) и финансовые услуги (долевое управле- ние) практически отсутствуют; б) российская судебная система не обеспечивает удовлетвори- тельного качества решения финансовых споров; в) несовершенство корпоративного управления снижает уровень доверия к российским активам со стороны миноритарных ин- весторов; г) инфраструктура рынка (депозитарий, клиринговые и платеж- ные системы и т. д.) не обеспечивает того уровня надежности, качества и стоимости финансовых операций, который пре- доставляют конкурирующие площадки, что связано как с не- достатками нормативной базы, так и с уровнем технологий. Следствием этого является ограниченный доступ российских экономических агентов к услугам по получению финансиро- вания и инвестиций, а также хеджирования рисков. 2. Отсутствие внутренних долгосрочных инвестиций. Международ- ный опыт показывает, что без наличия внутренних инве- сторов невозможно построить финансовый центр не только регионального или мирового, но даже локального масштаба. Между тем в России сектор институциональных инвесто- ров все еще находится в зачаточном состоянии. Общая сто-
имость активов в накопительной составляющей пенсионной системы составляла в 2010 году 914,2 млрд руб., или около 2% ВВП. Объем пенсионных накоплений и пенсионных резер- вов в НПФ в 2010 г. составлял 798,6 млрд руб., из них пенси- онных накоплений — только 155,3 млрд руб., или чуть больше 0,3% ВВП. Это ниже уровня большинства стран Восточной Ев- ропы: отношение инвестиций пенсионных фондов к ВВП со- ставляет в Чехии 4%, в Польше — 5,6%, в Венгрии — 8%. В стра- нах, являющихся крупными региональными или мировыми финансовыми центрами, отношение инвестиций пенсионных Быстрое развитие финансового сектора в 2000-е гг. привело к накоплению значительных диспропорций, в результате паде- ние российских финансовых индексов в ходе кризиса было од- ним из самых больших в мире. Банку России пришлось потратить значительные средства на поддержку ликвидности в банковском секторе. В результате, ситуация нормализовалась, однако фун- даментальное несоответствие размеров сектора уровню его ин- ституционального развития сохраняется. Устойчивому развитию сектора препятствует целый ряд ограничений макроэкономическо- го, институционального и структурного характера, которые форми- руют три круга проблем. 1. Неустойчивость банковского и финансового сектора в целом. Кризисы, сопровождающиеся колебаниями уровня ликвид- ных активов и резким оттоком депозитов, происходят каждые 4–6 лет. Уровень доверия вкладчиков остается низким, депо- зиты населения выступают дорогим и краткосрочным пас- сивом. Крупнейшие банки в значительной степени зависят от притока заемного капитала, в первую очередь, иностранно- го. В результате любое ухудшение состояния мирового рынка капитала приводило к кризису на внутреннем рынке. Сектор остается мало транспарентным для надзора, и тем более — для инвесторов и вкладчиков, несмотря на объемные и трудоем- кие требования к отчетности. В количественном отношении бoльшую часть сектора по-прежнему составляют кэптивные банки и структуры, ведущие рискованный бизнес или зани- мающиеся обналичиванием и отмыванием денег. 2. Низкая конкурентоспособность фондового и финансового рын- ка, неразвитость отдельных форм финансовых рынков. Сегод- ня в российской экономике работают крупнейшие мировые компании, она генерирует крупные денежные потоки: так, в 2007–2009 гг. Россия занимала 5-е место в мире по разме- ру средств, привлекаемых на IPO. Российский фондовый рынок имеет все возможности для того, чтобы стать круп- ным международным финансовым центром, привлекатель- ным для международных инвесторов и предоставляющим финансовые услуги компаниям и правительствам своего ре- гиона. Однако пока российским рынком пренебрегают даже российские компании, предпочитающие проводить IPO в Лондоне, Нью-Йорке, Париже и даже Гонконге и Польше. Раздел II. Макроэкономика. Базовые условия роста Глава 7. Развитие финансового и банковского сектора 234 235 дают благоприятный фон для возвращения на траекторию форсиро- ванного роста, характерную для предкризисного периода. Возврат к механизмам и методам докризисного развития гро- зит раздуванием пузырей на отдельных рынках (недвижимость, потребительское кредитование, неконкурентоспособный сектор обрабатывающей промышленности) при торможении развития других (развитие рынка отечественных длинных денег будет тормозиться из-за относительно высокой инфляции, свойствен- ной этому сценарию). В этом сценарии на фоне роста количе- ственных показателей сектор будет сохранять отмеченные выше структурные и институциональные недостатки, способствующие формированию предельно высоких рисков. Глобальный финансовый кризис 2008–2009 гг. показал, что форсированное развитие финансового сектора несет в себе опас- ность раздувания пузырей и провоцирования глубоких экономи- ческих кризисов. В связи с этим страны «Группы 20» подписали «Хартию сбалансированного роста». Сценарий сбалансированного роста российского финансово- го сектора представляется наиболее предпочтительным и с точ- ки зрения национальных интересов. Такой сценарий подразу- мевает: 1. Приоритет обеспеченности роста внутренними ресурсами в про- тивовес внешним, что предполагает переход к формирова- нию внутреннего рынка долгосрочных инвестиций за счет стабилизации инфляции, изменения модели денежно-кре- дитной политики и институциональных реформ. 2. Избавление банковской системы от организаций, занимающихся использованием банковских лицензий для легализации неза- конно полученных доходов; это позволит существенно повы- сить уровень доверия населения к банкам и другим финансо- вым институтам, оптимизировать и повысить эффективность системы контроля. 3. Улулчшение правового и налогового режима, что подразумева- ет нацеленность институтов правоприменения и судов на за- щиту законных прав инвесторов, создание конкурентных налоговых условий, а также совершенствование инфраструк- туры финансового рынка. Только такие изменения создадут условия для превращения российского финансового рынка в международный финансовый центр, предоставляющий кон- фондов к ВВП еще выше: в Гонконге — 24%, в Великобрита- нии — 72%. в США — 111%. Сектор страхования жизни в России также слабо развит. Сто- имость чистых активов ПИФов на конец 2010 г. составляла 1,12 трлн руб. (2,5% ВВП), но эта сумма включает в себя вло- жения в ПИФы недвижимости. Без учета закрытых фондов со- вокупные чистые активы (СЧА) ПИФов составляют всего 0,3% ВВП, что ниже уровня всех стран, по которым ведет учет Инсти- тут инвестиционных компаний (ICI). Для сравнения: аналогич- ный показатель (соотношение СЧА открытых ПИФов и ВВП) в Польше составляет 5,3%, в Китае — 7,6%, в Индии — 10,3%, в Бра- зилии — 49,0%, а в США — 78,8%. Такое положение дел определяется несколькими факторами: 1) высокая инфляция, отрицательные процентные ставки в ру- блях по активам с фиксированной доходностью, значитель- ные колебания доходностей прочих активов снижают привле- кательность долгосрочных инвестиций; 2) не развиты институты рынка: многие НПФ являются кэптив- ными, отсутствуют индивидуальные и корпоративные счета, предоставляемые другими финансовыми компаниями, и т. д.; 3) сохраняется низкий уровень грамотности населения при отсутствии системы финансового консультирования и фраг- ментарности системы защиты прав потребителя; 4) альтернативные (по отношению к инвестированию в пенсионные институты и в институты коллективного инве- стирования) варианты инвестирования сбережений (недви- жимость, банковские депозиты, иностранная валюта) имеют существенные конкурентные преимущества. 2. Сценарии развития финансового сектора На данный момент глубокий долговой кризис, разразившийся в развитых странах, ограничивает возможности форсированно- го роста российского финансового сектора. Однако по мере нор- мализации ситуации или в случае чрезмерной государственной поддержки сектора он вновь окажется на развилке форсирован- ного или сбалансированного роста. Высокие цены на нефть соз- Раздел II. Макроэкономика. Базовые условия роста Глава 7. Развитие финансового и банковского сектора 236 237 Задача 1. Повышение устойчивости финансового сектора 1. Последовательный переход к внутренне устойчивой модели макроэкономической политики: от формирования денежного предложения за счет операций на валютном рынке к форми- рованию денежного предложения преимущественно за счет операций на рынке внутренних долговых обязательств, как государственных, так и корпоративных. Модель формирования денежного предложения за счет ва- лютных интервенций сделала отечественную денежно-кре- дитную политику зависимой от денежной политики других стран и колебаний цен на товары российского экспорта. Ре- зервный фонд позволял стерилизовать приток нефтяной вы- ручки и, таким образом, ограничить колебания денежной массы, связанные с этим фактором. Но механизмов смяг- чения колебаний в динамике притока и оттока капитала в предкризисные годы практически не было. Поэтому кон- троль инфляции был затруднен, а реальные процентные став- ки в экономике были отрицательными, что в совокупности не мотивировало граждан к долгосрочным накоплениям. В последние годы происходит постепенный переход к новой модели формирования денежного предложения. Этот новый подход следует рассматривать как стратегический вектор раз- вития, так как без стабильной и управляемой макроэкономи- ческой среды создать устойчивую финансовую систему не- возможно. 2. «Расчистка» банковской системы от банков, не способных осу- ществлять нормальные банковские операции, и полукрими- нальных структур, занимающихся уходом от налогов и ле- гализацией незаконного нажитого капитала. Для перехода к сбалансированному росту финансового сектора необходи- мо, наконец, предпринять решительные действия по расчис- тке и консолидации банковского сектора. В этих целях необ- ходимо: a) Повысить с 2013 года минимальный размер капитала банков до уровня, который сделал бы использование банковской ли- цензии для проведения полукриминальных операций эконо- мически невыгодным. Речь может идти об уровне капитала в 1 млрд руб. Банки с низким уровнем капитала не могут иметь достаточный объем активов для осуществления банковских курентоспособные финансовые услуги внутренним и регио- нальным экономическим агентам, нуждающимся в капитале или хеджировании рисков, обеспечивающий комфортные ус- ловия работы для отечественных и иностранных инвесторов. В этом сценарии ожидается, что совокупные активы банковской системы возрастут с 71% ВВП на начало 2011 г. до 95% ВВП к 2020 г. При этом кредиты нефинансовому сектору увеличатся до 70% ВВП (с 43% в 2011 г.). Капитализация фондового рынка составит 105–110% ВВП (67,8% по итогам 2010 г.). Объем пенси- онных средств и других длинных инвестиций может достигнуть 18–20% ВВП. Наконец, существует третий, инерционный сценарий «финан- совой стагнации», подразумевающий отсутствие как форсиро- ванного роста, так и институциональных и структурных изме- нений. Низкий уровень транспарентности и высокая инфляция сделают российский рынок непривлекательным для отечествен- ного и иностранного капитала. Ситуация усугубится проблемами на глобальных рынках: долговыми пузырями в Европе и США, а также ростом спроса на инвестиции со стороны развиваю- щихся стран, прежде всего азиатских, и вероятным удорожани- ем ставок на глобальных финансовых рынках. В этих условиях банковский сектор обречен на стагнацию, а фондовый рынок — на дальнейшее снижение конкурентоспособности. 3. Меры, способствующие реализации сценария сбалансированного роста Сценарий сбалансированного роста не является инерцион- ным и предполагает значительные усилия со стороны государ- ства и бизнеса по реализации комплекса институциональных и структурных мер. Для реализации этого сценария необходимо реализовать программу мер по трем направлениям: 1) повышение устойчивости финансового сектора; 2) повышение его конкурентоспособности; 3) формирование отечественного рынка долгосрочных ин- вестиций. Раздел II. Макроэкономика. Базовые условия роста Глава 7. Развитие финансового и банковского сектора 238 239 ного регулирования, отвечающих российской специфике. Од- нако есть несколько элементов макропруденциального регу- лирования, которые уже можно рекомендовать к внедрению: a) Создание на базе Банка России Совета по финансовой стабиль- ности с предоставлением равных полномочий его сопредсе- дателям — Председателю Банка России и Министру финансов. В полномочия Совета по финансовой стабильности входят мо- ниторинг ситуации на различных финансовых рынках и реа- лизация мер, в том числе мер микропруденциального регули- рования, для предотвращения перегрева и пузырей, а также мониторинг за накоплением рисков на балансах всех круп- ных системообразующих финансовых институтов вне зависи- мости от рода их деятельности. Сейчас эти функции возложе- ны на Департамент финансовой стабильности Банка России, но такой уровень недостаточен для принятия взвешенных ре- шений по всем возможным проблемам макропруденциального характера, в том числе из-за отсутствия механизма координа- ции деятельности основных регуляторов финансового рынка. б) Законодательное придание Банку России права установления дополнительных требований к достаточности капитала кредитных организаций (буферная и контрциклическая надбавка) в слу- чае идентификации Советом по финансовой стабильности тенденции к перегреву сектора кредитования, а также права временного изменения нормативов резервирования по от- дельным операциям, если Совет по финансовой стабильно- сти определил повышение рисков по соответствующим опе- рациям. в) Придание Банку России права по ограничению совокупного ле- вереджа кредитных организаций. г) Присоединение ФСФР к Многостороннему Меморандуму о Вза- имопонимании (MMOU) Международной Ассоциации Регулято- ров (IOSCO). д) Оптимизация структуры надзорных органов. Отход от пере- крестного регулирования, когда один и тот же вопрос может находиться в ведении нескольких надзорных органов (или требует взаимного согласования). Введение принципа: один вопрос —один регулятор и контролер. Предоставление пол- ных законодательных полномочий ЦБ и ФСФР обменивать- ся надзорной информацией по подведомственным им фи- нансовым институтам. операций на рыночных принципах, они либо кэптивные, либо осуществляют операции, не являющиеся по существу банков- скими. Банки, которые не смогут найти необходимые сред- ства для капитализации или партнеров для формирования более крупных структур за счет слияний, должны будут либо закрыться, либо переоформить банковскую лицензию на ли- цензию небанковской кредитной организации или специали- зированного банка с ограниченной лицензией. б) Качественно изменить модель микропруденциального надзо- ра для банков, удовлетворяющих новым нормативам доста- точности капитала («мотивированное суждение»). Мера под- разумевает переход на принципы содержательного надзора с возможностью использования мотивированного суждения при требовании обязательного аудита по МСФО, подтвержден- ного аудиторскими компаниями с высоким уровнем репута- ции, а также на регулярное проведение стресс- тестирования. Орган надзора должен иметь право самостоятельно прово- дить оценку достаточности капитала и требовать от акционе- ров внесения капитала или, в случае отказа, переоценивать ка- питал до реального уровня и передавать банк под управление АСВ с лишением права контроля акционерами кредитной ор- ганизации. Эта процедура должна быть формализована, а ре- гулятор — нести ответственность за принятые решения. 2. Дифференцированные требования к капиталу финансовых по- средников в зависимости от типов осуществляемых опера- ций, объемов и природы рисков. В целях повышения доверия к структурам, осуществляющим операции на фондовых рын- ках, аналогичный подход должен быть применен и к профу- частникам рынка. Небольшие профучастники могут поменять свой статус на статус финансовых консультантов (см. ниже). 3. Разработка и создание системы макропруденциального регулиро- вания банков и системообразующих небанковских финансо- вых институтов. Необходимость предотвращения накопления системных рисков и создания в этих целях системы макропру- денциального регулирования была признана странами «Груп- пы 20» по итогам кризиса 2008–2009 гг. Пока основные поло- жения подобных систем еще находятся в разработке и не были протестированы на практике. Поэтому до 2020 г. необходимо вести регулярный мониторинг зарубежной практики, а также разработку и внедрение собственных мер макропруденциаль- Раздел II. Макроэкономика. Базовые условия роста Глава 7. Развитие финансового и банковского сектора 240 241 (1) максимально возможное распространение норм закона о защите прав потребителей на сферу финансовых услуг либо подготовка самостоятельного аналогичного закона; (2) законодательное закрепление системы коллективных ис- ков, исков в защиту неопределенного круга лиц и рас- пространение их не только на корпоративные споры, но и на споры с участием граждан — потребителей (не- обходимо уточнить механизм формирования группы лиц (числом более 5) для подачи группового иска); (3) реализация правил самофинансирования общественных организаций, защищающих права потребителей, как по- ловины суммы взысканного судом ущерба. в) разработать механизм применения процедур медиации при разрешении споров в сфере финансовых услуг с участием фи- зических лиц. г) стандартизировать договоры типовых финансовых услуг (вклад, кредит, имущественное страхование и т. д.) для упро- щения работы по защите прав потребителей, деятельности финансового омбудсмена и повышению прозрачности фи- нансовых услуг для населения. 7. Стимулирование развития безналичного оборота, что позволит увеличить депозитную базу банковской системы. Комплекс мер по развитию безналичного оборота должен включать из- менения на законодательном уровне, направленные на сти- мулирование использования различных инструментов безна- личных расчетов, развитие платежной инфраструктуры и ин- новационных технологий предоставления финансовых услуг. Задача 2. Повышение конкурентоспособности сектора 1. Стимулирование рыночной конкуренции между финансовыми компаниями: a) приватизация финансовых посредников (включая находящих- ся во владении властей регионов или городов) до уровня кон- трольного пакета к 2013 г., блокирующего пакета — к 2015 г., к 2020 г.— полная приватизация. При этом на начальной ста- дии приватизации необходимо ограничить рост активов крупнейших приватизируемых институтов на внутреннем рынке до тех пор, пока они явно или неявно контролируются государством и пользуются его поддержкой; 4. Создание российского стандарта финансовой отчетности и рас- крытия информации, аналогичного МСФО, создание системы электронного документооборота между надзорными орга- нами и поднадзорными институтами. Стандарт должен быть создан в 2012 году и введен в действие как единственный обя- зательный с 2013 года. Параллельно должно быть проведе- но сокращение количества форм отчетности, предоставляе- мых финансовыми организациями, в том числе за счет отказа от дублирования при сборе информации внутри и между ос- новными ведомствами, оптимизирована частота предостав- ления расчетов по формам. 5. Разработка и принятие «дорожный карты» по внедрению стан- дартов Базель-2 и элементов Базель-3 до 2020 г. Мировая систе- ма регулирования банковского сектора находится в процессе трансформации, поэтому ее быстрое полномасштабное введе- ние в России нерационально. Тем не менее, постепенное вне- дрение на протяжении периода действия Стратегии с учетом накапливающегося мирового опыта позволит существенно стабилизировать ситуацию в секторе, повысить доверие к нему и обеспечить его международную конкурентоспособность. 6. Создание системы защиты прав потребителей финансовых услуг. Международный и российский опыт показал, что чрезмер- но быстрое развитие финансовых услуг, основанное на низ- кой финансовой грамотности потребителя и непонимании им сути услуги, ведет к дестабилизации финансового сектора и, как следствие, росту социальной напряженности. Группой G20 признана необходимость создания систем защиты прав потребителей финансовых услуг. В этой связи необходимо: a) ввести институт финансового Уполномоченного (омбудсмена) на базе финансовых регуляторов (ФСФР и Банк России) с це- лью разгрузки финансовой системы от большого числа исков с небольшим размером ущерба: (1) омбудсмен может принимать решения по делам с неболь- шим размером ущерба, обязательные для финансовой ор- ганизации и необязательные для потребителей; (2) офис омбудсмена занимается сбором и обработкой стати- стики по жалобам и выработкой предложений по измене- нию нормативной базы и стандартных договоров; б) реформировать законодательство о защите потребителей в следующих направлениях: Раздел II. Макроэкономика. Базовые условия роста Глава 7. Развитие финансового и банковского сектора 242 243 ская фондовые биржи или альтернативная сеть). Выявлени- ем и разработкой предложений по решению соответствую- щих задач занимается Рабочая группа по созданию в Москве Международного финансового центра. Основные направле- ния, по которым нужны изменения, следующие: a) формирование правовых основ для создания в России таких современных финансовых институтов, как венчурные фон- ды, фонды прямых инвестиций, хедж-фонды, SPV и т. д. Сня- тие ограничений на проведение по российскому праву сде- лок и форм договора, имеющих широкое распространение
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 39; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.23.130 (0.399 с.) |