Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
V. Меры по снижению барьеров входа на рынок
И барьеров роста компаний Барьеры входа на рынок — одна из ключевых проблем стимулирова- ния деловой активности и развития конкуренции. Существующая принципиальная развилка регулирования де- ловой активности пролегает между стратегиями контроля ex ante и ex post. Первая стратегия является менее эффективной, более коррупционной и создает реальные барьеры входа, не создавая при этом гарантий соблюдения норм в процессе деятельности фирмы. Вторая стратегия подразумевает минимизацию первич- ного контроля с одновременным повышением ответственности за соблюдение правил и норм ex post. Такая стратегия подразу- мевает, в частности, переход от тотальных проверок компаний на входе к выборочным проверкам. Несмотря на значительные улучшения, сложности вызыва- ют отдельные элементы процесса регистрации компаний. Больше всего проблем возникает с регистрацией некоммерческих объ- единений. Вместе с тем процедура создания новой компании с момента подачи документов на государственную регистрацию до получения всех документов, необходимых для начала дея- тельности, занимает значительное время. Пример: регистрация в территориальных органах ПФР осуществляется в 5-дневный срок, но с момента представления налоговыми органами сведе- ний, содержащихся в ЕГРЮЛ. Несмотря на то, что обмен инфор- мацией осуществляется в электронном виде, он может занимать значительное время. Нередки случаи, когда передача информа- ции от налоговых органов во внебюджетные фонды осуществля- ется раз в две недели. Возможное решение: обеспечение при регистрации органи- зации одновременной постановки на учет в государственных внебюджетных фондах, присвоение кодов статистики и выдача соответствующих документов одновременно с выдачей свиде- тельства о регистрации в ЕГРЮЛ. Целесообразно также утвердить типовой устав и протокол собрания учредителей общества с ограниченной ответствен- ностью, что снизит расходы предпринимателей на квалифи- цированную юридическую помощь при предоставлении доку- ментов на регистрацию. Соответствие документов компании типовым также снижает возможность для сотрудников реги- стрирующих органов действовать по усмотрению. Фактически
речь может идти о типовой фирме, бесплатном аналоге фир- мы «под ключ». Одновременно стоит продолжить работу над совершенствовани- ем организационно-правовых форм, в которых создаются компа- нии. Это разработка критериев публичных и непубличных ак- ционерных обществ, включающая публичное размещение или обращение акций, обязательное публичное раскрытие инфор- мации, ведение реестра акционеров независимой организа- цией; рассмотрение перспектив дальнейшего существования в законодательстве России организационно-правовой формы унитарного предприятия, основанных на праве хозяйственно- го ведения. Резкое повышение требований к минимальному размеру устав- ного капитала нецелесообразно, особенно в отношении обществ с ограниченной ответственностью и некоммерческих органи- заций, осуществляющих приносящую доходы деятельность. Это создает заградительные барьеры для начала предприниматель- Раздел I. Новая модель роста Глава 2. Стратегии улучшения делового климата... 74 75 ской деятельности, особенно в сегментах малого и среднего биз- неса. Ведение же предпринимательской деятельности в форме индивидуального предпринимателя влечет риски обращения взыскания на все личное имущество гражданина и не обеспе- чивает в должной мере возможности объединения ресурсов не- скольких лиц. Это может стать значительным фактором для отказа от реализации предпринимательской активности насе- ления. Не меньшей проблемой является доступ компаний, особен- но малого и среднего бизнеса, к ограниченным ресурсам, включая инфраструктуру естественных монополий. За последние годы до- стигнут определенный прогресс, процедуры подключения фор- мально упростились, их официальная стоимость снизилась, но значительные неформальные платежи остались. Возможное решение — повышение прозрачности подключения к инфраструктуре: открытая информация о возможностях под- ключения, публичный список очереди на подключение по груп- пам потребителей; штрафы в пользу компании, которой отка- зано в подключении, в размере 70% от стоимости подключения, если суд признал отказ необоснованным. В то же время необхо-
димо предусмотреть решение этой проблемы в рамках проце- дур по совершенствованию регулирования деятельности есте- ственных монополий. Важными особенностями обладает конкурентная политика в от- раслях, где действуют крупные регулируемые компании, явля- ющиеся субъектами естественных монополий. Реформы в элек- троэнергетике, на железнодорожном транспорте, в газовой отрасли до сегодняшнего дня не достигли желаемой цели — раз- вития конкуренции, которая позволила бы отказаться от тариф- ного регулирования при достаточной уверенности в положи- тельном воздействии реформы на общественное благосостояние. Скромные успехи в области развития конкуренции обостряют источники рисков. Первый источник риска исходит из того, что возможности свободного назначения цен используются в первую очередь субъектами естественных монополий, как напрямую, так и че- рез создание свободных от тарифного регулирования дочерних и зависимых компаний. Второй источник риска связан с тем, что укоренившиеся ком- пании в этих отраслях, используя свое положение в естественно- монопольном виде деятельности, предпринимают меры по бло- кированию выхода на рынок новых конкурентов (используя трудоемкие процедуры, отказывая в доступе к естественно-мо- нопольному сегменту и т. д.). Комбинация этих рисков приводит к ограничению конкуренции по сравнению с возможной ее ин- тенсивностью, повышению цен и ухудшению условий договора. Преодоление этих рисков для целей развития конкуренции требует более жесткого контроля со стороны регулятора за условия- ми и процедурами доступа к сетевым активам в отраслях естествен- ных монополий (системе электропередачи, транспортировке газа, инфраструктуре железнодорожных перевозок). Кроме того, для снижения стимулов к ограничению конкуренции необходим бо- лее жесткий контроль (а желательно — запрет) на создание субъек- тами естественных монополий дочерних и зависимых (а также иным образом аффилированных) компаний в нерегулируемых сегментах. В этом вопросе конкурентная политика смыкается с полити- кой промышленной как инструментом повышения конкурен- тоспособности, поскольку тарифы на услуги железнодорожного транспорта, электроэнергию, газ и его транспортировку, проце- дуры присоединения к сетям и получения услуг субъектов есте- ственных монополий оказывают воздействие как на условия вхо- да для новых компаний, так и на конкурентоспособность уже действующих. Необходимо пересмотреть концепцию технического регули- рования в сторону закрепления презумпции соответствия каче- ства товара и услуги декларации производителя (вместо обяза- тельной предварительной сертификации) при одновременном ужесточении ответственности за несоответствия, выявленные в процессе деятельности. Пересмотр налоговой системы Ключевая проблема российской налоговой системы — ее структур- ная несбалансированность: чрезмерная нагрузка на заработную плату, неконкурентные для развивающейся экономики ставки НДС и налога на прибыль сочетаются с низким налогообложением в сфере добычи ресурсов, низкими налогами на имущество, на по- требление алкоголя и табака. Необходимо смещение фокуса налого-
вой нагрузки с производства на потребление (см. подробнее главу 5). Раздел I. Новая модель роста Глава 2. Стратегии улучшения делового климата... 76 77 Малый и средний бизнес Малый и средний бизнес (МСП) рассматривается государством в настоящее время как отдельный сегмент, не включенный в структурные преобразования экономики. Реализуя програм- мы поддержки МСП, работая над устранением барьеров и уста- навливая МСП некоторые льготы и преференции, государство формирует своего рода отдельную экономику. Ресурс таких пре- образований ограничен и в ближайшем будущем будет исчерпан. Усилия государства по развитию МСП, напротив, должны быть направлены на его интеграцию в экономику, кластеры, в международную кооперацию. Задача увеличения численно- сти занятых в секторе МСП и его доли в ВВП страны не мо- жет быть решена отдельными, точечными мерами, не связанны- ми со структурными преобразованиями экономической системы. Изменение схемы бюджетных налоговых поступлений от применения отдельных специальных налоговых режимов Сохраняется проблема необеспеченности органов местного са- моуправления необходимой финансовой базой, и как резуль- тат — систематический дефицит муниципальных бюджетов. Так, с момента принятия Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 г. количество полномочий муници- пальных образований выросло в разы, а дополнительных источ- ников финансового обеспечения их деятельности не появилось. Предусмотренная законодательством финансовая база муници- пальных органов, основу которой составляют налоги на доходы и имущество физических лиц, а также налог на землю, уже пред- полагает наличие бюджетного дефицита. Такой дисбаланс на практике приводит к тому, что развитие мало- го и среднего предпринимательства не входит в число приоритетов деятельности органов местного самоуправления. Особо показатель- на ситуация с неисполнением Федерального закона № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находя- щегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесе- нии изменений в отдельные законодательные акты Российской
Федерации» от 22.07.2008 г. Необходимо изменить схему распределения налоговых посту- плений по отдельным налогам в пользу бюджетов муниципаль- ных образований. Бюджетирование муниципальных образований должно основываться на перечислении в муниципальный бюд- жет средств, полученных от компаний, в большинстве своем ма- лых и средних, работающих на данной территории (речь прежде всего идет о специальных режимах налогообложения: едином на- логе на вмененный доход, упрощенной системе налогообложе- ния, УСН на основе патента). В этом случае у муниципалитетов появится значимый стимул оказывать всестороннее содействие развитию малого и среднего бизнеса на конкретной территории. На сегодняшний день лишь ЕНВД и часть ЕСХН напрямую зачисляется в местный бюджет плюс есть 2 местных налога: на имущество физлиц и земельный налог. Сохранение действующих специальных налоговых режимов В последнее время все чаще говорится о сокращении специаль- ных налоговых режимов. В частности, в «Основные направле- ния налоговой политики до 2014 года» включен тезис об отмене единого налога на вмененный доход. Вместе с этим не предпо- лагается предоставление какого-то аналога. При этом ежегодно собираемость налоговых поступлений от ЕНВД в абсолютных цифрах увеличивается. Это простой и удобный режим, примене- ние которого освобождает от обязательности применения кон- трольно-кассовой техники. Целесообразно сохранить все виды специальных налоговых режимов для субъектов малого и среднего предприниматель- ства. Это позволит сохранить не только налоговые поступления от этой категории бизнеса, но и лояльность предприниматель- ского сообщества к власти и будет способствовать укреплению традиций легальности в российском бизнесе. Именно благодаря этим простым режимам в начале 2000‑х гг. удалось добиться ле- гализации значительной части предпринимателей. Создание условий для перехода от нелегальной самозанятости к предпринимательству Проблема самозанятости граждан в последнее время приобре- ла особую актуальность в свете кризиса и, как следствие, суще- ственного роста уровня безработицы. Решение задачи сокраще- ния так называемой теневой части бизнеса напрямую зависит Раздел I. Новая модель роста Глава 2. Стратегии улучшения делового климата... 78 79 от успешности реализуемой государством политики по под- держке и стимулированию развития субъектов малого и средне- го предпринимательства. Прежде всего это создание максималь- но благоприятных условий для открытия и ведения своего дела на законных основаниях. Эффективной мерой стимулирования легальной самоза- нятости граждан может стать введение разновидности патента специально для самозанятых граждан, т. е. физических лиц, как осуществляющих предпринимательскую деятельность и заре- гистрированных в качестве индивидуальных предпринимате- лей, так и осуществляющих несистематическую деятельность без
необходимости прохождения процедуры государственной реги- страции в качестве индивидуального предпринимателя, без при- влечения наемной рабочей силы. Введение патентов необходимо проводить при одновременном сохранении других упрощенных схем налогообложения, включая ЕНВД. Налоговая нагрузка должна быть в случае патента привязана не к обороту, а к факту осуществления предпринимательской де- ятельности. Это одно из важнейших направлений, которое необ- ходимо реализовать в этой сфере, поскольку количество самоза- нятых (особенно в интернет-пространстве) увеличивается. Параллельно необходимо проводить работу по раскрытию по- тенциала отдельных социальных групп населения, которые в боль- шей степени предрасположены к вовлечению в предприниматель- скую деятельность. К таким группам относятся: отставные воен- нослужащие и отставные сотрудники органов внутренних дел; молодежь, студенты; граждане, потерявшие работу. Для активно- го вовлечения таких групп необходима разработка и внедрение специальных программ поддержки, переобучения, стимулирова- ния предпринимательской деятельности, пропаганда и PR.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 54; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.15.149 (0.059 с.) |