I. Первоочередные общесистемные меры по нормализации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

I. Первоочередные общесистемные меры по нормализации



Делового климата и снижению недопустимых рисков ведения

Бизнеса

1. Амнистия осужденных предпринимателей и возможная

реабилитация части из них.

С этим предложением выступает значительное число экспертов,

а также ведущие бизнес-ассоциации. Такой шаг будет не только

гуманистической мерой и важным сигналом государственному

аппарату и участникам рынка, но также будет иметь и систем-

ный характер: прецедент пересмотра ранее принятых неправо-

мочных или основанных на злоупотреблениях решений станет

важным ограничивающим фактором для продолжения и распро-

странения подобных практик.

2. Реформа Уголовного кодекса.

Эта мера также отражает достаточно широкий общественный

и экспертный консенсус. Уголовная политика во многом опре-

деляет экономическое состояние страны, поскольку любые меры

по улучшению инвестиционного климата могут иметь положи-

тельный эффект только в случае, если страх предпринимателя

вести бизнес в данном конкретном правопорядке не превышает

стремления к получению прибыли в условиях обычных бизнес-

рисков. Современная уголовная политика формирует правопорядок,

который является агрессивным по отношению к собственности и биз-

несу. Базой для этого является чрезмерно репрессивный, игно-

рирующий экономические реалии и требования к четкости норм

уголовный закон.

Действующий Уголовный кодекс, фактически отражающий

еще советские подходы к свободной экономической деятельно-

сти, обладает системными недостатками, которые не могут быть

устранены путем отдельных поправок. Он принципиально не учи-

тывает современные реалии рыночной экономики, права и мотивы по-

ведения экономических субъектов, реалии современного рынка. Так,

действующий уголовный закон устанавливает ответственность

предпринимателей за получение дохода (при отсутствии причине-

ния ущерба кому бы то н и было), санкции за деяния в сфере эконо-

мики в ряде случаев превышают санкции за убийство, ряд соста -

вов нарушает международные обязательства России. Так, статья

об ответственности за н епогашение кредиторской задолженности

нарушает ст. 1 Протокола № 4 к К онвенции о защите прав человека.

Необходимо пересмотреть подходы к использованию понятия

«организованная преступная группа» применительно к экономи-

ческим преступлениям. Данная проблема связана с тем, что по-

нятие «организованная преступная группа» может быть рас-

ширено на неопределенный круг сотрудников компании, в том

числе не вовлеченных во внутрифирменные нарушения либо во-

влеченных в них косвенно, в силу занимаемой должности. Также

целесообразно дифференцировать размер причиненного ущерба

в зависимости от величины оборота компании, поскольку практи-

чески любое, даже незначительное нарушение в крупной компании

трактуется как нарушение «в особо крупных размерах».

Объем уголовной регламентации отношений в сфере эконо-

мики является чрезмерным, ответственность устанавливается

за нарушения, не имеющие такой степени общественной опас-

ности, которая требовала бы уголовной репрессии. Механизмы

уголовного преследования и наказания за деяния в сфере эко-

номики не достигают общественно полезных целей и в резуль-

тате перерождаются в механизмы извлечения административ-

ной ренты, используются как искусственный аргумент в пользу

неоправданного и чрезмерного раздувания полномочий и чис-

ленности правоохранительных органов.

Раздел I. Новая модель роста Глава 2. Стратегии улучшения делового климата...

62 63

· Очевидные ориентиры необходимых изменений: исключение

уголовной ответственности за получение дохода, существен-

ное сокращение уголовных статей в отношении предпри-

нимателей, их более четкое формулирование, установление

санкций, не связанных с лишением или ограничением свобо-

ды или иной формой изоляции от общества. Такие же ориен-

тиры должны быть применены и для реформирования зако-

нодательства об административной ответственности в части

ответственности за правонарушения в процессе предприни-

мательской деятельности.

3. Уточнение и разделение функций и полномочий различных

правоохранительных органов в отношении контроля экономической

и хозяйственной деятельности и пресечения преступлений

в этой сфере.

Это направление требует дальнейшей проработки, пока можно

указать лишь принципиальные проблемы и задачи в этой сфере:

• необходимо уточнение полномочий и функций разных уров-

ней правоохранительной системы в отношении подслед-

ственности разных типов экономических преступлений;

• необходимо разделение функции защиты закона и надзора

(прокуратура) и защиты имущественных интересов государ-

ства; последние функции могли бы быть переданы Минюсту

России, который выступал бы в качестве истца или ответчи-

ка по делам, затрагивающим имущественные интересы госу-

дарства;

• необходимо усилить и повысить качество надзора за рассле-

дованием экономических преступлений;

• в области улучшения судебной практики необходимо повы-

сить уровень публичности и создать механизмы мониторинга

правоприменения: создать открытую базу судебных решений,

ввести в практику ежегодный публичный доклад о судебной

практике, подготавливаемый на паритетных началах предста-

вителями бизнес-ассоциаций, судебных органов, ассоциации

адвокатов и прокуратуры;

• необходимо расширить практику формирования специали-

зированных составов арбитражных судов — введение спе-

циализированных составов судов связано со значительным

количеством поступающих в суды заявлений по отдельным

направлениям (40243 заявления в 2010 году о признании

должников банкротами, 92438 дел о применении налогово-

го законодательства) и сложностью рассматриваемых вопро-

сов (например, рост на 34% числа рассмотренных дел об оспа-

ривании решений органов, уполномоченных в области рынка

ценных бумаг).

4. Меры по предотвращению рейдерства

Первоочередные меры в этой сфере должны проводиться по та-

ким двум направлениям, как:

a) минимизация возможности для рейдерских атак, в том числе

за счет следующих мер:

· создания открытой базы по утерянным паспортам (достаточ-

но закладывать в базу два параметра: серия/номер паспор-

та и ФИО);

· ликвидации в ускоренном судебном порядке компаний, за-

регистрированных по паспортам, утерянным на момент ре-

гистрации (если паспорт утерян после регистрации — пись-

мо с требованием к собственнику компании в трехмесячный

срок пройти процедуру внесения изменений в ЕГРЮЛ);

· рассмотрения вопроса о проведении единовременной акции

по исключению из ЕГРЮЛ недействующих юридических лиц

с последующим ужесточением обязанности по ликвидации

юридических лиц;

· распространения на реестр владельцев ценных бумаг прин-

ципа публичности;

· предоставления регистрирующему органу полномочий

по проверке достоверности сведений, представленных зая-

вителем (четко оговорив регламент и сроки такой проверки);

· максимально жесткого ограничения возможности исполь-

зования полномочий правоохранительных органов для дав-

ления на бизнес (процедур выемки документации и ин-

формационных носителей, обеспечивающих деятельность

хозяйствующих субъектов, и т. д.), в частности, постановле-

ния о том, что выемка может осуществляться только по ре-

шению суда и может быть оспорена компанией;

б) обеспечение механизмов восстановления прав собственности.

Основным таким механизмом может стать законодатель-

ное закрепление нового способа защиты права, нарушенно-

Раздел I. Новая модель роста Глава 2. Стратегии улучшения делового климата...

64 65

го в ходе корпоративного конфликта, — восстановления утра-

ченного контроля над компанией. Данное право не должно

быть связано с наличием добросовестного приобретателя, чьи

права необходимо защищать через суд и с использованием

регресса. Собственник компании должен быть восстановлен

в своих правах без каких-либо ограничений в течение десяти

дней по решению суда, при этом любая деятельность по от-

чуждению активов в течение этого срока должна быть запре-

щена без подтверждения сделки со стороны восстановленно-

го в правах собственника.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 44; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.254.35 (0.018 с.)