Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Рынки/ отраслевые приоритеты
· Продолжение приоритетной поддержки традиционных секто- ров предыдущей технологиче- ской волны (авиастроение, атом- ная энергетика и др.). · Приоритетная поддержка секторов но- вой технологической волны и выхода на растущие рынки (новый хайтек, сфера услуг, «зеленый» рост и др.). · Содействие инновациям в низкотехноло- гичных секторах. · Содействие развитию нетехнологических инноваций. Приоритеты/критерии · Акцент на политических аргу- ментах при принятии решений в сфере инноваций. · Тематические приоритеты. · Технологические и нетехнологические инновации для повышения экономиче- ской эффективности и извлечения инно- вационной ренты (инновации для бизне- са). · Социальные приоритеты — инновации в интересах общества, инклюзивные ин- новации. · Функциональные приоритеты (инжини- ринг, дизайн, трансфер технологий, сете- вая кооперация, подготовка кадров). этими осями, в зависимости от фактических и целесообразных размеров оказываемой поддержки и успеха институциональных и системных мер или, наоборот, уровня сопротивления им. 3. Основные меры и этапы реализации политики в «прогрессорском» сценарии «Прогрессорский» сценарий, несмотря на очевидные сложности, яв- ляется наиболее перспективным, риски в случае отказа (задержки) от его реализации будут нарастать. Другие сценарии не позволят стране выйти из технологической западни ни к 2020 г., ни в более отдаленной перспективе, в частности ощутимо повысить долю высо- котехнологичных и интеллектуальных секторов в ВВП; объемы вы- сокотехнололгичного экспорта; инновационную активность предпри- ятий реального сектора1. Расходы бюджета на инновационную деятельность по «про- грессорскому» варианту отличаются от инерционного менее чем на 10% при достижении существенно более высоких целевых па- раметров. При этом требуемое наращивание расходов при усло- вии соблюдения институциональных условий (особенно в части смягчения административных барьеров, расширения налоговых преференций, создания жестких ограничений для компаний, ко- торые не намерены осуществлять инновации и модернизировать производство) может достаточно быстро актуализировать инно- вационные интересы бизнеса, содействовать притоку в эту сферу
внебюджетных средств. Разработка «прогрессорского» сценария позволяет предложить руководству страны комплекс инструмен- тов регулирования, которые частично могут быть использованы и в рамках других сценариев. В комплексе предлагаемых мер инновационной политики (см. детальный список мер в табл. 5) можно выделить следующие ос- новные направления приложения усилий государства: • поддержку конкуренции, ограничение формальных и нефор- мальных преференций различных компаний, снятие внутрен- них барьеров, усиление конкурентных механизмов системы государственных закупок; 1 Путин В. В. Нам нужна новая экономика // Ведомости. 30 января 2012 г. Раздел I. Новая модель роста Глава 3. От стимулирования инноваций к росту на их основе 104 105 • стимулирование массовых инноваций во всех секторах, вклю- чая низкотехнологичные; поддержку малого инновационного бизнеса, регулирование заимствований технологий и произ- водств; усиление государства как модератора сетевых взаи- модействий и создания инновационных кластеров, поддерж- ку инновационных стартапов; • содействие инновационному развитию традиционных и фор- мированию новых секторов экономики; поддержку междуна- родной кооперации российских фирм (табл. 3); • усиление эффектов регулирования: повышение эффективно- сти использования ресурсов, реализацию функциональных приоритетов (компенсация провалов инновационного цик- ла), децентрализацию политики (в пользу регионов, инсти- тутов развития, бизнес-ассоциаций); • повышение качества предложения инноваций: рост резуль- тативности сектора ИР, эффективное финансирование науки, стимулирование инвестиций бизнеса в ИР; • реализацию социальных функций инноваций: развитие челове- ческого капитала инновационной сферы, поддержку креатив- ного класса, реализацию программ интеграции уязвимых групп населения в инновационные процессы (инклюзивные иннова- ции), улучшение общественного восприятия инноваций. Обоснование основных мер и последовательности шагов в области инновационной политики
Низкий уровень спроса на инновации в России ограничивает по- тенциал роста и регулирующие возможности государства. Зада- чу его повышения целесообразно решать поэтапно. В начале роль локомотива развития должно сыграть государство, кото- рое уже проявило себя активным игроком на инновационном поле — поддержка кооперации вузов и бизнеса, инновационной инфраструктуры вузов; создание технологических платформ; разработка программ инновационного развития компаний с го- сударственным участием и др. Предлагается систематизировать реализуемые меры, придать им согласованный и комплексный характер. В качестве центрального звена приложения усилий государства на этом этапе могут быть экспортные, таможенные и особенно на- логовые льготы и преференции. Эффективным и экономически обоснованным направлением/ инструментом поддержки инновационной активности на пер- вом этапе должно стать стимулирование международной коо- перации компаний, деятельности экспортеров несырьевой про- дукции в целях усиления их конкурентоспособности на мировом рынке. Оказываемая в различных формах поддержка таких ком- паний может быть увязана с рыночными формами контроля: критерием продолжения поддержки должно быть увеличение объема поставок на внешний рынок (табл. 5). Важно активнее развивать различные формы софинансирова- ния — предоставления поддержки в форме льгот и субсидий при ус- ловии финансирования разработок со стороны бизнеса. Особого внимания потребует институт госзаказа. Прежде все- го, необходимо усилить конкурентные механизмы его распре- деления, только в этом случае компании будут иметь внутрен- ние стимулы для инвестиционной активности. Предполагаются дополнительные рычаги принуждения к инновациям компаний с государственным участием, а также меры по информированию и обучению потребителей, формированию спроса на нетехноло- гические инновации, стимулированию потребления инноваци- онной продукции средним и малым бизнесом. На втором этапе, в 2015–2020 г., должна быть усилена роль го- сударства как модератора сетевых взаимодействий, инициатора частно-государственных партнерств (в частности, на базе техно- логических платформ), что будет способствовать массовизации инноваций, созданию новых рынков в опережающем режиме. Ключевые меры на этой стадии связаны с развитием сервисных и образовательных центров инжиниринга, прототипирования и дизайна, центров технологического развития, других каналов создания и трансфера инновационной продукции (услуг); под- держкой инновационной инфраструктуры; созданием прозрач- ных и непротиворечивых правил взаимодействия инновацион- ных акторов; смягчением финансовых и отчасти коммерческих рисков. Необходимо оптимальное сочетание инструментов стимулирова- ния спроса на инновационную продукцию и на инновационные ком- пании. Для этого в портфель мер должны быть включены регуля- торы, нацеленные как на продукцию (административные рычаги, госзакупки, публичный технологический и ценовой аудит и др.), так и на ее разработчиков (повышение качества менеджмента, Раздел I. Новая модель роста Глава 3. От стимулирования инноваций к росту на их основе
106 107 тиражирование лучших практик, развитие институциональной среды). Исходя из интересов обеспечения долгосрочного устойчи- вого роста экономики и благосостояния общества, повышения качества человеческого капитала, укрепления национальной безопасности, опережающее развитие собственного научно- го и технологического потенциала страны представляется ма- гистральным направлением инновационной политики в части поддержки предложения инноваций. Только на этой основе воз- можно достижение восприимчивости экономики к передовым технологиям, инновационным продуктам и услугам и в конеч- ном счете ее реальной конкурентоспособности. В краткосрочной перспективе центральным звеном комплекс- ной реформы сектора ИР станут меры по выявлению лучших организаций и исследовательских групп (лабораторий, отделов и т. п.), целевой поддержке их развития и кооперации; разра- ботке и реализации долгосрочной программы фундаментальных исследований Российской Федерации; развитию системы госу- дарственных фондов поддержки научной, научно-техничекой и инновационной деятельности; проведению институциональ- ных преобразований, включая санацию сети научных организа- ций на основе признанных на международном уровне методов оценки их результативности. Важнейшее место среди них зай- мут инструменты стимулирования развития исследовательского и инновационного потенциала вузов, включая расширение под- держки национальных исследовательских университетов. В 2015–2020 гг. акцент рекомендуется перенести на опережаю- щее развитие конкурентоспособных на мировой арене направлений фундаментальных и поисковых исследований, современных форм организации ИР, инфраструктуры науки на прорывных направ- лениях и международное сотрудничество. Серьезное значение будет иметь развитие кооперации (в том числе сетевой) хозяй- ствующих субъектов при осуществлении научной, образователь- ной и инновационной деятельности. С учетом низкого в целом технологического уровня отече- ственной экономики и давления бюджетных ограничений осо- бого внимания требуют проблемы регулирования заимствования технологий и производств. Адаптационная модель представляет- ся наиболее надежной и адекватной для большинства компаний, однако она имеет и очевидные недостатки. Потребуются серьез- ные усилия и политическая воля для устранения барьеров, пре-
пятствующих технологическому импорту (упрощение таможен- ных процедур, изменение тарифов, поддержка инкрементальной доработки); введения санкций (вплоть до закрытия) к предпри- ятиям, сохраняющим устаревшие производства и др. (табл. 4). В долгосрочной перспективе необходимо будет добиться раз- умного баланса между стимулированием трансфера зарубежных технологий и собственного технологического потенциала (в том числе через стимулирование кооперации отечественных компа- ний с отечественными научными организациями и вузами). Привлечение иностранных игроков Важнейшим вызовом для России является ее низкая конку- рентоспособность как глобального игрока, создающая извест- ную асимметрию в потоках капиталов, продукции, технологий, трудовых ресурсов. В этих условиях целесообразно активизиро- вать усилия по привлечению в страну транснациональных (а также крупных иностранных) высокотехнологичных компаний и техноло- гических инвесторов с целью масштабной модернизации эконо- мики, создания современных производств (в режиме полной сборки), исследовательских и инжиниринговых центров. Речь идет об их размещении на имеющихся либо создаваемых пло- щадках (в иннограде Сколково, наукоградах, технико-внедрен- ческих зонах, региональных кластерах), а также на не освоен- ных российскими и зарубежными компаниями пространствах (табл. 4). Рекомендуемые механизмы привлечения зарубежных компаний включают: • целевые льготы для брендовых технологических инвесторов в интересах обеспечения демонстрационного эффекта; • сокращение состава запрещенных к доступу иностранных ин- весторов секторов/видов деятельности, снятие барьеров для их участия в капитале российских компаний; сокращение сроков выдачи необходимой разрешительной документации; • мягкое принуждение (стимулирование) к переносу научно- технологических и образовательных компетенций в Россию; • оперативное предоставление на льготных условиях земель- ных участков, производственных помещений; подключение к инфраструктуре; Раздел I. Новая модель роста Глава 3. От стимулирования инноваций к росту на их основе 108 109 • расширение практики офсетных сделок (закупка части про- изведенной продукции, обязательства по созданию инжини- ринговых центров и т. п.); • поддержку разработки и реализации региональных программ, предусматривающих привлечение зарубежных инвестиций и высокотехнологичных компаний. Интеллектуальная собственность Реализация новой модели инновационной политики предпо- лагает поиск адекватных подходов к решению проблем создания и правовой защиты прав на объекты интеллектуальной собствен- ности. Интеллектуальная собственность чаще всего создается не для конкретного потребителя и потому остается невостре- бованной со стороны производства и рынка. Между тем именно в процессе коммерциализации проявляются ее реальные конку- рентные преимущества, а охраноспособные изобретения и ноу-
хау становятся весомыми источниками доходов. Важно усилить внимание к регламентации рынка промыш- ленной собственности (патентов, полезных моделей, в том числе созданных с привлечением бюджетных средств, ноу-хау), транс- фера результатов интеллектуальной деятельности в экономику. В кратко- и среднесрочной перспективе необходимы инфорс- мент законодательства в области интеллектуальной собственно- сти и амнистия (передача прав разработчикам) результатов, соз- данных за счет бюджетных средств. Значительные экономические возможности, которые откры- вает выход на зарубежные рынки, делают актуальными такие меры, как льготные патентные пошлины, развитие специаль- ных фондов содействия патентованию, рост масштабов бесплат- ных консультационных и информационных услуг. Для развития рынка интеллектуальной собственности предлагается последо- вательно улучшать условия капитализации ИР, в том числе че- рез постановку объектов интеллектуальной собственности на ба- ланс компаний. Создание системы эффективного управления интеллектуаль- ной собственностью подразумевает развитие объектов иннова- ционной инфраструктуры, занимающихся продвижением техно- логий на рынки (патентные и маркетинговые отделы компаний, научных организаций и вузов, центры трансфера технологий, консалтинговые и инжиниринговые фирмы и пр.); расширение сети центров, оказывающих широкий спектр информационно- консультационных и экспертных услуг (патентные исследования с предоставлением скидок малому бизнесу, помощь в организа- ции участия в международных выставках, оплата пошлин при регистрации и правовой охране и др.). В долгосрочной перспективе предстоит добиться ощутимого повышения уровня защиты интеллектуальных прав (развитие патентных судов, обеспечение качества рассмотрения патент- ных исков) и улучшения качества профессиональной подготов- ки специалистов, владеющих необходимыми компетенциями (введение в учебные планы по техническим и естественно-на- учным специальностям дисциплин, связанных с интеллектуаль- ной собственностью и трансфером технологий; переподготов- ка патентных поверенных, маркетологов, аудиторов). Важным условием активизации рынка интеллектуальной собственности может стать развитие института ее оценщиков. Из-за отсутствия таких кадров, сложности и ресурсоемкости требуемых мер фор- мирование этого института целесообразно проводить поэтапно. Социальные инновации, креативный класс Социальная ориентированность инноваций на повышение каче- ства жизни и расширение возможностей граждан обусловлива- ет новые приоритеты инновационной деятельности и политики. В основе коренных институциональных изменений, ведущих к построению экономики знаний, лежит развитие в обществе инновационного мышления и духа предпринимательства, кото- рые не могут сформироваться вне креативного класса, создаю- щего в экономике знаний бoльшую часть добавленной стоимо- сти. Именно этот класс является носителем и распространителем инновационной культуры, поэтому важнейшей задачей государ- ства и общества должно стать создание благоприятной среды для его развития. На сегодняшний день соответствующие группы на- селения сталкиваются с комплексом проблем, которые приво- дят к масштабному оттоку его представителей за рубеж (табл. 4). Создание комфортной для креативного класса среды воз- можно через глубокие институциональные изменения, вклю- чая построение локальных сообществ, приспособленных под его нужды. Помимо общепринятых мер, способствующих по- Раздел I. Новая модель роста Глава 3. От стимулирования инноваций к росту на их основе 110 111 вышению ценности человеческого капитала (улучшения каче- ства образования, поддержки фундаментальной науки и техно- логических бизнесов и т. п.), важны меры по защите личности, прав собственности (в том числе интеллектуальной), окружаю- щей среды и т. п. Время конкуренции людей за юрисдикцию стра- ны, предоставляющей защиту и гарантии, постепенно проходит; в условиях экономики знаний нарастает конкуренция государств за представителей креативного класса, формирующих инновацион- ную среду. В рамках инновационной политики предлагается уделить внимание программам поддержки креативного класса и массо- вого инновационного бизнеса, реализующего технологические и нетехнологические инновации. Действенными инструментами могут стать различные адресные гранты, создание центров тех- нического содействия, поддержка тематических форумов и кон- ференций для развития партнерских связей. Важно также расширять социальную базу инновационной по- литики за счет учета интересов групп населения, доступ которых к инновациям ограничен недостаточными доходами, отсутстви- ем необходимых знаний и навыков, инфраструктуры и стан- дартов, обеспечивающих оказание инновационных услуг в со- циальной сфере и государственном управлении (телемедицина, дистанционное образование, информатизация органов соци- альной защиты и обслуживания населения, онлайновое предо- ставление государственных услуг и др.). Это предполагает ре- ализацию программы мер по обеспечению доступа социально незащищенных групп населения к инновационным технологи- ям, продуктам и услугам. Расходы бюджета Оценка динамики расходов федерального бюджета на иннова- ционную деятельность была проведена для трех сценариев ин- новационного развития. В качестве целевых использовались структурные показатели: удельный вес инновационной продук- ции и затрат на инновации в объеме производства; доля затрат на ИР в расходах на инновации; соотношение средств предпри- нимательского и государственного секторов в затратах на ИР; соотношение прямых и косвенных затрат государства на разви- тие инноваций. В составе общих затрат государства на развитие инновационной деятельности в гражданском секторе экономики были выделены прямые и косвенные затраты (выпадающие до- ходы бюджета в результате использования налоговых/фискаль- ных механизмов). Сравнительный анализ полученных результатов показывает, что наиболее эффективным является «прогрессорский» сценарий, в соответствии с которым в 2020 г.: • объем инновационной продукции составит 14,4 трлн руб. (по добавленной стоимости — 9,3% ВВП); по умеренно- му и инерционному сценариям — 8,6 трлн руб. (5,6% ВВП) и 7 трлн руб. (4% ВВП) соответственно. Объем инновацион- ной продукции вырастет в 8,7 раза; соотношение объема ин- новационной продукции и затрат на инновации составит 7:1 (втрое выше, чем в 2011 г.); • за счет использования эффективных рычагов стимулирова- ния будет обеспечен динамичный рост доли предпринима- тельского сектора в финансировании ИР — с 27% в 2011 г. до 73% (умеренный сценарий — 40%, инерционный — практи- чески неизменный уровень). В абсолютном выражении вклад предпринимательского сектора в финансирование ИР может достичь в 2020 г. примерно 1,5 трлн руб., превысив уровень 2011 г. более чем в 7 раз (умеренный сценарий — 575 млрд руб., инерционный — 414 млрд руб.). В результате удастся оп- тимизировать общую структуру финансирования ИР, прибли- зить ее к модели, характерной для развитых стран. В итоге реализация «прогрессорского» сценария позволит не толь- ко избежать нереалистичных финансовых запросов к государству, но и разомкнуть существующие бюджетные ограничения за счет замещения прямого субсидирования инновационной деятельности косвенными издержками бюджета (причем с опережающей динами- кой) и частными инвестициями. Наименее эффективным следует считать инерционный сце- нарий, который отличается сочетанием высоких затратных па- раметров и минимальными значениями целевых показателей. Из-за сохранения неэффективных механизмов трансформа- ции затрат на инновации в экономические результаты его ре- ализация не обеспечит достижения структурных параметров и пропорций, соответствующих трендам развития инновацион- Раздел I. Новая модель роста Глава 3. От стимулирования инноваций к росту на их основе 112 113 ных процессов. Доля инновационной продукции в общем объ- еме производства в 2020 г. составит менее половины от уровня «прогрессорского» варианта при примерно 10%-м расхождении по масштабам общих бюджетных издержек. Умеренный вариант привлекателен более низкими расхо- дами бюджета. Их масштаб на фоне отдельных институцио- нальных преобразований может привести к некоторому росту целевых индикаторов, но принципиального улучшения пози- ций России в глобальных инновационных процессах не про- изойдет. 2011 2015 2020 1,3 2,1 1,9 2,2 3,3 3 3,7 0,5 0,8 0,8 1,3 0,8 1,1 0,8 1,4 1,2 2,1 1,2 1,8 1,3 2.4 _______ _______ (____ ___.) ________: I – ___________ II – _________ III – «______________» 4,7 5,8 9,8 5,3 9,9 20,1 5,2 7,7 12 ___ ______ _____ _______ _ _____ ______ __________ _______ , _______, _____, ____ (%) 2012 2015 2020 ______ ______ ______ ____ _______ _________ ________ (__________ _____) I II III I II III I II III Рис. 4. Оценка расходов федерального бюджета на инновационную деятельность в гражданском секторе экономики: сценарии и результаты 4. Ключевые меры по развитию сферы науки и инноваций I. Стимулирование массовых инноваций во всех секторах экономики, содействие формированию новых инновационных рынков 1. Введение в качестве обязательных разделов по инновациям в национальных, отраслевых и региональных стратегиях. 2. Введение в федеральных и региональных органах власти, компаниях с госучастием должности заместителя руководи- теля по инновациям; формирование из их числа националь- ного совета с функцией экспертизы проектов нормативных правовых актов на предмет оценки их влияния на инноваци- онное развитие. 3. Развитие механизмов принуждения компаний к инноваци- ям (мониторинг программ инновационного развития; введе- ние инновационных технических регламентов и стандартов; ужесточение экологических, ресурсосберегающих требований, требований к качеству и безопасности). 4. Введение критерия инновационности в практику госзакупок и крупных инфраструктурных проектов; их обязательный технологический и ценовой аудит и оценка инновационного потенциала; внедрение сквозной системы госзакупок по все- му инновационному циклу. 5. Систематизация налоговых льгот в инновационной сфере и совершенствование их администрирования. 6. Стимулирование импорта новых для России технологий (си- стема поиска наилучших доступных технологий для приори- тетных отраслей, таможенный и налоговый режим, госгаран- тии). 7. Разработка программы привлечения зарубежных брендовых технологических инвесторов. 8. Развитие долгосрочных программ субсидирования высоко- технологичных производств с отлагательными условиями пролонгирования (в рамках кооперации предприятий с вуза- ми и научными организациями). 9. Создание национальной экспертной сети по долгосрочному научно-технологическому прогнозированию с участием ши- рокого круга заинтересованных сторон (крупных компаний, Раздел I. Новая модель роста Глава 3. От стимулирования инноваций к росту на их основе 114 115 ведущих вузов и НИИ, бизнес-ассоциаций, территорий ин- новационного развития). II. Повышение эффективности инновационной политики; поддержка функциональных приоритетов с целью компенсации провалов инновационного цикла; децентрализация инновационной политики 1. Развитие системы технологических платформ с участием биз- неса, науки и вузов; сети центров открытых инноваций и тех- нологических брокеров. 2. Создание сети сервисных и образовательных центров в сфе- ре инжиниринга, дизайна, прототипирования. 3. Введение механизмов инновационных ваучеров в целях сти- мулирования аутсорсинга услуг инновационного характера. 4. Создание общероссийской информационной базы новых про- дуктов и технологий, сети отраслевых центров научно-техни- ческой информации. 5. Поддержка территорий инновационного развития (Сколково, инновационно активные регионы, ОЭЗ, наукограды, иннова- ционные кластеры). 6. Проведение конкурсов инновационных предложений по ре- шению социальных, инфраструктурных и экологических про- блем на уровне городов и регионов. 7. Развитие саморегулируемых организаций в инновационной сфере и поддержка бизнес-ассоциаций (выработка стандар- тов, экспертиза, представление интересов участников и т. д.). 8. Формирование программ информирования органов власти и госкомпаний о возможностях внедрения инноваций (ин- тернет-портал, ведомственные экспертные советы, рабочие группы); демонстрация возможностей наиболее передовых технологических решений для их продвижения в крупных компаниях. III. Повышение качества предложения инноваций 1. Поддержка создания центров превосходства и программа вы- ращивания конкурентоспособных коллективов на перспек- тивных направлениях; сплошной научно-технологический аудит государственных НИИ и КБ и оптимизация их сети. 2. Масштабирование деятельности государственных фондов поддержки науки. 3. Формирование и реализация национальной программы фун- даментальных исследований, открытой для всех участников. 4. Развитие системы обязательной оценки деятельности госу- дарственных научных организаций и добровольной — осталь- ных организаций, выполняющих исследования и разработки, на основе международно принятых подходов. 5. Программа развития доконкурентных исследований и раз- работок в интересах реального сектора экономики (техноло- гические платформы, кооперативные институты, центры от- крытых инноваций и т. п.). IV. Реализация социальных функций инноваций 1. Формирование программ поддержки массового научно-тех- нического творчества и инновационного предприниматель- ства, популяризации научной и инновационной деятельности. 2. Поддержка стажировок молодых исследователей, инжене- ров в ведущих зарубежных научных центрах, университетах и компаниях. 3. Внедрение современных стандартов оказания инновацион- ных услуг в образовании, здравоохранении, социальной сфере и государственном управлении, в т. ч. в интересах уязвимых групп населения; поддержка мер по обеспечению их доступа к инновационным технологиям, продуктам и услугам. Раздел I. Новая модель роста Глава 3. От стимулирования инноваций к росту на их основе 116 117 Таблица 3. Отраслевая дифференциация инновационной политики Задачи Акценты регулирования Примеры секторов Традиционные высокотехнологичные сек- тора: повышение конкурентоспособности и экспортного потенциала Разработка и внедрение передовых технологий, поддержка ИР, высокотех- нологичного экспорта Авиастроение, космический и оборон- но-промышленный комплекс, атомная энергетика Новые сектора: формирование новых рынков высокотехнологичной продукции/ услуг, разработка технологий для модер- низации производств Разработка прорывных технологий, междисциплинарные исследования, но- вые инструменты регулирования (в т. ч. стандарты), стимулирование спроса Наноиндустрия, биотехнологии, меди- цинская техника, электротехника, при- боростроение Сектора с преимущественно горизонталь- ной организацией: динамичная модерни- зация Адаптация и распространение отдель- ных современных технологий, совер- шенствование отраслевого регулирова- ния, инжиниринговые услуги, поддержка импорта технологий и ком- петенций Бытовая медицинская техника, меди- цинские услуги, информационные ус- луги государства для населения, энер- госнабжение в небольших городах и поселках, малая распределенная энергетика, легкая промышленность, агропромышленный комплекс, лесное хозяйство, плантационные посадки, строительство и производство строй- материалов, градостроительство Общественный и инфраструктурный сек- тора: технологическая модернизация, рас- ширение спектра высококачественных ин- новационных общественных услуг Разработка собственных технологий, внедрение зарубежных достижений, закупки для государственных нужд Электронное правительство, медицин- ские и образовательные услуги, до- рожное строительство, транспортные услуги Сырьевые сектора: повышение произво- дительности, экологичности, снижение энергоемкости, расширение переделов Внедрение лучших доступных техноло- гий, техническое регулирование, эколо- гические стандарты Нефтегазовый сектор, угольная про- мышленность, металлургия, лесопро- мышленный комплекс Таблица 4. Усиление инновационной ориентации государственного регулирования Область регулирования Возможные меры Поддержка конкуренции Снятие межрегиональных барьеров Активизация деятельности ФАС по снятию искусственной сегментации рынков границами регионов, подавляющей стимулы к инновациям (за исключением кон- куренции с импортом). Обеспечение условий для равноправ- ной конкуренции с дешевой импорт- ной продукцией Изменение тарифов (поэтапное снижение тарифных барьеров). Усиление конкуренции при закупках товаров и услуг для государственных нужд и нужд компаний с государ- ственным участием Действующее законодательство о государственных закупках в принципе подразу- мевает рост конкуренции, однако нормой остаются массовые нарушения закупоч- ной процедуры. Целесообразны: – более активное использование механизмов банковской гарантии возврата аван- са и оплаты неустойки для допуска к торгам или на конкурс; – удлинение планирования закупок и введение реальной возможности переноса средств госзаказа на следующий год; – создание системы прозрачных и конкурентных закупок в госкомпаниях. Обеспечение конкурентной среды Обеспечение нормальной доходности проектов, дающих сверхприбыль (изъятие части ресурсной ренты); подавление рентных и коррупционных механизмов функ- ционирования бизнеса. Качественное удорожание квалифицированной рабочей силы (в 1,5–2 раза), включая увеличение зарплаты бюджетников. Введение обязательной процедуры проверки проектов нормативных правовых ак- тов на наличие ограничивающих конкуренцию норм. Раздел I. Новая модель роста Глава 3. От стимулирования инноваций к росту на их основе 118 119 Область регулирования Возможные меры Мониторинг бизнес-ассоциациями (отраслевыми и региональными) решений му- ниципальных и региональных властей на предмет появления ограничивающих ус- ловий для конкуренции; оценка барьеров входа на отдельные рынки, в том числе обусловленные политикой крупных компаний. Введение практики антидемпинговых расследований для защиты интересов отече- ственных производителей от недобросовестной конкуренции со стороны зарубеж- ных компаний.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 40; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.98.108 (0.48 с.) |