Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методика «существенные признаки»
В каждой строке имеется одно слово перед скобками и 5 слов в скобках. Подчеркните в каждой строке те два слова в скобках, которые обозначают то, что данный предмет (перед скобками) имеет всегда и без чего это понятие не существует. Подчеркните только эти два слова. 1. Сад (растения, садовник, собака, забор, земля). 2. Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода). 3. Город (автомобиль, здание, толпа, улица, велосипедист). 4. Сарай (сеновал, лошади, крыша, скот, стены). 5. Куб (углы, чертеж, сторона, камень, дерево). 6. Деление (класс, делимое, карандаш, делитель, бумага). 7. Кольцо (диаметр, алмаз, проба, круглость, печать). 8. Чтение (глаза, книга, картинка, печать, слово). 9. Газета (правда, приложения, телеграммы, бумага, редактор). 10. Игра (карты, игроки, штрафы, наказания, правила). 11. Война (аэроплан, пушки, сражения, ружья, солдаты). Методика выявляет логичность суждений больного, а также его умение сохранять направленность и устойчивость способа рассуждения при решении длинного ряда однотипных задач. 2. Для проведения опытов нужны бланки с напечатанным текстом задач либо их машинописная копия (см. образец бланка). Опыты можно проводить с больными, имеющими образование не менее 5 классов. 3. Пользоваться формальной «жесткой» инструкцией нецелесообразно. Вместо этого экспериментатор совместно с больным решает первую задачу и дает примерно следующие объяснения: «Видите, здесь ряд слов, напечатанных крупным шрифтом, а рядом с каждым таким словом (в скобках) — пять слов на выбор. Из этих пяти слов вы должны выбрать два — только два, не больше и не меньше, — два слова, обозначающих неотъемлемые признаки вот этого, написанного крупным шрифтом предмета, т. е. то, без чего он не может быть. Вот, например, сад. Все те слова, которые рядом с ним в скобках написаны, имеют какое-то отношение к саду — и земля, и забор, и садовник, и собака, и растения. Все это в саду бывает. Но без чего сад не может быть садом? Без земли и без растений. Без садовника или без забора сад будет, хотя, быть может, и плохой; без растений и без земли сада не бывает». Также совместно решается и вторая задача, а затем больной решает и объясняет свои решения самостоятельно. В зависимости от того, для какой цели в большей мере экспериментатору нужна данная методика, он может действовать двумя способами: либо он только записывает высказывания и ответы больного и обсуждает их после окончания всей работы, либо сразу обсуждает с больным каждый следующий ответ, ставя ему контрольный вопрос.
В графу «Объяснения и мотивировки» следует внести пометку о том, проводилось ли обсуждение по мере решения каждой следующей задачи или к неправильно решенным задачам возвращались после решения последней. 4. В большинстве задач этой методики содержатся слова, которые провоцируют легкомысленные, бездумные ответы. Так, например, к слову «игра» многие, долго не думая, подбирают слово «карты», хотя карты вовсе не являются обязательным признаком для всякой игры. Многие больные не только при самостоятельной работе, но даже при контрольных вопросах и поправках со стороны экспериментатора в каждой следующей задаче сбиваются на путь таких случайных, привычных ассоциаций и отвечают бездумно. Таким больным подсказ, критическое замечание обычно помогают найти правильное решение. Таким образом, методика выявляет некритичность н ненаправленность мышления больных. В иных случаях методика выявляет резонерские, путаные рассуждения больных — аморфность и расплывчатость их мышления. Неумение выделить самые существенные признаки (т. е. слабость абстрагирования) становится особенно заметной тогда, когда экспериментатор обсуждает с больным решения. Форма протокола к методике «Существенные признаки» и пример исследования больной шизофренией
СУЩЕСТВЕННЫЕ ПРИЗНАКИ 1. Сад (растения, садовник, собака, забор, земля). 2. Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода). 3. Город (автомобиль, здание, толпа, улица, велосипед). 4. Сарай (сеновал, лошади, крыша, скот, стены). 5. Куб (углы, чертеж, сторона, камень, дерево). 6. Деление (класс, делимое, карандаш, делитель, бумага). 7. Чтение (глаза, книга, картинка, печать, слово). 8. Игра (карты, игроки, штрафы, наказания, правила). 9. Война (самолет, пушки, сражения, ружья, солдаты). 10. Кольцо (диаметр, алмаз, проба, округлость, золото). 11. Газета (правда, происшествие, кроссворд, бумага, редактор), 12. Книга (рисунки, рассказ, бумага, оглавление, текст). 13. Пение (звон, искусство, голос, аплодисменты, мелодия). 14. Землетрясение (пожар, смерть, колебания почвы, шум, наводнение). 15. Библиотека (столы, книги, читальный зал, гардероб, читатели). 16. Лес (почва, грибы, охотник, деревья, волк). 17. Спорт (медаль, оркестр, состязания, победа, стадион) 18. Больница (помещение, уколы, врач, градусник, больные). 19. Любовь (розы, чувства, человек, свидание, свадьба). 20. Патриотизм (город, друзья, родина, семья, человек). ПРОСТЫЕ АНАЛОГИИ 1. Выполнение этого задания требует понимания логических связей и отношений между понятиями, а также умения устойчиво сохранять заданный способ рассуждений при решении длинного ряда разнообразных задач. Методика заимствована из психологии труда. 2. Для проведения опыта нужен бланк или просто отпечатанный ряд задач. Задание пригодно для исследования больных с образованием не ниже 7 классов. 3. Инструкция дается в форме совместного решения первых трех задач. «Вот посмотрите, — говорят больному, — здесь написано два слова — сверху лошадь, снизу жеребенок. Какая между ними связь? Жеребенок — детеныш лошади. А здесь, справа, тоже сверху, одно слово — «корова», а внизу пять слов на выбор. Из них нужно выбрать только одно слово, которое также будет относиться к слову «корова», как жеребенок к лошади, т.е. чтобы оно обозначало детеныша коровы. Это будет... теленок. Значит, нужно раньше установить, как связаны между собой слова, написанные слева, вот здесь (показ), и затем установить такую же связь справа. Разберем еще пример: вот здесь слева — яйцо — скорлупа. Связь такая: чтобы съесть яйцо, нужно снять скорлупу. А справа картофель и внизу пять слов на выбор. Нужно выбрать из пяти нужных слов справа одно такое, которое относится к верхнему, как это нижнее — к этому верхнему (показ слов слева)». Инструкция несколько длинновата, но обязательно нужно добиться того, чтобы больной ее хорошо усвоил. 4. В норме при соответствующем образовании исследуемые усваивают порядок решения задач после 2—3 примеров. Если больной, имеющий образование 7 классов, никак не может усвоить задание после 3-4 примеров, это дает основание думать, что его интеллектуальные процессы, по крайней мере, затруднены. Форма протокола к методике «Простые аналогии»
Примечание. Так же как в задании «Существенные признаки», в протоколе должно быть указано, когда велось обсуждение: сразу, в порядке решения задач, либо после решения последней задачи. Кроме того, протокол может быть неравномерным по точности. Многие задачи, решавшиеся правильно, могут быть записаны только крестиком, но, если по поводу какой-либо задачи завязалась интересная дискуссия с больным, эту дискуссию следует записать как можно более подробно, в виде диалога.
Чаше всего при выполнении этого задания наблюдаются случайные ошибки. Вместо того чтобы руководствоваться при выборе слова образцом логической связи слева, больной просто подбирает к верхнему слову справа какое-либо близкое по конкретной ассоциации слово из нижних. Так, например, в задаче Ухо ______________ Зубы______________ Слышать Видеть, лечить, рот, щетка, жевать больной выбирает слово «лечить» просто потому, что зубы часто приходится лечить. Часто бывает так, что больной решает 3—4 задачи таким бездумным, неправильным способом, а затем, без всякого напоминания со стороны экспериментатора, возвращается к правильному способу решения. Такая неустойчивость процесса мышления, соскальзывание суждений на путь случайных, облегченных, ненаправленных ассоциаций наблюдается при утомляемости больных, при хрупкости процессов мышления как органического, так и шизофренического генеза. Существуют, однако, некоторые отличия между особенностями решений больных. При органической слабости больные мгновенно «спохватываются» и исправляют свои ошибки, как только замечают, что экспериментатор недоволен их ответами. Сам экспериментатор может, напомнив инструкцию и настойчиво потребовав от больного внимательной работы и несколько задев при этом его самолюбие, добиться от больного-органика (с травматическим, сосудистым или легким интоксикационным процессом) безошибочного продолжения работы. Между тем ошибки больного шизофренией обусловлены слабостью побуждений, рыхлостью и ненаправленностью ассоциаций. Поэтому «соскальзывания» мысли больных обычно не поддаются коррекции, от них часто не удается добиться безупречных решений даже при повторных решениях тех же задач. Ошибки они допускают не в трудных, а сплошь и рядом в легких задачах. У больных не выявляется «предпочтения истины», т. е., выяснив с помощью экспериментатора правильное решение задачи, больной считает одинаково правомерным и прежнее, ошибочное, и другое, правильное. Помимо такой «хрупкости», неустойчивости и непоследовательности решений, больные шизофренией обнаруживают при выполнении этого задания более выраженную расплывчатость мышления. Обилие слов, которыми им приходится оперировать, вызывает у них множество ассоциаций. Больные начинают связывать между собой слова одних задач со словами других задач и совершенно теряются в возникшей мешанине связей.
Если, однако, больной безупречно выполняет все задание, решив все 30—35 задач быстро и без ошибок, это еще не дает психологу основания утверждать, что мышление больного не нарушено. Данная методика может не выявить тонких, маловыраженных расстройств. Некоторые больные, даже понявшие инструкцию и умеющие объяснить ее, тем не менее в каждой следующей задаче ошибаются, поддаются провоцирующему влиянию тех слов, написанных под чертой справа, которые обладают наибольшей конкретной, «притягательной» силой. Если экспериментатор говорит больному «подумайте», то больной тут же может дать правильный ответ, но уже в следующей задаче снова «собьется». При этом больной сам не огорчается, иногда даже смеется, считает свои ошибки несущественными. Такого рода беззаботность, некритичность, а главное, непроизвольность мышления наблюдаются при паралитических синдромах. Методикой можно пользоваться для повторных проб, если разделить этот набор на две или три части. ПРОСТЫЕ АНАЛОГИИ
1. Лошадь Корова__________________ Жеребенок Пастбище, рога, молоко, теленок, бык
2 Тонкий Безобразный_____________ Толстый Красивый, жирный, грязный, урод, веселый
3. Свинец Пух____________________ Тяжелый Трудный, перина, перья, легкий, куриный
4. Ложка Вилка__________________ Каша Масло, нож, тарелка, мясо, посуда
5. Яйцо Картофель______________ Скорлупа Курица, огород, капуста, суп, шелуха
6. Коньки Лодка__________________ Зима Лед, каток, весло, лето, река
7. Ухо Зубы___________________ Слышать Видеть, лечить, рот, щетка, жевать
8. Собака Щука___________________ Шерсть Овца, ловкость, рыба, удочки, чешуя
9. Пробка Камень_________________ Плавать Пловец, тонуть, гранит, возить, каменщик
10. Чай Суп____________________ Сахар Вода, тарелка, крупа, соль, ложка
11. Дерево Рука___________________ Сук Топор, перчатка, нога, работа, палец
12. Дождь Мороз__________________ Зонтик Палка, холод, сани, зима, шуба
13. Школа Больница_______________ Обучение Доктор, ученик, учреждение, лечение, больной
14. Песня Картина________________ Глухой Хромой, слепой, художник, рисунок, больной
15. Нож Стол___________________ Сталь Вилка, дерево, стул, пища, скатерть
16. Рыба Муха___________________ Сеть Решето, комар, комната, жужжать, паутина
17. Птица Человек_________________ Гнездо Люди, птенец, рабочий, зверь, дом
18. Хлеб Дом____________________ Пекарь Вагон, город, жилище, строитель, дверь
19. Пальто Ботинок_________________ Пуговица Портной, магазин, нога, шнурок, шляпа
20. Коса Бритва__________________ Трава Сено, полосы, острая, сталь, инструмент
21. Нога Рука____________________ Сапог Галоши, кулак, перчатка, палец, кисть
22. Вода Пища__________________ Жажда Пить, голод, хлеб, рот, еда
23. Электричество Пар_________________ Проволока Лампочка, ток, вода, трубы, кипение
24. Паровоз Конь___________________ Вагоны Поезд, лошадь, овес, телега, конюшня
25. Алмаз Железо__________________ Редкий Драгоценный, железный, твердый, сталь, обычный
26. Бежать Кричать_________________ Стоять Молчать, ползать, шуметь, звать, плакать
27. Волк Птица___________________ Пасть Воздух, клюв, соловей, яйцо, пение
28. РастениеПтица___________________ Семя Зерно, клюв, соловей, пение, яйцо
29. Театр Библиотека______________ Зритель Актер, книга, читатель, библиотекарь, любитель
30. Утро Зима____________________ Ночь Мороз, день, январь, осень, сани
31. Нога Глаза____________________ Костыль Галка, очки, слезы, зрение, нос
32. Утро Зима_____________________ Ночь Мороз, день, январь, осень, сани
СЛОЖНЫЕ АНАЛОГИИ 1. Методика направлена на выявление того, в какой мере больному доступно понимание сложных логических отношений и выделение абстрактных связей. Кроме того, методика провоцирует проявления резонерства у больных, склонных к нему. Предложена Э А. Коробковой. 2. Для проведения опытов нужен бланк (см. образец бланка). Методику можно применять при исследовании больных, имеющих не менее 7 классов образования, но чаще всего ввиду очень большой трудности ее применяют при исследовании больных со средним и высшим образованием. 3. Больному говорят: «Давайте рассмотрим, какая связь между этими парами слов (вверху)» — и подробно характеризуют принцип связи каждой пары. Так, например, ему объясняют, что «свет — темнота» — противоположные понятия, «отравление — смерть» имеют причинно-следственную связь, «море — океан» имеют количественное отличие. После этого больному предлагают прочесть каждую пару из расположенных внизу, сказать, к какой паре из числа верхних она относится и назвать принцип згой связи. Больше никаких объяснений экспериментатор не дает, а только записывает решения больного, пока он не делает 2—3 попыток самостоятельного решения. В случае если эти первые решения свидетельствуют о том, что больной задачу не понял, экспериментатор дает повторные объяснения и вместе Форма протокола к методике «Сложные аналогии»
Примечание. В этом протоколе лучше записывать обе соотносимые пары слов (а не номер задачи) во избежание возможных ошибок. Обсуждение следует записывать полностью. Можно в одной графе чередовать реплики и вопросы экспериментатора (заключая их в скобки) и ответы испытуемого. 4. Если больной правильно, без особого труда решил все задания и логично объяснил все сопоставления, это дает право написать в заключении, что ему доступно понимание абстракций и сложных логических связей (но это еще не означает, что у него нет никаких расстройств мышления). Если же больной с трудом понимает инструкцию и ошибается при сопоставлении, это еще не дает права делать вывод об интеллектуальном снижении; многие психически здоровые люди с трудом выполняют это задание. Нужно подвергнуть анализу ошибки, вернее, весь ход рассуждений больного. Чаще всего эта методика оказывается полезной для выявления соскальзываний, внешних паралогичных умозаключений, т. е. той растекаемости мышления, которая наблюдается при шизофрении. Больной, например, начинает пространно рассуждать о том, что «испуг — бегство» соответствует паре «враг — неприятель», потому что во время войны такое бывает, или отвечает, что «физика — наука» соответствует понятиям «свет — темнота», так как это понятия, изучаемые физикой, и т. д. Следовательно, анализ экспериментальных данных, полученных по данной методике, основывается не столько на ошибках и неправильных решениях, сколько на тех рассуждениях, которыми больные свои доводы обосновывают. Так, например, больной соотносит пару «испуг — бегство» с образцом «овца — стадо» и доказывает это так: «От испуга одной овцы целое стадо могло убежать». Это произвольное нелогичное рассуждение. Другой больной соотносит пару «десять — число» с образцом «овца — стадо» и доказывает, что здесь «мысль общая — количество». Это также расплывчатое нелогичное суждение, особенно если учесть, что большинство задач до этой больной решал правильно, т. е. инструкцию понял. Такая же диффузность, расплывчатость, мысли на фоне понимания логических связей имеет место в решении следующего больного: «обман — недоверие» он соотносит с образцом «море — океан», объясняя, что «обман — это большая грубость, чем недоверие». Иногда за правильным ответом кроется ложное понимание. Например, «испуг — бегство» больной соотносит с «отравление — смерть». Это верно, но больной объясняет, что то и другое похоже, потому что «страх». Без обсуждения эксперимент не имеет смысла. Особенно трудны соотношения понятий «бережливость — скупость» и «прохлада — мороз» — они редко выполняются без помощи экспериментатора, но дискуссия по ним интересна. Следует подчеркнуть, что все ограничения в истолковании данных по этой методике не лишают ее ценности. При исследовании больных с высоким уровнем образования она всегда дает интересный результат как материал для обсуждения.
СЛОЖНЫЕАНАЛОГИИ
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1) Овца — стадо | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2) Малина — ягода | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3) Море — океан | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4) Свет — темнота | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5) Отравление — смерть | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6) Враг — неприятель
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Испуг — бегство | Слово — фраза | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Физика — наука | Бодрость — вялость | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Правильно — верно | Свобода — независимость | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Месть — поджог | Праздность — безделье | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Бережливость — скупость Глава — роман | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Десять — число | Покой — движение | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Грядка — огород | Прохлада — мороз | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Похвала — брань | Обман — недоверие | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Пара — два | Пение — искусство |
СРАВНЕНИЕ ПОНЯТИЙ | |
1. Утро — вечер | 16. Ворона — воробей |
2. Корова — лошадь | 17. Волк — луна |
3. Летчик — танкист | 18. Молоко — вода |
4. Лыжи — коньки | 19. Ветер— соль |
5. Трамвай — автобус 20. Золото — серебро | |
6. Озеро — река | 21. Сани —телега |
7. Река — птица | 22. Очки — деньги |
8. Дождь — снег | 23. Воробей — курица |
9. Поезд — самолет | 24. Кошка — яблоко |
10. Ось — оса | 25. Вечер — утро |
11. Обман — ошибка | 26. Дуб — береза |
12. Стакан — петух | 27. Голод — жажда |
13. Маленькая девочка - большая кукла | 28. Сказка — песня |
14. Ботинок — карандаш | 29. Корзина — сова |
15. Яблоко — вишня | 30. Картина — портрет |
СРАВНЕНИЕ ПОНЯТИЙ
1. Методика применяется для исследования мышления больных, процессов анализа и синтеза. Применяется очень давно, особенно широко использовалась в школе акад. В.М. Бехтерева.
2. Экспериментатор из имеющегося у него набора заготавливает 8—10 пар слов, подлежащих сравнению (см. образец бланка). Л.С. Павловской приводится 100 таких пар; достаточно применять лишь часть этого набора. Следует отметить, что в наборе содержатся понятия разной степени общности, а также и вовсе несравнимые понятия. Именно несравнимые понятия оказываются иногда очень показательными для обнаружения расстройства мышления.
Методика апробирована, пригодна для исследования детей и взрослых разного образовательного уровня. Применима для исследования лежачих больных или больных малодоступных, отказывающихся выполнять экспериментальную работу. Кроме того, она очень удобна при необходимости повторных исследований больных для оценки изменчивости их состояния. Так. например, некоторые авторы пользовались этой методикой при оценке влияния какого-либо препарата на процесс мышления больных.
3. Больного просят сказать, «чем похожи и чем отличаются» эти понятия. Записывают все его ответы полностью. Экспериментатор должен настаивать на том, чтобы больной обязательно сначала указывал сходство между понятиями, а только потом различие. Если больному не сразу понятна задача, можно совместно сравнить какую-либо легкую пару слов.
Предлагая первую (в данном списке «река — птица») несравнимую пару, экспериментатор внимательно наблюдает за мимикой и поведением больного. Если больной выражает удивление, растерянность или просто молчит, затрудняясь, ему тут же дают пояснение: «Встречаются такие пары объектов (или понятий), которые несравнимы. В таком случае вы и должны ответить: «Их сравнивать нельзя». Если больной сразу начинает сравнивать эту пару — его ответ записывают, но затем все равно дают пояснение относительно «несравнимых» пар. В дальнейшем таких пояснений больше не дают, а просто регистрируют ответы больного по поводу каждой пары.
4. При оценке ответов больных следует учитывать, удается ли им выделить существенные признаки сходства и различия понятий. Неумение выделить признаки сходства, а также существенные признаки различия свидетельствует о слабости обобщений больного, о склонности его к конкретному мышлению.
В исследовании Т.К. Мелешко предметом анализа стала не логическая структура процесса сравнения, а состав признаков, которые использовались для сопоставления объектов. По данным Т.К. Мелешко, больные шизофренией сравнивают объекты, пользуясь очень разнообразными, необычными признаками, в то время как здоровые люди производят сравнения по банальным, «стандартным» признакам.
Второе, на что следует обратить внимание, это то, выдерживает ли больной заданный ему план сравнения или мысль его «соскальзывает» куда-то в сторону и суждения его оказываются лишенными логической последовательности.
Так, например, больной шизофренией в подостром состоянии дает следующее заумное и аграмматичное сравнение дождя и снега: «Снег — это называются все микроны и заочные точки, которые могут быть под заморозками, а дождь, состоящий из воды, и оно может находиться в тесном сотрудничестве». Другая больная сравнивает дождь и снег так: «Дождик — это капли водяные, а снег — это заморозки, снег это снег, а вода есть вода, какая может быть разница — это ведь совершенно разные вещи... Снег идет и вода идет, снег падает, и дождь тоже падает...»
В исследованиях В.И. Перепелкина и СТ. Храмцовой приводятся образцы сравнений, характерные для больных шизофренией, эпилепсией, для олигофренов и др. Эту методику удобно комбинировать с фармакологическими пробами и записывать высказывания больных с помощью магнитофона.
| Поделиться: |
Читайте также:
Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 1128; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!
infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.67.166 (0.096 с.)