Методика выготского — сахарова 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика выготского — сахарова



1. Назначение этого метода — исследование мышления, точнее, способности самостоятельно формировать понятия. Однако в процессе наблюдения за больным, выполняющим задание, вы­являются также особенности его эмоциональных реакций, под­верженность аффективной дезорганизации суждений.

2. Для проведения опыта нужен набор разнообразных деревянных фигурок (разной формы и разного цвета) с надписанными на них словами «бик», «цев», «гур» и «лаг». Фигурки дол­жны быть скопированы в лаборатории экспериментальной патопсихологии Института психиатрии МЗ РФ или в другой психологической лаборатории, где эта методика применяется. Методика относится к числу очень
трудных, пользоваться ею целесообразно при исследовании боль­ных со средним или высшим образованием.

3. Перед больным на столе раскладываются беспорядочно все фигурки надписями книзу, так что ни одна надпись больному не должна быть видна. Полоска стола перед самим больным ос­тается пустой. Экспериментатор говорит: «Все эти фигурки очень различны, но среди них можно найти фигурки одного типа или одного сорта. Вот я вам открою одну фигурку (экспериментатор переворачивает и выкладывает вперед синий треугольник с над­писью «цев»), видите, здесь есть надпись «цев». Это слово ничего не означает, это просто название, имя одного сорта фигурок.
Вы должны узнать, какие еще фигурки относятся к сорту «цев» и поставить их сюда, рядом с этой фигуркой «цев». Эта задача трудная, догадаться сразу о том, какие фигурки называются «цев», вы не сможете. Нужно будет высказывать предположе­ния, учитывать свои ошибки, рассуждать, и постепенно вы сможете найти правильное решение. Работать будем так: перевора­чивать фигурки вы не должны, так как там будет написано их название, переворачивать могу только я. Вы высказываете ка­кое-либо предположение и выкладываете сюда все те фигурки, которые, может быть, называются "цев"».

Если больной молча выкладывает фигурки, экспериментатор спрашивает у него, почему он думает, что они относятся к сор­ту «цев», и записывает слова больного, а также зарисовывает, какие именно фигурки больной поставил вперед. Чаще всего, однако, больной раньше нерешительно высказывает вслух ги­потезу, например, говорит: «Может быть, все синие?» или «Мо­жет быть, все треугольники?» — и нуждается в поощрении, чтобы начать выкладывать. В таком случае экспериментатор го­ворит «попробуйте» и следит за тем, чтобы в соответствии с гипотезой были выложены вперед все фигурки с данным при­знаком. Если больной пытается положить только одну фигурку рядом с открытой (часто это бывает желтый треугольник «цев»), экспериментатор говорит, что таких фигурок должно быть не­сколько — 5 или 6, одной нельзя ограничиться. После того как больной выложил фигурки, экспериментатор открывает одну из них (из сорта «гур» или «лаг», смотря по обстоятельствам) и переворачивает, а все остальные фигурки ставит на место, не переворачивая. При этом экспериментатор говорит больному, что это фигурка тоже синего цвета (если он открыл синюю), но не «цев», или тоже треугольной формы (если он открыл треуголь­ную), но не «цев», а имеет другое название. «Среди тех, которые я убрал обратно, — продолжает экспериментатор, — может быть, были «цевы», но этого мы не узнали». Так повторяется после каждого «хода», т. е. после каждой попытки больного.

4. Обычно психически здоровые люди легко делают первый и второй ходы — по форме и по цвету, а затем несколько зат­рудняются, прежде чем найдут настоящий признак различения фигурок — размер. Трудность нахождения этого признака в том, что размер как будто состоит из сочетания двух признаков (раз­мера основания и высоты). В период затруднения, когда исчер­паны более доступные признаки — цвет и форма, у многих больных возникает чувство растерянности и аффективная де­зорганизация суждений: больные начинают высказывать сужде­ния, более примитивные, чем те, на которые они по своему интеллектуальному уровню способны. Так, например, вместо того чтобы отыскивать признак для классификации, больные начинают строить из фигурок какие-то конструкции, грибоч­ки, начинают их прикладывать друг к другу и т. д. Успех опыта в значительной мере зависит от квалификации экспериментато­ра, который должен уметь оказывать больному умеренную по­мощь и наблюдать за тем, как больной ею пользуется, какие выводы он может сделать из полученных в процессе работы данных. Если больной в три или четыре хода, логично рассуж­дая, справляется с заданием, это дает экспериментатору право сделать вывод о том, что больному доступны сложные абстрак­ции и логические умозаключения.

Иногда успешное решение методики Выготского — Сахарова позволяет отвергнуть напрашивавшийся по другим основаниям вывод о слабоумии больного или, во всяком случае, искать объяснений для такой неравномерности достижений.

Следует обращать внимание не только на то, "каковы умозак­лючения больных из полученных в эксперименте данных, но и на то, какие признаки больной считает возможным использо­вать. При шизофрении (по данным Ю.Ф. Полякова) больные пытаются часто группировать фигурки по редко встречающим­ся, необычным, так называемым слабым признакам. Так, на­пример, больной шизофренией спрашивает, можно ли подо­брать группу «цев» по звукопроводимости, или пробует фигур­ки зубами, пытаясь установить, нельзя ли различать их по плотности материала. Мнение JI.C. Выготского о том, что больным шизофренией не удается установление абстракции и вместо по­нятий они устанавливают комплексные ситуационные связи, некоторыми авторами не разделяется.

С помощью метода Выготского — Сахарова исследовано мыш­ление многих психически больных.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 187; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.102.225 (0.004 с.)