Бухгалтерский учет основных средств 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Бухгалтерский учет основных средств



 

Основные производственные фонды представляют собой материальные ценности, используемые в хозяйственной деятельности в течение длительного периода времени, которые постепенно переносят свою стоимость на производимую продукцию и в бухгалтерском балансе предприятия отражаются как основные средства.

Основные средства – это внеоборотные активы, отвечающие определенным критериям и обладающие материально-вещественной структурой.

Непременным условием процесса производства является наличие средств производства, которые состоят из средств труда и предметов труда. Для целей бухгалтерского учета понятие «основные средства» раскрывается через конкретный перечень единовременно выполняемых условий, установленных Положением по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденным Приказом Минфина России от 30.03.2001 г. № 26н.

К основным средствам в бухгалтерском учете можно отнести:

- здания;

- сооружения;

- рабочие и силовые машины и оборудование;

- измерительные и регулирующие приборы и устройства;

- вычислительная техника;

- транспортные средства;

- земельные участки;

- инструмент;

- хозяйственные инвентарь и принадлежности;

- внутренние дороги;

- объекты природопользования, приобретаемые организацией в собственность;

- производственный и хозяйственный инвентарь;

- рабочий, продуктивный и племенной скот;

- многолетние насаждения;

- прочие виды материальных основных фондов [3].

Основным критерием отбора активов в бухгалтерский учет основных средств на предприятии является одновременное выполнение всех условий:

- использование в производстве продукции (товаров, услуг), для управленческих нужд предприятия или предоставления в аренду в течение срока более 12 месяцев или более 1 операционного цикла;

- не предполагается дальнейшая перепродажа данных активов;

- способность приносить организации экономическую выгоду;

- принесение дохода (прибыли) предприятию в дальнейшем.

Главной целью бухгалтерского учета основных средств является получение достаточной информации об основных средствах, необходимой для полного раскрытия в бухгалтерской отчетности.

К центральным задачам бухгалтерского учета основных средств относятся:

- формирование, оформление, а также определение фактических затрат, связанных с принятием, содержанием и списанием основных средств;

- точное определение результатов от выбытия (продажи, списания и т.п.) основных средств;

- обеспечение контроля за сохранностью основных средств;

- анализ грамотности их использования.

Порядок бухгалтерского учета основных средств регламентируется положением по бухгалтерскому учету 6/01 «Учет основных средств», которое устанавливает правила формирования информации об основных средствах в бухгалтерском учете [23].

Бухгалтерский учет оценки основных средств проводится по трем видам стоимости: первоначальной, остаточной и восстановительной.

Первоначальная стоимость определяется по сумме фактических затрат на приобретение, постройку и производство основного средства, за исключением налога на добавленную стоимость и других возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации).

Остаточная стоимость основных средств рассматривается, как первоначальная стоимость, отраженная в балансе, за вычетом износа в денежном выражении.

Восстановительная стоимость – стоимость основных средств по рыночным ценам, действующим на определенную дату. Она обычно используется при переоценке либо при расчете цены выкупа при долгосрочной аренде (лизинге) и определяется независимыми экспертами (оценщиками) [17].

Учет основных средств в основном ведется на балансовом счете 01 «Основные средства», но также может вестись и на счетах 02 «Амортизация основных средств», 07 «Оборудование к установке», и 08 «Вложения во внеоборотные активы».

В зависимости от типа используемых активов, к счету 01 можно открыть до одиннадцати дополнительных субсчетов, позволяющих вести расширенную статистику по направлениям.

- 01.1 Производственные основные средства основной деятельности;

- 01.2 Прочие производственные средства;

- 01.3 Непроизводственные основные средства;

- 01.4 Скот рабочий и продуктивный;

- 01.5 Многолетние насаждения;

- 01.6 Земельные участки и объекты природопользования;

- 01.7 Объекты неинвентарного характера;

- 01.8 Инвентарь и хозяйственные принадлежности;

- 01.9 Основные средства, полученные по лизингу и в аренду;

- 01.10 Прочие объекты основных средств;

- 01.11 Выбытие основных средств.

В некоторых случаях ОС могут отражаться на забалансовых счетах:

- передача или взятие ОС в аренду (сч. 011 «Основные средства, сданные в аренду» и 001 «Арендованные основные средства»);

- оборудование, принятое для монтажа (сч. 005 «Оборудование, принятое для монтажа»;

- износ некоторых видов ОС (сч. 010 «Износ основных средств») [15].

Основные средства отражаются в таких первичных документах как журналы-ордера № 13, 10 и 10/1 – для ведения синтетического учета движения основных средств, главная книга, бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах, отчет об изменениях капитала, к бухгалтерскому балансу, пояснительная записка, другие документы, справки, расчеты и т.д.

При поступлении основных средств в организацию наиболее часто используются как товарная накладная (форма № ТОРГ-12), так и следующие формы первичных учетных документов:

- Акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) (форма № ОС-1);

- Акт о приеме-передаче здания (сооружения) (форма № ОС-1а);

- Акт о приеме-передаче групп объектов основных средств (кроме зданий, сооружений) (форма № ОС-1б);

- Акт о приеме (поступлении) оборудования (форма № ОС-14) [19].

При поступлении основного средства формируются бухгалтерские записи, представленные в таблице 1.

 

Таблица 1 – Типовые проводки по поступлению ОС

Операция Дебет счета Кредит счета
Приняты к учету расходы на приобретение или создание ОС 08 60 (10, 70, 69)
Выделен входящий НДС 19 60
НДС принят к вычету 68, субсчет «НДС» 19
Ввод в эксплуатацию ОС 01 08

 

В отличие от материалов и запасов, потребляемых в производстве, объекты ОС переносят свою стоимость на расходы организации постепенно. Такой процесс называется амортизацией. Объекты основных средств подразделяются на амортизируемые и неамортизируемые. Согласно ст. 286 НК РФ для целей налогового учета не подлежат амортизации земля и иные объекты природопользования (вода, недра и другие природные ресурсы), а также материально-производственные запасы, товары, объекты незавершенного капитального строительства, ценные бумаги, финансовые инструменты срочных сделок (в том числе форвардные, фьючерсные контракты, опционные контракты). Также не подлежат амортизации следующие виды амортизируемого имущества:

- имущество, приобретенное (созданное) с использованием бюджетных средств целе­вого финансирования. Указанная норма не применяется в отношении имущества, получен­ного организацией при приватизации;

- объекты внешнего благоустройства (объекты лесного хозяйства, объекты дорожного хозяйства, сооружение которых осуществлялось с привлечением источников бюджетного или иного аналогичного целевого финансирования, специализированные сооружения судоходной обстановки) и другие аналогичные объекты;

- продуктивный скот, буйволы, волы, яки, олени, другие одомашненные дикие животные (за исключением рабочего скота);

- приобретенные издания (книги, брошюры и иные подобные объекты), произведения искусства. При этом стоимость приобретенных изданий и иных подобных объектов, за исключением произведений искусства, включается в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, а полной сумме в момент приобретения указанных объектов и др. [23].

Из состава амортизируемого имущества также исключаются:

- основные средства, переданные (полученные) по договорам в безвозмездное пользование;

- основные средства, переведенные по решению руководства организации на консер­вацию продолжительностью свыше трех месяцев;

- основные средства, находящиеся по решению руководства организации на реконст­рукции и модернизации продолжительностью свыше 12 месяцев [3].

Амортизационные отчисления по объектам основных средств отражаются в бухгалтерском учете путем накопления сумм на от­дельном счете.

В настоящее время могут применяться следующие варианты начисления амортизации:

- линейный способ;

- способ уменьшаемого остатка;

- способ списания стоимости по сумме чисел лет срока по­лезного использования;

- способ списания стоимости пропорционально объему про­дукции (работ) [3].

Для текущего учета ОС на поступившие объекты оформляется один из следующих документов:

- Инвентарная карточка учета объекта основных средств (форма № ОС-6);

- Инвентарная карточка группового учета объектов основных средств (форма № ОС-6а);

- Инвентарная книга учета объектов основных средств (форма № ОС-6б).

Постановлением Госкомстата от 21.01.2003 № 7 предусмотрены также следующие первичные учетные документы, которыми могут оформляться:

- прием-передача оборудования в монтаж (форма № ОС-15 «Акт о приеме-передаче оборудования в монтаж»);

- обнаружение дефектов оборудования (форма № ОС-16 «Акт о выявленных дефектах оборудования»);

- внутреннее перемещение объектов ОС внутри организации (между структурными подразделениями) (форма №ОС-2 «Накладная на внутреннее перемещение объектов основных средств»);

- прием-сдача объектов ОС из ремонта, реконструкции, модернизации (форма № ОС-3 «Акт о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств»).

При выбытии объектов ОС могут использоваться, в частности, такие формы первичных учетных документов в зависимости от причины выбытия:

- Акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) (форма № ОС-1);

- Акт о приеме-передаче здания (сооружения) (форма № ОС-1а);

- Акт о приеме-передаче групп объектов основных средств (кроме зданий, сооружений) (форма № ОС-1б);

- Акт о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств) (форма № ОС-4);

- Акт о списании автотранспортных средств (форма № ОС-4а);

- Акт о списании групп объектов основных средств (кроме автотранспортных средств) (форма № ОС-4б) [19].

При выбытии основного средства формируются бухгалтерские записи, представленные в таблице 2.

 

Таблица 2 – Типовые проводки по выбытию ОС

Операция Дебет счета Кредит счета
Списана первоначальная (восстановительная) стоимость ОС в момент выбытия 01-В 01
Списана амортизация, которая накопилась по объекту ОС на момент его выбытия 02 01-В
Списана остаточная стоимость ОС 91 01

 

В отдельных случаях для документального учета выбытия может использоваться и товарная накладная (форма № ТОРГ-12), например, в случае продажи, мены, а также иные документы, которые должны быть утверждены организацией в ее Учетной политике в целях бухгалтерского учета.

Продажа объекта ОС предполагает отражение прочего дохода от его продажи, а также прочего расхода в виде остаточной стоимости выбывающего объекта ОС и расходов, связанных с продажей [23].

При продаже основного средства формируются бухгалтерские записи, представленные в таблице 3.

 

 

Таблица 3 – Типовые проводки по продаже ОС

Операция Дебет счета Кредит счета
Отражен доход от продажи объекта ОС 62 91, субсчет «Прочие доходы»
Начислен НДС от продажи (если организация находится на ОСНО) 91, субсчет «НДС» 68, субсчет «НДС»
Списана остаточная стоимость проданного основного средства 91, субсчет «Прочие расходы» 01-В
Отражены расходы, связанные с продажей ОС 91, субсчет «Прочие расходы» 10, 60

 

При безвозмездной передаче объекта ОС проводки аналогичны записям по его продаже с одной лишь разницей: доход, естественно, отражаться не будет. НДС же, в общем случае, будет начислен с рыночной стоимости объекта ОС. В данном случае формируются бухгалтерские записи, представленные в таблице 4.

 

Таблица 4 – Типовые проводки по безвозмездной передаче ОС

Операция Дебет счета Кредит счета
Списана первоначальная стоимость безвозмездно переданного объекта ОС 01-В 01
Списана амортизация на момент выбытия 02 01-В
Списана остаточная стоимость переданного основного средства 91, субсчет «Прочие расходы» 01-В
Начислен НДС при безвозмездной передаче с рыночной стоимости основного средства 91, субсчет «НДС» 68, субсчет «НДС»

 

В том случае, когда объект ОС передается в обмен на иное имущество, необходимо отразить продажу объекта ОС, а также приобретение иного имущества. Возникшую в результате операций дебиторскую и кредиторскую задолженность необходимо будет зачесть [23].

При передаче основного средства по договору мены формируются бухгалтерские записи, представленные в таблице 5.

 

Таблица 5 – Типовые проводки по передаче ОС по договору мены

Операция Дебет счета Кредит счета
Списана первоначальная стоимость выбывающего объекта ОС 01-В 01
Списана амортизация ОС на момент выбытия 02 01-В
Отражена выручка от передачи объекта ОС по договору мены 62 91, субсчет «Прочие доходы»
Начислен НДС при передаче 91, субсчет «НДС» 68, субсчет «НДС»
Списана остаточная стоимость объекта ОС, переданного по договору мены 91, субсчет «Прочие расходы» 01-В

Окончание таблицы 5

Операция Дебет счета Кредит счета
Оприходованы товары по договору мены (без НДС) 41 60
Принят к учету НДС по полученным товарам 19 60
Отражен зачет задолженности по договору мены 60 62

 

Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что учет ОС довольно разнообразен, так как он сопровождает множество ситуаций, связанных с приобретением, использованием, модернизацией, продажей, обменом и ликвидацией основных средств.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 123; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.156.212 (0.039 с.)