Анализ и интерпретация результатов констатирующего эксперимента 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Анализ и интерпретация результатов констатирующего эксперимента



Анализ результатов комплексного исследования в рамках констатирующего эксперимента позволяет сделать следующие выводы.

На первом этапе были исследованы следующие показатели: социометрический статус учащихся в классе; внутрисемейные отношения; взаимодействия родителей с детьми; выявление родительского отношения к ребенку. Результаты констатирующего эксперимента представлены в Таблице 1.  

Результаты социометрического исследования свидетельствуют о том, что 9 человека из класса не интегрировались в группу сверстников, т.к. оказалось, что 8 человека имеют статус "непринятых" и 1 человек – "изолированный"

Непосредственное наблюдение за детьми подтвердило: в процессе взаимодействия с другими учащимися эти дети испытывают определенные трудности в общении, так как сверстники соблюдают в процессе общения с ними некоторую дистанцию, что ведет к эмоциональному напряжению ребенка и замкнутости.

Поэтому, в дальнейшем исследовании приняли участие дети со статусом "непринятый" и "изолированный" (9 человек), а также их родители (9 матерей). Им было предложено выполнить рисуночный тест "Рисунок семьи", "Тест-опросник родительского отношения А.Я. Варга, В.В. Столина", опросник И.М. Марковской "Изучение взаимодействия родителей с детьми".

Результаты проведенного исследования позволили выявить проблемы в детско–родительских отношениях младших школьников. Далее приводится интерпретация результатов исследования по следующим испытуемым (12М, 13Д, 14Д, 15М, 16Д, 17М, 18М, 19Д, 20М).

Испытуемый 12М. Социометрический статус в группе - "непринятый". Ребенок воспитывается в полной, благополучной семье. Финансовая составляющая и социальный статус у родителей высокий. Детско-родительские отношения демократичны и эмоционально-теплые. Родители принимает ребенка таким, какой он есть, уважает и признает его индивидуальность, одобряет его интересы, проводит с ним достаточно много времени и не жалеет об этом, но в тоже время родители очень требовательны к ребенку, поощряют ответственность и самостоятельность. Не смотря на то, что детско-родительские отношения демократичные и эмоционально теплые, родители в определенной степени считают ребенка маленьким неудачником. Значительно выражена воспитательная конфронтация в семье, но при этом можно говорить об общей степени удовлетворенности отношениями между родителями и ребенком.

Испытуемый 13Д. Социометрический статус в группе - "непринятый". Ребенок воспитывается в полной, неблагополучной семье. Детско-родительские отношения не демократичны, характерно конфликтное общение в семье, отсутствует эмоциональный контакт с ребенком.  По всей видимости, родители не принимают ребенка таким, какой он есть, низко оценивают его способности, отсутствует контроль за действием ребенка, при этом родители считают ребенка маленьким неудачником, не верят в его будущее, устанавливают значительную психологическую дистанцию с ребенком, мало заботятся о нем, в результате чего возникает дефицит позитивного эмоционального контакта с родителями, напряженность и конфликтность в отношениях. Все это свидетельствует о нарушениях в структуре детско-родительских отношениях.

Испытуемый 14Д. Социометрический статус в группе - "непринятый". Ребенок воспитывается в полной, неблагополучной семье. Детско-родительские отношения не демократичны,  отсутствует эмоциональный контакт с ребенком, ребенок не чувствует своей значимости и защищенности в семье, так же  нарушение личностного контакта. Родители не принимают ребенка таким, какой он есть. По все видимости считают ребенка неудачником, не верят в его будущее, устанавливают значительную психологическую дистанцию между собой и ребенком, мало заботится о нем, отсутствует контроль за действием ребенка. В большинстве случаев родители не проявляет искренней интерес к тому, что интересует ребенка, низко оценивает его способности, но при этом применяют к ребенку достаточно строгие санкции, в следствие этого ребенок не желает делиться самым сокровенным и важным с родителями. Все это свидетельствует о нарушениях в структуре детско-родительских отношений, что проявляется в возможных конфликтах или в обеспокоенности сложившейся семейной ситуацией.

Испытуемый 15М. Социометрический статус в группе - "непринятый". Ребенок воспитывается в полной семье, неблагополучной семье. Детско-родительские отношения не демократичные, отсутствует эмоциональный контакт,  наблюдается конфликтное отношение с родителями, ребенок не чувствует своей значимости и защищенности в семье. Родители испытывают по отношению к ребенку в основном только отрицательные чувства, по всей видимости, считает ребенка неудачником, не верит в его будущее, низко оценивают его способности, устанавливают значительную психологическую дистанцию между собой и ребенком, это проявляется вне желание делится самым сокровенным и важным с родителями. В целом родители мало тревожится о ребенке, у родителей выражены различия в методах и способах воспитания.

Испытуемый 16Д. Социометрический статус в группе - "непринятый". Ребенок воспитывается в полной, благополучной семье. Материальный и социальный статус у родителей высокий. Детско-родительские отношения демократичны, эмоциональный контакт сохранен. Родители принимает ребенка таким, какой он есть, уважает и признает его индивидуальность, одобряет его интересы, проводит с ним достаточно много времени и не жалеет об этом. Но в тоже время родители достаточно сильно контролирует ребенка, что проявляется в мелочной опеке, навязчивости, поэтому у ребенка проявляется конфликтное отношение к семье. Существует конфронтация в семье по вопросам воспитания. Родители не удовлетворены существующими детско-родительскими отношениями.

Испытуемый 17М. Социометрический статус в группе - "непринятый". Ребенок воспитывается в полной, неблагополучной семье. Детско-родительские отношения не демократичны, родители демонстрируют вербальную агрессию, при этом наблюдается конфликтное отношение с родителями, так же ребенок не чувствует своей значимости и защищенности в семье. Родители по отношению к ребенку испытывают в основном только отрицательные чувства, в тоже время считают ребенка неудачником, низко оценивают его способности, не проявляют искренний интерес к тому, что интересует ребенка, не поощряют инициативу, при этом у ребенка не появляется желание делиться самым сокровенным и важным с родителями. По все видимости родители ведут себя слишком авторитарно по отношению к ребенку, требуя от него безоговорочного послушания, а так же задавая ему строгие дисциплинарные рамки. Все это свидетельствует о нарушениях в структуре детско-родительских отношений, возможных конфликтах.

Испытуемый 18М. Социометрический статус в группе - "непринятый". Ребенок воспитывается в полной, неблагополучной семье. Детско-родительские отношения не демократичны, родители демонстрируют агрессию, конфликтное отношения с ребенком, а так же отсутствие эмоционального контакта. Родители по отношению к ребенку испытывают в основном только отрицательные чувства, в тоже время считают ребенка неудачником, низко оценивают его способности, не проявляют искренний интерес к тому, что интересует ребенка, в большинстве случаев не поощряют самостоятельность и инициативу, стараются быть "выше" ребенка, тем самым вызывают конфликтное общение. Родители незначительно настроены на сотрудничество, склонны отвергать личность ребенка, эмоциональная дистанция возникает из-за неуравновешенности родителей и воспитательной неуверенности. Все это  свидетельствуют о нарушениях в структуре детско-родительских отношениях, возможных конфликтах.

Испытуемый 19Д. Социометрический статус в группе - "непринятый". Ребенок воспитывается в полной, благополучной семье. Финансовая составляющая и социальный статус у родителей высокий. Детско-родительские отношения демократичные и эмоционально теплые. Родители принимает ребенка таким, какой он есть, уважает и признает его индивидуальность, одобряет его интересы, проводят с ним достаточно много времени и не жалеет об этом, при этом высоко оценивает способности ребенка, поощряет самостоятельность, но вместе с тем предъявляют к нему завышенные требования. Не смотря на то, что детско-родительские отношения демократичные и эмоционально теплые, родители проявляют значительную строгость в отношениях с ребенком, стремятся максимально контролировать его действия. Выражена последовательность в воспитании, низкий уровень воспитательной конфронтации и высокий уровень - удовлетворенности отношениями.

Испытуемый 20М. Социометрический статус в группе - "изолированный". Ребенок воспитывается в полной, неблагополучной семье Детско-родительские отношения не демократичны,  отсутствие эмоционального контакта с ребенком, конфликтное отношения с родителями. По всей видимости родители не принимают ребенка таким, какой он есть, не признают его индивидуальность, интересы, при этом старается сохранить между ребенком и собой психологическую дистанцию, по этому ребенок не желает делиться самым сокровенным и важным с родителями, так же значительно снижен контроль за действием ребенка и требовательность к ребенку. При этом родители вполне удовлетворены отношениями с ребенком. Все эти показания свидетельствуют о нарушениях детско-родительских отношениях.  

Основываясь на полученных результатах можно сделать вывод о том, что не во всех семьях гармонично развиты детско-родительские отношения, поэтому они не могут активно и позитивно влиять на личностное и социальное развитие младших школьников.


Сводная таблица результатов констатирующего эксперимента

п/п

Испытуемый

Рисунок семьи

Тест-опросник родительского отношения А.Я. Варга, В.В. Столина

Опросник И.М. Марковской «Изучение взаимодействия родителей с детьми

ребенок мама принятие кооперация симбиоз контроль отношение к неудачам требовательность строгость контроль эмоциональная дистанция принятие сотрудничество тревожность последовательность воспитательная конфронтация удовлетворенность отношениями

ЛИДЕР

1. м - - - - - - - - - - - - - - - - -

ПРЕДПОЧИТАЕМЫЕ

2. м - - - - - - - - - - - - - - - - -
3. д - - - - - - - - - - - - - - - - -
4. д - - - - - - - - - - - - - - - - -
5. м - - - - - - - - - - - - - - - - -
6. м - - - - - - - - - - - - - - - - -

ПРИНЯТЫЕ

7. м - - - - - - - - - - - - - - - - -
8. м - - - - - - - - - - - - - - - - -
9. д - - - - - - - - - - - - - - - - -
10. д - - - - - - - - - - - - - - - - -
11. м - - - - - - - - - - - - - - - - -

НЕПРИНЯТЫЕ

12. м Конфликтное отношение к родителям. Неконфликтное отношение к семье в целом, позитивное отношение ко всем членам семьи. 30 4 5 6 7 80 20 75 85 75 75 90 70 100 80
13. д Конфликтное отношение к родителям, разобщенность членов семьи, чувство своей отвергнутости, малой значимости. Конфликтное отношение в семье, ослабленность эмоциональных связей, разобщенность членов семьи. 8 2 2 4 3 30 40 30 55 45 65 75 50 85 20
14. д Конфликтное отношение к родителям, разобщенность членов семьи, ослабленность эмоциональных связей с родителями. Напряженное конфликтное отношение в семье, неумение общаться, слабость эмоциональных контактов. 7 4 2 0 1 90 90 90 40 45 60 60 70 85 45
15. м Конфликтное отношение к родителям, чувство своей отвергнутости, малой значимости в семье. Напряженное, конфликтное отношение в семье, слабость эмоциональных контактов, разобщность членов семьи. 17 3 4 4 3 40 55 60 95 60 75 15 60 90 20
16. д Напряженное конфликтное отношение к родителям. Бесконфликтное общение членов семьи, эмоциональный контакт сохранен. 29 7 6 7 2 70 50 75 90 60 75 30 50 90 30
17. м Напряженное, конфликтное отношение с родителями. Напряженное конфликтное отношение в семье, неумение общаться, слабость эмоциональных контактов. 8 2 4 4 4 80 75 50 40 45 60 60 70 85 45
18. м Напряженное, конфликтное отношение с родителями. Напряженное, конфликтное отношение в семье, неумение общаться. 6 3 3 4 4 40 55 60 95 40 75 15 60 70 70
19. д Конфликтное отношение к родителям. Бесконфликтное общение членов семьи, эмоциональный контакт сохранен. 31 7 1 5 1 90 90 90 40 45 70 60 80 40 80

ИЗОЛИРОВАННЫЕ

20. м Конфликтное отношение к родителям.  Конфликтное отношение в семье, ослабленность эмоциональных связей между родителями и детьми, вследствие чего возникает потребность в эмоциональном тепле. 12 3 2 1 1 40 55 60 45 60 60 15 60 90 70

Количественная интерпретация теста-опросника родительского отношения А.Я. Варга, В.В. Столина:

I. Шкала «Принятие/отвержение»                                                 II. Шкала «Кооперация»                                III. Шкала «Симбиоз»

низкий – от 0 до 8                                                                            низкий – от 1 до 2                                           низкий – от 1 до 2

средний – от 9 до 23                                                                        средний – от 3 до 5                                         средний – от 3 до 5

высокий – от 24 до 30                                                                      высокий – от 6 до 7                                        высокий – от 6 до 7

 

IV. Шкала «Контроль»                                                                  V. Шкала «Отношение к неудачам ребенка»

низкий – от 1 до 2                                                                           низкий – от 1 до 2

средний – от 3 до 5                                                                         средний – от 3 до 5

высокий – от 6 до 7                                                                       высокий – от 6 до 7

Количественная интерпретация опросника И.М. Марковской “Изучение взаимодействия родителей с детьми”:

10-30 – низкий уровень

31- 69 – средний уровень

70 -100 – высокий уровень

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 594; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.157.186 (0.018 с.)