Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методы социально-педагогической коррекции детско-родительских отношений в младшем школьном возрасте
Методы социально-педагогической коррекции – это способы и приемы специального воздействия на различные сферы личности ребенка, его родителей и педагогов с целью преодоления недостатков и отклонений в его развитии, восстановления в качестве субъекта деятельности, общения и самосознания, реконструкции и нормализации межличностных отношений в микросоциуме и изменения социально-педагогической ситуации развития ребенка [38]. Методы определяется по субъекту (социальные, психологические и педагогические); по объекту коррекции (направленные на ребенка и его микросоциум); по предмету коррекции (когнитивной, эмоциональной, поведенческой, мотивационной, коммуникативной сферы); по цели и содержанию (методы коррекции дисгармоний индивидуально-психологического развития, коррекции субъекта деятельности, общения, самосознания, коррекции родительской и профессиональной компетентности). Выделяют следующие методы социально – педагогической коррекции: наблюдение, внушение, убеждение, педагогическое информирование, аналогия, ролевые игры, беседа [10]. Наблюдение позволяет получить информацию о реакциях, состояниях и личностных особенностях участников консультации, увидеть и отношение семьи к специалисту. Важно наблюдать тон речи, мимику, жесты, детали внешности, стиль общения, особенности поведенческих и эмоциональных реакций. Наблюдение должно проходить незаметно. Некоторые результаты его записываются консультантом произвольно, что позволит сделать более основательным анализ в процессе консультирования. Внушение состоит в аргументированном словесном воздействии на участников консультирования с целью изменения их мнения, установок и отношений. Внушение носит как прямой, так и опосредованный (косвенный) характер воздействия на человека [18]. Убеждение является базовым методом для всех стадий консультирования семьи, позволяющим логически и аргументировано доказать правоту ее доводов и положений. При этом важно помнить, что оно воздействует на сознание личности через обращение к ее собственному критическому суждению. Педагогическое информирование широко применяется в социально-педагогическом консультировании, являясь одним из главных методов, так как применяется в целях повышения психолого-педагогической грамотности родителей в области обсуждаемой проблемы. Это "мини-лекции", где изучаемый материал доступен семье, а по содержанию, теоретический аспект сочетается с примерами жизненных ситуаций, из мифологии, из философской и художественной литературы [39].
Аналогия предназначена для косвенного воздействия на семью. Данный метод воздействует на мировоззрение, стереотипы, мнение, взгляды, установки всей семьи. Суть метода состоит в привлечении конкретных случаев из практической жизни, художественной литературы, истории, анекдотов. Ролевые игры направлены на формирование конкретных умений и навыков успешного решения проблемы у участников консультации. Ролевые игры включаются в процесс консультирования [46]. Беседа – это обсуждение специальной литературы по проблеме семьи с родителями, что позволяет повысить уровень педагогической компетентности родителей, и помочь в самоанализе проблемы. Кроме того, коррекция детско-родительских отношений может проходить в индивидуальной и групповой форме [18]. Групповая форма может использоваться при проведение деловых игр, направлена на разбор 20 распространенных ситуаций таких как: умейте слушать, предлагайте выбор, говорите коротко, проводите время вместе, делитесь информацией, описывайте проблему, называйте его чувства, выражайте свои ожидания, покажите, что вы внимательны, пишите записки,не спешите поздравлять, стремитесь к тактильному контакту, не отвечайте на вопросы, покажите конструктивное направление, задавайте ясные ориентиры, превращайте ошибку в урок, требуйте всё поправить, решайте проблему вместе, добивайтесь соблюдения уговора, будьте посредником, а не арбитром. Целью таких деловых игр переориентировать мышление родителей по отношению к ребенку, а т. е воспринимать ребенка как личность, стимулировать положительные качества в ребенке и терпимость родителей по отношению к его негативным проявлениям в поведении. Так же применяют в групповой работе с родителями психолого-педагогические игры, которые дают не только возможность родителям окунуться в мир детства, но и ощутить прилив положительных эмоций, а самое главное, позволяют в послеигровой рефлексии осмыслить значимость игры и себя в ней. Еще эффективной групповой формой коррекции детско-родительских отношений являются так же рекомендации родителям с указанием способов психологического взаимодействия с детьми, обучение родителей на понимание, принятие и использование в жизнедеятельности семьи правил взаимодействия в качестве норм этики, ориентированных на взаимное сотрудничество [6].
Таким образом, групповая форма коррекции детско-родительских отношений обеспечивает позитивную структуру межличностной групповой поддержки, улучшающей самовосприятие родителей: они начинают осознавать собственную значимость и верить в свои возможности. Возникающее чувство группы и групповой сплоченности - важные характеристики процесса родительской терапии. К индивидуальным формам коррекции детско-родительских отношений можно отнести: социальный патронаж, социально-педагогическое консультирование семьи, индивидуальная коррекция поведенческих нарушений у детей. Коррекция детско-родительских отношений в процессе индивидуальной работы включает в себя пять основных этапов: Первый этап - необходимо выявить стиль воспитания в семье; Второй этап - проанализировать конфликты произошедшие в определенный отрезок времени; Третий этап - провести диагностическое исследование с целью выявления особенностей и типов детско-родительских отношений; Четвертый этап - предполагает предупреждение конфликтной ситуации в семье; Пятый этап - необходимо целенаправленная индивидуальная работа с семьей в диадах "мать — ребенок", "отец — ребенок" [26]. Таким образом, индивидуальная работа имеет широкий спектр возможностей для формирования и коррекции детско-родительских отношений. В процессе занятий родители становятся более сензитивными к своим детям и научаются относиться к ним безоценочно, с пониманием, создавая атмосферу принятия, в которой ребенок может чувствовать себя в достаточной безопасности. В процессе работы ребенок начинает воспринимать родителей по-новому, как союзников, потому что играющий с ним родитель все время старается понять его чувства, поступки, экспрессию, точку зрения. Такое поведение облегчает ребенку принятие собственного «я» и усиливает его веру в установившиеся отношения. Ребенок получает возможность наиболее полно выразить свои творческие способности и одновременно испытать чувство ответственности. Теоретический анализ литературы позволяет сделать следующие выводы: 1) методы социально-педагогической коррекции - это способы и приемы специального воздействия на различные сферы личности ребенка, его родителей и педагогов с целью преодоления недостатков и отклонений в его развитии; 2) существует ряд методов социально–педагогической коррекции такие как: наблюдение, внушение, убеждение, педагогическое информирование и др., которые могут реализовываться через использование индивидуальных и групповых форм; 3) наиболее эффективным методам коррекции детско-родительских отношений являются деловые игры, направленные на разбор ситуаций, которые позволяют переориентировать мышление родителей по отношению к ребенку. 4) использование методов социально-педагогической коррекции детско-родительских отношений должны основываться на предварительной диагностики особенностей детско-родительских отношений.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 297; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.115.195 (0.005 с.) |