Методы социально-педагогической коррекции детско-родительских отношений в младшем школьном возрасте 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методы социально-педагогической коррекции детско-родительских отношений в младшем школьном возрасте



Методы социально-педагогической коррекции – это способы и приемы специального воздействия на различные сферы личности ребенка, его родителей и педагогов с целью преодоления недостатков и отклонений в его развитии, восстановления в качестве субъекта деятельности, общения и самосознания, реконструкции и нормализации межличностных отношений в микросоциуме и изменения социально-педагогической ситуации развития ребенка [38].

Методы определяется по субъекту (социальные, психологические и педагогические); по объекту коррекции (направленные на ребенка и его микросоциум); по предмету коррекции (когнитивной, эмоциональной, поведенческой, мотивационной, коммуникативной сферы); по цели и содержанию (методы коррекции дисгармоний индивидуально-психологического развития, коррекции субъекта деятельности, общения, самосознания, коррекции родительской и профессиональной компетентности). Выделяют следующие методы социально – педагогической коррекции: наблюдение, внушение, убеждение, педагогическое информирование, аналогия, ролевые игры, беседа [10].

Наблюдение позволяет получить информацию о реакциях, состояниях и личностных особенностях участников консультации, увидеть и отношение семьи к специалисту. Важно наблюдать тон речи, мимику, жесты, детали внешности, стиль общения, особенности поведенческих и эмоциональных реакций. Наблюдение должно проходить незаметно. Некоторые результаты его записываются консультантом произвольно, что позволит сделать более основательным анализ в процессе консультирования.

Внушение состоит в аргументированном словесном воздействии на участников консультирования с целью изменения их мнения, установок и отношений. Внушение носит как прямой, так и опосредованный (косвенный) характер воздействия на человека [18].

Убеждение является базовым методом для всех стадий консультирования семьи, позволяющим логически и аргументировано доказать правоту ее доводов и положений. При этом важно помнить, что оно воздействует на сознание личности через обращение к ее собственному критическому суждению.

Педагогическое информирование широко применяется в социально-педагогическом консультировании, являясь одним из главных методов, так как применяется в целях повышения психолого-педагогической грамотности родителей в области обсуждаемой проблемы. Это "мини-лекции", где изучаемый материал доступен семье, а по содержанию, теоретический аспект сочетается с примерами жизненных ситуаций, из мифологии, из философской и художественной литературы [39].

Аналогия предназначена для косвенного воздействия на семью. Данный метод воздействует на мировоззрение, стереотипы, мнение, взгляды, установки всей семьи. Суть метода состоит в привлечении конкретных случаев из практической жизни, художественной литературы, истории, анекдотов.

Ролевые игры направлены на формирование конкретных умений и навыков успешного решения проблемы у участников консультации. Ролевые игры включаются в процесс консультирования [46].

Беседа – это обсуждение специальной литературы по проблеме семьи с родителями, что позволяет повысить уровень педагогической компетентности родителей, и помочь в самоанализе проблемы.

Кроме того, коррекция детско-родительских отношений может проходить в индивидуальной и групповой форме [18].

     Групповая форма может использоваться при проведение деловых игр, направлена на  разбор 20 распространенных ситуаций таких как: умейте слушать, предлагайте выбор, говорите коротко, проводите время вместе,  делитесь информацией, описывайте проблему, называйте его чувства,   выражайте свои ожидания, покажите, что вы внимательны, пишите записки,не спешите поздравлять, стремитесь к тактильному контакту, не отвечайте на вопросы, покажите конструктивное направление, задавайте ясные ориентиры, превращайте ошибку в урок, требуйте всё поправить, решайте проблему вместе, добивайтесь соблюдения уговора, будьте посредником, а не арбитром. Целью таких деловых игр переориентировать мышление родителей по отношению к ребенку, а т. е воспринимать ребенка как личность, стимулировать положительные качества в ребенке и терпимость родителей по отношению к его негативным проявлениям в поведении.

Так же применяют в групповой работе с родителями психолого-педагогические игры, которые дают не только возможность родителям окунуться в мир детства, но и ощутить прилив положительных эмоций, а самое главное, позволяют в послеигровой рефлексии осмыслить значимость игры и себя в ней. Еще эффективной групповой формой коррекции детско-родительских отношений являются так же рекомендации родителям с указанием способов психологического взаимодействия с детьми, обучение родителей на понимание, принятие и использование в жизнедеятельности семьи правил взаимодействия в качестве норм этики, ориентированных на взаимное сотрудничество [6].

  Таким образом, групповая форма коррекции детско-родительских отношений  обеспечивает позитивную структуру межличностной групповой поддержки, улучшающей самовосприятие родителей: они начинают осознавать собственную значимость и верить в свои возможности. Возникающее чувство группы и групповой сплоченности - важные характеристики процесса родительской терапии.

К индивидуальным формам коррекции детско-родительских отношений можно отнести: социальный патронаж, социально-педагогическое консультирование семьи, индивидуальная коррекция поведенческих нарушений у детей. Коррекция детско-родительских отношений в процессе индивидуальной работы включает в себя пять основных этапов:

Первый этап - необходимо выявить стиль воспитания в семье;

Второй этап -  проанализировать конфликты произошедшие в определенный      отрезок времени;

Третий этап -    провести диагностическое исследование с целью выявления особенностей и типов детско-родительских отношений;

Четвертый этап - предполагает предупреждение конфликтной ситуации в семье;

Пятый этап - необходимо целенаправленная индивидуальная работа с семьей в диадах "мать — ребенок", "отец — ребенок" [26].

Таким образом, индивидуальная работа имеет широкий спектр возможностей для формирования и коррекции детско-родительских отношений. В процессе занятий родители становятся более сензитивными к своим детям и научаются относиться к ним безоценочно, с пониманием, создавая атмосферу принятия, в которой ребенок может чувствовать себя в достаточной безопасности. В процессе работы ребенок начинает воспринимать родителей по-новому, как союзников, потому что играющий с ним родитель все время старается понять его чувства, поступки, экспрессию, точку зрения. Такое поведение облегчает ребенку принятие собственного «я» и усиливает его веру в установившиеся отношения. Ребенок получает возможность наиболее полно выразить свои творческие способности и одновременно испытать чувство ответственности.

Теоретический анализ литературы позволяет сделать следующие выводы:

        1) методы социально-педагогической коррекции -  это способы и приемы специального воздействия на различные сферы личности ребенка, его родителей и педагогов с целью преодоления недостатков и отклонений в его развитии;

2) существует ряд методов социально–педагогической коррекции такие как: наблюдение, внушение, убеждение, педагогическое информирование и др., которые могут реализовываться через использование индивидуальных и групповых форм;

3) наиболее эффективным методам коррекции детско-родительских отношений являются деловые игры, направленные на разбор ситуаций, которые позволяют переориентировать мышление родителей по отношению к ребенку.

4) использование методов социально-педагогической коррекции детско-родительских отношений должны основываться на предварительной диагностики особенностей детско-родительских отношений.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 297; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.115.195 (0.005 с.)