Факторы, влияющие на детско-родительские отношения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Факторы, влияющие на детско-родительские отношения



На детско-родительские отношения оказывает влияние ряд факторов, а именно: тип семьи; стили воспитания; модель поведения родителей; психолого-педагогическое просвещение родителей.

Первый фактор, влияющий на детско-родительские отношения - тип семьи.

Формы семьи разнообразны, их типологизация зависит от предмета изучения [1; 8; 37; 60]. Типичные современные семьи можно подразделить по таким признакам как: 1) система родства, 2) состав семьи, 3) психологическое здоровье семьи.

     По-первому признаку семью подразделяют: на нуклеарную семью и патриархальную семью. Нуклеарная семья – преобладающий тип семьи. Расширенная семья объединяет две или более нуклеарные семьи с общим хозяйством и состоит из трех и более поколений — прародителей, родителей и детей (внуков). Вместе с супругами в повторных семьях (основанных на повторном браке) могут находиться дети от данного брака и дети супругов от предыдущего брака, приведенные ими в новую семью. Патриархальная (тради­ционная) семья. В ней много детей и совместно проживают раз­ные поколения родственников. Строго соблю­даются национальные и религиозные обычаи. В патриархальной семье, как правило, царят основы авторитарности.

    По-второму признаку семью подразделяют: на неполные семьи и материнские семьи. В последние десятилетия растет число малых семей, состоящих из двух человек: неполных, материнских, "пустых гнезд" (супруги, дети которых покинули родительскую семью). Так же большой рост неполных семей, возникших в результате развода или смерти одно­го из супругов. В неполной семье один из супругов (чаще мать) вос­питывает детей. Такую же структуру имеет материнская (внебрач­ная) семья, которая отличается от неполной тем, что мать не со­стояла в браке с отцом своего ребенка.

По-третьему признаку семью подразделяют: на благополучные семьи и неблагополучные семьи. В основу данной типологизации  положен феномен психологического здоровья семьи — интегральный показатель ее функционирования, который отражает качественную сторону социально-психологических процессов семьи, показатель социальной активности ее членов во внутрисемейных отношени­ях, в социальной среде и профессиональной сфере, а также со­стояние душевного психологического благополучия семьи, обес­печивающее адекватную жизненным условиям регуляцию поведе­ния и деятельности всех ее членов. Этот показатель характеризует два основных типа семей [60].

Благополучные семьи - семьи с высоким уровнем внутрисемейной нравственности, духовности, координации и кооперации, взаимной поддержки и взаимопомощи, с рациональными способами решения семейных проблем. Главное в благополучных семьях то, что ребенок чувствует себя равноправным:  его любят, но не балуют, одновременно учитывают его личные интересы и потребности, так же желание родителей проводит вместе с ребенком свободное время, в доверительном общении решать все вопросы семейной жизни.  Ребенок в благополучной семье растет доброжелательным, спокойным и оптимистичным. Кроме этого необходимо учитывать и такие признаки благополучия, как социальный и материальный статус родителей.

Неблагополучные семьи (проблемные, конфликтные, кризис­ные). Психологические проблемы возникают из-за неудовлетворения потребностей одного или нескольких членов семьи под воз­действием сверхсильных внутрисемейных и общесоциальных жиз­ненных факторов. Главной проблемой, как правило, является по­ложение ребенка в семье и отношение к нему родителей. В небла­гополучных семьях у родителей зачастую проявляются различные психогенные отклонения: проекция на ребенка собственных не­желательных качеств, жестокость и эмоциональное отвержение, неразвитость родительских чувств и т. д.

Второй фактор, влияющий на детско-родительские отношения — стиль воспитания.

Стиль воспитания понимается как способ осуществления процесса воспитания, имеющий характерную совокупность своеобразных приемов [9].

А. Болдуин выделяет демократический и контролирующий стили [37]. Для демократического стиля воспитания характерны: высокий уровень вербального общения между родителями и детьми, учет мнений детей, вера в успех самостоятельной деятельности ребенка, готовность прийти на помощь. Контролирующий стиль включает значительные ограничения поведения детей.

Многие работы психологов, посвященные детско-родительским отношениям, опираются на предложенную Д. Баумринд более 30 лет назад типологию стилей семейного воспитания, содержательно описывавшую три основных стиля: авторитарный, авторитетный (демократический) и попустительский [37].

Авторитарный стиль (в терминологии других авторов — «автократический", "диктат", "доминирование") — все решения принимают родители, считающие, что ребенок во всем должен подчиняться их авторитету. Родители ограничивают самостоятельность ребенка, не обосновывают свои требования, сопровождая их жестким контролем, суровыми запретами, выговорами и физическими наказаниями.

Демократический стиль (в терминологии других авторов — "авторитетный", "сотрудничество") — родители поощряют личную ответственность и самостоятельность своих детей в соответствии с их возрастными возможностями. Ребенок включен в обсуждение семейных проблем, участвует в принятии решений. Родители требуют от детей осмысленного поведения и стараются помочь им, чутко относясь к их запросам. При этом родители проявляют твердость, заботятся о справедливости и последовательном соблюдении дисциплины.

Попустительский стиль (в терминологии других авторов — "либеральный", "снисходительный", "гипоопека") — ребенок должным образом не направляется, практически не знает запретов и ограничений со стороны родителей или не выполняет указаний родителей, для которых характерно неумение, неспособность или нежелание руководить детьми.

В исследованиях Э. Г. Эйдемиллера предложена более широкая классификация стилей семейного воспитания [60]:

1.  Гипопротекция (недостаток опеки и контроля за поведением, иногда - полная безнадзорность).

2.  Доминирующая гиперпротекция (обостренное внимание и забота о ребенке сочетается с малым контролем, обилием запретов).

3.  Потворствующая гиперпротекция (воспитание по типу "кумир семьи", чрезмерное покровительство).

4. Эмоциональное отвержение (игнорирование потребностей ребенка, нередко жестокое обращение с ним).

5. Повышенная моральная ответственность (не соответствующие возрасту и реальным возможностям ребенка требования).

Третий фактор, оказывающий влияние на детско-родительские отношения — модель поведения родителей.

Модель поведения родителей — это целостный комплекс знаков (речевых, неречевых, поведенческих), направленный на создание некоторого образа [38]. Дети стремятся копировать поведение родителей. Отчасти это сознательная попытка вести себя так же, как ведут себя родители, это неосознанная имитация, являющаяся одним из аспектов процесса идентификации с другими. Следует отметить, что сам выбор ребенком той или иной модели поведения родителей в какой-то мере определяется вариантами поведения, которые он наблюдает вокруг себя. Таким образом модель поведения родителей может преодолевать негативные последствия семейных конфликтов и добиваться гармоничных детско-родительских отношений.

Четвертый фактор, влияющий на детско-родительские отношения — это психолого-педагогическое просвещение родителей, которое понимается как система и одновременно процесс распространения среди отцов и матерей, уже имеющих детей или готовящихся к их появлению, минимума знаний, навыков и умений, необходимого для их воспитания, адекватного общественным и научным нормам, принятым в педагогике, психологии, физиологии и юриспруденции. Самые распространенные формы педагогического просвещения родителей: консультации, беседы, тренинги, семинары, родительские собрания, диспуты, лекции, клубы [38].

Теоретический анализ литературы позволил сделать следующие выводы:

1) к факторам, которые влияют на  детско-родительские отношения относятся: тип семьи; стили воспитания; психолого-педагогическое просвещение родителей;

     2) типичные современные семьи подразделяют по таким признакам как: 1) система родства, 2) состав семьи, 3)психологическое здоровье семьи;

     3) типы семей подразделяются на благополучные и неблагополучные семьи: признаки благополучия семьи являются: полная семья, высокий социальный и материальный статус, психологическое здоровье семьи.

     4) выделяют три основных стиля воспитания: авторитарный, демократический, попустительский;

 5) тип семьи, стиль воспитания, уровень психолого-педагогического просвещения родителей может оказывать, как позитивное, так и негативное влияние на детско-родительские отношения;

6) на гармоничные детско-родительские отношения влияет знание родителей о возрастных особенностях детей.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 1631; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.144.32 (0.008 с.)