Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Факторы, влияющие на детско-родительские отношения
На детско-родительские отношения оказывает влияние ряд факторов, а именно: тип семьи; стили воспитания; модель поведения родителей; психолого-педагогическое просвещение родителей. Первый фактор, влияющий на детско-родительские отношения - тип семьи. Формы семьи разнообразны, их типологизация зависит от предмета изучения [1; 8; 37; 60]. Типичные современные семьи можно подразделить по таким признакам как: 1) система родства, 2) состав семьи, 3) психологическое здоровье семьи. По-первому признаку семью подразделяют: на нуклеарную семью и патриархальную семью. Нуклеарная семья – преобладающий тип семьи. Расширенная семья объединяет две или более нуклеарные семьи с общим хозяйством и состоит из трех и более поколений — прародителей, родителей и детей (внуков). Вместе с супругами в повторных семьях (основанных на повторном браке) могут находиться дети от данного брака и дети супругов от предыдущего брака, приведенные ими в новую семью. Патриархальная (традиционная) семья. В ней много детей и совместно проживают разные поколения родственников. Строго соблюдаются национальные и религиозные обычаи. В патриархальной семье, как правило, царят основы авторитарности. По-второму признаку семью подразделяют: на неполные семьи и материнские семьи. В последние десятилетия растет число малых семей, состоящих из двух человек: неполных, материнских, "пустых гнезд" (супруги, дети которых покинули родительскую семью). Так же большой рост неполных семей, возникших в результате развода или смерти одного из супругов. В неполной семье один из супругов (чаще мать) воспитывает детей. Такую же структуру имеет материнская (внебрачная) семья, которая отличается от неполной тем, что мать не состояла в браке с отцом своего ребенка. По-третьему признаку семью подразделяют: на благополучные семьи и неблагополучные семьи. В основу данной типологизации положен феномен психологического здоровья семьи — интегральный показатель ее функционирования, который отражает качественную сторону социально-психологических процессов семьи, показатель социальной активности ее членов во внутрисемейных отношениях, в социальной среде и профессиональной сфере, а также состояние душевного психологического благополучия семьи, обеспечивающее адекватную жизненным условиям регуляцию поведения и деятельности всех ее членов. Этот показатель характеризует два основных типа семей [60].
Благополучные семьи - семьи с высоким уровнем внутрисемейной нравственности, духовности, координации и кооперации, взаимной поддержки и взаимопомощи, с рациональными способами решения семейных проблем. Главное в благополучных семьях то, что ребенок чувствует себя равноправным: его любят, но не балуют, одновременно учитывают его личные интересы и потребности, так же желание родителей проводит вместе с ребенком свободное время, в доверительном общении решать все вопросы семейной жизни. Ребенок в благополучной семье растет доброжелательным, спокойным и оптимистичным. Кроме этого необходимо учитывать и такие признаки благополучия, как социальный и материальный статус родителей. Неблагополучные семьи (проблемные, конфликтные, кризисные). Психологические проблемы возникают из-за неудовлетворения потребностей одного или нескольких членов семьи под воздействием сверхсильных внутрисемейных и общесоциальных жизненных факторов. Главной проблемой, как правило, является положение ребенка в семье и отношение к нему родителей. В неблагополучных семьях у родителей зачастую проявляются различные психогенные отклонения: проекция на ребенка собственных нежелательных качеств, жестокость и эмоциональное отвержение, неразвитость родительских чувств и т. д. Второй фактор, влияющий на детско-родительские отношения — стиль воспитания. Стиль воспитания понимается как способ осуществления процесса воспитания, имеющий характерную совокупность своеобразных приемов [9]. А. Болдуин выделяет демократический и контролирующий стили [37]. Для демократического стиля воспитания характерны: высокий уровень вербального общения между родителями и детьми, учет мнений детей, вера в успех самостоятельной деятельности ребенка, готовность прийти на помощь. Контролирующий стиль включает значительные ограничения поведения детей. Многие работы психологов, посвященные детско-родительским отношениям, опираются на предложенную Д. Баумринд более 30 лет назад типологию стилей семейного воспитания, содержательно описывавшую три основных стиля: авторитарный, авторитетный (демократический) и попустительский [37].
Авторитарный стиль (в терминологии других авторов — «автократический", "диктат", "доминирование") — все решения принимают родители, считающие, что ребенок во всем должен подчиняться их авторитету. Родители ограничивают самостоятельность ребенка, не обосновывают свои требования, сопровождая их жестким контролем, суровыми запретами, выговорами и физическими наказаниями. Демократический стиль (в терминологии других авторов — "авторитетный", "сотрудничество") — родители поощряют личную ответственность и самостоятельность своих детей в соответствии с их возрастными возможностями. Ребенок включен в обсуждение семейных проблем, участвует в принятии решений. Родители требуют от детей осмысленного поведения и стараются помочь им, чутко относясь к их запросам. При этом родители проявляют твердость, заботятся о справедливости и последовательном соблюдении дисциплины. Попустительский стиль (в терминологии других авторов — "либеральный", "снисходительный", "гипоопека") — ребенок должным образом не направляется, практически не знает запретов и ограничений со стороны родителей или не выполняет указаний родителей, для которых характерно неумение, неспособность или нежелание руководить детьми. В исследованиях Э. Г. Эйдемиллера предложена более широкая классификация стилей семейного воспитания [60]: 1. Гипопротекция (недостаток опеки и контроля за поведением, иногда - полная безнадзорность). 2. Доминирующая гиперпротекция (обостренное внимание и забота о ребенке сочетается с малым контролем, обилием запретов). 3. Потворствующая гиперпротекция (воспитание по типу "кумир семьи", чрезмерное покровительство). 4. Эмоциональное отвержение (игнорирование потребностей ребенка, нередко жестокое обращение с ним). 5. Повышенная моральная ответственность (не соответствующие возрасту и реальным возможностям ребенка требования). Третий фактор, оказывающий влияние на детско-родительские отношения — модель поведения родителей. Модель поведения родителей — это целостный комплекс знаков (речевых, неречевых, поведенческих), направленный на создание некоторого образа [38]. Дети стремятся копировать поведение родителей. Отчасти это сознательная попытка вести себя так же, как ведут себя родители, это неосознанная имитация, являющаяся одним из аспектов процесса идентификации с другими. Следует отметить, что сам выбор ребенком той или иной модели поведения родителей в какой-то мере определяется вариантами поведения, которые он наблюдает вокруг себя. Таким образом модель поведения родителей может преодолевать негативные последствия семейных конфликтов и добиваться гармоничных детско-родительских отношений. Четвертый фактор, влияющий на детско-родительские отношения — это психолого-педагогическое просвещение родителей, которое понимается как система и одновременно процесс распространения среди отцов и матерей, уже имеющих детей или готовящихся к их появлению, минимума знаний, навыков и умений, необходимого для их воспитания, адекватного общественным и научным нормам, принятым в педагогике, психологии, физиологии и юриспруденции. Самые распространенные формы педагогического просвещения родителей: консультации, беседы, тренинги, семинары, родительские собрания, диспуты, лекции, клубы [38].
Теоретический анализ литературы позволил сделать следующие выводы: 1) к факторам, которые влияют на детско-родительские отношения относятся: тип семьи; стили воспитания; психолого-педагогическое просвещение родителей; 2) типичные современные семьи подразделяют по таким признакам как: 1) система родства, 2) состав семьи, 3)психологическое здоровье семьи; 3) типы семей подразделяются на благополучные и неблагополучные семьи: признаки благополучия семьи являются: полная семья, высокий социальный и материальный статус, психологическое здоровье семьи. 4) выделяют три основных стиля воспитания: авторитарный, демократический, попустительский; 5) тип семьи, стиль воспитания, уровень психолого-педагогического просвещения родителей может оказывать, как позитивное, так и негативное влияние на детско-родительские отношения; 6) на гармоничные детско-родительские отношения влияет знание родителей о возрастных особенностях детей.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 1631; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.144.32 (0.008 с.) |