Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Особенности детско-родительских отношений в младшем школьном возрасте
Каждый возрастной период ребенка характеризуется определенными особенностями детско-родительских отношений. Для того чтобы взаимоотношения родителей с ребенком были гармоничные, необходимо учитывать возрастные особенности каждого периода онтогенеза личности. Возрастные особенности младшего школьного возраста связаны с изменением ситуации социального развития. Первый и самый важный момент - это начало обучения в школе, который совпадает с периодом второго физиологического криза, приходящегося на возраст 7 лет. Это означает, что кардинальное изменение в системе социальных отношений и деятельности ребенка совпадает с периодом перестройки всех систем и функций организма, что требует большого напряжения и мобилизации его резервов [7]. Однако, несмотря на отмечаемые в это время определенные осложнения, сопровождающие физиологическую перестройку (повышенная утомляемость, нервно-психическая ранимость ребенка), физиологический криз не столько отягощает, сколько, напротив, способствует более успешной адаптации ребенка к новым условиям. Это объясняется тем, что происходящие физиологические изменения отвечают повышенным требованиям новой ситуации. Более того, для отстающих в общем развитии по причинам педагогической запущенности этот криз является последним сроком, когда еще можно догнать сверстников [31]. В младшем школьном возрасте отмечается неравномерность психофизиологического развития у разных детей. Сохраняются и различия в темпах развития мальчиков и девочек: девочки в своем развитии по-прежнему опережают мальчиков [31]. Начало обучения в школе ведет к коренному изменению социальной ситуации развития ребенка. Он становится "общественным" субъектом и имеет теперь социально значимые обязанности, выполнение которых получает общественную оценку. Вся система жизненных отношений ребенка перестраивается и во многом определяется тем, насколько успешно он справляется с новыми требованиями. Ведущей в младшем школьном возрасте становится учебная деятельность. Она определяет важнейшие изменения, происходящие в развитии психики детей на данном возрастном этапе. В рамках учебной деятельности складываются психологические новообразования, характеризующие наиболее значимые достижения в развитии младших школьников и являющиеся фундаментом, обеспечивающим развитие на следующем возрастном этапе. Переход к систематическому обучению создает условия для развития новых познавательных потребностей детей, активного интереса к окружающей действительности, к овладению новыми знаниями и умениями [7]. Происходят изменение в структуре межличностного отношения: "ребенок – родитель", "ребенок – учитель" и "ребенок- ребенок". Отношения "ребенок – учитель" начинает определять отношение ребенка и к родителям, и к детям. Данные отношения становятся для ребенка центральными, потому что появляется оценочная система: хорошие отметки и хорошее поведение, учитель оценивает качества учебной работы. От того, какие оценки он будет получать, зависят отношения со сверстниками и родителями. Сверстники стараются дружить с теми, кто хорошо учится, а так же ребенок чувствует, что плохие оценки огорчают родителей, а хорошие – радуют [51].
Для детей младшего школьного возраста характерным является период интенсивного развития и качественного преобразования познавательных процессов: они начинают приобретать опосредствованный характер и становятся осознанными и произвольными. Ребенок постепенно овладевает своими психическими процессами, учится управлять вниманием, памятью, мышлением. Согласно Л. С. Выготскому, с началом школьного обучения мышление выдвигается в центр сознательной деятельности ребенка. Развитие словесно-логического, рассуждающего мышления, происходящее в ходе усвоения научных знаний, перестраивает и все другие познавательные процессы: "память в этом возрасте становится мыслящей, а восприятие—думающим" [11, с 40]. Для характеристики младшего школьного возраста как качественно своеобразного этапа детского развития представляют интерес подходы зарубежных психологов к пониманию сущности данного возраста, его предназначения и возможностей. Так, согласно концепции Э. Эриксона, возраст 6-12 лет рассматривается как период передачи ребенку систематических знаний и умений, обеспечивающих приобщение к трудовой жизни и направленных на развитие трудолюбия [31].
В рамках классического психоаналитического подхода возраст 6-10 лет считается латентным периодом, когда сексуальное развитие ребенка под давлением родителей и общества временно приостанавливается и он готов принять правила, предлагаемые ему социумом. Согласно концепции Ж. Пиаже, интеллектуальное развитие ребенка 7-11 лет находится на стадии конкретных операций. Это значит, что в указанный период умственные действия становятся обратимыми и скоординированными [31]. Таким образом, младший школьный возраст является этапом существенных изменений в психическом развитии. Полноценное проживание ребенком данного возрастного периода возможно лишь при определяющей и активной роли взрослых (учителей, родителей, воспитателей, психологов), основной задачей которых является создание оптимальных условий для раскрытия и реализации потенциальных возможностей младших школьников с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. Родительские позиции и отношение к детям в этом возрасте могут положительно или отрицательно повлиять на их установки. Подкрепление родителями данных позиций ребенка будут способствовать развитию сильной и уверенной в себе личности. Родители, которые обращают внимание на успехи ребенка, положительно подкрепляют его достижения - воспитают успешную личность. Прививая интерес к новому, уделяя ребенку столько внимания, сколько ему требуется в этом возрасте и, не препятствуя его общению со сверстниками - родители воспитают в ребенке познавательный интерес, коммуникативность, умение общаться. Очень важно, в этом возрасте, советоваться с ребенком, решать вместе как учебные, так и домашние дела, это подтверждение взрослости ребенка и значимости для родителей [55]. Родители, которые не замечают успехов ребенка, а только ругают его за проступки, заостряют внимание только на ошибках, приводит к тому, что ребенок теряет интерес к своей деятельности, у него пропадет желание исправлять свои ошибки. Возникнет боязнь нового - ребенок не захочет делать что-то, объясняя это тем, что он не сможет сделать этого, что у него все равно ничего не получится. Так формируется неуверенность в себе, которая, скорее всего, будет сопровождать ребенка всю его жизнь. Таким образом, детско-родительские отношения в младшем школьном возрасте имеют ряд особенностей, а именно: 1) для детей младшего школьного возраста характерна изменяющая ситуация социального развития: изменение социального статуса, структуры межличностного отношения: "ребенок – родитель", "ребенок – учитель" и "ребенок-ребенок", учебная деятельность становится ведущей, меняется система ценности; 2) в младшем школьном возрасте характерным является периодом интенсивного развития и качественного преобразования познавательных процессов, а именно таких как память, восприятие, мышление, внимание; 3) на развитие личности младшего школьника влияют положительные и отрицательные родительские позиции, с одной стороны позитивное отношение родителей к ребенку, его успешность, взаимопонимания в процессе конструктивного общения влияет на мотивацию достижения успеха, а с другой стороны негативное отношение к ребенку, его не успешность, в процессе деструктивного общения влияет на мотивацию боязни неудачи; 4) стиль семейного воспитания может позитивно и негативно влиять на успешное развитие младших школьников, с одной стороны гармоничные детско-родительские отношения характеризуются взаимным принятием, высокой мотивационной совместной деятельностью, этому свидетельствует успешное развитие личности ребенка, с другой стороны дисгармоничные детско–родительские отношения характеризуются дефицитом позитивного эмоционального контакта, недоверием к родителям, напряженностью и конфликтностью в отношениях - это свидетельствует о нарушение детско-родительских отношений, которые предполагают социально-педагогическую коррекцию детско-родительских отношений.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 1728; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.84.171 (0.007 с.) |