Особенности детско-родительских отношений в младшем школьном возрасте 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности детско-родительских отношений в младшем школьном возрасте



     Каждый возрастной период ребенка характеризуется определенными особенностями детско-родительских отношений. Для того чтобы взаимоотношения родителей с ребенком были гармоничные, необходимо учитывать возрастные особенности каждого периода онтогенеза личности. Возрастные особенности младшего школьного возраста связаны с изменением ситуации социального развития.

Первый и самый важный момент - это начало обучения в школе, который совпадает с периодом второго физиологического криза, приходящегося на возраст 7 лет. Это означает, что кардинальное изменение в системе социальных отношений и деятельности ребенка совпадает с периодом перестройки всех систем и функций организма, что требует большого напряжения и мобилиза­ции его резервов [7]. Однако, несмотря на отмечаемые в это время опреде­ленные осложнения, сопровождающие физиологическую перестройку (повышенная утомляемость, нервно-психическая ранимость ребенка), физиологический криз не столько отягощает, сколько, напротив, способствует более успеш­ной адаптации ребенка к  новым условиям. Это объясняет­ся тем, что происходящие физиологические изменения отвечают повышенным требованиям новой ситуации. Более того, для отстающих в общем развитии по причинам педа­гогической запущенности этот криз является последним сро­ком, когда еще можно догнать сверстников [31].

В младшем школьном возрасте отмечается неравномерность психофизиологического развития у разных детей. Сохраняются и различия в темпах развития мальчиков и девочек: девочки в своем развитии по-прежнему опережают мальчиков [31].

Начало обучения в школе ведет к коренному изменению социальной ситуации развития ребенка. Он становится "общественным" субъектом и имеет теперь социально значимые обязанности, выполнение которых получает общественную оценку. Вся система жизненных отношений ребенка перестраивается и во многом определяется тем, насколько успешно он справляется с новыми требованиями. Ведущей в младшем школьном возрасте становится учебная деятельность. Она определяет важнейшие изменения, происходящие в развитии психики детей на данном возрастном этапе. В рамках учебной деятельности складываются психологические новообразования, характеризующие наиболее значимые достижения в развитии младших школьников и являющиеся фундаментом, обеспечивающим разви­тие на следующем возрастном этапе. Переход к систематическому обучению создает условия для развития новых познавательных потребностей детей, активного интереса к окружающей действительности, к овладению новыми знаниями и умениями [7]. Происходят изменение в структуре межличностного отношения: "ребенок – родитель", "ребенок – учитель" и "ребенок- ребенок". Отношения "ребенок – учитель" начинает определять отношение ребенка и к родителям, и к детям. Данные отношения становятся для ребенка центральными, потому что появляется оценочная система: хорошие отметки и хорошее поведение, учитель оценивает качества учебной работы. От того, какие оценки он будет получать, зависят отношения со сверстниками и родителями. Сверстники стараются дружить с теми, кто хорошо учится,  а так же ребенок чувствует, что плохие оценки огорчают родителей, а хорошие – радуют [51].

      Для детей младшего школьного возраста характерным является период интен­сивного развития и качественного преобразования позна­вательных процессов: они начинают приобретать опосред­ствованный характер и становятся осознанными и произ­вольными. Ребенок постепенно овладевает своими психическими процессами, учится управлять вниманием, памятью, мышлением.

Согласно Л. С. Выготскому, с началом школьного обу­чения мышление выдвигается в центр сознательной деятель­ности ребенка. Развитие словесно-логического, рассужда­ющего мышления, происходящее в ходе усвоения научных знаний, перестраивает и все другие познавательные про­цессы: "память в этом возрасте становится мыслящей, а вос­приятие—думающим" [11, с 40].

Для характеристики младшего школьного возраста как качественно своеобразного этапа детского развития пред­ставляют интерес подходы зарубежных психологов к пони­манию сущности данного возраста, его предназначения и возможностей.

Так, согласно концепции Э. Эриксона, возраст 6-12 лет рассматривается как период передачи ребенку систематичес­ких знаний и умений, обеспечивающих приобщение к тру­довой жизни и направленных на развитие трудолюбия [31].

В рамках классического психоаналитического подхода возраст 6-10 лет считается латентным периодом, когда сексуальное развитие ребенка под давлением родителей и общества временно приостанавливается и он готов принять правила, предлагаемые ему социумом.

Согласно концепции Ж. Пиаже, интеллектуальное развитие ребенка 7-11 лет находится на стадии конкретных операций. Это значит, что в указанный период умственные действия становятся обратимыми и скоординированными [31].

Таким образом, младший школьный возраст является этапом существенных изменений в психическом развитии. Полноценное проживание ребенком данного возрастного периода возможно лишь при определяющей и активной роли взрослых (учителей, родителей, воспитателей, психологов), основной задачей которых является создание оптимальных условий для раскрытия и реализации потенциальных возможностей младших школьников с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Родительские позиции и отношение к детям в этом возрасте могут положительно или отрицательно повлиять на их установки. Подкрепление родителями данных позиций ребенка будут способствовать развитию сильной и уверенной в себе личности. Родители, которые обращают внимание на успехи ребенка, положительно подкрепляют его достижения - воспитают успешную личность. Прививая интерес к новому, уделяя ребенку столько внимания, сколько ему требуется в этом возрасте и, не препятствуя его общению со сверстниками - родители воспитают в ребенке познавательный интерес, коммуникативность, умение общаться. Очень важно, в этом возрасте, советоваться с ребенком, решать вместе как учебные, так и домашние дела, это подтверждение взрослости ребенка и значимости для родителей [55].

    Родители, которые не замечают успехов ребенка, а только ругают его за проступки, заостряют внимание только на ошибках, приводит к тому, что ребенок теряет интерес к своей деятельности, у него пропадет желание исправлять свои ошибки. Возникнет боязнь нового - ребенок не захочет делать что-то, объясняя это тем, что он не сможет сделать этого, что у него все равно ничего не получится. Так формируется неуверенность в себе, которая, скорее всего, будет сопровождать ребенка всю его жизнь.

   Таким образом, детско-родительские отношения в младшем школьном возрасте имеют ряд особенностей, а именно:

1) для детей младшего школьного возраста характерна изменяющая ситуация социального развития: изменение социального статуса, структуры межличностного отношения: "ребенок – родитель", "ребенок – учитель" и "ребенок-ребенок", учебная деятельность становится ведущей, меняется система ценности;

2) в младшем школьном возрасте характерным является периодом интен­сивного развития и качественного преобразования позна­вательных процессов, а именно таких как память, восприятие, мышление, внимание;

3) на развитие личности младшего школьника влияют положительные и отрицательные родительские позиции,  с одной стороны позитивное отношение родителей к ребенку, его успешность, взаимопонимания в процессе  конструктивного общения влияет на мотивацию достижения успеха, а с другой стороны  негативное отношение к ребенку, его не успешность, в процессе деструктивного общения влияет на мотивацию боязни неудачи;

4) стиль семейного воспитания может позитивно и негативно влиять на успешное развитие младших школьников, с одной стороны гармоничные детско-родительские отношения характеризуются взаимным принятием, высокой мотивационной совместной деятельностью, этому свидетельствует успешное развитие личности ребенка, с другой стороны дисгармоничные детско–родительские отношения характеризуются дефицитом позитивного эмоционального контакта, недоверием к родителям, напряженностью и конфликтностью в отношениях - это свидетельствует о нарушение детско-родительских отношений, которые предполагают социально-педагогическую коррекцию детско-родительских отношений.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 1728; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.84.171 (0.007 с.)