Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сущность детско-родительских отношений
Содержание понятия "детско-родительские отношения" в психолого-педагогической литературе однозначно не определено. Во-первых, оно представляется как подструктура семейных отношений, включающая в себя взаимосвязанные, но неравнозначные отношения: родителей к ребенку – родительское (материнское и отцовское) отношение; и отношение ребенка к родителям. Во-вторых, эти отношения понимают как взаимоотношение, взаимовлияние, активное взаимодействие родителя и ребенка, в котором ярко проявляются социально-психологические закономерности межличностных отношений (А.Я. Варга, О.А. Карабанова, А.Г. Лидерс, И.М. Марковская, А.С. Спиваковская и др.). В зарубежной психологии специфика детско-родительских отношений традиционно исследуется в рамках психоаналитического (З. Фрейд, Э. Эриксон, и др.), бихевиористского (Дж. Уотсон, Б. Скиннер и др.) и гуманистического (К. Роджерс, Дж. Байярд, В. Сатир и др.) направлений [8, 23, 25, 47]. Недостаточная разработанность понятий, отсутствие ясного понимания и четкой формулировки приводят к терминологическим разночтениям. Тем не менее, ясно, что детско-родительские отношения - один из видов человеческих отношений. Но эти отношения отличаются от всех других видов межличностных отношений и, в этом смысле, они достаточно специфичны. Е.О. Смирнова, раскрывая специфику детско-родительских отношений, считает, что, во-первых, они характеризуются сильной эмоциональной значимостью как для ребенка, так и для родителя. Во-вторых, имеет место амбивалентность в отношениях родителя и ребенка [37]. Эта двойственность выражается, например, в том, что с одной стороны, родитель должен позаботиться о ребенке, а с другой - научить его заботиться о себе самому. А.С. Спиваковская определяет родительскую позицию (родительскую установку) как реальную направленность воспитательной деятельности родителей, в основе которой лежит сознательная или бессознательная оценка ребенка, выражающаяся в способах и формах взаимодействия с детьми [47]. В общем виде А.С. Спиваковской сформулированы оптимальная и неоптимальная родительские позиции. Оптимальная родительская позиция отвечает следующим характеристикам: 1) адекватностью - наиболее близкая к объективной оценка технических и характерологических особенностей своего ребенка и построение воспитания на основе такой оценки; 2) динамичностью - способностью изменять методы и формы общения и воздействия на ребенка применительно к изменяющимся ситуациям и условиям жизни семьи; 3) прогностичностью - направленностью воспитательных усилий в будущее, к тем требованиям, которые ставит перед ребенком его дальнейшая жизнь.
По мнению А.С. Спиваковской, родители составляют первую общественную среду ребенка. Родительская любовь – источник и гарантия эмоционального благополучия человека, поддержание телесного и душевного здоровья, а именно поэтому первой и основной задачей родителей является создание у ребенка уверенности в том, что его любят и о нем заботятся. А.С. Спиваковская выделяет также три спектра отношений, составляющих любовь родителей к своему ребенку: симпатия – антипатия, уважение – пренебрежение, близость – дальность. Сочетание этих аспектов отношении позволяет описать восемь типов родительской любви. Первый тип: действенная любовь (симпатия, уважение, близость). Теплое эмоциональное отношение к ребенку, принимающее его личность, активное внимание к интересам ребенка. Второй тип: отстраненная любовь (симпатия, уважение, но большая дистанция с ребенком).Мягкое обращение с детьми сочетается с недостаточным вниманием к их повседневным нуждам, с поверхностным знанием душевного мира. Третий тип: действенная жалость (симпатия, близость, но отсутствие уважения). Родители признают действительные или мнимые отклонения в развитии ребенка, но при этом имеется в виду, что ребенок не так хорош, как другие дети. Четвертый тип: любовь по типу снисходительного отстранения: (симпатия, неуважение, сильная межличностная дистанция). Родители оправдывают неблагоприятные черты ребенка, его беспомощности ссылкой на его болезненность, на плохую наследственность и иные причины. Пятый тип: отвержение (антипатия, неуважение, большая межличностная дистанция). Родитель пытается уменьшить всякое общение с ребенком, не замечать его присутствия, совершенно отстраняется тогда, когда ребенок нуждается в поддержке, в помощи.
Шестой тип: презрение (антипатия, неуважение, малая межличностная дистанция). В общении с ребенком родитель обычно не замечает ничего положительного в нем, совершенно игнорирует любые его достижения, но в то же время мучительно переживает свою связь с таким, как им кажется, неудачным ребенком. Седьмой тип: преследование (антипатия, уважение, близость). Родители пытаются строгостью и жестким контролем переломить ребенка, выступают инициаторами привлечения к воспитанию общественности, нередко склонны к вынесению излишне строгих мер воздействия. Восьмой тип: отказ (антипатия, уважение и большая межличностная дистанция).В воспитании ребенка преобладает отстранение от его проблем, но родители как бы издали "следят" за ребенком, признают его силу, ценность некоторых личностных качеств. Однако, как отмечает А.С. Спиваковская, в поведении родителей чаще всего смешаны несколько вариантов отношений. Тем не менее, данный подход позволяет определить, какая именно установка на данный момент времени стала для родителей ведущей [47]. Ю.Б. Гиппенрейтер рассматривает детско-родительские отношения с точки зрения специфики общения. Автор отмечает чрезвычайную значимость стиля общения с ребенком для развития его личности. Удовлетворение насущных жизненных проблем ребенка сильно зависят от стиля родительского общения, которое может быть как здоровым, так и вредоносным [37]. Основываясь на работах отечественных исследователей (Б.Г. Ананьев, В.Н. Мясищев), детско-родительские отношения можно определить как избирательную в эмоциональном и оценочном плане психологическую связь ребенка с каждым из родителей, выражающуюся в переживаниях, действиях, реакциях, связаннуюс возрастно-психологическими особенностями детей, культурными моделями поведения, собственной жизненной историей, и определяющую особенности восприятия ребенком родителей и способ общения с ними. То есть, детско-родительские отношения рассматриваются как субъективное осознание человеком любого возраста характера отношений со своими матерью и отцом. Таким образом, рассмотрев теоретические основы детско-родительских отношений можно сделать выводы о том, что: 1) детско-родительские отношения — это активное взаимодействие родителя и ребенка, которое имеет ряд характеристик: относительная непрерывность и длительность во времени; эмоциональная значимость для ребенка и родителей; амбивалентность в отношениях; изменяемость отношений в зависимости от возраста ребенка; потребность родителей в заботе о ребенке; принятие родителями на себя ответственности за ребёнка; 2) детско-родительские отношения зависят от родительской позиции, которая определяет тактику поведения родителей во взаимодействии с ребенком, т.е. реализуется посредством выбранного стиля воспитания; 3) оптимальная родительская позиция отвечает следующим характеристикам: адекватностью, динамичностью, прогностичностью; 4) выделяют восемь типов родительской любви на сочетание трех спектров отношений: симпатия-антипатия, уважении - пренебрежение, близость - дальность; 5) кроме этого на детско-родительские отношения влияют ряд других факторов, которые необходимо учитывать при социально-педагогической коррекции взаимоотношений детей и родителей.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 696; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.44.108 (0.006 с.) |