Сущность детско-родительских отношений 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность детско-родительских отношений



Содержание понятия "детско-родительские отношения" в психолого-педагогической литературе однозначно не определено. Во-первых, оно представляется как подструктура семейных отношений, включающая в себя взаимосвязанные, но неравнозначные отношения: родителей к ребенку – родительское (материнское и отцовское) отношение; и отношение ребенка к родителям. Во-вторых, эти отношения понимают как взаимоотношение, взаимовлияние, активное взаимодействие родителя и ребенка, в котором ярко проявляются социально-психологические закономерности межличностных отношений (А.Я. Варга, О.А. Карабанова, А.Г. Лидерс, И.М. Марковская, А.С. Спиваковская и др.). В зарубежной психологии специфика детско-родительских отношений традиционно исследуется в рамках психоаналитического (З. Фрейд, Э. Эриксон, и др.), бихевиористского (Дж. Уотсон, Б. Скиннер и др.) и гуманистического (К. Роджерс, Дж. Байярд, В. Сатир и др.) направлений [8, 23, 25, 47].

Недостаточная разработанность понятий, отсутствие ясного понимания и четкой формулировки приводят к терминологическим разночтениям. Тем не менее, ясно, что детско-родительские отношения - один из видов человеческих отношений. Но эти отношения отличаются от всех других видов межличностных отношений и, в этом смысле, они достаточно специфичны. Е.О. Смирнова, раскрывая специфику детско-родительских отношений, считает, что, во-первых, они характеризуются сильной эмоциональной значимостью как для ребенка, так и для родителя. Во-вторых, имеет место амбивалентность в отношениях родителя и ребенка [37]. Эта двойственность выражается, например, в том, что с одной стороны, родитель должен позаботиться о ребенке, а с другой - научить его заботиться о себе самому.

А.С. Спиваковская определяет родительскую позицию (родительскую установку) как реальную направленность воспитательной деятельности родителей, в основе которой лежит сознательная или бессознательная оценка ребенка, выражающаяся в способах и формах взаимодействия с детьми [47].

В общем виде А.С. Спиваковской сформулированы оптимальная и неоптимальная родительские позиции.

Оптимальная родительская позиция отвечает следующим характеристикам: 1) адекватностью - наиболее близкая к объективной оценка технических и характерологических особенностей своего ребенка и построение воспитания на основе такой оценки; 2) динамичностью - способностью изменять методы и формы общения и воздействия на ребенка применительно к изменяющимся ситуациям и условиям жизни семьи; 3) прогностичностью - направленностью воспитательных усилий в будущее, к тем требованиям, которые ставит перед ребенком его дальнейшая жизнь.

По мнению А.С. Спиваковской, родители составляют первую общественную среду ребенка. Родительская любовь – источник и гарантия эмоционального благополучия человека, поддержание телесного и душевного здоровья, а именно поэтому первой и основной задачей родителей является создание у ребенка уверенности в том, что его любят и о нем заботятся.

А.С. Спиваковская выделяет также три спектра отношений, составляющих любовь родителей к своему ребенку: симпатия – антипатия, уважение – пренебрежение, близость – дальность. Сочетание этих аспектов отношении позволяет описать восемь типов родительской любви.

Первый тип: действенная любовь (симпатия, уважение, близость). Теплое эмоциональное отношение к ребенку, принимающее его личность, активное внимание к интересам ребенка.

Второй тип: отстраненная любовь (симпатия, уважение, но большая дистанция с ребенком).Мягкое обращение с детьми сочетается с недостаточным вниманием к их повседневным нуждам, с поверхностным знанием душевного мира.

Третий тип: действенная жалость (симпатия, близость, но отсутствие уважения). Родители признают действительные или мнимые отклонения в развитии ребенка, но при этом имеется в виду, что ребенок не так хорош, как другие дети.

Четвертый тип: любовь по типу снисходительного отстранения: (симпатия, неуважение, сильная межличностная дистанция). Родители оправдывают неблагоприятные черты ребенка, его беспомощности ссылкой на его болезненность, на плохую наследственность и иные причины.

Пятый тип: отвержение (антипатия, неуважение, большая межличностная дистанция). Родитель пытается уменьшить всякое общение с ребенком, не замечать его присутствия, совершенно отстраняется тогда, когда ребенок нуждается в поддержке, в помощи.

Шестой тип: презрение (антипатия, неуважение, малая межличностная дистанция). В общении с ребенком родитель обычно не замечает ничего положительного в нем, совершенно игнорирует любые его достижения, но в то же время мучительно переживает свою связь с таким, как им кажется, неудачным ребенком.

Седьмой тип: преследование (антипатия, уважение, близость).  Родители пытаются строгостью и жестким контролем переломить ребенка, выступают инициаторами привлечения к воспитанию общественности, нередко склонны к вынесению излишне строгих мер воздействия.

Восьмой тип: отказ (антипатия, уважение и большая межличностная дистанция).В воспитании ребенка преобладает отстранение от его проблем, но родители как бы издали "следят" за ребенком, признают его силу, ценность некоторых личностных качеств.

Однако, как отмечает А.С. Спиваковская, в поведении родителей чаще всего смешаны несколько вариантов отношений. Тем не менее, данный подход позволяет определить, какая именно установка на данный момент времени стала для родителей ведущей [47].

Ю.Б. Гиппенрейтер рассматривает детско-родительские отношения с точки зрения специфики общения. Автор отмечает чрезвычайную значимость стиля общения с ребенком для развития его личности. Удовлетворение насущных жизненных проблем ребенка сильно зависят от стиля родительского общения, которое может быть как здоровым, так и вредоносным [37].

Основываясь на работах отечественных исследователей (Б.Г. Ананьев, В.Н. Мясищев), детско-родительские отношения можно определить как избирательную в эмоциональном и оценочном плане психологическую связь ребенка с каждым из родителей, выражающуюся в переживаниях, действиях, реакциях, связаннуюс возрастно-психологическими особенностями детей, культурными моделями поведения, собственной жизненной историей, и определяющую особенности восприятия ребенком родителей и способ общения с ними. То есть, детско-родительские отношения рассматриваются как субъективное осознание человеком любого возраста характера отношений со своими матерью и отцом.

     Таким образом, рассмотрев теоретические основы детско-родительских отношений можно сделать выводы о том, что:

1) детско-родительские отношения — это активное взаимодействие родителя и ребенка, которое имеет ряд характеристик: относительная непрерывность и длительность во времени; эмоциональная значимость для ребенка и родителей; амбивалентность в отношениях; изменяемость отношений в зависимости от возраста ребенка; потребность родителей в заботе о ребенке; принятие родителями на себя ответственности за ребёнка;

2)  детско-родительские отношения зависят от родительской позиции, которая определяет тактику поведения родителей во взаимодействии с ребенком, т.е. реализуется посредством выбранного стиля воспитания;

 3) оптимальная родительская позиция отвечает следующим характеристикам: адекватностью, динамичностью, прогностичностью;

4) выделяют восемь типов родительской любви на сочетание трех спектров отношений: симпатия-антипатия, уважении - пренебрежение, близость - дальность;

5) кроме этого на детско-родительские отношения влияют ряд других факторов, которые необходимо учитывать при социально-педагогической коррекции взаимоотношений детей и родителей.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 696; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.44.108 (0.006 с.)