Ревизия как форма последующего хозяйственного контроля. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ревизия как форма последующего хозяйственного контроля.



Целью ГКРС является исследование, разработка и поэтапное осуществление мероприятий, направленных на повышение ее роли в обеспечении эффективного использования материальных, финансовых и других ресурсов, которые на основании права собственности принадлежат государству, преодолению кризисных явлений в экономике.

КРС действует при МФУ и непосредственно ему подчиняется, ее деятельность регла-

ментируется ЗУ «О государственной КРС в Украине».

Главное КРУ возглавляет заместитель МФУ, который назначается КМУ. Руководителей региональных КРУ и подразделений назначают вышестоящие руководители.

Контрольно-ревизионными подразделениями проверяется:

¨ соблюдение финансово-бюджетной, сметной дисциплины, эффективность и целевое использование бюджетных средств;

¨ сохранность средств и материальных ценностей;

¨ эффективность использования материальных, финансовых и трудовых ресурсов, своевременность документального оформления хозяйственных операций, полноту выявления и мобилизации внутрихозяйственных резервов, причин непродуктивных расходов и потерь;

¨ экономическое состояние предприятия, выполнение производственных планов, законность осуществленных операций;

¨ правильность и достоверность ведения бухгалтерского учета и отчетности, финансовых, кредитных и расчетных операций, полноту и своевременность выполнения обязательств перед бюджетом;

¨ выполнение мероприятий, направленных на устранение недостатков, выявленных предыдущей ревизией или проверкой.

Срок проведения ревизии не может превышать 30 дней. Продолжение этого срока возможно только при разрешении руководителя организации, который назначил ревизию.

Результаты ревизии оформляются актом, подписанным ревизором, руководителем и главным бухгалтером предприятия, где проводилась ревизия.

Работники ГКРС имеют право:

¨ ревизовать и проверять денежные средства и бухгалтерские документы, отчеты, сметы и другие документы, которые подтверждают поступление и расходование средств и материальных ценностей, а также проводить проверку фактического наличия ценностей;

¨ доступа на проверяемый объект;

¨ проверки бухгалтерских и финансовых документов;

¨ приостанавливать операций на счетах;

¨ опечатывать помещения;

¨ изымать документы;

¨ получать необходимую информацию;

¨ изымать деньги в бюджет;

¨ применять административные взыскания;

¨ применять финансовые санкции.

Органы КРС не имеют право проводить ревизии по собственной инициативе у субъектов предпринимательской деятельности, которые не получают средства из бюджета или из валютных фондов.

Проведение проверки работниками КРС возможно при соблюдении таких условий:

¨ ревизия возможна только при наличии распорядительного документа, подписанного начальником КРУ;

¨ по инициативе КРУ ревизия проводится не чаще 1 раза в год на производственных предприятиях и 1 раза в два года - в бюджетных организациях;

¨ ревизоры должны предъявить документ на право проведения проверки руководи-

телю, проверяемого предприятия;

¨ при изъятии документов, необходимо поставить в известность правоохранительные органы.

ГКРС проводят ревизии по поручению Прокуратуры, МВД, СБУ, налоговой инспекции в случаях, предусмотренных законодательством.

Органам КРС предоставлено право применять финансовые санкции.

Плательщики налогов и сборов, по которым выявлена неполная или несвоевременная оплата налога или другого платежа – однократный размер доначисленной суммы.

При повторном нарушении – двукратный размер доначисленной суммы.

За непредставление или несвоевременное представление расчетов, аудиторских заключений или других документов, необходимых для начисления налогов в налоговую, а также в банки платежных поручений об оплате налогов и сборов – 10% подлежащей к оплате суммы.

Не сообщение об открытии или закрытии текущих счетов в банке – от 20 до 100 штрафных единиц.

Решение о применении финансовых санкций принимается в течение 10 дней после составления акта ревизии. Взыскание средств и применение финансовых санкций осуществляется независимо от причин, в результате которых произошло нарушение.

Работники КРУ могут составлять протоколы об административных правонарушениях.

Название ревизии происходит от латинского слова revizio – «просмотр» или «осматриваю снова». В соответствии с ЗУ «О государственной контрольно-ревизионной службе в Украине» ревизия – это метод документального контроля финансово-хозяйственной деятельности предприятия за соблюдением законодательства по финансовым вопросам; достоверностью учета и отчетности; способ документального выявления недостач, растрат, присвоения денег и материальных ценностей; предупреждения финансовых злоупотреблений.

Ревизия заключается в изучении ранее осуществленных операций с точки зрения их законности, достоверности и экономической целесообразности. На предприятии ревизия изучает осуществленные операции, которые нашли документальное отражение. Ревизию называют документальной потому, что:

¨ она осуществляется путем изучения документальных фактов;

¨ нарушения, которые выявляются, должны быть документально подтверждены;

¨ результаты обобщаются в акте.

Ревизия является важным способом выявления фактов злоупотреблений, бесхозяйственности, небрежного отношения к выполнению служебных обязанностей, нарушении финансовой дисциплины, действующего законодательства.

Особенностью ревизии является изучение ею, осуществленных операций на основании фиксированной информации. Она имеет правовой статус, который определяет границы ее распространения, сроки проведения, права и обязанности контролирующих лиц, порядок формирования и рассмотрения ее результатов.

Предметом ревизии являются документальные данные, которые изучаются путем применения специальных приемов с позиции их законности, достоверности и целесообразности. К предмету ревизии относят процессы и явления, связанные с хозяйственной деятельностью предприятия и отраженных документально, а границы определяются программой ревизии.

Объектами ревизии являются отдельные хозяйственные факты и операции, которые

формируют хозяйственные процессы, вся совокупность которых является хозяйственной деятельностью.

В общем виде можно определить к объектам ревизии предприятия следующее:

¨ наличие и движение необоротных активов;

¨ приобретение способов производства;

¨ расходы по основным средствам, т.е. часть износа в процессе создания продукции;

¨ нормы труда и нормы потребления;

¨ соблюдение трудового законодательства;

¨ определение себестоимости продукции;

¨ наличие и движение готовой продукции и связанных с ней денежных, расчетных и кредитных операций;

¨ источники формирования активов, их целевое назначение и использование;

¨ соблюдение действующих на предприятии устава и других внутренних документов.

Цель ревизии определяется ее заданием, т.е. тем кругом вопросов, которые требуют обязательного контроля вышестоящими органами и достигается путем применения специальных знаний во время проверки документированной учетно-экономической информации.

Основными задачами ревизии являются:

¨ осуществление государственного контроля за использованием денег и материальных ценностей, их сохранность;

¨ проверка состояния и достоверности бухгалтерского учета и отчетности;

¨ разработка предложений по устранению выявленных недостатков и нарушений.

Ревизии присущи специфические принципы: внезапность, активность беспрерывность, полнота, объективность и всесторонность, последовательность, гласность, оценка факторов выявленных ревизией, воспитательное действие.

Для получения всесторонней характеристики сущности ревизии важным является ее классификация.

1. По ведомственной принадлежности: ведомственные, вневедомственные, смешанные.

2. По порядку назначения: плановые, внеплановые.

3. По объему проверки: тематические (проверка по отдельным вопросам на нескольких предприятиях одной отрасли – цель получение расширенного материала, характеризующего состояние отрасли), полные (проверяются все стороны финансово-хозяйственной деятельности), частичные (проверяются только отдельные виды деятельности или отдельные операции предприятия).

4. По способу проведения: сплошные (проверяются все документы и регистры бухгалтерского учета), выборочные, комбинированные.

5. По кругу изучаемых вопросов: комплексные (изучаются все стороны финансово-хозяйственной деятельности предприятия), некомплексные (проводятся одним ревизором по небольшому кругу вопросов),

6. По количеству участников: коллективные и индивидуальные.

Задачи ревизии по требованию правоохранительных органов ограничиваются установлением и проверкой фактов экономических злоупотреблений и преступлений. Поручение правоохранительных органов о проведении ревизии является обязательным для выполнения. Оно оформляется постановлением прокурора или следователя в ходе расследования криминального дела.

Однако основанием проведения ревизии будет приказ должностного лица КРУ.

Деятельность ревизора во время такой ревизии ограничивается исследованием документов, которые представлены следственными органами.

По требованию следователя ревизия назначается при наличии в уголовном деле данных, свидетельствующих о возможности выявления ревизией преступных фактов в деятельности данного предприятия.

Требование о назначении ревизии должно основываться на конкретных материалах:

¨ выявление фактов преступления;

¨ обоснованное требование обвиняемого о проверке его показаний;

¨ необходимость проверки по первичным документам признания обвиняемого по совершенному злоупотреблению;

¨ обоснованное заключение бухгалтера-эксперта о невозможности дать заключение без проведения ревизии.

Задание для ревизора формулируется конкретно, а вопросы должны вытекать из материалов уголовного дела. При получении задания ревизор составляет программу и рабочий план ревизии. По результатам ревизии составляется акт, к которому прилагаются документы и другие материалы.

2.Последовательность ревизионного процесса, его планирование и процедура осуществления

План ревизии – это документ, в котором указывается перечень контрольно-ревизионных работ, которые необходимо выполнить, количество времени, способ проверки, дата начала и окончания работы и исполнители.

План составляется в такой последовательности – в первую очередь проверяются те предприятия, о деятельности которых приходят жалобы и сигналы о запущенности учета, бесхозяйственности, кражах; во вторую – плановые предприятия, в третью – предприятия, которым необходима практическая помощь.

Планирование базируется на ст.2 и ст.11 ЗУ «О ГКРС в Украине». Выделяют перспективные, текущие и годовые планы контрольно – ревизионной работы.

Перспективные планы составляются на 5 лет и включают мероприятия по введению доскональных форм и методов хозяйственного контроля, усовершенствованию действующих и разработке новых нормативно-справочных материалов и т.п.

Текущие планы составляются на календарный год. Они содержат данные о предприятии (название и местонахождение), за какой период проведена предыдущая ревизия, период текущей ревизии, ее вид, длительность в днях и исполнители.

Годовой план составляется на год, его подписывает руководитель КРС, утверждает руководитель министерства. Это секретный документ, поэтому в нем не определены лица, которые будут проводить проверку. Этот план составляется в одном экземпляре, который хранится в сейфе руководителя КРС.

Квартальный план составляется за 10-12 дней до начала нового квартала. Его подписывает начальник отдела КРС., утверждает руководитель ведомства. В этих планах определяется период, за который проводится ревизия, объем и длительность ревизии, состав проверяющих.

На основании квартальных планов составляются индивидуальные планы для каждого ревизора с разбивкой по месяцам. Они составляются в одном экземпляре и вручаются исполнителям за 10 дней до начала месяца.

Длительность ревизии устанавливается для каждого объекта индивидуально в зависимости от объема работы и количества проверяющих. Однако ее длительность не должна превышать 30 календарных дней.

При составлении плана контрольно – ревизионной работы предполагается равномерная загрузка работников (ревизор должен за год провести 6-8 ревизий, т.е. 2\3 времени занятым на объекте).

Можно определить такой порядок подготовки к проведению ревизии:

1. сбор и накопление материалов по закрепленному предприятию (3-5 дней до начала проверки);

2. составление программы ревизии;

3. составление вступительной части акта ревизии и заготовка макетов описей, ведомостей и других необходимых документов;

4. получение специального удостоверения на право проведения ревизии;

5. предъявление полномочий руководителю проверяемого предприятия.

На объекте проверки следует осуществлять технологический процесс ревизии по такой схеме:

¨ решение организационных вопросов с руководством предприятия;

¨ обследование предприятия и его подразделений, составление рабочего плана;

¨ составление индивидуальных рабочих планов для каждого ревизора.

Любая ревизия назначается письменным распоряжением или приказом руководителя ревизионной организации не позже 10 дней до начала ревизии. Копии приказа вручаются ревизорам за 4-5 дней до начала работы.

Ревизия проводится в объеме, определенном в программе. Программа содержит данные: наименование предприятия, перечень проверяемых вопросов.

Для успешного проведения ревизии, ревизор должен до выезда на объект ознакомиться с такими документами: актами предыдущих ревизий и предложениями по ним; квартальными и годовыми отчетами предприятия; нормативно-законодательной базой.

Ревизия проводится с обязательным присутствием главного бухгалтера или его заместителя.

Ревизоры обязаны предъявит руководителю предприятия удостоверение на право проверки, поставить свою подпись в журнале регистрации проверок. Работникам КРС на объекте предоставляется место для работы, возможность пользования связью, множительной техникой и другими услугами.

Ревизор по прибытии на объект представляется руководителю предприятия, затем с участием главного бухгалтера проводит инвентаризацию кассы.

Ознакомление с администрацией предприятия, вывешивание специального объявления о проведении ревизии, обследование ревизуемого предприятия и его подразделений с руководителем, специалистами и главным бухгалтером.

Затем ревизор уточняет план ревизии, составляет план проведения инвентаризаций. После проведения инвентаризаций изучается состояние бухгалтерского учета, а затем проверяется финансово-хозяйственная деятельность предприятия по документам и бухгалтерским регистрам.

Последовательность документальной проверки может быть разной в зависимости от задания и целей, подготовленности ревизора. Как правило, ревизия начинается сплошной проверкой кассовых операций, а потом – сплошная проверка банковских, расчетных и кредитных операций. Далее проверяют операции по необоротным активам, запасам и т.п.

После этого проводится проверка финансового состояния предприятия, целесообразнос-

ти и законности использования фондов, распределения прибыли и т.п.

Информация о выявленных нарушениях фиксируется в соответствующих разделах рабочей тетради. При необходимости получают письменные пояснения от должностных лиц, устанавливают размер ущерба, причины и обстоятельства их возникновения, лиц, которыми они были допущены.

Последним является составление и распечатка акта ревизии в нескольких экземплярах (один остается на предприятии).

По окончании ревизии составляются предложения по устранению недостатков в работе предприятия.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 64; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.76.0 (0.029 с.)