Тема 1. Понятие финансово - хозяйственного контроля, его предмет и метод 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Понятие финансово - хозяйственного контроля, его предмет и метод



Дисциплина «Государственный финансовый контроль»

Литература.

1. Бутинец Ф.Ф. Контроль и ревизия, 2000г.

2. Усач Б.Ф. Контроль и ревизия, 2002 г.

3. Дикань Л.В. Контроль и ревизия, 2004 г.

Тема 2. Организация и методика контрольно – ревизионной работы

1. Ревизия как форма последующего хозяйственного контроля.

2. Последовательность ревизионного процесса, его планирование и процедура осуществления.

3. Организация и порядок проведения инвентаризаций

 

Другие виды ответственности и моральный ущерб

Ревизор должен знать, что неправильные приемы ревизионного исследования, а также безосновательные выводы могут причинить должностным лицам предприятия моральный ущерб.

Под моральным ущербом следует понимать потери неимущественного характера вследствие моральных или физических страданий или других негативных действий, причиненных физическому или юридическому лицу незаконными действиями или бездеятельностью.

Для должностного лица моральная травма несет такие последствия:

¨ человек чувствует определенный психологический дискомфорт, т.е. она переживает проблему;

¨ он «выбит» из обычной жизни;

¨ прилагает определенные психологические усилия для восстановления обычного способа жизни или забыть ситуацию;

¨ необходимо определенное время чтобы восстановить свой статус-кво.

Таким образом, для ликвидации последствий моральной травмы необходимы определенные материальные расходы.

Моральный ущерб юридическому лицу проявляется в нанесении ущерба деловой репутации. В этом случае целью восстановления выступает позитивная деловая репутация юридического лица, а размер возмещения – сумма необходимая для этого.

Моральный ущерб возмещается в денежной или материальной формах по решению суда в размере не менее 5 минимальных заработных плат. Унифицированной формулы, определенной законодательством для расчета суммы возмещения морального ущерба, нет.

Тема 4. Способы ревизионной проверки документов и исследования хозяйственных операций

1.Техника ревизионного исследования документов.

2.Способы ревизионного исследования хозяйственных операций.

 

Формы реализации материалов ревизии и контроль за их выполнением

Заключительный этап ревизии – реализация ее материалов. В зависимости от характера выявленных фактов применяется следующая форма реализации ревизионных материалов:

¨ устранение выявленных недочетов и погашение причиненного ущерба в ходе ревизии;

¨ устранение выявленных недостатков и погашение ущерба после проведения ревизии.

Устранять нарушения в ходе ревизии можно так:

1. передача дел в прокуратуру;

2. при наличии дебиторской задолженности или недостачи обращаться с иском в суд;

3. информирование о нарушениях руководителя предприятия;

4. в конце ревизии составляется проект приказа руководителя предприятия по устранению выявленных нарушений;

5. результаты ревизии докладываются на собрании коллектива ревизуемого предприятия.

Последней стадией ревизии является контроль за выполнением, принятых решений, т.к. от этого зависит эффективность проверки. Применяют такие формы контроля:

1. выезд ревизора на место для проверки выполнения предложений по результатам ревизии;

2. письменное уведомление предприятием КРУ об устранение нарушений (такая информация должна быть проверена);

3. КРУ дополнительно проверяют и отражают результаты в акте;

4. анализ отчетности предприятия;

5. проверка следующей плановой ревизией;

6. отчет руководителя предприятия перед КРУ.

 

Тема 6. Планирование, организационные основы и методика налогового контроля

1. Структура органов ГНС и их права. Виды и планирование налоговых проверок.

2. Налоговая милиция.

 

1.Структура органов ГНС и их права. Виды и планирование налоговых проверок.

ГНС имеет трехуровневую организационную структуру, которая включает Государственную налоговую администрацию Украины, налоговые администрации в областях и городах.

Должностные лица ГНС имеют право:

1.проводить проверки по соблюдению налогового законодательства субъектами предпринимательской деятельности, использования РКА, проверять наличие свидетельства о госрегистрации, вызывать граждан, должностных лиц для дачи пояснений об источниках доходов, расчета налогов, сборов; письменно приглашать предпринимателей для проверки правильности расчета и оплаты налогов;

2.получать бесплатно от предпринимателей, НБУ, коммерческих банков копии документов о финансово-хозяйственной деятельности, о полученных доходах и расходах, информацию о расчете и оплате налогов и сборов, входить в компьютерную сеть для определения объекта налогообложения, т.д.;

3.осуществлять проверку любых помещений предприятия, если они используются для получения доходов;

4.требовать от должностных лиц устранения выявленных нарушений налогового законодательства;

5.приостанавливать операции по счетам в банках, кроме оплаты налогов и сборов в случаях:

¨ отказа в проведении документальной проверки или не допуске должностных лиц на предприятие;

¨ не предоставление бухгалтерской и другой документации, связанной с оплатой налогов;

¨ не предъявление свидетельства о госрегистрации, лицензий, патентов и т.п.;

¨ нарушение порядка регистрации в органах ГНС.

6.требовать проведения инвентаризации;

7.изымать документа;

8.применять финансовые санкции;

9.материально и морально поощрять граждан, которые помогают в борьбе с нарушением налогового законодательства.

Налоговые проверки могут быть выездными и встречными. Выездная налоговая про-

верка проводится по месту нахождения плательщика налогов. Встречная – это проверка, которая проводится органами налоговой службы на основании письменного обращения к другим налоговым органам.

Выездные проверки подразделяются на плановые и внеплановые.

Плановые проверки проводятся комплексно 1 раз в год по письменному разрешению руководителя налоговой службы. Субъект предпринимательской деятельности письменно должен быть оповещен о дате проверки не позже 10 дней до ее начала. Во время плановой проверки в первую очередь проверяют:

¨ полноту отражения в налоговой отчетности результатов внешнеэкономической деятельности;

¨ правомерность использования налоговых льгот;

¨ правильность отражения НДС по налоговым векселям;

¨ полнота и правильность определения налоговых обязательств плательщиками налогов, которые были погашены взаимозачетом.

Последовательность плановой проверки отчетности по НДС:

¨ проверяются субъекты, в декларациях которых разница между налоговыми обязательствами и налоговым кредитом имеет отрицательное значение;

¨ плательщики показали нулевое сальдо по НДС.

Внеплановая проверка проводится в случаях:

¨ установления фактов нарушения норм законодательства в результате проведения встречной проверки;

¨ не предоставления в установленный срок документов обязательной отчетности;

¨ подачи предпринимателем жалобы о нарушении законодательства налоговыми органами во время проверки;

¨ не предоставлении пояснений и их документальных подтверждений при письменном заявлении налоговой в течение 3 дней после его получения;

¨ реорганизация предприятия.

Налоговые органы могут проводить также повторные, оперативные, а также проверки по просьбе субъектов предпринимательской деятельности.

Санкция – это способ принудительного влияния, который применяется к нарушителям порядка осуществления хозяйственно-финансовой деятельности при наличии вины.

Вина имеет две формы – умышленная и неумышленная. При наличии умышленного нарушения применение финансовых санкций обязательно. Порядок применения и взыскания регламентируется ЗУ «О порядке погашения обязательств налогоплательщиков перед бюджетами и государственными целевыми фондами» от 21.12.00г. № 2181.

Если хозяйствующий субъект получил от государственного органа акт или указания, которые не соответствуют компетенции этого органа или требованиям законодательства, он имеет право обратиться в контролирующий орган с жалобой о пересмотре этого решения. Жалоба подается в письменной форме в течение 10 календарных дней и может сопровождаться документами, расчетами и доказательствами. Контролирующий орган обязан принять мотивированное решение в течение 20 календарных дней со дня получения жалобы и сообщить о нем по почте с уведомлением налогоплательщику или предоставить под расписку.

В случае, когда направляется решение о полном или частичном неудовлетворении жалобы, налогоплательщик имеет право обратиться в течение 10 календарных дней, следующих за днем получения ответа, с повторной жалобой в контролирующий орган выс-

шего уровня. И так далее по восходящей с теми же сроками.

Руководитель контролирующего органа может принять решение о продлении сроков рассмотрения жалобы, но не более чем на 60 календарных дней, и письменно уведомить налогоплательщика до истечения 20 дневного срока.

Если решение по жалобе не направляется налогоплательщику в течение 20 дней или в течение срока продления, такая жалоба считается полностью удовлетворенной в пользу налогоплательщика со дня, следующего за последним днем указанных сроков. Жалоба считается полностью удовлетворенной, если решение руководителя контролирующего органа о продлении сроков рассмотрения не было направлено налогоплательщику до истечения 20 дневного срока.

Окончательное решение высшего контролирующего органа дальнейшему обжалованию не подлежит, но может быть обжаловано в судебном порядке.

Если налогоплательщик самостоятельно определяет долг, не связанный с нарушением законодательства, то он имеет право на обжалование в течение 30 календарных дней со дня получения уведомления.

Процедура административного обжалования заканчивается:

¨ последним днем 20 дневного срока;

¨ днем получения налогоплательщиком решения о полном удовлетворении жалобы;

¨ днем получения решения, которое не подлежит дальнейшему обжалованию;

¨ днем возбуждения судом производства по делу.

С учетом сроков исковой давности (1095 календарных дней) налогоплательщик имеет право обжаловать в суде решение контролирующего органа.

Работник налогового органа, рассматривающий жалобу, имеет право предлагать компромиссное решение спора, которое заключается в частичном удовлетворении жалобы под обязательство налогоплательщика согласиться с остальными налоговыми обязательствами, начисленными налоговой.

Основанием для принятия налогового компромисса является наличие таких фактов по сути жалобы, которые дают основания считать, что компромисс приведет к более быстрому или более полному погашению долга по сравнению с результатами, которые могут быть получены при решении этого спора в суде.

Составляется письменное обоснование целесообразности налогового компромисса, которое рассматривается должностным лицом налоговой.

Если налогоплательщик соглашается на заключение налогового компромисса, то сумма считается урегулированной и не может быть обжалована в будущем.

Налоговая милиция.

Налоговая милиция является органом дознания о делах по уклонению от уплаты налогов и сборов, а также по делам о сокрытии валютной выручки. Она функционирует в составе налоговой службы и состоит из специальных подразделений.

Задачами налоговой милиции являются:

¨ предупреждение преступлений в сфере налогообложения, их раскрытие, расследование дел об административных правонарушениях;

¨ розыск плательщиков, которые уклоняются от уплаты налогов;

¨ предупреждение коррупции в органах ГНС и выявление ее фактов;

¨ обеспечение безопасности деятельности работников ГНС.

В составе налоговой милиции функционируют:

¨ оперативные подразделения;

¨ отделы налоговых расследований;

¨ следовательские подразделения.

Нарушения налогового законодательства устанавливаются при осуществлении документальной проверки. Последовательность сбора доказательств о преступлении следующая:

1.Проведение оперативно-розыскных мер – используются легальные способы, которые осуществляются скрытым образом с применением специальных форм, методов и способов. Цель – получение свидетельств об уклонении от оплаты налогов и о лицах, которые это совершили.

2.Сбор и проверка материалов на этапе открытия уголовного дела – получение необходимых свидетельств. Цель – сбор материалов для предварительного следствия, установление основания и причин для открытия уголовного дела

Предварительное следствие – получение доказательной информации.

 

Дисциплина «Государственный финансовый контроль»

Литература.

1. Бутинец Ф.Ф. Контроль и ревизия, 2000г.

2. Усач Б.Ф. Контроль и ревизия, 2002 г.

3. Дикань Л.В. Контроль и ревизия, 2004 г.

Тема 1. Понятие финансово - хозяйственного контроля, его предмет и метод

1. Сущность, задачи и функции контроля.

2. Формы и виды финансово – хозяйственного контроля.

3. Содержание финансово - хозяйственного контроля, его цели и объекты.

 

1. Сущность, задачи и функции контроля.

Слово контроль имеет французское происхождение: “controle” – проверка или наблюдение с целью проверки. Это слово образовалось от латинского “contra», которое обозначает «противоположный». Во второй части слова «контроль» лежит слово «роль» (от лат. «role»), т.е. мера влияния, значение, степень участия в чем-то. Т.о. содержание слова «контроль» кроме проверки или наблюдения с целью проверки имеет еще и противодействие нежелательному. Юридический смысл контроля состоит в одной из форм реализации полномочий государственных и негосударственных органов. Хозяйственный контроль должен помогать подконтрольной структуре в наведении порядка на объекте.

Хозяйство – это совокупность природных и созданных руками человека средств, которые используются людьми для поддержания, улучшения условий и средств существования и жизнеобеспечения. Т.о. хозяйственный контроль – это контроль производства.

Субъект хозяйствования – это зарегистрированное в соответствии с законодательством юридическое лицо независимо от ее организационно-правовой формы и формы собственности, а также физические лица – субъекты предпринимательской деятельности.

Контроль – это систематическое наблюдение и проверка процесса функционирования объекта с целью установления его отклонений от заданных параметров. Организация контроля – это упорядочение систем контроля.

Под предметом организации контроля понимают определенный порядок и приемы работы с целью обеспечения максимальной эффективности их использования при выполнении поставленных задач.

Стадии контроля:

1. Выбор объекта контроля.

2. Информационная – сбор данных.

3. Обоснование цели и задачи контроля.

4. Изучение объекта на месте.

5. Обследование, проверка, инвентаризация, опрос.

6. Изучение документов.

7. Оформление результатов контроля.

8. Гласность результатов контроля.

9. Разработка способов для устранения недостатков.

10. Контроль за выполнением принятых мер.

Хозяйственных контроль – это процесс наблюдения и проверки производственной и финансовой деятельности предприятия, который осуществляется соответствующими субъектами управления с целью выявления отклонений от установленных параметров, устранения и предупреждения негативных явлений.

В осуществлении хозяйственного контроля можно выделить 2 направления:

¨ контроль с точки зрения экономической эффективности деятельности;

¨ контроль с точки зрения соблюдения законности и обеспечения сохранности имущества предприятия.

Сущность процесса контроля отражает характеристики:

¨ содержательную – что делается в процессе контроля;

¨ организационную – кем и в каком порядке производится контроль;

¨ технологическую – как делается.

Контрольная деятельность включает ряд последовательных стадий:

¨ подготовительная – выбор объекта контроля, определение предмета и способа контроля, составление плана контроля;

¨ центральная – сбор и обработка информации;

¨ итоговая – принятие решений по итогам контроля, доведение его адресату, помощь в наведении порядка на объекте, контроль за исполнением принятых решений.

Функции контроля – это выявление и изучение фактического состояния дел, сравнения его с поставленными целями, оценка деятельности, принятие мер по устранению выявленных нарушений. Контроль имеет сигнальную, профилактическую и инструктивную функции.

Сущность контроля как одной из функций управления определяют систему наблюдения и проверки процесса функционирования и фактического состояния объекта с целью определения обоснованности и эффективности принятых управленческих решений и результатов их выполнения, выявления отклонений от этих решений, устранения негативных ситуаций и информирование об этом органы управления.

Развитие рыночных отношений в Украине, появление акционерных предприятий, коммерческих банков и других хозяйственных структур требуют реорганизации системы хозяйственного контроля.

Первым шагом стало принятие Закона Украины «О государственной налоговой службе в Украине» и в 1996 г. Указа Президента «Об образовании государственной налоговой администрации».

Однако эти шаги не решали всех проблем хозяйственного контроля, поэтому в 93 г. был принят Закон Украины «О государственной контрольно-ревизионной службе в Украине» и Закон Украины «Об аудиторской деятельности».

Эти акты определяют основы государственной системы контроля в Украине: права и обязанности органов государственной власти и управления, а также структуру и организацию системы контроля.

Государственные органы власти и управления пользуются правом контроля в следующих формах:

¨ самостоятельно;

¨ путем создания специальных контролирующих органов;

¨ путем привлечения или выдачи поручения существующим контролирующим органам.

Часто возникает необходимость проведения финансового контроля (налоговая инспекция и ревизионные службы МФУ) в связи с противоречиями между государством и субъектами хозяйствования или отдельными лицами.

Разногласия, которые могут возникнуть между интересами государства и общества с одной стороны, и интересами отдельных субъектов хозяйствования, с другой, могут стать объектом правового контроля (ревизия по требованию правоохранительных органов и судебно-бухгалтерской экспертизы). Объектами такого контроля становятся правонарушения. Противоречия между интересами хозяйствования становятся объектом контроля специальных инспекций (экологической, санитарной и т.п.).

Урегулирование интересов субъектов хозяйствования, входящих в партнерские отношения требуют аудиторский контроль.

В государственном секторе и акционерных обществах возможен ведомственный контроль, когда предприятие имеет вертикальную структуру управления. Но этот контроль в большинстве случаев недейственный.

Финансово - хозяйственный контроль изучает экономические явления и процессы, которые возникают в общественном производстве с точки зрения их законности, достоверности и целесообразности. Предметом изучения является объективно существующий процесс воспроизводства, т.е. законность осуществленных операций.

Хозяйственному контролю подлежит:

1. Фактическое наличие, сохранность и движение имущества в каждом отдельном звене и в целом всей экономической деятельности.

2. Хозяйственные процессы при производстве общественного продукта.

3. Расчетно-кредитные операции, связанные с движением имущества и производства общественного продукта.

4. Производственные и организационно-технические отношения, возникающие во время потребления и воспроизводства имущества.

Предметом хозяйственного контроля являются хозяйственные процессы, фактическое наличие и движение имущества в процессе расширенного воспроизводства, а также производственные отношения, возникающие при этом.

Объект контроля – это то, что подлежит изучению или проверке. Контролируется не предприятие, а его деятельность по эффективному использованию имущества и объектом контроля выступают явления и процессы хозяйственной жизни.

Совокупность взаимосвязанных объектов контроля от состояния и функций которых зависит выполнение определенной группы норм, правил, плановых заданий, создает направление контроля. К ним относятся финансовый контроль, контроль качества продукции, контроль условий труда и техники безопасности и т.п.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 85; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.249.105 (0.077 с.)