В1. Понятие и предмет административно-деликтного права. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В1. Понятие и предмет административно-деликтного права.



ЭКЗ АДП и ПИП

В2. Отличие административно – деликтного права от иных отраслей белорусского права.

Наибольшую связь АДП имеет с АПИП. АДП – материальная отрасль, а АПИП – процессуальная отрасль. АДП определяет правонарушения и взыскания за них, а АПИП - процесс, расследование правонарушений и назначение взысканий за них. В ПИКоАП есть много ссылок на статьи КоАП.

Несколько меньшая связь между АДП и УП. Зато УП – самая схожая отрасль с АДП. Обе отрасли охранительные, они запрещают преступления (правонарушения) и устанавливают за их совершение. УП запрещает более опасные деяния и предусматривает за их совершение более строгие меры ответственности. Связь АДП и УП хорошо видна в случае с административной преюдицией: лицо, привлекается к УО за повторное совершение деяния, за которое при первом совершении было привлечено к АО.

Ранее была единая отрасль АП. На ее основе образовалось 3 самостоятельные отрасли: АДП, АПИП, АУП (регулирует труд государственных служащих. За нарушение служебных обязанностей к ним применяется дисциплинарная или материальная ответственность. Но эти нарушения являются и административными правонарушениями. Поэтому госслужащие могут быть привлечены и к административной ответственности.

Выступая охранительной отраслью АДП охраняет нормы регулятивных отраслей: КП, АУП, ФП, ЭП и др. Иными словами регулятивная отрасль устанавливает правила, а ответственность предусматривается АДП (например, ФП обязует платить налоги, а в случае их неуплаты лицо подлежит АО).

Таким образом АДП имеет значительную связь с большинством отраслей. Данная связь выражается в установлении АДП ответственности за нарушение норм других отраслей права.

В4. Административно-деликтная норма: понятие и ее структура.

Административно-деликтные нормы – правила поведения субъектов АДО. Большинство А-Д норм содержаться в КоАП. Количество их не так и велико, поэтому АДП по объему меньше многих других отраслей права (КП, ГП, ФП, АУП, ТП).

А-Д нормы взаимосвязаны. Самая распространенная структура: гипотеза, диспозиция, санкция. Выявить гипотезу сложно. Поэтому в АДП следует обратить внимание и на другие подходы к структуре правовой нормы: гипотеза и диспозиция; диспозиция и санкция.

В А-Д норме существенную роль играет санкция. Во многих других отраслях количество норм с санкциями невелико. Санкция – часть нормы, предусматривающая неблагоприятные последствия за нарушение нормы. Самые многочисленные А-Д нормы являются нормы запрещающие конкретное правонарушение и предусматривающие административное взыскание. Однако в АДП есть и другие нормы.

В22. Административно-правовые меры пресечения: понятие, основания применения, виды. Меры пресечения, выражающиеся в принудительных действиях. Меры пресечения, применяемые с использованием специальных средств. Меры пресечения, выражающиеся в принятии специальных правовых актов.

Меры А. пресечения – способы и средства принудительного воздействия, применяемые в целях прекращения противоправных действий и предотвращения наступления общественно опасных последствий.

Суть подобных мер состоит в принудительном прекращении противоправных действий (деятельности) граждан, ДЛ, предприятий, учреждений и организаций, нарушающих установленный порядок.

Основание применения мер А. пресечения – совершение А. право-я. Они также могут применяться и для прекращения преступных действий. Кроме того, основанием применения указанных мер может послужить совершение объективно противоправных деяний или наступления, представляющих опасность противоправных состояний или событий. При применении мер пресечения установление вины не требуется, так как в процессе осуществления этих мер отсутствует всесторонняя оценка нарушения с точки зрения предстоящего привлечения к ответственности. Их применение не влечет для субъекта состояния наказанности. Указанными особенностями объясняется то, что меры пресечения могут применяться и для прекращения объективно противоправных деяний, совершенных невменяемыми, душевнобольными. В зависимости от цели и способа воздействия меры пресечения подразделяются на обычные и специальные.

К обычным мерам пресечения относятся: 1) требование прекратить противоправное деяние; 2) превентивное задержание: 2.1) помещение в медицинский вытрезвитель, 2.2) приемник-распределитель; 3) неотложная принудительная госпитализация лица, нуждающегося в психиатрическом лечении; 4) задержание нарушителей комендантского часа и др.; 5) запрещение эксплуатации транспортных средств, техническое состояние которых не отвечает установленным требованиям; 6) запрещение или ограничение ремонтно-строительных работ на улицах и дорогах, если не соблюдаются требования по общественной безопасности, и т.п.

Специальными мерами административного пресечения является применение: 1) физической силы; 2) специальных средств, оружия, боевой и специальной техники.

Цель применения специальных мер А. пресечения – прекращение противоправного деяния. Они применяются только тогда, когда иными способами прекратить такое деяние не представляется возможным.

При применении специальных мер пресечения могут использоваться: 1) средства простого физ. воздействия (боевые приемы борьбы, использование служебных собак); 2) технические средства (наручники, резиновые палки, средства связывания, специальные химические вещества); 3) огнестрельное оружие.

Специальные средства не применяются: 1) против женщин с видимыми признаками беременности (а огнестрельное оружие – против любых женщин); 2) инвалидов с явными признаками инвалидности, за искл. случаев совершения ими вооруженного нападения или иных действий, угрожающих жизни и здоровью людей. Следующим видом мер пресечения являются меры, выражающиеся в вынесении специальных правовых актов (предписаний).

Требование прекратить противоправное деяние может выражаться в устной или письменной форме.

ГАИ вправе давать указания соответствующим лицам – участникам дорожного движения прекратить нарушение определенных ПДД. Подобным правом пользуются контролеры, ревизоры при проверке оплаты за проезд на автомобильном транспорте.

Письменная форма требования о прекращении правонарушения уместна в тех случаях, когда речь идет о соблюдении нескольких правил и выполнить требование немедленно не представляется возможным. Предписания даются главными государственными автомобильными инспекторами и их заместителями в соответствии с их компетенцией в письменном виде с указанием сроков представления информации о принятых мерах.

В29. Наложение административного взыскания: общие правила, учитываемые при наложении взыскания. Обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность. Наложение административных взысканий при совокупности административных правонарушений.

Наложение А. взыскания обусловлено совершением А. право-я. Именно оно вызывает необходимость применения А. взыскания.

В ч. 5 ст. 4.2 КоАП установлено: «Каждое ФЛ, признанное виновным в совершении А. право-я, а также ЮЛ, вина которого по отношению к совершенному А. право-ю установлена, подлежат привлечению к АО».

Такая категоричность не означает, что за каждое совершенное право-е обязательно должно следовать наложение А. взыскания. Закон предусматривает и возможность освобождения от АО.

Наложить административное взыскание – это означает назначить, установить, определить вид и точный его размер, которого заслуживает, по мнению компетентного органа (ДЛ), виновное лицо.

Назначается взыскание в постановлении (решении) органа (ДЛ), вынесенном по результатам рассмотрения дела об А, право-и. Компетентному органу (ДЛ), уполномоченному рассматривать дела об А, право-и, предоставлено право по своему усмотрению: 1) избрать вид А. взыскания для наложения на виновное лицо; 2) определить его точный размер.

При наложении А. взыскания на ФЛ учитываются: 1) характер совершенного А. право-я; 2) обстоятельства его совершения; 3) личность ФЛ, совершившего А. право-е; 3) степень его вины; 4) характер и размер причиненного им вреда; 5) имущественное положение; 6) обстоятельства, смягчающие или отягчающие АО. При наложении А. взыскания на ЮЛ учитываются: 1) характер А. право-я; 2) характер и размер причиненного вреда; 3) обстоятельства, смягчающие или отягчающие АО; 4) финансово-экономическое положение ЮЛ. Наложение А, взыскания не освобождает ФЛ или ЮЛ от исполнения обязанности, за неисполнение которой было наложено указанное взыскание.

Смягчающие обстоятельства это такие условия, наличие которых предоставляет право органу (ДЛ), рассматривающему дело, ослабить меру ответственности до минимального размера, предусмотренного за право-е или даже освободить от ответственности. Ст. 7.2. Обстоятельства, смягчающие АО: 1) чистосердечное раскаяние ФЛ, совер-го АП; 2) предотвращение лицом, совер-им АП, вредных последствий такого право-я; 3) добровольное возмещение или устранение причиненного вреда либо исполнение возложенной на лицо обязанности, за неисполнение которой налагается А. взыскание; 4) наличие на иждивении у ФЛ, совер-го АП малолетнего ребенка; 5) совер-е АП вследствие стечения тяжелых личных, семейных или иных обстоятельств; 6) совер-е АП под влиянием угрозы или принуждения либо в силу матер-ой, служ-ой или иной зависимости; 7) совер-е АП несовер-им или лицом, достигшим 70 лет; 8) совер-е АП беременной женщиной. Суд, орган, ведущий А.процесс, могут признать смягчающими АО и иные обстоятельства, не указанные в ст. 7.2 (данный перечень является открытым).

Отягчающие обстоятельства это такие условия, присутствие которых позволяет органу (ДЛ), решающему дело, усилить, повысить меру ответственности до максимального размера, предусмотренного за А. право-м.

Ст. 7.3 Обстоятельства, отягощающее АО: 1) продолжение противоправного деяния, несмотря на требование прекратить его; 2) повторно совершение АП; 3) вовлечение несовершеннолетнего; 4) группой (2 лица – соисполнители); 5) сов-е АП в условиях стихийного бедствия или при других Ч. обстоятельствах; 6) сов-е АП по мотивам расовой, национальной либо религиозной розни; 7) сов-е А. право-я в отношении женщины, беременность которой заведомо известна ФЛ, сове-у АП; 8) сове-е А. право-я с использованием лица, заведомо для ФЛ, сове-го АП, страдающего псих-м забол-ем или слабоумием; 9) сове-е АП в состоянии алко-о опьянения, выз-му потреблением нарк-х средств, псих-х веществ, их аналогов, токс-х или других одурм-х веществ; 10) сове-е АП ДЛ в связи с исполнением служ-х обязанностей; 11) сове-е АП в отношении заведомо мало-го, прест-го или лица, находящегося в беспо-м состоянии.

Суд, орган, ведущий А, процесс, не могут признать отягчающим ответственность обстоятельство, не указанное в ст. 7.3 (данный перечень является закрытым). Отягчающее административную ответственность обстоятельство, предусмотренное статьей Особенной части настоящего Кодекса в качестве признака административного правонарушения, не может учитываться при определении меры ответственности физического лица, совершившего административное правонарушение.

Ст.7.4. Наложение А. взыскания при совершении нескольких АП При совершении двух или более АП основное и дополнительные А. взыскания налагаются з а каждое совершенное АП в отдельности.

Порядок рассмотрения АП рассматриваются одним и тем же органом. Они определяют взыскания отдельно за каждое АП таким образом, чтобы оно не превышало: 1)штраф, исчисляемый в БВ и налагаемый на ФЛ, – 100 БВ, а в случаях нарушения зако-ва о труде, в области финансов,– 1000 БВ; 11)штраф, исчисляемый в БВ, налагаемый на ИП, – 400 БВ, а в случаях нарушения зако-ва о труде, в области финансов – 1000 БВ; 12)штраф, исчисляемый в БВ, налагаемый на ЮЛ, – 2000 БВ; 2)лишение спец. права5 лет; 3)лишение права заниматься определенной деятельностью2 лет; 4)А. арест25 суток.

К окончательному основному А. взысканию суд, орган, ведущий А. процесс, присоединяют дополнительные А. взыскание, наложенные за отдельные АП Постановления о наложении А. взыскания, относящихся к различным видам, наложенные за отдельные АП, приводятся в исполнение самостоятельно.

В88. Подготовка дела об административном правонарушении к рассмотрению: понятие, сроки, этапы.

Подготовка – является стадией А. процесса, направленной на собирание, проверку и оценку доказательств по делу об А. правонарушении, т.е. установление всех фактических обстоятельств, имеющихся по делу об А. правонарушении. Без подготовки дела к административному рассмотрению, была бы затруднена или невозможна следующая стадия А. процесса- рассмотрение дела об А. правонарушении, ибо на ней за частую не выполнима работа, которая проводится на подготовительной стадии. Так суд, орган ведущий А. процесс уполномоченный рассматривать дела об А. правонарушении не могут плодотворно заниматься собиранием доказательств по делу. Подготовка дела об А. правонарушении к рассмотрению состоит из следующих элементов (под стадий ): 1) Установление фактических обстоятельств по делу в А. правонарушении; 2) Составление протокола об А. правонарушении либо прекращение дела об А. правонарушении.

По общему правилу, закрепленного статьей 10.1 ПИКоАП подготовка дела к А. рассмотрению должна быть осуществлена не позднее 10 суток со дня начала А. процесса.

Из ПИКоАП, а именно из ч.2 ст.3.29, осуществление подготовки дела к А, рассмотрению вправе те виды должностных лиц, которые составляют протоколы об А. правонарушении.

ЭКЗ АДП и ПИП

В1. Понятие и предмет административно-деликтного права.

Изучаемая дисциплина называется административно-деликтное и процессуально-исполнительное право, она состоит из двух самостоятельных отраслей права: административно-деликтное право и процессуально-исполнительное право.

Административно-деликтное право – новая отрасль права белорусского законодательства. Не все ученые согласны с тем, что это отдельная отрасль права. Некоторые считают ее частью административного права.

Административно-деликтное обладает следующими чертами: 1) Охранительная отрасль права. Все отрасли права можно разделить на регулятивные и охранительные. Регулятивные закрепляют права и обязанности, охранительные содержит запреты на совершение тех или иных деяний. Административно-деликтное право принадлежит к числу охранительных отраслей права. Большинство отраслей регулятивные. 2) Публичная отрасль права. Все отрасли права делятся на публичные и частные. Публичные – обязательным субъектом является носитель государственной власти, это могут быть отношения между субъектом и правительства или министерствами, между субъектом и гражданами. Административно-деликтное право является публичной отраслью права и регулирует отношения между государством и гражданскими невластными субъектами. Частные отрасли права регулируют между невластными субъектами, например, человек и предприятие.

3) Материальная отрасль права. Отрасли права бывают процессуальными и материальными. Процессуальные отрасли права регулируют порядок (процесс, процедуру) деятельности суда, других государственных органов по разрешению юридических споров и других юридических вопросов. Материальные отрасли права устанавливают исходные права, обязанности, запреты для судьи. Административно-деликтное право – материальная отрасль права. Процессуально-исполнительное право относится к числу процессуальных отраслей право. 4) Кодифицированная отрасль права. Кодифицированными называют отрасли права все или значительную часть норм, которой включены в кодекс, например, все нормы уголовного права включены в УК. По большому счету все нормы административно-деликтного права закреплены в КоАП, следовательно, административно-деликтное право кодифицированная отрасль права. 5) Нестабильная отрасль права. Административно-деликтное право часто подвергается изменениям и дополнениям, что является одной из причин нестабильности – регулирует не самые важные общественные отношения, запрещающие не самые опасные деяния, соответственно такие не самые существенные общественные отношения изменяются более часто, чем более важные.

Следует объяснить название рассматриваемой отрасли права. «Деликтное» происходит от латинского «delictum», что означает проступок, правонарушение, следовательно, эта отрасль права о правонарушении. «Административное» указывает на порядок применения мер ответственности за указанные нарушения. В частности данные меры нередко применяются органами государственного управления, т.е. административными органами. Во всяком случае, в советский период меры административной ответственности в подавляющем большинстве исходят от административных органов. На современном этапе все изменилось – многие меры административной ответственности назначаются судебными, а не административными органами, однако, советская терминология сохранилась.

Таким образом, административно-деликтное право – самостоятельная отрасль права, представляющая собой совокупность правовых норм об административном правонарушении и ответственности за их совершение.

Административно-деликтное право регулирует две основные разновидности общественных отношений, которые составляют его предмет: 1) Отношения по исполнению запретов на совершение правонарушений. Существуют, с одной стороны, государством, запрещающим административные правонарушения, и, с другой стороны, ФЛ и ЮЛ, которые исполняют данные запреты.

2) Отношения по применению мер административной ответственности к лицам, нарушившим запреты на совершение административных правонарушений. Эти отношения имеют место между конкретными государственными органами, уполномоченными назначать меры административной ответственности и правонарушителем.

И первая, и вторая разновидность общественных отношений называют А-Д отношением. Таким образом, предметом административно-деликтного права являются административно-деликтные отношения – связаны с административным правонарушением и ответственностью за них.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 171; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.117.25 (0.028 с.)