Политико-правовые идеи русских философов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Политико-правовые идеи русских философов



Сергей Николаевич Булгаков (1871 — 1944)

Взаимоотношения церкви и государства Булгаков рассматривает совокупно с их взаимоотношениями с индивидом и Богом.

Вплоть до «последней революционной эпохи» отношения государства и церкви находилось в союзе с церковью. В новейшем государстве произошло разлучение церкви и государства к взаимной выгоде обоих.

Приходит к выводу, что «вообще, связывать православие, которое есть религия свободы, с реакционными политическими стремлениями представляет собой вопиющее противоречие». Тот факт, что в течение долгих веков православие было связано с монархией обернулся в конечном счете исторической трагедией православия, воплотившейся как в падении Византии, так и в современной России. И объясняется этоименно «нарушением равновесия в отношениях церкви и государства».    

Критикует славянофилов, учение Льва Толстого о соотношении политики и морали.

В истолковании природы права: высшей нормой личной морали является заповедь любви к ближнему. Формула справедливости: каждому — свое. Тем самым за каждой личностью признается «сфера его исключительного права и господства». Естественное право есть «те идеальные нормы, которых в реальной действительности нет, но которые должны быть.

Естественное право сводится к нескольким морально-правовым аксиомам: равенство людей вопреки их эмпирическому неравенству. Идея равенства людей включает в себя идею свободы как норму человеческих отношений и идеал общественного устройства.

Право есть свобода, обусловленная равенством. Понятия личности, свободы и равенства составляют сущность так называемого естественного права.

Требованием свободы никак не отрицается зависимость личности.

Государство нужно там, где требования не могут быть исполнены без принуждения (не украсть, не убить)

Идеал политической свободы заключается поэтому, не в уничтожении государства, а в преобразовании его в соответствии с требованиями нравственного сознания.

 

Семен Людвигович Франк (1877—1950) — религиозный философ, историк общественной мысли и правовед. Работа «Духовные основы общества»

Утверждает, что в мире человеческой общественной жизни необходимо (и всегда) присутствует в лице права и власти момент должного. Этот момент есть выражение нравственной, идеальной природы общественной жизни. Свобода для человека образует ту область бытия, где становится возможной непосредственная связь человеческого с божественным.

Между правом и нравственностью размещается «внутренне-внешне обязывающая система добрых нравов, обычаев, общественного мнения».

Государство в его конкретности есть не только властно планомерно организующее единство общественной воли. Оно вместе с тем есть отражение сил и отношений, спонтанно вырастающих и складывающихся в обществе. Поэтому упомянутое единство воли есть также итог взаимодействия между отдельными силами и потенциями общественной жизни, между классами, национальностями, партиями, религиозными союзами, всякого рода частными объединениями. Эта внутренняя спонтанная основа государственного единства находит также свое выражение и оформление в системе права как совокупности публичных субъективных прав.

Субъективное публичное право, будучи по существу своему ограждением свободы личности, тем самым есть и право на соучастие в государственной власти, в государственном строительстве. Система публичных прав дает отдельным членам общества обеспеченную правом возможность свободного духовного творчества и, следовательно, возможность соучастия в государственной жизни, в планомерном строительстве общества. В этом измерении государство есть уже не только верховное единство воли, но и система отношений.    Таким образом, государство не только имеет вне себя гражданское общество, но изнутри само пронизано моментом свободного сотрудничества элементов общества.

 

Николай Александрович Бердяев (1874—1948), один из крупнейших философов и религиозных мыслителей России. «Новое религиозное сознание и общественность», «Философия неравенства», «О назначении человека», «О рабстве и свободе человека» (1939), «Царство Духа и царство Кесаря» (1947) и др. Концепция христианского персонализма.

В своем персоналистическом учении о свободе человека Бердяев отличает личность от индивида. Индивид есть категория биологическая, несвободная, а личность — категория духовная, свободная. Именно в качестве личности человек есть микрокосмос, универсум, а не часть или атом какого-то внешнего целого (космоса, общества, государства).

Личность — самоценность и самоцель, идеал человека. Если индивид в своем поведении более детерминирован внешними условиями и «больше подчинен общеобязательному закону», то «личность иррациональна», она «должна быть исключением, никакой закон не применим к ней».

У человека есть два пути выхода из своей замкнутости. Первый путь, путь объективации, т.е. в царство Кесаря, в реальность общества и государства с их общеобязательными формами, нормами, институтами и т.д., — это потеря личности. Второй, духовный путь, т.е. реализация личности в человеке, это путь самоопределения, перехода к духовному миру — к жизни в свободе, к экзистенциальной встрече с Богом, с другими личностями.

Общество, государство, закон — это царство Кесаря, которому принципиально противостоит сверхисторическое царство Духа и свободы человека.

Отрицательно относится он и к идее «христианского государства», поскольку и оно неизбежно будет царством безличной объективации и выродится в папоцезаризм или в цезарепапизм. В противовес всякой государственности он призывает перейти к общинной жизни и федерации общин. Такую общинность он именует коммюнотарностью.

Говорит об абсолютных и неотчуждаемых правах человека, которые являются духовными, а не естественными, идут от Бога, а не от природы, общества или государства.

Государство же, по его мнению, было создано в этом грешном мире актом насилия, и оно лишь терпимо Богом.

В иерархии ценностей ценность личности выше ценности государства: личность принадлежит вечности, несет в себе образ и подобие Бога, идет к Царству Божьему, а государство лишено всего Божественного и принадлежит времени и никогда не войдет в Царство Божье.        

Неотчуждаемые права человека - форма выражения и существования в земном мире личной свободы. Любое государство, если оно не имеет тоталитарных претензий, должно лишь признать свободу человеческой личности, которая изначально принадлежит человеку как духовному существу, а не дана ему какой-то внешней властью.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 67; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.217.134 (0.005 с.)