Индивидуальный стиль деятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Индивидуальный стиль деятельности



Наб­людения за поведением людей показывают, что природный тип темперамента далеко не всегда однозначно проявляется в их деятельности, и особенно в их социальном поведении. Культура, обучение и воспитание, несомненно, наклады­вают определенный отпечаток на внешние проявления тем­перамента человека. В результате этого в наблюдаемых особенностях поведения че­ловека мы имеем дело не с чистым темпе­раментом, а с индивидуаль­ным стилем деятельности. Индивидуальный стиль деятельности - это характерный для человека способ пове­дения в типичных жизненных ситуациях.

У взрослых людей индивидуальный стиль деятельности складывается под воздействиемих профессиональной деятельности, в частности, успехов и неудач в этой деятельности. Те особенности индивидуального стиля деятельности, которые приводят человека к успехам в работе, закрепляются в индивидуальном стиле его деятельности; те особенности, которые порождают неудачи, напротив, со временем устраняются.

Выводы:

· Темперамент характеризует динамичность личности, но не определяет ее убеждений, взглядов, интересов, не является показателем большей или меньшей общественной ценности, не определяет творческих возможностей. История знает многих гениальных людей с различными темпераментами. Например, Крылов был флегматиком, Пушкин — холериком, а Гоголь — меланхоликом.

· В процессе воспитания не следует ставить задачу изменить тип темперамента ребенка, ибо это, во-первых, практически невыполнимая задача, а во-вторых, нет ни «хороших», ни «плохих» типов темперамента: каждый тип имеет и положительные, и отрицательные черты. Задача заключается в том, чтобы находить наилучшие пути, формы и методы воспитания ребенка применительно к каждому типу темперамента, закрепляя положительные качества и сглаживая, уменьшая проявления отрицательных.

· Основной и наиболее универсальный путь приспособления темперамента к требованиям той или иной деятельности — это формирование индивидуального стиля деятельности, под которым понимается система приемов и способов деятельности, характерная для данного человека. Индивидуальный стиль деятельности фор­мируется в процессе воспитания, обучения, а в последствии в ходе трудовой деятельности.

                                                                    

Дополнительный материал.

Знаменитые композиторы и их темперамент.

Бессмысленно ставить вопрос - какой тип темперамента наиболее отвечает творческой профессии музыканта? Каким бы темпераментом от природы ни обладал музыкант, величина его вклада не зависит от темперамента. Потому что в истории музыки, как мы увидим в дальнейшем, было много творцов, обладавших самыми разными типами темперамента.

Шопен и Лист.

Однажды на одном из вечеров, где Шопен и Лист играли вместе, Лист сыграл один из ноктюрнов Шопена, Шопену исполнение не очень понравилось, и он высказался примерно в том духе, что чем так играть его сочинения, так лучше их совсем не играть. Тут же Лист играет один из виртуозных этюдов Шопена, чем приводит всех присутствующих, в том числе и самого Шопена, в полное восхищение. «Я не гожусь для того, чтобы давать концерты, — говорил Шопен Листу. — Но вы, вы к этому призваны, ибо в случае, если вы не завоюете благосклонности публики, у вас хватит сил поразить ее, потрясти, покорить и повести за собой».

Лист поражал воображение современников неистовой мощью своей игры. Критик так отзывался о концерте Листа: «После кон­церта он стоит словно победитель на поле сражения... покоренные фортепиано лежат вокруг него, порванные струны развеваются как... флаги побежденных, запуганные инструменты боязливо прячутся в дальних углах».

 Лист был гениален в своем реформаторстве пианизма. Тем не менее, Гейне как-то раз обронил по поводу его игры, что он либо играет гениально, либо гремит как пустой котел. «Грозы — моя специальность», — признавался Лист. И если Лист покорял слушателей мощью своего исполнения, то Шопен — тонким лиризмом. Шопен требовал от своих учеников, чтобы в их игре была «энергия без грубости». При этом резкий звук был для него невыносим.

Чайковский

Вот как сам композитор характеризует себя в одном из писем в 1879 г.: «По природе я дикарь. Каждое знакомство, каждая новая встреча с человеком незнакомым — была для меня всегда источником нравственных мук. Мне даже трудно объяснить, в чем сущность этих мук. Быть может - это доведенная до мании застенчивость, быть может - это полнейшее отсутствие потребности в общительности, быть может - ложный страх показаться не тем, что я есть. Единственный бог знает, сколько я страдал от этого. Да, я очень счастлив с тех пор, как могу прятаться в своей норке и быть всегда самим собою; с тех пор, как книги, ноты составляют мое всегдашнее и почти исключительное общество. Что касается собственно знакомства со знаменитыми людьми, — то я еще прибавлю, что по опыту додумался до следующей истины: их книги, их ноты — гораздо интереснее их самих».

Рахманинов

Говоря о внешнем облике Рахманинова, отметим строгость выражения его лица, величественную осанку высокой фигуры, твердую, неспешную походку. Уже в молодости проявлялась независимость Рахманинова от мнения окружающих. Директор консерватории В.И.Сафонов, обыкновенно дирижировавший произведениями своих питомцев, особенно с ними не церемонился и бессердечно переделывал их композиции, внося поправки и сокращения. Учащиеся консерватории обычно не смели противоречить мэтру и легко соглашались с его поправками, но с Рахманиновым подобные вещи не проходили. Он не только категорически отказывался от переделок, но еще имел смелость останавливать директора консерватории, указывая ему на репетиции на неверный темп или нюанс.

Талант Рахманинова был настолько очевиден, что даже всесильный Сафонов вынужден был ему подчиняться. Рахманинов принципиален в отношениях с людьми, требователен и строг к своему композиторскому и исполнительскому мастерству. Тщательная отделка всего того, что Рахманинов сочинял и исполнял, упорство в достижении желаемого результата помогли ему внести большой вклад в мировую музыкальную культуру.

Россини

«Великий и толстый маэстро», как его называл Мендельсон, мог искренне радоваться успехам, как своих друзей, так и врагов, которых он никогда не воспринимал всерьез. В своей жизни Россини не имел жестоких внутренних разладов и конфликтов, не знал припадков хандры и самобичевания, что мы в изобилии можем найти в жизнеописаниях многих композиторов. Ничто не могло поколебать особой солнечности восприятия им окружающей жизни, которой пронизаны многие его сочинения. Он твердо знал — если произведение терпит неудачу, то ви­новаты в этом, либо публика, которая не смогла понять его музыкальных мыслей, либо он сам, если музыка была им написана без увлечения. А это, по его мнению, не являлось поводом для уныния.

В случае провала Россини заказывал хороший ужин и мирно наслаждался им в обществе прекрасной дамы. «Мое отчаяние всегда отступает перед аппетитом!» - любил говорить неунывающий маэстро. Отрывки из музыкальных сочинений, которые провалились на широкой публике, но были, по мнению Россини, удачными, не выбрасывались им, а переносились, причем неоднократно, в другие сочинения. «Не пропадать же хорошей музыке», — говорил Россини критикам, когда они находили повторы в его новых сочинениях. Мощная психологическая зашита, выстраиваемая Россини перед неприятностями жизни в виде добродушного юмора, компании друзей и любовь к хорошей кухне помогали ему создавать светлую и радостную музыку с таким зарядом оптимизма, какой мы редко найдем у какого-либо другого композитора.

Лекция 13.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 67; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.193.172 (0.005 с.)