Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Кроме потребностей и мотивов в качестве побудителей человеческого поведения рассматриваются также цели, интересы, стимулы, задачи, желания и намерения.
Целью называется конечный результат какого-либо действия. В отличие от мотивов деятельности, цели действий всегда осознаются людьми. Интересом, называется мотив познавательного характера. Это значит, что, имея интерес к чему-либо, человек стремится получить знания о соответствующем объекте. Стимулом (латынь - остроконечная палка, которой подгоняют животных) называют то, что извне оказывает влияние на поведение человека в дополнение к основной потребности или мотиву, которые данным поведением управляют. Может случиться так, что человек будет заниматься определенной деятельностью в присутствии других людей, которые будут наблюдать за ним и оценивать его. Желая хорошо выглядеть в глазах наблюдателей и произвести на них благоприятное впечатление, человек будет особенно старательно делать свое дело. Окружающие люди в этом случае могут стать внешними стимулами его деятельности. В качестве внешних стимулов может выступить также получение какой-либо награды за хорошее выполнение деятельности. Интересы, желания, задачи, намерения хотя и входят в систему мотивационных факторов, однако выполняют в ней не столько побудительную, сколько инструментальную роль. Они больше ответственны за стиль, а не за направленность поведения. Сталкиваясь с той или иной ситуацией в жизни, человек сознательно воспринимает и анализирует происходящее. После этого он размышляет и принимает разумное решение, как следует действовать в сложившейся обстановке. Когда решение уже принято, его необходимо реализовать. В действие вступает воля. Начальным усилием воли человек заставляет себя действовать в избранном направлении. Если на пути реализации принятого решения возникают какие-либо препятствия, то они изучаются и преодолеваются также с помощью волевых усилий. Когда поставленная цель достигнута и принятое решение выполнено, полученный результат деятельности сознательно сравнивается с изначально поставленной целью. Принимается решение, прекратить на этом деятельность или продолжать ее дальше (в случае, если полученный результат не вполне совпадает с задуманным). Именно так представляется мотивационный процесс управления поведением человека, основанный на разуме, сознании и воле.
Как формируются и развиваются потребности человека. Часть своих потребностей человек как живой организм получает генетическим путем. Это в основном органические потребности. Все остальные потребности формируются и развиваются в процессе жизни человека. Формирование и развитие приобретаемых в процессе жизни потребностей начинается примерно с 1 года, когда ребенок, овладевая речью, получает возможность общаться с окружающими взрослыми людьми. С помощью взрослых ребенок осваивает и человеческие способы удовлетворения своих потребностей. К 3 годам начинается процесс развития социальных потребностей таких, как потребность достижения успехов, потребность установления хороших взаимоотношений с людьми, стремление быть лидером, внимание, признание, уважение, поощрение со стороны окружающих людей… Поступление в школу идёт формирование потребности в знаниях и трудовых умениях. В этот же период жизни у большинства детей под влиянием обучения и воспитания начинают формироваться потребности в творчестве; их развитию также активно помогает обучение в школе и в системе дополнительного образования. На подростковый возраст обычно приходится начало формирования и развития потребностей в самосовершенствовании. Таким образом, процесс формирования всей сложной системы человеческих потребностей занимает довольно значительный период: от 2—3 до 15—16 лет. К моменту окончания школы основные человеческие потребности у детей уже сформированы. Правда, не все человеческие потребности в этом возрасте имеются у всех без исключения детей, и далеко не для каждого ребенка все эти потребности являются одинаково значимыми. Уже в это время наблюдаются большие индивидуальные различия среди детей в системе их интересов и потребностей. В детстве процесс развития потребностей человека не завершается, он продолжается и дальше. То, каким образом этот процесс будет идти дальше, и то, какие новые потребности сформируются у того или иного человека, зависит уже от его собственного, индивидуального опыта и образа жизни. Самая главная, наиболее важная потребность человека обычно тесным образом связана с целью и смыслом его жизни. Так, например, если это потребность в творчестве — значит, творчество является основной целью и главным смыслом жизни человека; если это потребность духовного самосовершенствования — значит, стремление к такому совершенствованию и является главным для человека в его жизни.
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 98; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.133.228 (0.005 с.) |