Первичных индивидных свойств 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Первичных индивидных свойств



Темперамент—это индивидуальная динамическая характе­ристика психической деятельности и поведения человека. Темперамент - это природное качество, и в процессе жизни оно почти не меняется.
Понятие темперамента возникло на основе учения древне­греческого врача Гиппократа (VI век до н.э.), описавшего основные типы темпераментов, которые он связывал с соотношением различных жидкостей в организме человека,

если в организме преобладает

кровь «сангвис» (по-гречески)— он сангвиник,

лимфа «флегма» — флегматик,  

красно-желтая желчь «холе» — холерик;

черная желчь «мелан - холе»— меланхолик.

Эта классификация типов темпераментов дошла до наших дней.
 Русский физиолог И.П. Павлов установил, что особенности темперамента зависят от характера нервных процессов, присущих данному человеку. Различают следующие особенности нервных процессов: сила, слабость, уравновешенность и неуравновешенность, подвижность. В зависимости от комбинаций этих особенностей нервных процессов человека и различают основные типы темпераментов. Наукой установлено, что в основе каждого из четырех типов темперамента лежат особые сочетания свойств нервной системы:

· Холерик -  сильная нервная система, возбуждение преобладает над торможением, неуравновешенный;

· Сангвиник - сильная нервная система, процессы возбуждения и торможения уравновешены;

· Флегматик - сильная нервная система, торможение преобладает над возбуждением, уравновешенный;

· Меланхолик – слабая нервная система, торможение преобладает над возбуждением, неуравновешенный.

 Таким образом, темперамент — это тип нервной системы, про­являющийся в деятельности, поведении человека.

Рассмотрим более подробно описания различных типов темпе­раментов.

 

Сангвиник эмоционален, отличается хорошей работоспособ­ностью. Побуждения его неустойчивы, внимание нестабильно. Он довольно быстро ориентируется в незнакомой обстановке, инициативен, за короткое время входит в коллектив, хорошо адап­тируется, сравнительно легко переживает неудачи. Вместе с тем он склонен «скользить по поверхности», обходить трудности, торопиться с принятием решений. Его необходимо включать в активную деятельность, обращая при этом особое внимание на контроль качества работы.
Флегматик   спокойный, невозму­тимый, устойчив в стремлениях и настроениях. Придерживается вы­работанного распорядка, нетороплив, основателен. Вместе с тем он инертен, медленно переключается с одной работы на другую.
Холерик характеризуется быстротой действий и решений, бы­строй сменой настроения, эмоциональной вспыльчивостью, повышенной раздражительностью. Во взаимоотношениях излишне резок, прямолинеен в оценках. Зачастую неуживчив, не умеет себя сдерживать. Однако проявляет инициативу, обладает влиянием на окружающих, быстро переходит от одного дела к другому. Любит быть в центре внимания.
Меланхолик быстро утомляется, не уверен в себе, тревожен, но это тонко чувствующий, осторожный, осмотрительный человек. Характеризуется, как правило, замкнутостью, необщительностью, замедленной реакцией. Склонен к сильным переживаниям по не­значительному поводу, застенчив. В условиях интенсивных произ­водственных процессов его трудоспособность снижается.


  Для определения типа темперамента используется тест А. Белова «Формула темперамента» или компьютерный вариант тестирования.

 

Экстраверсия, интроверсия.

Помимо типов темперамента в психологии различают тесно с ними связанные понятия экстраверсии — интроверсии. Экстравертированный тип отличает обращенность личности на окружающий мир. Экстравертам (сангвиники и холерики) свойственны - импульсивность, инициативность, гибкость поведения, общительность, социальная адаптированность. Интроверты (меланхолики и флегматики), для них характерны фиксация интересов на явлениях собственного внутреннего мира, необщительность, замкнутость, социальная пассивность, склонность к самоанализу, затруднение социальной адаптации.

 Если тип темперамента, например, сангвиническо - меланхолический, то такой человек относится к категории амбавертов, то есть он может быть и экстравертом и интровертом в зависимости от эмоционального состояния и ситуации.

 В наиболее чистом виде темперамент проявляется в детском возрасте. По мере взросления детей, отдельные показатели темперамента как бы сглаживаются, маскируются, переплетаются с чертами характера.

Известно, что Кутузов был флегматиком, Петр I, Суворов, Павлов - холерики; Лермонтов и Наполеон - сангвиники; Чайковский, Шопен, Чехов - меланхолики. Каждый тип темперамента имеет свои сильные и слабые стороны.

 В процессе воспитания, опираясь на сильные стороны темперамента и нейтрализуя слабые, формируется социально ценный характер. С целью оптимизации обучения и воспитания педагогу важно в своей деятельности учитывать тип темперамента своих воспитанников. Вот какие советы даёт психолог Р.М.Грановская:

· полезно контролировать деятельность холерика как можно чаще, в работе с ним недопустима резкость, несдержанность, так как они могут вызвать отрицательную ответную реакцию. Любой поступок его должен быть требовательно и справедливо оценен. При этом отрицательные оценки должны даваться в очень энергичной форме.

· перед сангвиником следует непрерывно ставить новые, по возможности интересные задачи, требующие от него сосредоточенности и напряжения. Необходимо постоянно включать его в активную деятельность и систематически поощрять его усилия.

· флегматика нужно вовлечь в активную деятельность и заин­тересовать. Он требует к себе систематического внимания. Его нельзя быстро переключать с одной задачи на другую.

· в отношении меланхолика недопустимы не только резкость, грубость, но и просто повышенный тон, ирония. О проступке, совершенном меланхоликом, лучше поговорить с ним наедине. Он требует особого внимания, следует вовремя хвалить его за проявленные успехи, решительность и волю. Отрицательную оценку следует использовать как можно осторожнее, всячески смягчая ее негативное действие.

 

Таким образом, темперамент проявляется в особенностях протекания психических процессов, влияя на скорость воспоминания и прочность запоминания, беглость мыслительных операций, устойчивость и переключаемость внимания.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 109; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.136.165 (0.005 с.)