Структура личности в разных теориях 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Структура личности в разных теориях



 Почти все современные теории личности в своей основе были разработаны в первой половине XX в.

Теория черт личности (Г. Олпорт, Р. Кеттел)

В теории черт личности основным понятием, с помощь которого описывается личность, является понятие черта личности. Под чертой личности понимается устойчивое свойство, которое приобретается человеком в процессе жизни на основе его опыта, наследственности и физиологических особенностей его организма. К чертам личности относятся, например, черты характера человека.

Предполагается, что черты личности начинают складываться в раннем детстве, и к 6—8 годам основные черты личности человека (черты его характе­ра) уже оказываются сформировавшимися. Далее система черт личности человека может развиваться, изменяться, и этот про­цесс обычно продолжается в течение всей жизни человека. Од­нако главные черты личности, сформированные в детстве, ос­таются в основном неизменными в течение жизни человека.

Психоаналитиче­ская теория (3. Фрейд). Лич­ность является внутренним, психологическим образованием человека, состоящим из трех частей: Ид, Эго, Суперэго.

Ид – бессознательное - биологические инстинкты и органические потребности чело­века, бессознательно побужда­ющие его действовать определенным образом. Влияние этих инстинктов и потребностей на свое поведе­ние человек контролировать не может. Напротив, они поми­мо сознания и воли человека управляют его поведением, за­частую заставляя действовать вопреки воле и сознанию.

Эго. К нему относится все, что человек знает о себе как о личности, то есть его личностное самосознание. Эта часть личности осознается человеком, хотя и не всегда правильно. К Эго могут относиться как положительные, так и отрицательные качества, признаваемые человеком или реально существующие у него.

Суперэго. В него входят ценности человека, его жизненные цели, идеалы.

Все три составляющие личности: Ид, Эго и Суперэго обычно находятся в состоянии трудно разрешимого конфликта, который человек стремится разрешить в процессе своего личностного роста и развития.

Теория социальных ролей исходит из того, что каждый человек в жизни берет на себя и играет определённые социальные роли.

Один из наиболее известных вари­антов такой теории был предложен американским психоло­гом Э.Берном. Согласно его концепции человек чаще других берет на себя и играет следующие социальные роли: роль ре­бенка, роль родителя и роль взрослого человека.

Роль ребенка прояляется в том, что взрослый человек продолжает ощущать себя ребенком. Это проявляется в том, что он, например, ведет себя безответственно, капризничает, предъявляет ок­ружающим людям повышенные требования, касающиеся за­боты о нем, и т.д. При этом он сам не заботится об окружа­ющих людях и считает это вполне нормальным.

Если человек ведет себя так, как будто те, кто его окру­жает, его дети, безответственные, беспомощные, не самосто­ятельные, не вполне разумные и за ними нужен постоянный уход — он чувствует себя в роли родителя. Роль родителя психологически проявляется в том, что человек сам, не счи­таясь с мнениями других людей, берет на себя ответствен­ность за них, навязывает свою заботу, предъявляет им тре­бования как к детям, обращается с ними как с детьми, на­пример, наказывает, поучает и т.п.

Роль взрослого человека состоит в том, что человек дей­ствительно ведет себя так, как обычно ведут и должны вес­ти себя взрослые люди в отношении друг друга. В этом слу­чае люди уважают личную свободу и независимость каждо­го, признают друг за другом право вести себя так, как сами считают нужным, уважают друг друга, доверяют друг другу.

Все три роли, по мнению Берна, сочетаются в поведении каждого человека, и их индивидуальное сочетание представляет индивидуальную структуру личности соответствующего человека.

Гуманистические теории.

Наибольшую известность среди гуманистических теорий личности получила теория, разработанная американским психологом  А. Маслоу.

Основным понятием, с помощью которого личность характеризуется в этой теории, является понятие «потребность». Структура личности, по Маслоу, представляет собой упорядоченную систему, или иерархию, потребностей, в которой верхнюю ступень занимает наиболее важная для человека на данном этапе его жизни потребность.

Пирамида (иерархия) человеческих потребностей по А. Маслоу: потребность в самоактуализации, эстетические потребности, познавательные потребности, потребность в уважении; потребность в принадлежности к определённой группе и любви; потребность в безопасности; физиологические (органические) потребности.

Если человек представляет собой высокоразвитую личность, то главной для него становится потребность в самоактуализации. Под ней понимается стремление человека наиболее полному развитию всех своих способностей, особенно тех из них, реализация которых может принести максимальную пользу людям.

Человек, для которого эта потребность стала наиболее важной в жизни, называется самоактуализирующейся личностью.

Такая личность, по Маслоу, обладает следующими основными чертами:

самостоятельность и независимость в поведении и в мышлении;

наличие высокой морали;

повышенные нравственные требования, которые чело­век предъявляет себе;

 реалистический взгляд на мир;

адекватная самооценка и нормальный уровень притя­заний;

доброжелательное, уважительное отношение к людям, принятие их такими, какие они есть;

относительная независимость от мнений людей;

 стремление к духовному росту и нравственному само­совершенствованию.

Потребности более высокого уровня возникают, становят­ся актуальными, значимыми для человека только тогда, ко­гда хотя бы в минимальной степени удовлетворяются его по­требности более низкого уровня. Если, к примеру, человек постоянно голоден или не чувствует себя в безопасности, то вряд ли общение или потребность творчества станут для не­го актуальными. Если человек стал твор­ческой личностью, и потребность творчества вышла для него на первый план, то ради творчества он оказывается готовым в какой-то степени пожертвовать удовлетворением всех ос­тальных своих потребностей — тех, которые занимают в ие­рархии более низкое место.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 77; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.249.105 (0.005 с.)