Специальные способности проявляются в отдельных видах деятельности (художественные, литературные, математические, музыкальные) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Специальные способности проявляются в отдельных видах деятельности (художественные, литературные, математические, музыкальные)



Музыкальные способности:

  • это эмоциональное восприятие и легкое узнавание мелодий,
  • точное воспроизведение мелодии по слуху (музыкальная память),
  • способность чувствовать ритм и воспроизводить его,
  • абсолютный слух – способность точно определять высоту звука.

Психолог С. Л. Рубинштейн утверждает, что развитие специальных способностей обуславливает профессиональную технику и мастерство.

Психологи Рубинштейн, Б. В. Теплов, Б. Г. Ананьев убедительно показали, что специальные способности обретают созидательные свойства лишь благодаря тому, что в их структуре проявляется и усиливается действие общих способностей. В общих способностях интегрируются творческие силы человека.

Интенсивное и одновременное развитие и взаимопроникновения общих и специальных способностей человека предопределяет его творческий потенциал.

Развитию способностей помогает интерес – это такое отношение к предмету, при котором наше внимание постоянно направлено на этот объект.Склонность – это направленность личности на определенное занятие.

Связь и ее отсутствие между интересом и склонностью. (Привести примеры)

Для успеха в деятельности кроме наличия заданной способности, интересов и склонностей нужен ряд черт характера: трудолюбие, организованность, настойчивость, целеустремленность, сосредоточенность. Без наличия этих качеств, даже выдающиеся способности не приведут к значительным достижениям. Способность человека к постановке новых вопросов и проблем занимает центральное место в творчестве. Корни этой способности лежат в природной любознательности детей.

Активность школьников в постановке вопросов блокируется сложившейся формой общения в процессе обучения: «спрашивающий» - учитель, «отвечающий» - ученик. Формируются мотивационно – личностные барьеры, приводящие к тому, что ребенок боится задавать вопросы (подумают, что я -дурак и ничего не знаю).

Обращения учителя к диалогическим формам обучения, организация дискуссий, проблемного диалога позволит не только сохранить творческую активность детей, но и значительно повысить интерес к учению. Творчески активные учащиеся склонны задавать вопросы, высказывать сомнения, не соглашаться с учителем и как результат, бывает так, что они психологически отвергаются учителями.

 Учитель должен поддерживать и улучшать самооценку ребенка в проявлении творчества. Поощрять успехи и не задерживать внимания на неудачах. Ошибки ребенка нужно рассматривать как накопление опыта, а не повод для наказания или осмеяния. Психологический климат в классе должен сводить к минимуму страх ученика делать ошибки и поддерживать их попытки и старания проявить творческую активность даже при неудаче.

Советский психолог Н. С. Лейтес, изучавший одаренных детей, обнаружил у них ярко выраженную склонность к умственному труду, стремление к постоянному поглощению новых знаний, новой информации.

И так, способности формируются и обнаруживаются в деятельности.

Задатки – врожденные анатомо-физиологические особенности мозга и нервной системы, которые обуславливают природные различия между людьми.

Одаренность – это совокупность задатков, которые человек получает при рождении.

Способности – это индивидуально – психологические особенности человека, отвечающие требованиям данной деятельности и являющиеся условием ее успешного выполнения (наблюдательность, зрительная память, музыкальный слух, техническое воображение)

Способности хотя и зависят от одаренности, но они всегда являются результатом обучения и воспитания. Даже самые способные должны научиться петь или рисовать.

Мастерство – качественный уровень профессиональной деятельности.

Талант – это сочетания способностей, дающее человеку возможность успешно, самостоятельно и оригинально выполнять деятельность. Талант не освобождает человека от труда. Эдисон – изобретатель: «В моих достижениях 99% потения и 1% гения». Талантливым человеком может быть и учитель и врач…

Польский пианист И. Я. Падеревский однажды выразился так: «Если я не упражняюсь один день, то это замечаю я, если не упражняюсь в течение 2-х дней, то это замечают мои критики, если я пропущу 3 дня, то это замечает публика».

Гениальность – сочетание талантов, которое дает возможность опережать эпохи. «Пушкин прекрасно знал, что он гениален. Но у него было достаточно ума и осторожности, чтобы ни кому об этом не говорить. Люди еще не доросли до того, чтобы спокойно принимать такого рода заявления». (А. Грин)

Проблема творческого развития человека – наиболее актуальная проблема совершенствования духовной культуры общества. Творчество – ведущая сила общественного прогресса и развития каждого человека. В творчестве заключены созидательные начала науки, техники, искусства, культуры, социальной и нравственной жизни людей.

В подлинном творчестве участвует лишь незначительная часть общества и способности к творчеству или талант представляется редким даром, скорее случайностью, чем нормой общечеловеческого развития. Хотя, Н. Г. Чернышевский писал: «В гениальных людях никогда не было недостатка», лишь бы только было открыто поприще для деятельности этих людей».

 

Лекция 9.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 147; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.168.172 (0.005 с.)